Криволинейные бордюры (2.1.0) 17 страница
также была присуща орнаментальная структура, заданная ромбами и уголками. Как и у восточных хантов, северохантыйские ромбы и уголки имели ступенчатую конфигурацию. Пространство вокруг ромбов часто заполнялось узорной перекрестной линией (рис. 8, 12). В площади ромба располагались аналогичные фигуры, ступенчатые или составленные из треугольников, а также в виде звезд.
Ромбические орнаменты третьего варианта, имевшие исходной формой мотив из параллельных входящих друг в друга ромбов и уголков, воплощены в северохантыйской декоративной среде в тех же двух разновидностях, что и у восточной группы. Это —нашивание бисера в виде разноцветных параллельных ромбов, дополненных уголками, и парные уголки, добавлением к которым служат ромбики, встречающиеся на лентах из нанизанного бисера (рис.8, 16—17).
Четвертый вариант мотивов представлен у северных хантов отдельными образцами. Продление сторон дает «решетчатые ромбы» {рис. 8, 18)— узор, общий для орнаментального творчества всех групп хантов. Таковым является и бордюр из ромбов с лучистыми отростками на сторонах (рис. 8, 23). Общность с восточными хантами наблюдается по ли-нии ромбических узоров, где продление сторон происходит только через две вершины фигур (рис. 8, 20). Северохантыйскую орнаментальную специфику отражают орнаменты из ромбов, обладающих следующими чертами: лучистые отростки, направляемые не только вовне, но и внутрь фигуры, а также выемчатые вершины у последней (рис. 8, 26).
Крючкообразные загибы продленных сторон —показатель пятого варианта ромбических бордюров. У северных хантов они зафиксированы на бересте, но конфигурация узоров аналогична соответствующим образцам южнохантыйской вышивки (рис. 8, 27,31).
1.1.2.1.2. Вторую подгруппу, численно уступающую первой, создают узоры, составленные из изображений креста. Наибольшее количество узоров приходится здесь на первый вариант, образованный с помощью повторов простейшего косого креста, ширококонтурного в аппликации по ткани и контурного в вышивке бисером. Никакие другие элементы не добавляются в мотиве (рис. 8, 36). Пярна — «крест», так звучит название узора. Вертикально удвоенный крест в сочетании с тремя вертикальными полосками бытует в качестве окаймляющего бордюра на крышках берестяных коробок. Узор выскабливается контурно, в то время как основной мотив имеет ширококонтурное исполнение. Изображение креста с перекрестьями именуется аналогично и присутствует в узоре, как правило, без дополнительных элементов (рис. 8, 37). Подобные орнаменты бытуют чаще всего на нанизанных из бисера нагруд-
1.97
ных украшениях, и декоративная отделка мотива может состоять в расположении на площади фигуры ее контура.
Второй вариант в южно- и восточнохантыйском толковании — прямой крест —у северной группы не представлен, Как единичные явления зафиксированы орнаменты из крестов и ромбов.
Эпизодичностью в орнаментальной картине северных хантов отличается третий вариант. Крест из ромбов выступает в узоре не изолированно, а вместе с другими мотивами и именуется амп пант — «собачья лапа» (рис. 8, 43).
Восточнохантыйские подгруппы узоров, которые созданы сросшимися уголками, прямоугольником, квадратом и треугольником (1.1.2.1.3.—7), у северных хантов, за одним исключением, не представлены. Информация, относимая к более раннему времени, чем описываемый период—конец XVIII в. — позволяет говорить о бытовании узоров, образованных из прямоугольников, в инкрустации оловом по рогу. Орнамент возникал за счет исполнения сторон у прямоугольной фигуры в виде полосы с отростками. Метод получения орнамента путем придания узорного характера линии, образующей простейшие геометрические фигуры, известен в современном орнаментальном искусстве не столько у северных, сколько у восточных хантов в резьбе по черемуховой коре и в резьбе по кости при отделке пряжек для оленя. Отличие лишь в том, что восточные ханты чаще используют при этом флажкообразные элементы. У северных хантов только однажды встречен узор из прямоугольников с зубчатым краем на разделительных планках из черемуховых прутьев. Техническим приемом орнаментации являлась глухая резьба по черемуховой коре. Берестяная коробка, украшенная такими планками, относится к середине нашего века.
Вышитые мотивы, встречавшиеся в северохантыйском орнаментальном творчестве, без всякого исключения укладываются в рамки южнохантыйских вышитых бордюров, отличительная особенность которых —орнитоморфная сюжетность как основа орнаментального рисунка (1.1.2.1.4—5). В северохантыйских узорах представлены аналоги пятого варианта четвертой подгруппы и второго варианта пятой подгруппы (см. рис. 9, 5 и рис. 10, 4), а также седьмой вариант четвертой подгруппы. В последнем случае наблюдается некоторое своеобразие северохантыйской манеры стилизации: упрощение форм деревьев не сопровождается порой упрощением фигур птиц. Для всех севсрохантыйских образцов характерна техника ханты ханч.
1.1.2.2. Вторая группа прерывистых бордюров — а : т — очень слабо выражена в северохантыйских орнаментах. Речь идет главным образом о нескольких экземплярах вышивки, чьи мотивы хорошо проецируются на южнохантыйские узоры. Из основных бордюров здесь представлены те, что включают в себя птиц и дс-
ревья в характерной- для первого варианта конфигурации (рис. 12, /—2). Северохантыйской спецификой является исполнение мотивов в технике севем ханч. Из окаймляющих бордюров южнохантыйской вышивки в творчестве северных мастериц обнаружены крючкообразные мотивы (рис. 13, 8). Оригинальность северохантыйским узорам сравнительно с южной и восточной группами придают бордюры из «елочек», разделенных тремя вертикальными чертами (рис. 17, 1). Название, отнесенное к ним, звучит как «малой елки сучок» — аи хол нуви. Данные орнаменты статичны на протяжении всего XX в. по конфигурации, включая число «веток» у елочки; по технике и стилистике исполнения — контурное выскабливание; по предметному приложению — крышки берестяных коробок и, наконец, по функции на орнаментируемой поверхности — окаймляющие бордюры.
1.1.2.3. Третья группа мотивов, отличительной композиционной
особенностью которых служит горизонтальная плоскость симмет
рии— а • т, — занимает в северохантыйском орнаменте более
значимое место.
Бордюры из уголков в предельно лаконичной форме характеризуют первый вариант мотивов (рис. 8, 56). Они воплощены в разных материалах. В бисере уголки разделены пополам дополнительной горизонтальной линией. Мотивы второго варианта в виде уголков, стороны и вершины которых декоративно акцентированы, прослеживаются в северохантыйских материалах с рубежа веков. В начале XX в. на руках хантыйских женщин фиксировалась татуировка в виде описанных бордюров (рис. 8, 60). В середине века бытовал орнамент, выскобленный на стенке берестяного кузова (рис. 8, 61). Его генетическая связь с уголком устанавливается лишь в контексте южнохантыйской вышивки и татуированных фигур (см. рис. 8, 55, 60). В наши дни описанный орнамент не встречается, но широкое распространение в аппликативных узорах получил его упрощенный вид (рис. 8, 62). Именно эти узо-.ры являются типичными северохантыйскими представителями третьей группы. В современных узорах усложнение конфигурации уголков наблюдается редко: вершина оформляется в виде популярного мотива непрерывных хантыйских бордюров — «заячьих ушей» (рис. 8, 63).
1.1.2.4. Четвертая группа — а • а \ m — в целом может быть
охарактеризована восточнохантыйскими мерками: значительна в
количественном выражении, но не отличается разнообразием мо
тивов.
Среди орнаментов четвертой группы у северных хантов отсутствуют узоры из птиц и деревьев. По этому показателю их творчество сближается с восточной группой и разнится с южной (см.: 1.1.2.4.1).
1.1.2.4.2. Во второй подгруппе превалирующее положение занимают узоры первого варианта. Они созданы зигзагом, причем исполненным главным образом в ширококонтурной манере (рис.-8, 64—65). Именуется орнамент сюканэ — кривая. Основной формой его реализации являются аппликативные узоры на одежде, где зигзагу иногда принадлежит ведущая роль, и тогда он обрамлен полосами, но чаще сам зигзаг выполняет функцию бордюра, окаймляющего сложные непрерывные узоры. Контурный зигзаг создают нашитые из бисера узоры, идущие по краям деталей у платья, на женской обуви. Усложнение зигзага путем присоедине-•ния к нему отростков отмечено однократно (рис. 8, 66).
На долю оставшихся вариантов приходится мизерное количество орнаментов. Второй имеет единичного представителя: зигзаг дополнен уголками с конфигурацией «заячьих ушей». Третий вариант с мотивами из взаимоотраженных треугольников не обнаруживается, в отличие от южных и восточных хантов.
Вместе с тем у северных хантов бытуют оригинальные мотивы, объединяющиеся в сборный вариант. За одним исключением он составлен из вышитых орнаментов; техника — керем ханч, реже — севе.м хстч. Структура узоров задана здесь зигзагом, он присутствует в мотиве либо непосредственно, -либо опосредованно, через сорасположение элементов. В треугольном пространстве, очерченном зигзагом, располагаются различные элементы: ступенчатые прямоугольники, шестиугольники с ромбами, помещенными на их сторонах (рис. 8, 76). Последний мотив сходен с южнохаы-тыйскимп образцами (см.: рис. 8, 68), но обладает особенностью-элементом в виде стержня с прямоугольным основанием и треугольной пли ромбической вершиной, который расположен в изломах декоративного зигзага. Оригинальной композицией отличается: орнамент, выскобленный на берестяном ведерке в начале XX в. (рис. 8, 77). Зигзаг здесь дополнен вертикальными линиями, отходящими от его изломов. Бордюр в композиционном отношении представляет иссечение из сотовой орнаментальной структуры. Интересен и элемент, который находится в ячейках, о нем речь шла выше (1.1.2.3).
1.1.2.5. Пятая группа бордюров, помимо своеобразия симметрических характеристик — параллельного переноса а, — отличается еще и тем, что образована простейшими узорами.
1.1.2.5.1. Первая ее подгруппа имеет в основе окаймляющие вертикальные полосы. Они выполняются выскабливанием на бересте исключительно в контурной манере. В подавляющем большинстве случаев — это наклонные полосы, начало их фиксации относится к рубежу XIX—XX вв. Значительно реже употребляются северохантыйскими мастерицами строго вертикальные полосы. Полосы обоих видов, как правило, заключены между двумя коп-
турными линиями, так что целиком мотив предстает как параллелограмм или прямоугольник (рис. 15, 16). Мотивы из наклонных и вертикальных полос — единственная сквозная черта, сближающая асимметричные узоры всех групп хаптов.
Ни южнохантыйское разнообразие форм, ни восточнохантый-ские комбинации полос не представлены среди узоров пятой группы у северных хантов. Зато последними созданы оригинальные по конфигурации орнаменты — вторая подгруппа 1.1.2.5.2. Они реализуются только в одежде как аппликативные узоры, представлены здесь очень широко и, несмотря на свою чрезвычайную простоту, выступают в роли основных бордюров. Название мотива каранг васы — «утиный выводок». Первый вариант, наиболее многочисленный, создан двумя сросшимися треугольниками на ножке (рис. 17, 2}. Распространяющийся в последнее время прием пришивания не надрезанной полосы ткани, а вырезанного узора ведет к его деформации— утрачивается ножка. Превращение полосы, на которой располагаются мотивы, в зубчатую линию является еще одним нововведением, у мастериц с обостренным чувством новизны оно дополняется включением зубчатой линии в сам мотив (рис. 17, 3). Менее популярен упрощенный вариант описываемого орнамента — единичный треугольник на ножке. Этот вариант претерпевает почти все превращения, случающиеся с его усложненным собратом (рис. 17, 4).
1.1.2.6. Шестая группа не прослеживается в орнаментальных
материалах по северным хантам.
1.1.2.7. В седьмой группе бордюров объединяющим началом
служит зигзаг с прямым отростком, подчиненный правилам сим
метрии а-а. Узор выполняется на бересте, и техника его нанесе
ния зависит от конфигурации отростка: зигзаг с отростком-раз
вилкой (рис. 8, 84) в первой половине XX в. чаще раскрашивался
растительной краской, реже выскабливался, а мотив зигзага с
зигзагообразным отростком (рис. 8, 85), наоборот, главным обра
зом выскабливался как окаймляющий бордюр. Его название носит
абстрактный характер: шуканы — «кривая», Усложненные образ
цы орнаментов сохраняют связь с базовым мотивом, но приобре
тают и определенную самостоятельность, выступая в роли основ
ного узора и имея широкоплоскостной рисунок. Статичностью
формы и широкой географией бытования отличается узор, в кото
ром зигзаг дополнен популярным мотивом «заячьи уши». Часть
узоров описываемой группы создает сочетание зигзага с меандро-
образным элементом (рис. 8, 86). Последнему придается как пре
дельно простая форма, так и витиеватая за счет присоединения
Г-образного и иного рода отростков. Иногда такие же отростки
присущи и вершинам .зигзага. Следует отметить, что подобные
узоры представляют самые декоративно насыщенные образцы не только среди орнаментов группы, но и всей орнаментируемой бересты в целом. Хочется остановиться еще на одном орнаменте, интересном как своеобразной манерой художественной обработки зигзага — присоединение элементов к вершине, а не к сторонам последнего, — так и вторым своим элементом-—сдвоенным треугольником (рис. 8, 87). Это единственный случай, когда данный элемент бытует на бересте, а не в аппликации из ткани (см 1.1.2.5.2).
Орнаменты с оригинальным элементом, присоединенным к зигзагу, встречались в 1940-е гг. на Казыме (рис. 8, 88). Г-образ-ный отросток соседствовал здесь с элементом, очень распространенным среди криволинейных узоров. В данном случае он исполнен в прямолинейной манере. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что имя элемента — «заячье ухо». Мастерица, таким образом, отождествляет два узора, различающихся по характеру изгибов орнаментальной линии и до форме. Вместе с тем нельзя не отметить, что непрерывный мотив с аналогичным названием и рассматриваемый элемент сближает структура строения, базирующаяся на уголке с раздвоенными сторонами. Несхожесть элементам сообщают стилистически разные решения.
1.2.0. Розетки
В силу особенностей своего формирования —достижение повторяемости элементов за счет симметрии вращения — поверхность, благоприятная для расположения розеток, должна иметь либо округлую форму, либо приближаться к квадратной. В северохантыйской орнаментальной традиции существует больше предпосылок для развития орнаментов означенной категории, чем у восточных хантов, поскольку помимо крышек у берестяных коробок и женских игольников, поверхность которых соответствует описанным нормам, здесь распространено членение горизонтально протяженной поверхности на зоны-секции. Насколько реализуются скрытые потенции, может показать сравнительный анализ материала как на уровне межгруппового сопоставления, так и на вну-триструктурном уровне самого орнамента, прежде всего по линии бордюры—розетки. Восточнохантыйские прямолинейные розетки распределились по пяти группам, определяемым видами симметрии 4 • т, 4 • п, 2 • т, 1 • т и 1 • п.
1.2.0.1. Первая группа розеток с видом симметрии 4-т — одна из наиболее репрезентативных у северных хантов.
1.2.0.1.1. Первая подгруппа розеток, как и у восточных хантов, представлена эпизодически и лишь вышитыми орнаментами, характерными для среднеобских и обских хантов с казым-
ским диалектом. Стилизованные изображения птиц и деревьев составляют основу орнаментального мотива. Конфигурация указанных элементов сходна с южнохантыйскими образцами (рис. 14, I—2). Специфика северных хантов имеет технический оттенок: узоры вышивались чаще севем ханч, а не ханты хани и руть ханч,^ как у южной группы.
1.2.0.1.2. Вторая подгруппа северохантыйских узоров тождественна восточнохантыйским. Выразителем этой подгруппы стала розетка с элементом вращения в виде параллельных уголков. Последние состыкованы таким образом, что в центральной части орнамента возникает изображение креста (рис. 16, 1]. Розетки из уголков фиксируются на ^ крышках берестяных коробок с начала XX в., к столь же раннему времени относятся и их декоративно более замысловатые варианты. Техникой выскабливания был нанесен узор, в котором линия, образующая уголки, принимает форму «сухариков». Другой вышитый орнамент примечателен тем, что мотив создан здесь из уголков, имеющих вид «заячьих ушей». Такая творческая переработка встречается и у восточных хантов (рис. 16, 2). Оригинальность северохантыйским розеткам второй группы придает гармоничная фигура, исполненная на наволочке в технике мозаики по сукну (рис. 16, 4). Ее интерпретация неоднозначна: мотив может трактоваться как уголок, замкнутый зигзагом с ромбиком, либо вся фигура предстает в виде диагонально пересеченного ромба с декоративными вершинами и отростками на сторонах.
1.2.О.1.З.- Т р етью подгруппу розеток составляет "крест с перекрестьями (рис. 16, 5). Как и в восточнохантыйских орнаментах, данная подгруппа превалирует в количественном отношении над остальными. Аппликация из ткани на игольниках, выскабливание на спинках детских колыбелей-—вот предметная сфера данного орнамента. Его форма сохранилась на протяжении XX в. Отмечен лишь один случай усложнения креста с перекрестьями в качестве орнаментальной розетки, представленный выскобленным узором на колыбели.
1.2.0.1.4. Четвертая подгруппа — сборная, в нее вошли розетки.в виде квадрата с декоративными отростками по сторонам, между ними размещены как простейшие, так и сложные фигуры (рис. 16, 6). Перекрестное расположение бордюров, нанизанных из бисера, составляет композиционную основу розетки, украшав-'шей в начале XX в. рукавицу из ткани. Дополнительными элементами являлись вышитые бисером «елочки», лучеобразно отходящие от перекрестья.
1.2.0.2. Вторая группа — 4 • п — численно также мала, но отличается устойчивостью формы на протяжении всего исследуемого отрезка времени — XX в. Она тесно связана с уже рассмотренными
розетками (1.2.0.1.2) по технике исполнения, проявлению прикладного начала, мотиву: выскобленный узор на крышке берестяной коробки, в котором элемент вращения — уголок. Единственное, но существенное отличие — перемычки между уголками (рис. 16, 7). Эта стилистическая особенность рушит симметрию элемента и ведет к своеобразному оформлению центральной части элемента, напоминающей непрерывные мотивы (1.1.1.5).
1.2.0.3. Третья группа розеток — 2-ш -- имеет-разнородный состав, подвижность форм и мизерное численное выражение. Ситуация тождественна восточнохантыйской. Совпадает п один из узоров (рис. 16, 8). Он составлен из хорошо известных хантыйским женщинам непрерывных мотивов. Такой же принцип компоновки узора — непрерывный мотив плюс плоскость симметрии — демонстрируют п другие образцы розеток. Пополняет группу стилизованное «изображение рыбы» — хул хур (рис. 16, 11).
1.2.0.4. Четвертая группа розеток внушительна в количественном отношении. Ее определяет вид симметрии 1 • т, и речь идет о зеркально симметричных фигурах. Каких-либо устойчивых орнаментальных форм не удалось выявить в рамках группы, хотя некоторые образцы обнаруживают сходство на уровне структуры. Фигура треугольника и близкий к ней уголок очерчивают границы узорного пространства у розеток, помещаемых на тутчанах (рис. 16, 13}.,Еще одна общая черта заключается в том, что основные декоративные узлы приходятся на вершину и основание композиционной фигуры. При традиционной устойчивости общих правил построения формы реализации их изменчивы. Иллюстративный образец, за вычетом верхней части, тождествен по форме элементу уже описанной розетки, бытовавшей на рубеже XIX—XX вв. (рис. 16, 4). Поиску новых форм воплощения традиционных композиционных канонов обязан-своим появлением орнамент, где описанная узорная схема решена с помощью S-образных фигур (рис. 16, 14). Средством декоративной отделки являются элементы, характерные для прямолинейных непрерывных бордюров. То же самое можно утверждать и относительно редких экземпляров стилизованных изображений животных, исполненных в прямолинейной манере (рис. 16, 15). Название изображений подтверждает высказанное замечание: сури тухл вой хура верум— «крылья чайки к изображению животного приделали».
1.2.0.5. Пятая, группа розеток исключительно малочисленна и образована аппликатнвными орнаментами из S-образных фигур, нашитых на суконные рукавицы северных хантов (рис. 16, 16). В композиционном отношении это розетки с асимметричным элементом переноса п числом его совмещений, равным единице — 1 • п.
1.2.0.6. Шестая группа включает в себя большое количество орнаментов. Ее отличительную особенность составляет нсполъзо-204
ванне непрерывных мотивов,_ изъятых из контекста бордюра, в замкнутом квадратном пространстве. Иными словами, происходит превращение непрерывного орнамента в.розетку. Такого рода орнаментальные фигуры заполняют собой зоны-секции горизонтально протяженных площадей: стенки берестяных коробок, колыбелей, жертвенные покрывала н т. д. Из всего многообразия непрерывных бордюров предпочтение отдается лишь двум мотивам — «соболю» и «щучьим зубам» (рис. 16, 18—19). Зеркальность фона и узора определяет двойное совмещение элемента, в случае его симметрии получается вид 2 • т, асимметрии — 2 • п. В орнаментах восточной группы хантов нет параллелей описанным розеткам. В целом следует отметить, что при наличии в северохантыйских прямолинейных розетках разнообразия форм и воздействующих на них симметрических преобразований они не отличаются традиционной устойчивостью. Она свойственна лишь малому количеству розеток. Крест с перекрестьями, узоры из параллельных уголков — вот составные этой малой части, создающей канонизированное ядро в области орнаментальных прямолинейных розеток. В основной же своей массе фигуры, заключенные в зоны-секции, поверхность которых способствует образованию розетчатых орнаментальных структур, решены на основе бордюрных мотивов. Не характерно для северных хантов исполнение в строго прямолинейной манере стилизованных изображений.
1.3.0. Сетки
-
Рассматриваемая область орнаментального творчества имеет
у северных хантов еще меньший удельный вес, чем розетки. Малая численность сетчатых орнаментов сопровождается их декоративным аскетизмом и унификацией форм, что отражает групповой состав.
1.3.0.1. Первая группа выражена квадратными сетками. В нашем веке узоры, построенные на основе цветового контраста квадратиков из меха, расположенных в шахматном порядке, можно встретить лишь на женских сумочках для рукоделия (рис. 15, 20). Кантом из ткани, вставленным в швы, меховые квадратики разделены на горизонтальные ряды. На рубеже веков встречались плетенные из камыша циновки с более сложным сетч-атым орнаментом: мотивы в ячейках сетки были составлены из квадратиков. К середине XIX в. относится квадратная сетка сложного строения, зафиксированная на рукояти ножа и выполненная, в технике инкрустации оловом. Собственно сетка здесь декоративно еще не оформлена, а мотив ячейки составил диагонально перекрещенный ромб и треугольники.
ОЛ«
1.3.0.2. Вторая группа сеток — ромбических реализована
только в бисерных узорах, где используются два технических приема: нанизывание и расшивание в наборе по пять бисеринок. Прикладная сторона орнамента определена нагрудными женскими украшениями и платьем, точнее такими его деталями, как манжеты, разрезы на груди и подол. У одних орнаментов наличествует лишь сама сетка, у других оформлению подлежат и ячейки, которые заполняются фигурами ромбов (рис. 15, 21). Важным средством художественного оживления столь скупых по форме узоров становится разноцветий обеих структурных составных орнаментальной сетки: собственно сетки п мотивов в ее ячейках.
§ 4. Сравнительный анализ
Бордюры, построенные по принципу сочетания самостоятельных фигур, по-разному проявляются в декоративном творчестве у трех групп хантыйского этноса. Для южнохантыйскнх узоров от; являются определяющей композиционной моделью, реализуемой в вышивке и в нанизывании бисера, что служило украшением одежды, и прежде всего женских рубах. Богатство- форм южнохантыйской вышивки в подавляющем большинстве слагалось из фигур птиц и деревьев в различной степени их стилизации. Орнп-томорфные мотивы стали орнаментальным символом южнохантын-ской культуры.
У восточных хантов прямолинейные прерывистые бордюры заметно потеснены в декоративных правах как непрерывными, так и криволинейными прерывистыми бордюрами. Вместе с тем на орнаментальных лентах, нанизанных из бисера, ряды из несложных геометрических фигур и во второй половине XX в. не менее популярны, чем витиеватая по конфигурации изломов орнаментальная полоса непрерывных бордюров. Орнаментальные свидетельства рубежа веков позволяют вести речь о более широком внедрении в декоративное творчество восточных хантов прерывистых бордюров. Параллельный перенос ромбов, треугольников, уголков, иногда сопровождаемый использованием других элементов симметрии, создавал узоры в резьбе по кости, дереву, аппли-каппп по зачерненной бересте и в выскабливании по бересте. Особенно искусные композиционные сочетания возникали из треугольников в резьбе по дереву, например, на ножнах. Резной декор последних, так же как п костяных частей оленьей упряжи и штампованные узоры на берестяных табакерках, где в силу технических особенностей господствовали прерывистые бордюры, —все это входило в сферу мужского орнаментального творчества. Яркий сзлет п расцвет женского декоративного искусства и практически сошедшее на нет мужско.е — две стороны единого процесса, рпсуе-
мого на основе этнографических данных XIX—XX вв. н именуемого генезисом восточнохантыйского орнамента. Следствием указаннрй тенденции и явилось уменьшение роли прерывистых бордюров среди узоров. Этому способствовали п подвижки в развитии женского орнаментального творчества, произошедшие в течение XX в.: почти исчезла аппликация с зачерненным фоном на бересте, а в выскабливании явно доминирующими стали криволинейные формы и прямолинейность почти целиком перешла в окаймляющие бордюры.
В творчестве северной группы хантов прерывистые бордюры выражены слабо. Это связано с тем, что сферой их приложения служит орнаментированная в технике выскабливания берестяная утварь —материал, редко встречающийся в местах проживания некоторых групп северных хантов. И несмотря на то, что прямолинейные прерывистые узоры на бересте имеют здесь порой более развитую конфигурацию, чем у восточной группы, вследствие небольшого количества они теряются на общем декоративном фойе. 'Скромным дополнением к бересте являются орнаменты, нашитые на женские платья. Хотя прерывистые бордюры н исполняются 'апплнкативно, но степень их проникновения в эту область орна-' ментальной техники невелика.. Декоративная аппликация на ткани не может служить благоприятной сферой для развития прерывистых бордюров: данный способ орнаментации включает в себя нашивание прорезанной согласно узору полосы ткани, что вполне согласуется с особенностями непрерывных бордюров и противоречит характеру прерывистых.
Межгрупповое сопоставление хантыйских прерывистых бордюров по видам симметрии дало следующие результаты. Виды
мметрпн а • ш : пг (1.1.2.1) п а • а : :п (1.1.2.4) популярны у всех трех групп этноса, и мотивы, построенные с учетом указанных элементов симметрии, относятся.к числу наиболее излюбленных у хантыйских мастериц. Вместе с тем у южных и северных хантов наблюдается специфическая избирательность в пользу и других симметрических характеристик. Так, в южнохантыйской орнаментике сильны позиции вида а : m (I.1.2.2), а в северохантыйских узорах довольно часто заметно подчинение виду а • m (1.1.2.4) и намного весомее, чем у других групп этноса, представлен вид а (1.1.2.5). Каждый из указанных видов бордюрной симметрии на-гтолнен вполне конкретными орнаментальными формами, которые и являются зримым воплощением традиционных стереотипов соразмерности, всецело господствующей в узорных пространствах. Общехантыйскпй фонд элементов, слагаемых в прерывистые •бордюры, включает в себя основополагающие геометрические фи--туры: ромб, косой крест, шевроны, зигзаг (рис. 8,
1—2, 35—36, 56, 64—65). Такой элементный набор прослеживается на обширной территории: в Сибири, Средней Азии, Кавказе, Восточной и частично Западной Европе. Сходство, имеющее под собой евразийскую почву, объясняется унаследованием многими народами древнего искусства, которое повсеместно отличалось единообразием и простотой, форм, четкостью и ясностью рисунка. В рамках сибирского региона истоки подобного орнамента берут начало в неолите п бронзе [Иванов С. В., 1963]. Хантыйская орнаментальная традиция, однако, донесла до наших дней не •только первоначальные формы, но и их переработанные варианты. Так, для бордюров данного этноса характерен не только ромб, но п составной ромб с уголками, решетчатые ромбы и ромбы с прямым отростком на сторонах" (рис. 8, 14—16, 18, 22—23). Каждый из данных мотивов в отдельности также обнаруживает широкую территорию бытования и глубокие корни; решетчатые ромбы, например, восходят к неолитической ямочно-гребенчатой керамике лесной зоны европейской части России и Западной Сибири [Иванов С. В., 1963]. Но сочетание мотивов в виде единой ромбической триады образует тот общий орнаментальный стержень в хантыйском декоративном творчестве XIX—XX вв., от которого отходят столь различные на первый взгляд ветви, как южнохантыйская вышивка с ее торжественной нарядностью красок и буйством форм (рис. 8, 7—9, 33—34], с одной стороны, и сдержанные бисерные узоры восточных хантои (рис. 8, 10—//, 17), с другой. Стоит обратить внимание и на то, что подобное ромбическое триединство не встречается ни в одном из сибирских орнаментальных типов, выделенных С. В. Ивановым (1952, 1961).