Криволинейные бордюры (2.1.0) 17 страница


также была присуща орнаментальная структура, заданная ром­бами и уголками. Как и у восточных хантов, северохантыйские ромбы и уголки имели ступенчатую конфигурацию. Пространство вокруг ромбов часто заполнялось узорной перекрестной линией (рис. 8, 12). В площади ромба располагались аналогичные фигу­ры, ступенчатые или составленные из треугольников, а также в виде звезд.

Ромбические орнаменты третьего варианта, имевшие исходной формой мотив из параллельных входящих друг в друга ромбов и уголков, воплощены в северохантыйской декоративной среде в тех же двух разновидностях, что и у восточной группы. Это —наши­вание бисера в виде разноцветных параллельных ромбов, допол­ненных уголками, и парные уголки, добавлением к которым слу­жат ромбики, встречающиеся на лентах из нанизанного бисера (рис.8, 16—17).

Четвертый вариант мотивов представлен у северных хантов отдельными образцами. Продление сторон дает «решетчатые ром­бы» {рис. 8, 18)— узор, общий для орнаментального творчества всех групп хантов. Таковым является и бордюр из ромбов с лучи­стыми отростками на сторонах (рис. 8, 23). Общность с восточны­ми хантами наблюдается по ли-нии ромбических узоров, где прод­ление сторон происходит только через две вершины фигур (рис. 8, 20). Северохантыйскую орнаментальную специфику отражают орнаменты из ромбов, обладающих следующими чертами: лучис­тые отростки, направляемые не только вовне, но и внутрь фигуры, а также выемчатые вершины у последней (рис. 8, 26).

Крючкообразные загибы продленных сторон —показатель пя­того варианта ромбических бордюров. У северных хантов они за­фиксированы на бересте, но конфигурация узоров аналогична соответствующим образцам южнохантыйской вышивки (рис. 8, 27,31).

1.1.2.1.2. Вторую подгруппу, численно уступающую пер­вой, создают узоры, составленные из изображений креста. Наи­большее количество узоров приходится здесь на первый вариант, образованный с помощью повторов простейшего косого креста, ширококонтурного в аппликации по ткани и контурного в вышивке бисером. Никакие другие элементы не добавляются в мотиве (рис. 8, 36). Пярна — «крест», так звучит название узора. Вертикально удвоенный крест в сочетании с тремя вертикальными полосками бытует в качестве окаймляющего бордюра на крышках берестяных коробок. Узор выскабливается контурно, в то время как основной мотив имеет ширококонтурное исполнение. Изображение креста с перекрестьями именуется аналогично и присутствует в узоре, как правило, без дополнительных элементов (рис. 8, 37). Подобные орнаменты бытуют чаще всего на нанизанных из бисера нагруд-

1.97

ных украшениях, и декоративная отделка мотива может состоять в расположении на площади фигуры ее контура.

Второй вариант в южно- и восточнохантыйском толковании — прямой крест —у северной группы не представлен, Как единичные явления зафиксированы орнаменты из крестов и ромбов.

Эпизодичностью в орнаментальной картине северных хантов отличается третий вариант. Крест из ромбов выступает в узоре не изолированно, а вместе с другими мотивами и именуется амп пант — «собачья лапа» (рис. 8, 43).

Восточнохантыйские подгруппы узоров, которые созданы срос­шимися уголками, прямоугольником, квадратом и треугольником (1.1.2.1.3.—7), у северных хантов, за одним исключением, не пред­ставлены. Информация, относимая к более раннему времени, чем описываемый период—конец XVIII в. — позволяет говорить о бы­товании узоров, образованных из прямоугольников, в инкрустации оловом по рогу. Орнамент возникал за счет исполнения сторон у прямоугольной фигуры в виде полосы с отростками. Метод полу­чения орнамента путем придания узорного характера линии, обра­зующей простейшие геометрические фигуры, известен в современ­ном орнаментальном искусстве не столько у северных, сколько у восточных хантов в резьбе по черемуховой коре и в резьбе по кос­ти при отделке пряжек для оленя. Отличие лишь в том, что вос­точные ханты чаще используют при этом флажкообразные элемен­ты. У северных хантов только однажды встречен узор из прямо­угольников с зубчатым краем на разделительных планках из черемуховых прутьев. Техническим приемом орнаментации явля­лась глухая резьба по черемуховой коре. Берестяная коробка, украшенная такими планками, относится к середине нашего века.

Вышитые мотивы, встречавшиеся в северохантыйском орна­ментальном творчестве, без всякого исключения укладываются в рамки южнохантыйских вышитых бордюров, отличительная особен­ность которых —орнитоморфная сюжетность как основа орнамен­тального рисунка (1.1.2.1.4—5). В северохантыйских узорах пред­ставлены аналоги пятого варианта четвертой подгруппы и второго варианта пятой подгруппы (см. рис. 9, 5 и рис. 10, 4), а также седьмой вариант четвертой подгруппы. В последнем случае наблю­дается некоторое своеобразие северохантыйской манеры стилиза­ции: упрощение форм деревьев не сопровождается порой упроще­нием фигур птиц. Для всех севсрохантыйских образцов характер­на техника ханты ханч.

1.1.2.2. Вторая группа прерывистых бордюров — а : т — очень слабо выражена в северохантыйских орнаментах. Речь идет глав­ным образом о нескольких экземплярах вышивки, чьи мотивы хорошо проецируются на южнохантыйские узоры. Из основных бордюров здесь представлены те, что включают в себя птиц и дс-

ревья в характерной- для первого варианта конфигурации (рис. 12, /—2). Северохантыйской спецификой является исполнение мотивов в технике севем ханч. Из окаймляющих бордюров южнохантыйс­кой вышивки в творчестве северных мастериц обнаружены крюч­кообразные мотивы (рис. 13, 8). Оригинальность северохантыйс­ким узорам сравнительно с южной и восточной группами придают бордюры из «елочек», разделенных тремя вертикальными чертами (рис. 17, 1). Название, отнесенное к ним, звучит как «малой елки сучок» — аи хол нуви. Данные орнаменты статичны на протяже­нии всего XX в. по конфигурации, включая число «веток» у елочки; по технике и стилистике исполнения — контурное выскабливание; по предметному приложению — крышки берестяных коробок и, на­конец, по функции на орнаментируемой поверхности — окаймляю­щие бордюры.

1.1.2.3. Третья группа мотивов, отличительной композиционной
особенностью которых служит горизонтальная плоскость симмет­
рии— а • т, — занимает в северохантыйском орнаменте более
значимое место.

Бордюры из уголков в предельно лаконичной форме характе­ризуют первый вариант мотивов (рис. 8, 56). Они воплощены в разных материалах. В бисере уголки разделены пополам допол­нительной горизонтальной линией. Мотивы второго варианта в виде уголков, стороны и вершины которых декоративно акцентированы, прослеживаются в северохантыйских материалах с рубежа веков. В начале XX в. на руках хантыйских женщин фиксировалась та­туировка в виде описанных бордюров (рис. 8, 60). В середине века бытовал орнамент, выскобленный на стенке берестяного кузова (рис. 8, 61). Его генетическая связь с уголком устанавли­вается лишь в контексте южнохантыйской вышивки и татуирован­ных фигур (см. рис. 8, 55, 60). В наши дни описанный орнамент не встречается, но широкое распространение в аппликативных узорах получил его упрощенный вид (рис. 8, 62). Именно эти узо-.ры являются типичными северохантыйскими представителями третьей группы. В современных узорах усложнение конфигурации уголков наблюдается редко: вершина оформляется в виде попу­лярного мотива непрерывных хантыйских бордюров — «заячьих ушей» (рис. 8, 63).

1.1.2.4. Четвертая группа — а • а \ m — в целом может быть
охарактеризована восточнохантыйскими мерками: значительна в
количественном выражении, но не отличается разнообразием мо­
тивов.

Среди орнаментов четвертой группы у северных хантов отсут­ствуют узоры из птиц и деревьев. По этому показателю их твор­чество сближается с восточной группой и разнится с южной (см.: 1.1.2.4.1).

1.1.2.4.2. Во второй подгруппе превалирующее поло­жение занимают узоры первого варианта. Они созданы зигзагом, причем исполненным главным образом в ширококонтурной манере (рис.-8, 64—65). Именуется орнамент сюканэ — кривая. Основной формой его реализации являются аппликативные узоры на одеж­де, где зигзагу иногда принадлежит ведущая роль, и тогда он об­рамлен полосами, но чаще сам зигзаг выполняет функцию бордю­ра, окаймляющего сложные непрерывные узоры. Контурный зигзаг создают нашитые из бисера узоры, идущие по краям деталей у платья, на женской обуви. Усложнение зигзага путем присоедине-•ния к нему отростков отмечено однократно (рис. 8, 66).

На долю оставшихся вариантов приходится мизерное количе­ство орнаментов. Второй имеет единичного представителя: зигзаг дополнен уголками с конфигурацией «заячьих ушей». Третий ва­риант с мотивами из взаимоотраженных треугольников не обнару­живается, в отличие от южных и восточных хантов.

Вместе с тем у северных хантов бытуют оригинальные моти­вы, объединяющиеся в сборный вариант. За одним исключением он составлен из вышитых орнаментов; техника — керем ханч, реже — севе.м хстч. Структура узоров задана здесь зигзагом, он при­сутствует в мотиве либо непосредственно, -либо опосредованно, через сорасположение элементов. В треугольном пространстве, очерченном зигзагом, располагаются различные элементы: ступен­чатые прямоугольники, шестиугольники с ромбами, помещенными на их сторонах (рис. 8, 76). Последний мотив сходен с южнохаы-тыйскимп образцами (см.: рис. 8, 68), но обладает особенностью-элементом в виде стержня с прямоугольным основанием и тре­угольной пли ромбической вершиной, который расположен в изло­мах декоративного зигзага. Оригинальной композицией отлича­ется: орнамент, выскобленный на берестяном ведерке в начале XX в. (рис. 8, 77). Зигзаг здесь дополнен вертикальными линиями, отходящими от его изломов. Бордюр в композиционном отноше­нии представляет иссечение из сотовой орнаментальной структу­ры. Интересен и элемент, который находится в ячейках, о нем речь шла выше (1.1.2.3).

1.1.2.5. Пятая группа бордюров, помимо своеобразия симмет­рических характеристик — параллельного переноса а, — отлича­ется еще и тем, что образована простейшими узорами.

1.1.2.5.1. Первая ее подгруппа имеет в основе окаймля­ющие вертикальные полосы. Они выполняются выскабливанием на бересте исключительно в контурной манере. В подавляющем боль­шинстве случаев — это наклонные полосы, начало их фиксации относится к рубежу XIX—XX вв. Значительно реже употребляют­ся северохантыйскими мастерицами строго вертикальные полосы. Полосы обоих видов, как правило, заключены между двумя коп-

турными линиями, так что целиком мотив предстает как паралле­лограмм или прямоугольник (рис. 15, 16). Мотивы из наклонных и вертикальных полос — единственная сквозная черта, сближаю­щая асимметричные узоры всех групп хаптов.

Ни южнохантыйское разнообразие форм, ни восточнохантый-ские комбинации полос не представлены среди узоров пятой груп­пы у северных хантов. Зато последними созданы оригинальные по конфигурации орнаменты — вторая подгруппа 1.1.2.5.2. Они реализуются только в одежде как аппликативные узоры, пред­ставлены здесь очень широко и, несмотря на свою чрезвычайную простоту, выступают в роли основных бордюров. Название мотива каранг васы — «утиный выводок». Первый вариант, наиболее мно­гочисленный, создан двумя сросшимися треугольниками на ножке (рис. 17, 2}. Распространяющийся в последнее время прием при­шивания не надрезанной полосы ткани, а вырезанного узора ведет к его деформации— утрачивается ножка. Превращение полосы, на которой располагаются мотивы, в зубчатую линию является еще одним нововведением, у мастериц с обостренным чувством новиз­ны оно дополняется включением зубчатой линии в сам мотив (рис. 17, 3). Менее популярен упрощенный вариант описываемого орнамента — единичный треугольник на ножке. Этот вариант пре­терпевает почти все превращения, случающиеся с его усложнен­ным собратом (рис. 17, 4).

1.1.2.6. Шестая группа не прослеживается в орнаментальных
материалах по северным хантам.

1.1.2.7. В седьмой группе бордюров объединяющим началом
служит зигзаг с прямым отростком, подчиненный правилам сим­
метрии а-а. Узор выполняется на бересте, и техника его нанесе­
ния зависит от конфигурации отростка: зигзаг с отростком-раз­
вилкой (рис. 8, 84) в первой половине XX в. чаще раскрашивался
растительной краской, реже выскабливался, а мотив зигзага с
зигзагообразным отростком (рис. 8, 85), наоборот, главным обра­
зом выскабливался как окаймляющий бордюр. Его название носит
абстрактный характер: шуканы — «кривая», Усложненные образ­
цы орнаментов сохраняют связь с базовым мотивом, но приобре­
тают и определенную самостоятельность, выступая в роли основ­
ного узора и имея широкоплоскостной рисунок. Статичностью
формы и широкой географией бытования отличается узор, в кото­
ром зигзаг дополнен популярным мотивом «заячьи уши». Часть
узоров описываемой группы создает сочетание зигзага с меандро-
образным элементом (рис. 8, 86). Последнему придается как пре­
дельно простая форма, так и витиеватая за счет присоединения
Г-образного и иного рода отростков. Иногда такие же отростки
присущи и вершинам .зигзага. Следует отметить, что подобные

узоры представляют самые декоративно насыщенные образцы не только среди орнаментов группы, но и всей орнаментируемой бе­ресты в целом. Хочется остановиться еще на одном орнаменте, интересном как своеобразной манерой художественной обработки зигзага — присоединение элементов к вершине, а не к сторонам последнего, — так и вторым своим элементом-—сдвоенным тре­угольником (рис. 8, 87). Это единственный случай, когда данный элемент бытует на бересте, а не в аппликации из ткани (см 1.1.2.5.2).

Орнаменты с оригинальным элементом, присоединенным к зигзагу, встречались в 1940-е гг. на Казыме (рис. 8, 88). Г-образ-ный отросток соседствовал здесь с элементом, очень распростра­ненным среди криволинейных узоров. В данном случае он испол­нен в прямолинейной манере. Заслуживает внимания и то обсто­ятельство, что имя элемента — «заячье ухо». Мастерица, таким образом, отождествляет два узора, различающихся по характеру изгибов орнаментальной линии и до форме. Вместе с тем нельзя не отметить, что непрерывный мотив с аналогичным названием и рассматриваемый элемент сближает структура строения, базиру­ющаяся на уголке с раздвоенными сторонами. Несхожесть элемен­там сообщают стилистически разные решения.

1.2.0. Розетки

В силу особенностей своего формирования —достижение повторяемости элементов за счет симметрии вращения — поверх­ность, благоприятная для расположения розеток, должна иметь либо округлую форму, либо приближаться к квадратной. В севе­рохантыйской орнаментальной традиции существует больше пред­посылок для развития орнаментов означенной категории, чем у восточных хантов, поскольку помимо крышек у берестяных коро­бок и женских игольников, поверхность которых соответствует описанным нормам, здесь распространено членение горизонтально протяженной поверхности на зоны-секции. Насколько реализуются скрытые потенции, может показать сравнительный анализ мате­риала как на уровне межгруппового сопоставления, так и на вну-триструктурном уровне самого орнамента, прежде всего по линии бордюры—розетки. Восточнохантыйские прямолинейные розетки распределились по пяти группам, определяемым видами симмет­рии 4 • т, 4 • п, 2 • т, 1 • т и 1 • п.

1.2.0.1. Первая группа розеток с видом симметрии 4-т — одна из наиболее репрезентативных у северных хантов.

1.2.0.1.1. Первая подгруппа розеток, как и у восточных хантов, представлена эпизодически и лишь вышитыми орнамен­тами, характерными для среднеобских и обских хантов с казым-

ским диалектом. Стилизованные изображения птиц и деревьев составляют основу орнаментального мотива. Конфигурация ука­занных элементов сходна с южнохантыйскими образцами (рис. 14, I—2). Специфика северных хантов имеет технический оттенок: узоры вышивались чаще севем ханч, а не ханты хани и руть ханч,^ как у южной группы.

1.2.0.1.2. Вторая подгруппа северохантыйских узоров тождественна восточнохантыйским. Выразителем этой подгруппы стала розетка с элементом вращения в виде параллельных угол­ков. Последние состыкованы таким образом, что в центральной части орнамента возникает изображение креста (рис. 16, 1]. Ро­зетки из уголков фиксируются на ^ крышках берестяных коробок с начала XX в., к столь же раннему времени относятся и их деко­ративно более замысловатые варианты. Техникой выскабливания был нанесен узор, в котором линия, образующая уголки, принима­ет форму «сухариков». Другой вышитый орнамент примечателен тем, что мотив создан здесь из уголков, имеющих вид «заячьих ушей». Такая творческая переработка встречается и у восточных хантов (рис. 16, 2). Оригинальность северохантыйским розеткам второй группы придает гармоничная фигура, исполненная на на­волочке в технике мозаики по сукну (рис. 16, 4). Ее интерпрета­ция неоднозначна: мотив может трактоваться как уголок, замкну­тый зигзагом с ромбиком, либо вся фигура предстает в виде диагонально пересеченного ромба с декоративными вершинами и отростками на сторонах.

1.2.О.1.З.- Т р етью подгруппу розеток составляет "крест с перекрестьями (рис. 16, 5). Как и в восточнохантыйских орнамен­тах, данная подгруппа превалирует в количественном отношении над остальными. Аппликация из ткани на игольниках, выскабли­вание на спинках детских колыбелей-—вот предметная сфера дан­ного орнамента. Его форма сохранилась на протяжении XX в. Отмечен лишь один случай усложнения креста с перекрестьями в качестве орнаментальной розетки, представленный выскобленным узором на колыбели.

1.2.0.1.4. Четвертая подгруппа — сборная, в нее вошли розетки.в виде квадрата с декоративными отростками по сторонам, между ними размещены как простейшие, так и сложные фигуры (рис. 16, 6). Перекрестное расположение бордюров, нанизанных из бисера, составляет композиционную основу розетки, украшав-'шей в начале XX в. рукавицу из ткани. Дополнительными элемен­тами являлись вышитые бисером «елочки», лучеобразно отходящие от перекрестья.

1.2.0.2. Вторая группа — 4 • п — численно также мала, но от­личается устойчивостью формы на протяжении всего исследуемого отрезка времени — XX в. Она тесно связана с уже рассмотренными

розетками (1.2.0.1.2) по технике исполнения, проявлению приклад­ного начала, мотиву: выскобленный узор на крышке берестяной коробки, в котором элемент вращения — уголок. Единственное, но существенное отличие — перемычки между уголками (рис. 16, 7). Эта стилистическая особенность рушит симметрию элемента и ве­дет к своеобразному оформлению центральной части элемента, напоминающей непрерывные мотивы (1.1.1.5).

1.2.0.3. Третья группа розеток — 2-ш -- имеет-разнородный состав, подвижность форм и мизерное численное выражение. Си­туация тождественна восточнохантыйской. Совпадает п один из узоров (рис. 16, 8). Он составлен из хорошо известных хантыйс­ким женщинам непрерывных мотивов. Такой же принцип компо­новки узора — непрерывный мотив плюс плоскость симметрии — демонстрируют п другие образцы розеток. Пополняет группу сти­лизованное «изображение рыбы» — хул хур (рис. 16, 11).

1.2.0.4. Четвертая группа розеток внушительна в количествен­ном отношении. Ее определяет вид симметрии 1 • т, и речь идет о зеркально симметричных фигурах. Каких-либо устойчивых орна­ментальных форм не удалось выявить в рамках группы, хотя не­которые образцы обнаруживают сходство на уровне структуры. Фигура треугольника и близкий к ней уголок очерчивают границы узорного пространства у розеток, помещаемых на тутчанах (рис. 16, 13}.,Еще одна общая черта заключается в том, что основные декоративные узлы приходятся на вершину и основание компози­ционной фигуры. При традиционной устойчивости общих правил построения формы реализации их изменчивы. Иллюстративный образец, за вычетом верхней части, тождествен по форме элементу уже описанной розетки, бытовавшей на рубеже XIX—XX вв. (рис. 16, 4). Поиску новых форм воплощения традиционных композици­онных канонов обязан-своим появлением орнамент, где описанная узорная схема решена с помощью S-образных фигур (рис. 16, 14). Средством декоративной отделки являются элементы, характерные для прямолинейных непрерывных бордюров. То же самое можно утверждать и относительно редких экземпляров стилизованных изображений животных, исполненных в прямолинейной манере (рис. 16, 15). Название изображений подтверждает высказанное замечание: сури тухл вой хура верум— «крылья чайки к изобра­жению животного приделали».

1.2.0.5. Пятая, группа розеток исключительно малочисленна и образована аппликатнвными орнаментами из S-образных фигур, нашитых на суконные рукавицы северных хантов (рис. 16, 16). В композиционном отношении это розетки с асимметричным элемен­том переноса п числом его совмещений, равным единице — 1 • п.

1.2.0.6. Шестая группа включает в себя большое количество орнаментов. Ее отличительную особенность составляет нсполъзо-204

ванне непрерывных мотивов,_ изъятых из контекста бордюра, в зам­кнутом квадратном пространстве. Иными словами, происходит превращение непрерывного орнамента в.розетку. Такого рода ор­наментальные фигуры заполняют собой зоны-секции горизонталь­но протяженных площадей: стенки берестяных коробок, колыбе­лей, жертвенные покрывала н т. д. Из всего многообразия непре­рывных бордюров предпочтение отдается лишь двум мотивам — «соболю» и «щучьим зубам» (рис. 16, 18—19). Зеркальность фона и узора определяет двойное совмещение элемента, в случае его симметрии получается вид 2 • т, асимметрии — 2 • п. В орнамен­тах восточной группы хантов нет параллелей описанным розеткам. В целом следует отметить, что при наличии в северохантый­ских прямолинейных розетках разнообразия форм и воздействую­щих на них симметрических преобразований они не отличаются традиционной устойчивостью. Она свойственна лишь малому ко­личеству розеток. Крест с перекрестьями, узоры из параллельных уголков — вот составные этой малой части, создающей канонизи­рованное ядро в области орнаментальных прямолинейных розеток. В основной же своей массе фигуры, заключенные в зоны-секции, поверхность которых способствует образованию розетчатых орна­ментальных структур, решены на основе бордюрных мотивов. Не характерно для северных хантов исполнение в строго прямолиней­ной манере стилизованных изображений.

1.3.0. Сетки

-

Рассматриваемая область орнаментального творчества имеет

у северных хантов еще меньший удельный вес, чем розетки. Малая численность сетчатых орнаментов сопровождается их декоратив­ным аскетизмом и унификацией форм, что отражает групповой состав.

1.3.0.1. Первая группа выражена квадратными сетками. В на­шем веке узоры, построенные на основе цветового контраста квад­ратиков из меха, расположенных в шахматном порядке, можно встретить лишь на женских сумочках для рукоделия (рис. 15, 20). Кантом из ткани, вставленным в швы, меховые квадратики разде­лены на горизонтальные ряды. На рубеже веков встречались пле­тенные из камыша циновки с более сложным сетч-атым орнамен­том: мотивы в ячейках сетки были составлены из квадратиков. К середине XIX в. относится квадратная сетка сложного строения, зафиксированная на рукояти ножа и выполненная, в технике инк­рустации оловом. Собственно сетка здесь декоративно еще не оформлена, а мотив ячейки составил диагонально перекрещенный ромб и треугольники.

ОЛ«

1.3.0.2. Вторая группа сеток — ромбических реализована

только в бисерных узорах, где используются два технических при­ема: нанизывание и расшивание в наборе по пять бисеринок. При­кладная сторона орнамента определена нагрудными женскими ук­рашениями и платьем, точнее такими его деталями, как манжеты, разрезы на груди и подол. У одних орнаментов наличествует лишь сама сетка, у других оформлению подлежат и ячейки, которые заполняются фигурами ромбов (рис. 15, 21). Важным средством художественного оживления столь скупых по форме узоров ста­новится разноцветий обеих структурных составных орнаменталь­ной сетки: собственно сетки п мотивов в ее ячейках.

§ 4. Сравнительный анализ

Бордюры, построенные по принципу сочетания самостоятель­ных фигур, по-разному проявляются в декоративном творчестве у трех групп хантыйского этноса. Для южнохантыйскнх узоров от; являются определяющей композиционной моделью, реализуемой в вышивке и в нанизывании бисера, что служило украшением одежды, и прежде всего женских рубах. Богатство- форм южно­хантыйской вышивки в подавляющем большинстве слагалось из фигур птиц и деревьев в различной степени их стилизации. Орнп-томорфные мотивы стали орнаментальным символом южнохантын-ской культуры.

У восточных хантов прямолинейные прерывистые бордюры заметно потеснены в декоративных правах как непрерывными, так и криволинейными прерывистыми бордюрами. Вместе с тем на орнаментальных лентах, нанизанных из бисера, ряды из неслож­ных геометрических фигур и во второй половине XX в. не менее популярны, чем витиеватая по конфигурации изломов орнамен­тальная полоса непрерывных бордюров. Орнаментальные свиде­тельства рубежа веков позволяют вести речь о более широком внедрении в декоративное творчество восточных хантов прерыви­стых бордюров. Параллельный перенос ромбов, треугольников, уголков, иногда сопровождаемый использованием других элемен­тов симметрии, создавал узоры в резьбе по кости, дереву, аппли-каппп по зачерненной бересте и в выскабливании по бересте. Осо­бенно искусные композиционные сочетания возникали из треуголь­ников в резьбе по дереву, например, на ножнах. Резной декор последних, так же как п костяных частей оленьей упряжи и штам­пованные узоры на берестяных табакерках, где в силу технических особенностей господствовали прерывистые бордюры, —все это входило в сферу мужского орнаментального творчества. Яркий сзлет п расцвет женского декоративного искусства и практически сошедшее на нет мужско.е — две стороны единого процесса, рпсуе-

мого на основе этнографических данных XIX—XX вв. н именуемого генезисом восточнохантыйского орнамента. Следствием указаннрй тенденции и явилось уменьшение роли прерывистых бордюров среди узоров. Этому способствовали п подвижки в развитии жен­ского орнаментального творчества, произошедшие в течение XX в.: почти исчезла аппликация с зачерненным фоном на бересте, а в выскабливании явно доминирующими стали криволинейные фор­мы и прямолинейность почти целиком перешла в окаймляющие бордюры.

В творчестве северной группы хантов прерывистые бордюры выражены слабо. Это связано с тем, что сферой их приложения служит орнаментированная в технике выскабливания берестяная утварь —материал, редко встречающийся в местах проживания некоторых групп северных хантов. И несмотря на то, что прямо­линейные прерывистые узоры на бересте имеют здесь порой более развитую конфигурацию, чем у восточной группы, вследствие не­большого количества они теряются на общем декоративном фойе. 'Скромным дополнением к бересте являются орнаменты, нашитые на женские платья. Хотя прерывистые бордюры н исполняются 'апплнкативно, но степень их проникновения в эту область орна-' ментальной техники невелика.. Декоративная аппликация на ткани не может служить благоприятной сферой для развития прерывис­тых бордюров: данный способ орнаментации включает в себя на­шивание прорезанной согласно узору полосы ткани, что вполне согласуется с особенностями непрерывных бордюров и противоре­чит характеру прерывистых.

Межгрупповое сопоставление хантыйских прерывистых бор­дюров по видам симметрии дало следующие результаты. Виды

мметрпн а • ш : пг (1.1.2.1) п а • а : :п (1.1.2.4) популярны у всех трех групп этноса, и мотивы, построенные с учетом указанных элементов симметрии, относятся.к числу наиболее излюбленных у хантыйских мастериц. Вместе с тем у южных и северных хантов наблюдается специфическая избирательность в пользу и других симметрических характеристик. Так, в южнохантыйской орнамен­тике сильны позиции вида а : m (I.1.2.2), а в северохантыйских узорах довольно часто заметно подчинение виду а • m (1.1.2.4) и намного весомее, чем у других групп этноса, представлен вид а (1.1.2.5). Каждый из указанных видов бордюрной симметрии на-гтолнен вполне конкретными орнаментальными формами, которые и являются зримым воплощением традиционных стереотипов со­размерности, всецело господствующей в узорных пространствах. Общехантыйскпй фонд элементов, слагаемых в прерывистые •бордюры, включает в себя основополагающие геометрические фи--туры: ромб, косой крест, шевроны, зигзаг (рис. 8,

1—2, 35—36, 56, 64—65). Такой элементный набор прослежива­ется на обширной территории: в Сибири, Средней Азии, Кавказе, Восточной и частично Западной Европе. Сходство, имеющее под собой евразийскую почву, объясняется унаследованием многими народами древнего искусства, которое повсеместно отличалось единообразием и простотой, форм, четкостью и ясностью рисунка. В рамках сибирского региона истоки подобного орнамента берут начало в неолите п бронзе [Иванов С. В., 1963]. Хантыйская орнаментальная традиция, однако, донесла до наших дней не •толь­ко первоначальные формы, но и их переработанные варианты. Так, для бордюров данного этноса характерен не только ромб, но п составной ромб с уголками, решетчатые ромбы и ромбы с прямым отростком на сторонах" (рис. 8, 14—16, 18, 22—23). Каж­дый из данных мотивов в отдельности также обнаруживает широ­кую территорию бытования и глубокие корни; решетчатые ромбы, например, восходят к неолитической ямочно-гребенчатой керамике лесной зоны европейской части России и Западной Сибири [Ива­нов С. В., 1963]. Но сочетание мотивов в виде единой ромбической триады образует тот общий орнаментальный стержень в хантый­ском декоративном творчестве XIX—XX вв., от которого отходят столь различные на первый взгляд ветви, как южнохантыйская вышивка с ее торжественной нарядностью красок и буйством форм (рис. 8, 7—9, 33—34], с одной стороны, и сдержанные би­серные узоры восточных хантои (рис. 8, 10—//, 17), с другой. Стоит обратить внимание и на то, что подобное ромбическое три­единство не встречается ни в одном из сибирских орнаментальных типов, выделенных С. В. Ивановым (1952, 1961).

Наши рекомендации