Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Импрессионизм
Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Реализм: Курбе.
Пейзажная школа барбизонцев:
Барбизонская школа — группа французских художников-пейзажистов. Имя школа получила по названию деревни Барбизон в лесу Фонтенбло, где длительное время жили Руссо, Милле и некоторые другие представители группы. Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими и французскими пейзажистами. Влияние на творчество барбизонцев оказывали также их современники, не принадлежавшие группе, — Коро, Курбе, Делакруа.
Начало девятнадцатого века во французском искусстве было отмечено борьбой классицизма и романтизма. В отношении пейзажа академики признавали его, в основном, как фон, на котором действуют мифологические персонажи. Романтики создавали приукрашенные и внешне красивые пейзажи. Барбизонцы выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами с участием простых людей, занятых трудом. «Эти замечательные живописцы создали национальный реалистический пейзаж, что имело огромное значение в развитии не только французского искусства, но и других национальных школ, вставших в XIX веке на путь реализма.»Значение барбизонцев заключается в создании реалистического пейзажа и подготовке наравне с Коро появления импрессионизма. Характерным приемом барбизонской школы, предвосхитившем импрессионизм, было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в ателье.
Камиль Коро1796-1875 «Сад Фарнезе» «Вид Генуи с Аква Сола»
1 Руссо «Рынок в Нормандии»
2 Дюпре «Старый дуб» «Дубы у пруда»
3 Диаз де ла Пенья «Лес Фонтенбло»
4 Милле (1814-75) «Веятель» «Сеятель» «Осень» «Весна»
5 Добиньи иллюстрирует книги различных писателей Франции: Поля де Кока, Бальзака, Виктора Гюго. Добиньи большое внимание уделял свету, в этом он оказался ближе к импрессионистам. Им созданы пейзажи «Жатва», «Запруда в долине Оптево», «Большая долина Оптево»
Гюстав Курбе (1819-77)
-традиции реалистического искусства
-мечтательность
«Автопортрет с чёрной собакой»
-выражает эмоции
«Отчаяние» «Раненый» «Похороны в Орнане»
- отношения между заказчиком и исполнителем
«Ателье»
- пейзажи
Эдуард Мане (1832-1883) – РОДОНАЧАЛЬНИК ИМПРЕССИОНИЗМА
Художественное кредо Э.Мане сформировалось в основном под влиянием разочарования, вызванного поражением буржуазной революции 1848 г.
Э.Мане резко выступал против академических форм творчества, но на протяжении почти всей своей жизни он испытывал глубокое уважение к традициям некоторых великих мастеров, непосредственное или опосредованное влияние которых проявляется во многих его произведениях ("Балкон", "За кружкой пива").
Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство. Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как вызов официальному искусству: "Завтрак на траве" (1863) и "Олимпия" (1863). После их написания художник подвергся жестокой критике со стороны публики и прессы, на его защиту встала лишь небольшая группа художников, среди которых были К.Моне, Э.Дега, П.Сезанн и др., а нападки журналистов отражал один Э.Золя.
Западноевропейское искусство XIX в. Франция. Импрессионизм.
Импрессионизм (фр. Impr essionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке. Импрессионисты уднляли особое внимание проблемам цвета и света. Работали и заканчивали произведения на пленэре.
- урбанизм
- оригинальность решения сельских мотивов
- особое внимание жанру марины
- виды «с балкона»
Клод Моне «Лягушатник» «Море в Фекаме» «Завтрак на траве», «Руанский собор» и «Стог сена» (в разное время в разных ракурсах)
Писсарро «Бульвар Монмартр»
Альфред Сислей «Мельница в море»
Огюст Ренуар «Качели» «Портрет Жанны Самари»
Берта Моризо «Чтение. Мать и дочь» (контрасты)
Скульптура:
Огюст Роден (обр. к литературным сюжетам; ощущение мимолётности; индивидуальный облик человека) «Человек со сломанным носом» «Врата ада» «Граждане Кале»