Самочувствие актера на сцене
...Когда человек-артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, конфуза, застенчивости, ответственности... теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать, ходить, действовать. У него является нервная потребность угождать зрителям, показывать себя со сцены, скрывать свое состояние ломанием на потеху им (2, 321-322).
Но заботливое ремесло придумало на этот случай целый ассортимент знаков... актерских действий... и приемов игры, якобы выражающих чувство и мысль «в возвышенном стиле».
...Ища выхода из невыносимого состояния человека, насильно выставленного напоказ и обязанного... во что бы то ни стало производить впечатление на зрителей, мы прибегаем к ложным, искусственным приемам театральной игры и привыкаем к ним (1, 299).
...Создается сначала вывих, а потом и неправильное состояние артиста на сцене, которое мы называем на нашем языке ремесленным (актерским) самочувствием.
...Секрет в том, что в самой сцене, в условиях публичного творчества скрывается ложь. С ней нельзя просто мириться, а надо постоянно бороться... Сценическая ложь ведет на подмостках непрерывную борьбу с правдой (2, 324).
Ясно почувствовав вред... актерского самочувствия, я, естественно, стал искать иного душевного и телесного состояния артиста на сцене — благотворного, а не вредного для творческого процесса. В противоположность актерскому самочувствию условимся называть его творческим самочувствием...
...Все люди от искусства, начиная от гения до простых талантов, в большей или меньшей степени способны доходить какими-то неведомыми интуитивными путями до творческого самочувствия; но им не дано распоряжаться и владеть им по собственному произволу...
Если невозможно овладеть им сразу, то нельзя ли это делать по частям — так сказать, складывая его из отдельных элементов? Если надо каждый из них вырабатывать в себе отдельно, систематически, целым рядом упражнений — пусть!
...В творческом состоянии большую роль играет телесная свобода, отсутствие всякого мышечного напряжения и полное подчинение всего физического аппарата приказам воли артиста. Благодаря такой дисциплине... артист может свободно и беспрепятственно выражать телом то, что чувствует душа.
...Творчество есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы... Вся духовная и физическая природа должна быть устремлена при творчестве на то, что происходит в душе изображаемого лица (1, 299-302).
Внутренняя работа над собой заключается в выработке психической техники, позволяющей артисту вызывать в себе творческое самочувствие, при котором на него всего легче сходит вдохновение (1, 408-409).
...Слияние всех элементов артисто-роли на общем стремлении создает то чрезвычайно важное внутреннее состояние артиста на сцене, которое на нашем языке называется... внутреннее сценическое самочувствие (2, 318).
...Внутреннее сценическое самочувствие — почти совсем нормальное человеческое состояние.
...Сценическое самочувствие благодаря неестественности условий публичного творчества скрывает в себе частицу, привкус театра и сцены с их самопоказыванием, чего нет в нормальном, человеческом самочувствии. Ввиду этого мы и называем такое состояние артиста на подмостках не просто внутренним самочувствием, а добавляем слово «сценическое». ...Оно заключает в себе ощущение публичного одиночества, которого мы не знаем в реальной жизни. ...Сценическое самочувствие благодаря ненормальности условий творчества неустойчиво. Едва нарушишь его, и сейчас же все элементы теряют общую связь, начинают жить порознь друг от друга — сами по себе и для себя.
...Тогда изображаемые артистами люди ходят по подмосткам сначала без тех или иных, а потом и без всяких душевных свойств, необходимых человеко-роли (2, 321-322).
...Для овладения сценическим самочувствием нужна прежде всего сцена... и все тяжелые условия публичного выступления... Когда все препятствия и все условия публичного выступления станут для меня знакомыми, обычными... когда «трудное станет привычным, привычное — легким, легкое — красивым», тогда только я скажу, что усвоил «внутреннее сценическое самочувствие» и могу пользоваться им по своему произволу (3, 299).
...Внешняя работа над собой заключается в приготовлении телесного аппарата к воплощению роли и точной передаче ее внутренней жизни (1, 409). Такое физическое состояние артист должен научиться вызывать в себе на сцене, приводя в порядок, разминая и пуская в действие все составные части своего телесного аппарата воплощения.
Это состояние мы называем на нашем языке внешним сценическим самочувствием (3, 268-269).
Общее сценическое самочувствие... соединяет в себе как внутреннее, так и внешнее самочувствие.
При нем всякое создаваемое внутри чувство, настроение, переживание рефлекторно отражается вовне. В таком состоянии артисту легко откликаться на все задачи, которые ставят перед ним пьеса... режиссер, наконец, он сам.
Общее сценическое самочувствие — рабочее самочувствие.
Что бы ни делалось артистом в процессе творчества, он должен находиться в этом общем душевном и физическом состоянии (3, 270-271).
Привычка изо дня в день быть на сцене в правильном самочувствии создает мастеров сцены (6, 347).
Сверхзадача
...Передача на сцене чувств и мыслей писателя, его мечтаний, мук и радостей является главной задачей спектакля.
Условимся... называть эту основную, главную, всеобъемлющую цель, притягивающую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремление двигателей психической жизни и элементов самочувствия артисто-роли, сверхзадачей произведения писателя.
...Лев Николаевич Толстой всю жизнь стремился к самоусовершенствованию, и многие из его произведений выросли из этого зерна, которое является их сверхзадачей.
Антон Павлович Чехов боролся с пошлостью, с мещанством и мечтал о лучшей жизни. Эта борьба за нее и стремление к ней стали сверхзадачей многих его произведений.
Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу и роль (2, 332-334).
...Сухая, рассудочная сверхзадача нам... не нужна. Но сознательная сверхзадача, идущая от ума, от интересной творческой мысли, нам необходима.
Нужна ли нам эмоциональная сверхзадача, возбуждающая всю нашу природу? Конечно, нужна до последней степени, как воздух и солнце.
Нужна ли нам волевая сверхзадача?...Нужна чрезвычайно.
...Нам нужна сверхзадача, аналогичная с замыслами писателя, но непременно возбуждающая отклик в человеческой душе самого творящего артиста.
Артист должен сам находить и любить сверхзадачу. Если же она указана ему другими, необходимо провести сверхзадачу через себя и эмоционально взволноваться ею от своего собственного, человеческого чувства... Другими словами, надо уметь сделать каждую сверхзадачу своей собственной. Это значит найти в ней внутреннюю сущность, родственную собственной душе (2, 334-335).
В трудном процессе искания и утверждения сверхзадачи большую роль играет выбор ее наименования.
...От меткости названия, от скрытой в этом названии действенности нередко зависит... направление и... трактовка произведения (2, 335-336).
...Первая забота артиста — в том, чтобы не терять из виду сверхзадачи. Забыть о ней — значит порвать линию жизни изображаемой пьесы. Это катастрофа и для роли, и для самого артиста, и для всего спектакля (2, 337). Творить — это значит страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче (4, 292).