Сверх-сверхзадача и сверхсквозное действие
...Представьте себе идеального человека-артиста, который посвятит всего себя одной большой жизненной цели: возвышать и радовать людей своим высоким искусством, объяснять им сокровенные душевные красоты произведений гениев.
...Такой человек-артист может отдать свою жизнь высокой культурной миссии просвещения своих современников. Он может с помощью личного успеха проводить... идеи и чувства, близкие его уму, душе... Условимся... называть такие жизненные цели человека-артиста сверх-сверхзадачами и сверхсквозными действиями (2, 340).
...Решайте же: ради чего вы пришли на сцену? ...Это «ради чего» — ваш главный двигатель и путеводитель... Думайте постоянно о сверх-сверхзадаче вашей жизни (10, 330-331).
Система
...Результатом исканий всей моей жизни является так называемая моя «система», нащупанный мною метод актерской работы, позволяющий актеру создавать образ роли, раскрывать в ней жизнь человеческого духа и естественно воплощать ее в художественной форме.
«Система» моя распадается на две главные части:
1) внутренняя и внешняя работа артиста над собой,
2) внутренняя и внешняя работа над ролью. Внутренняя работа над собой заключается в выработке психической техники, позволяющей артисту вызывать в себе творческое самочувствие, при котором на него всего легче сходит вдохновение. Внешняя работа над собой заключается в приготовлении телесного аппарата к воплощению роли и точной передаче ее внутренней жизни. Работа над ролью заключается в изучении духовной сущности драматического произведения, того зерна, из которого оно создалось и которое определяет его смысл, как и смысл каждой из составляющих его ролей (1, 408-409).
...То, о чем я... говорил, нельзя воспринять и усвоить ни в час, ни в сутки, а надо изучать систематически и практически — годами, всю жизнь, постоянно — и сделать воспринятое привычным, перестать думать о нем и дождаться, чтобы оно естественно, само собой проявлялось. Для этого нужна привычка — вторая натура артиста; нужны упражнения... (2, 191).
...Только знать «систему» — мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры (2, 376).
...Нет ничего глупее и вреднее для искусства, чем «система» ради самой «системы». Нельзя делать из нее самой цели, нельзя средство превращать в сущность (2, 191).
...«Система» не фабрикует вдохновения. Она лишь подготавливает ему благоприятную почву (2, 347).
...«Система»... целая культура, на которой надо расти и воспитываться долгие годы. Ее нельзя вызубрить, ее можно усвоить, впитать в себя так, чтобы она вошла в плоть и кровь артиста, стала его второй натурой, слилась с ним органически однажды и навсегда... «Систему» надо изучать частями, но потом охватить... в целом, хорошо понять ее общую структуру и остов... (3, 310).
Сквозное действие
...Действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли мы называем на нашем языке... «сквозное действие артисто-роли»...
Не будь сквозного действия, все куски и задачи пьесы, все предлагаемые обстоятельства, общение, приспособления, моменты правды и веры и прочее прозябали бы порознь друг от друга без всякой надежды ожить.
Но линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает, точно нить разрозненные бусы, все элементы и направляет их к общей сверхзадаче (2, 335).
Если вы играете без сквозного действия, значит, вы не действуете на сцене, в предлагаемых обстоятельствах и с магическим «если бы». ...Все, что существует в «системе», нужно, в первую очередь, для сквозного действия и для сверхзадачи (2, 339-340).
...В каждой хорошей пьесе ее сверхзадача и сквозное действие органически вытекают из самой природы произведения. Этого нельзя нарушать безнаказанно, не убив самого произведения (2, 342-343).
...Когда внимание артиста целиком захвачено сверхзадачей, то большие задачи... выполняются в большой мере подсознательно.
Сквозное действие... создается из длинного ряда больших задач. В каждой из них огромное количество маленьких задач, выполняемых подсознательно.
...Сквозное действие является могущественным возбудительным средством... для воздействия на подсознание...
Но сквозное действие создается не само по себе. Сила его творческого стремления находится в непосредственной зависимости от увлекательности сверхзадачи (2, 363).
...Огромную, замечательную, магическую роль производят в сквозном действии логика и последовательность; они приводят к тому, что нужно.
Сквозное действие и сверхзадача — в этом все (10, 656).
Словесное действие
Что значит словесное действие?
Это один из моментов процесса речи, превращающий простое словоговорение в подлинное продуктивное и целесообразное действие.
В жизни... всегда говорят то, что нужно, что хочется сказать ради какой-то цели, задачи, необходимости, ради подлинного продуктивного и целесообразного словесного действия (3, 81-82).
На сцене не то. Там мы говорим чужой текст, который дан нам автором.
...Слово, не насыщенное изнутри и взятое отдельно, само по себе, является простым звуком, кличкой.
Текст роли, состоящий из таких кличек, — ряд пустых звуков.
...Но лишь только чувство, мысль или воображение оживят пустые звуки, создается иное к ним отношение, как к содержательному слову. Слово «вперед», оживленное изнутри патриотическим чувством, способно послать целые полки на верную смерть. Самые простые слова, передающие сложные мысли, изменяют все наше мировоззрение. Недаром же слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли.
Слово может возбуждать и все наши пять чувств. В самом деле, стоит напомнить названия музыкальных произведений, имя художника, названия блюд... духов и прочее, и вы вспомните звуковые и зрительные образы, запахи, вкусовые или осязательные ощущения того, о чем говорит слово.
Оно может даже возбуждать болевые ощущения...
На сцене не должно быть бездушных, бесчувственных слов. Там не нужны безыдейные... как и бездейственные слова.
...Слово, текст роли ценны не сами по себе и для себя, а тем внутренним содержанием, или подтекстом, который в них вложен (3, 84-85).
Подтекст роли, проходящий под ее словами, является сквозным действием... творящего артиста (3, 499).
...Пусть прежде долгая привычка укрепит подтекст, создавшийся в линии роли. Пусть сами слова станут для вас лишь орудием действия, одним из внешних средств воплощения внутренней сущности роли.
Берегите же слова текста по двум важным причинам: с одной стороны, чтоб не затрепать их, а с другой — чтоб не втискивать в основную линию подтекста простое механическое актерское болтание зазубренных слов, потерявших свою душу. Такое болтание, попавши в линию роли, отравляет и убивает все живые человеческие творческие побуждения, из которых сплетается подтекст роли (4, 218).
Актер, прежде всего, должен действовать словом. На сцене важно только действенное слово (4, 298).
Сценическая правда
Сценическая правда... — то, чему искренне верит артист. В театре надо верить... Даже сама ложь должна сделаться правдой в глазах артиста и зрителя для того, чтобы быть искусством... Пусть существует в искусстве «нас возвышающий обман», но пусть этот обман действительно обманывает... Тайна искусства в том, чтоб вымысел превращать в красивую художественную правду.
«Над вымыслом слезами обольюсь».
С того момента, как вся природа артиста органически поверит подделке, последняя станет для нее правдой, а, почуяв ее, природа, естественно, начинает жить нормальной, подлинной органической жизнью. И, наоборот, с того момента, как артист или зритель усомнится в действительности того, чем живет артист, — прекращается правда, переживание, жизнь, само искусство и начинается представление, театральная ложь, подделка, ремесло. Природа и правда, правда и вера — неразлучны (6, 88-89).
...Актер, прежде всего, должен верить всему, что происходит вокруг, и главным образом тому, что он сам делает. Верить же можно только правде. Надо поэтому постоянно... развивать в себе артистическую чуткость к правде.
...Пока существует реальная действительность, реальная правда, которой, естественно, не может не верить человек, творчество еще не начиналось. Но вот является творческое «если бы», то есть мнимая, воображаемая правда, которой артист умеет верить так же искренне, но с еще большим увлечением, чем подлинной правде (1, 304).
...Создание правды и веры требует предварительной подготовки. Она заключается в том, что сначала правда и вера зарождаются в плоскости воображаемой жизни, в художественном вымысле, а потом они переносятся на подмостки.
...Надо прежде как бы повернуть внутри себя какой-то рычаг и перенестись в плоскость жизни воображения... Там вы создадите свой вымысел, аналогичный с действительностью. При этом магическое «если бы» и верно воспринятые предлагаемые обстоятельства помогут вам почувствовать и создать на подмостках сценическую правду и веру. ...На сцене... правдой называют то, чего нет в действительности, но что могло бы случиться (2, 167). Правда на сцене то, во что мы искренне верим как внутри себя... так и в душах наших партнеров.
Правда неотделима от веры, а вера — от правды. Они не могут существовать друг без друга, а без них обеих не может быть ни переживания, ни творчества.
...Каждый момент нашего пребывания на сцене должен быть санкционирован верой в правду переживаемого чувства и в правду производимых действий (2, 168-169).
Тот, кто на сцене в момент творчества не представляет, не наигрывает, а подлинно, продуктивно, целесообразно и притом беспрерывно действует; тот, кто общается на сцене не со зрителем, а с партнером, тот удерживает себя в области пьесы и роли, в атмосфере живой жизни, правды, веры, «я есмь», тот живет правдой на сцене (2, 173).
«Я есмь» — это сгущенная, почти абсолютная правда на сцене (2, 203).
Там, где правда, вера и «я есмь», там неизбежно и подлинное, человеческое (а не актерское) переживание. Это самые сильные манки для нашего чувства (2, 203).
Доведите работу всех элементов внутреннего самочувствия, двигателей психической жизни, самого сквозного действия до нормальной, человеческой, а не актерской, условной действенности. Тогда вы познаете на сцене, в роли, самую подлинную жизнь вашей душевной органической природы. Вы познаете и в себе самую подлинную правду жизни изображаемого лица (2, 356).