Нетрансцендентность искусства
Все это концентрируется в самом рельефном, самом глубоком признакенового искусства, в странной черте нового эстетического восприятия, котораятребует напряженного размышления. Вопрос этот весьма тонок помимо всегопрочего еще и потому, что его очень трудно точно сформулировать. Для человека самого нового поколения искусство это дело, лишенноекакой-либо трансцендентности. Написав эту фразу, я испугался своих слов -из-за бесконечного числа значений, заключенных в них. Ибо речь идет не отом, что современному человеку искусство представляется вещью никчемной,менее важной, нежели человеку вчерашнего дня, но о том, что сам художникрассматривает свое искусство как работу, лишенную какого-либотрансцендентного смысла. Однако и это недостаточно точно выражает истиннуюситуацию. Ведь дело не в том, что художника мало интересуют его произведениеи занятие: они интересуют его постольку, поскольку не имеют серьезногосмысла, и именно в той степени, в какой лишены такового. Это обстоятельствотрудно понять, не сопоставив нынешнее положение с положением искусстватридцать лет назад и вообще в течение всего прошлого, столетия. Поэзия имузыка имели тогда огромный авторитет: от них ждали по меньшей мере спасениярода человеческого на руинах религии и на фоне неумолимого релятивизманауки. Искусство было трансцендентным в двойном смысле. Оно было таковым потеме, которая обычно отражала наиболее серьезные проблемы человеческойжизни, и оно было таковым само по себе, как способность, придающаядостоинство всему человеческому роду и оправдывающая его. Нужно видетьторжественную позу, которую принимал перед толпой великий поэт илигениальный музыкант, - позу пророка, основателя новой религии;величественную осанку государственного мужа, ответственного за судьбы мира! Думаю, что сегодня художника ужаснет возможность быть помазанным настоль великую миссию и вытекающая отсюда необходимость касаться в своемтворчестве материй, наводящих на подобные мысли. Для современного художника,напротив, нечто собственно художественное начинается тогда, когда онзамечает, что в воздухе больше не пахнет серьезностью и что вещи, утративвсякую степенность, легкомысленно пускаются в пляс. Этот всеобщий пируэт -для него подлинный признак существования муз. Если и можно сказать, чтоискусство спасает человека, то только в том смысле, что оно спасает его отсерьезной жизни и пробуждает в нем мальчишество. Символом искусства вновьстановится волшебная флейта Пана, которая заставляет козлят плясать наопушке леса. Все новое искусство будет понятным и приобретет определеннуюзначительность, если его истолковать как опыт пробуждения мальчишеского духав одряхлевшем мире. Другие стили претендовали на связь с бурными социальнымии политическими движениями или же с глубокими философскими и религиознымитечениями. Новый стиль, напротив, рассчитывает на то, чтобы его сближали спраздничностью спортивных игр и развлечений. Это родственные явления,близкие по существу. За короткое время мы увидели, насколько поднялась на страницах газетволна спортивных игрищ, потопив почти все корабли серьезности. Передовицывот-вот утонут в глубокомыслии заголовков, а на поверхности победоносноскользят яхты регаты. Культ тела - это всегда признак юности, потому чтотело прекрасно и гибко лишь в молодости, тогда как культ духасвидетельствует о воле к старению, ибо дух достигает вершины своего развитиялишь тогда, когда тело вступает в период упадка. Торжество спорта означаетпобеду юношеских ценностей над ценностями. старости. Нечто похожеепроисходит в кинематографе, в этом телесном искусстве par exellence[27]. В мое время солидные манеры пожилых еще обладали большим престижем.Юноша жаждал как можно скорее перестать быть юношей и стремился подражатьусталой походке дряхлого старца. Сегодня мальчики и девочки стараютсяпродлить детство, а юноши - удержать и подчеркнуть свою юность. Несомненноодно: Европа вступает в эпоху ребячества. Подобный процесс не должен удивлять. История движется в согласии свеликими жизненными ритмами. Наиболее крупные перемены в ней не могутпроисходить по каким-то второстепенным и частным причинам, но - под влияниемстихийных факторов, изначальных сил космического порядка. Мало того,основные и как бы полярные различия, присущие живому существу, - пол ивозраст - оказывают в свою очередь властное влияние на профиль времен. Всамом деле, легко заметить, что история, подобно маятнику, ритмичнораскачивается от одного полюса к другому, в одни периоды допускаяпреобладание мужских свойств, в другие - женских, по временам возбуждаяюношеский дух, а по временам - дух зрелости и старости. Характер, который во всех сферах приняло европейское бытие, предвещаетэпоху торжества мужского начала и юности. Женщина и старец на время должныуступить авансцену юноше, и не удивительно, что мир с течением времени какбы теряет свою степенность. Все особенности нового искусства могут быть сведены к егонетрансцендентности, которая в свою очередь заключается не в чем ином, как внеобходимости изменить свое место в иерархии человеческих забот и интересов.Последние могут быть представлены в виде ряда концентрических кругов,радиусы которых измеряют дистанцию до центра жизни, где сосредоточены нашивысшие стремления. Вещи любого порядка - жизненные или культурные -вращаются по своим орбитам, притягиваемые в той или иной степенигравитационным центром системы. Я сказал бы, что искусство, ранеерасполагавшееся, как наука или политика, в непосредственной близости отцентра тяжести нашей личности, теперь переместилось ближе к периферии. Ононе потеряло ни одного из своих внешних признаков, но удалилось, сталовторичным и менее весомым. Стремление к чистому искусству отнюдь не является, как обычно думают,высокомерием, но, напротив, - величайшей скромностью. Искусство,освободившись от человеческой патетики, лишилось какой бы то ни былотрансценденции, осталось только искусством, без претензии на большее. "Исида[28] тысячеименная, Исида о десяти тысячах имен!" - взывалиегиптяне к своей богине. Всякая реальность в определенном смысле такова. Еекомпоненты, ее черты - неисчислимы. Не слишком ли смело пытаться обозначитьпредмет, пусть даже самый простой, лишь некоторыми из многих имен? Было бысчастливой случайностью, если бы признаки, выделенные нами среди многихдругих, и в самом деле оказались решающими. Вероятность этого особенно мала,когда речь идет о зарождающейся реальности, которая только начинает свойпуть. К тому же весьма возможно, что моя попытка описать основные признакинового искусства сплошь ошибочная. Я завершаю свое эссе, и во мне вновьпробуждается интерес к вопросу и надежда на то, что за первым опытомпоследуют другие, более глубокие. Но я усугубил бы ошибку, если бы стремился исправить ее, преувеличиводин какой-то частный момент в общей картине. Художники обычно впадают в этуошибку; рассуждая о своем искусстве, они не отходят в сторону, дабы обрестиширокий взгляд на вещи. И все же несомненно: самая близкая к истине формула- та, которая в своем наиболее цельном и завершенном виде справедлива длямногих частных случаев и, как ткацкий станок, одним движением соединяеттысячу нитей. Не гнев и не энтузиазм руководили мной, а исключительно только радостьпонимания. Я стремился понять смысл новых художественных тенденций, что,конечно, предполагает априорно доброжелательное расположение духа. Впрочем,возможно ли иначе подходить к теме, не рискуя выхолостить ее? Могут сказать: новое искусство до сих пор не создало ничего такого, чтостоило бы труда понимания; что же, я весьма близок к тому, чтобы так думать.Из новых произведений я стремился извлечь их интенцию как самое существенноев них, и меня не заботила ее реализация. Кто знает, что может вырасти изэтого нарождающегося стиля! Чудесно уже то, за что теперь так рьяно взялись,- творить из ничего. Надеюсь, что позднее будут претендовать на меньшее идостигнут большего. Но каковы бы ни были крайности новой позиции, она, на мой взгляд,свидетельствует о несомненном - о невозможности возврата к прошлому. Всевозражения в адрес творчества новых художников могут быть основательны, и,однако, этого недостаточно для осуждения нового искусства. К возражениямследовало бы присовокупить еще кое-что: указать искусству другую дорогу, накоторой оно не стало бы искусством дегуманизирующим, но и не повторяло бывконец заезженных путей. Легко кричать, что искусство возможно только в рамках традиции. Но этагладкая фраза ничего не дает художнику, который с кистью или пером в рукеждет конкретного вдохновляющего импульса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОММЕНТАРИЙ
ДЕГУМАНИЗАЦИЯ ИСКУССТВА
(La deshumanisacion del arte). - О. С., 3, р. 353-419. Впервыепубликовалась в 1925 году на страницах "Эль Соль". Одна из самых известныхработ Ортега; неоднократно издавалась в странах Европы и Америки. (Нарусском языке впервые опубликованы фрагменты книги в сборнике "Современнаякнига по эстетике. Антология". М., Изд-во иностр. лит., 1957, с. 447-456.) К зарубежному читателю эта работа пришла почти одновременно с"Восстанием масс" и воспринималась в основном в общем идейном контекстепоследнего произведения. Предсказание Ортеги о необратимости процессаразвития нового искусства в соответствии с "логикой" дегуманизации, а такжеидея о том, что такое искусство становится "катализатором" социальнойдифференциации, вызвали либо резко критические, либо по меньшей мересдержанные отклики на эту работу, которую следует воспринимать как целое. Заидеологическим пафосом критики снижалось значение тех реальных проблем,которые занимали (и ныне продолжают занимать) внимание специалистов. [1] "Пусть донна Берта или сэр Мартино, Раз кто-то щедр, а кто-то любит красть, О них не судят с богом заедино: Тот может встать, а этот может пасть". (Данте Алигьери. Божественная комедия. Рай, XIII. Пер. М. Лозинского.Донна Берта и сэр Мартино здесь означают первых встречных ). [2]"Эрнани" - пьеса Виктора Гюго, премьера которой в феврале 1830 г., всамый канун революции, послужила сигналом для "битвы романтиков склассиками", завершившейся победой романтизма. [3] По преимуществу (франц.). [4] Псалтырь, 31, 9. [5] Русский эквивалент-"про Ивана да Марью", то есть история,описывающая бытовые реалии повседневного существования. [6] "...И если слезы моей хочешь добиться, Должен ты сам горевать неподдельно!" (Гораций. Искусство поэзии. Пер.Дмитриева). [7] В статье, цитировавшейся в комментарии к эссе "Musicalia",французский литературовед Жак Ривьер писал: "Искусство (если само это словоеще способно сохраняться) превращается, таким образом, целиком в нечеловеческую деятельность (выделено нами. - О. Ж.),-если угодно, в функцию,в надчувствование, в вид творческой астрономии" (Riviera J. Op. cit., p.166). [8] Этот парадокс проясняет категория "соотнесенность" (вещей): онауказывает на большую или меньшую степень обладания общими свойствами, наобоюдность относящихся сторон вещей и т. д. (см.: Аристотель. Категории, гл.6, 7. - Соч., т. 2. 1978). [9] "...Совсем, как Орбанеха, живописец из Убеды, который на вопрос отом, что он пишет, отвечал: "а что выйдет". Раз нарисовал он петуха - и такплохо и непохоже, что под ним было необходимо написать готическими буквами"се - петух" (см.: "Дон Кихот". Т. 2, гл. 3. Пер. под ред. В. А. Кржевскогои А. А. Смирнова). [10] "Ультраизм"-первое авангардистское течение в Испании. Один из еголидеров, Хорхе Луис Борхес, провозгласил следующий основополагающий принципультраистской поэтики: "...сведение лирики к ее первоначальному элементу -метафоре... Ультраистское стихотворение состоит из серии метафор, каждая изкоторых содержит неведомое дотоле видение какого-нибудь фрагмента жизни". [11] К кому; от кого (латин.). [12] Дадаизм - модернистское направление в литературе и искусствеЗападной Европы (главным образом Франции и Германии), утверждавшее алогизмкак основу творческого процесса, провозглашавшее полную самостоятельностьслова. [13] С лихвой (латин.). [14] "Где окрик, там нет истинной науки" (итал.). [15] "Не плакать, не возмущаться, но понимать" (латин.). [16] "Всякое мастерство леденит" (франц.). [17] Одно вместо другого (латин.). [18] Растро -мадридская скотобойня; так же называется толкучка вбольших городах Испании; Пуэрта дель Соль - центральная площадь в Мадриде. [19] Поэтическую вещь (латин.). [20] Одна из ведущих тем драматургии Пиранделло - "лицо и маска",действительность и иллюзия. Все выворачивается наизнанку: внешний мир,предметная реальность объявляется фикцией, а ее субъективный образприобретает статус единственной объективной достоверности, онтологизируется.Пьеса "Шесть персонажей в поисках автора", о которой упоминает Ортега,написана в 1921 г., за четыре года до появления "Дегуманизации искусства",и, по собственному признанию Ортеги, ощутимо повлияла на егофилософско-зстетические позиции. [21] Альтамира - группа пещер в Испании (провинция Сантандер), гдесохранились росписи эпохи верхнего палеолита. [22] "Следует бежать плоти" (латин.). Манихейство - религиозное учение,возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. н. э. и представлявшее собой синтезхалдейско-вавилонских, персидских и христианских мифов и ритуалов. Порфирийпредпочитал чистое умозрение; на манихейцев оказала воздействие егопрактическая философия. Манихейцы рассматривали мировую историю в контекстеборьбы материи (тьмы, зла) и духа (света, добра). Преодоление добром зла вдуше человека они видели на пути индивидуальной аскетики: воздержания отживотной пищи и нечистой речи, от собственности и работы, от брака и половыхсвязей. Августина в подобной аскезе не устраивало то, что она осуществляетсяне в соответствии с вечными правилами божественной науки "спасения", а попроизволу или пониманию самого человека. [23] Стихотворение "La Venus Belga" ("Бельгийская Венера"; сборник"Amoenitates Belgicae"). [24] Ненависть к своим занятиям (латин.). [25] Вагнер мыслит скорее в духе Л. Фейербаха, чем А. Шопенгауэра (см.:Вагнер Р. Искусство и революция. Избранное. М., Искусство, 1978).Романтическая настроенность философии музыки А. Шопенгауэра весьмаабстрактна. [26] Имеется в виду так называемый Йенский кружок (В.-Г. Ваккенродер,Ф. Новалис, Л. Тик), идейными вдохновителями которого были Август Вильгельм(1767-1845) и Фридрих (1772-1829) Шлегели. [27] По преимуществу (франц.). [28] Исида (Изида) - в древнеегипетской мифологии богиня неба, земли иподземного мира; жена Осириса. Компьютерный набор - Сергей Петров Дата последней редакции - 19.07.99