Хронометраж пленэра на фоне альпиниады 8 страница
…Популярность художника никогда не соответствуют истинной значимости его творчества…
…У истинного художника постоянно существует внутреннее противоречие между необходимостью скорее продать законченное произведение и духовной потребностью сохранить его для экспонирования на выставках…
…Профессиональная радость и гордость художника в том, что его произведения признаны одновременно и коллегами, и зрителями…
…Чем больше и напряжённее работаешь, тем больше получаешь и радостей, и неприятностей – всё уравновешено и гармонично…
…Смерть художника – это этап его творческой жизни…
…Умереть не страшно. Страшно умирать долго, став обузой…
…Искусство это сама жизнь, только ярче, гуще, чище, поэтичнее и образнее...
…Искусство тот кремень, из которого высекаются искры, просветляющие души современников, зажигающие их сердца огнём красоты, доброты, увлечённости и чести…
…Существует чёткая закономерность – чем одарённее художник, чем органичнее он в своём творчестве, чем мощнее и естественнее достиг признания, тем он доброжелательнее, тем шире и уважительнее его понимание творчества коллег, тем меньше в нём зависти, злобной подозрительности, эгоизма и снобизма…
… Начинающему художнику необходима поддержка, ведь сделать первый шаг непросто, но очень важно, чтобы первый шаг оказался удачным! В отношениях с молодыми коллегами не жалейте добрых слов, не скупитесь на добрые дела!..
…Индивидуальная узнаваемость автора, при высокой художественности его произведения – в этом всё дело…
…Удачным можно считать то произведение изобразительного искусства, которое мгновенно приковывает к себе внимание, но раскрывается постепенно, не сразу выявляя всю глубину своей формальной и идейной содержательности. Настоящие произведения искусства бездонны, они никогда не исчерпываются, не надоедают, и никогда не стареют…
…Заниматься любимым делом, делать то, что хочешь, так, как хочешь, и получать за это деньги достаточные для жизни семьи – это счастье! Высшую радость испытывает художник, когда он уверен в правильности своего творческого пути, и при этом его творчество уважаемо родственниками и коллегами, желаемо публикой и востребовано ею…
…Следует регулярно поднимать для себя планку профессионально-художественных требований, сознательно усложняя себе постоянный экзамен на творческую состоятельность. В искусстве, как при восхождении на гору – если не вверх, то вниз…
…Прорыв ограничительных рамок, прежде всего внутренних, духовных – тема и цель первого, обязательного, самого главного подвига человека, осознавшего себя творческой личностью…
…Смотрят люди на художников и наивно завидуют их свободе и независимости. Конечно, всем хочется гулять по воде пешком. А на кресте висеть?..
…Пусть результат хуже, чем мечталось, но это конкретный результат, дающий опыт. Есть масса непризнанных гениев-демагогов, которые способны лишь твердить « Я мог бы сделать… я мог бы побывать… я мог бы стать…» Лишь немногие имеют право сказать устало и гордо «Я сумел, был, сделал!»...
…Нельзя самого себя любить слишком сильно – памятник себе быстро превращается в надгробие…
…Необязательность это не слабость, не плохая организованность, а разновидность подлости…
…Проходит время, сменяются обстоятельства и, в зависимости от этого, меняются убеждения: более ранние неизбежно уступают место более новым. Хоть и не всегда более верным. Старость не всегда мудрость…
…Живём глупо – редко видимся, мало общаемся. А времени-то остаётся всё меньше…
…Знать бы свою судьбу, чтобы время и дела заранее спланировать, чтобы невольно не обмануть, не подвести, не обидеть никого…
…Кто-то работает на будущее. Кто-то в сегодняшнем дне развивает вчерашние достижения, ведь первопроходцам необходим надёжный тыл. Каждому – своё: одним открывать новые законы, пути, земли. Другим их осваивать. И те и другие необходимы…
…Не следует вдумчивость и созерцательность путать с праздностью и ленью. И наоборот…
…Все люди смотрят. Художники видят…
…Художник сам лучше всех знает, что лучше для его работы…
…У каждой кобылы свой сивый бред, у каждой старухи своя проруха, у каждого хама своя программа…
…Выпил чекушку – и лучше не будет. Но, русские же мы: идя за водкой, бери шире! Нам есть о чём выпить…
…Парадокс (а может быть закономерность) в том, что личностное, индивидуальное активнее формируется и проявляется именно тогда, когда художник устремлён к высокой общественной идее и готов раствориться в духовном идеале. Именно тогда, подобно птице Феникс, из пепла сгорания во имя общей пользы он восстаёт, возрождается и утверждается личностно в индивидуальной неповторимости…
…Композицию следует строить иерархически – из самого важного и необходимого. Плоха та композиция, из которой можно сделать ещё несколько композиций. Композиция может считаться законченной не тогда, когда в неё нечего добавить, а когда из неё нечего убрать…
…Умение ввести в композицию выразительную деталь, не нарушив при этом цельность – показатель высокого профессионального уровня…
…Высокое качество искусства не достижимо без большого количества работы и впечатлений…
…Смелость и хулиганство не одно и тоже…
…Цвет и тон должны обладать визуальной весомостью по отношению к картинной плоскости, а не к центру Земли – они не должны «сползать» при повороте произведения. Хорошая композиция не теряет гармоничность, не разрушается при любом повороте – хоть «вверх ногами». Потому важно в процессе работы периодически поворачивать хост или лист, меняя местами его верх и низ, чтобы отвлечься от литературности восприятия, от природной похожести, от предметной узнаваемости – чтобы воспринять изображение исключительно изобразительно…
…Иногда меня упрекают в фотографичности, критикуют мои произведения за якобы излишнюю точность деталей изображаемого.
Но лишь абсолютная узнаваемость и точная похожесть запечатлённой натуры придают убедительную достоверность тем широким обобщениям, к которым я стремлюсь в своём искусстве…
…Непросто быть объективным к чужому творчеству – личностные отношения с автором накладываются на восприятие его произведений. Слишком критичные, неприязненные чувства нужно гасить в себе осознанием известной мудрости о том, что карлики всегда невысокого мнения о великанах.
Кстати, эта же мысль помогает спокойнее переживать критику в свой адрес…
…Огромная сила воли и человеческое величие проявляются в умении сдерживаться там, где, казалось бы, уже нет никакой силы, никакой возможности сдержаться…
…Нужно верить в своё предназначение, в свою необходимость, в важность своей работы. Не раз было так: что сегодня не востребовано, непонятно и кажется бессмысленным, завтра вдруг оказывается своевременным, актуальным, очень важным и необходимым. Работа, особенно бескорыстная, выполняемая не по заказной необходимости, а исключительно в силу душевной потребности, не бывает напрасной…
…У искусства нет периферии. И в столице немало художников с провинциальным кругозором, с местечковым мышлением и убогим уровнем ремесла. И в станице вырастают высочайшие мастера и мудрецы.
И неудивительно – вдали от столиц воздух чище, солнце ярче, небо выше, ночи тише, звёзды ближе, нервы крепче, время медленнее, восприятие глубже, честолюбие острее…
…Можно во всём жизненном многообразии замечать только то, что плохо, видеть лишь чёрное. И постоянно грустить, и страдать, и жить в непрерывной тревоге и в горе. Но можно (нужно!) видеть яркий свет и радужную многоцветность, жить бодро и радостно. Ведь жизнь, сама по себе, ни хороша, ни плоха – она такая, какой мы сами способны её ощущать. Нужно сознательно работать – созидательно. Не стоять, а идти вверх, постоянно обновляясь. Истина не в результате, не в нём смысл. Суть в процессе, в стремлении к результату, пусть недостижимому.
Жизнь мгновенна. Не отравляй сам себе этот единственный безвозвратный миг злобностью восприятия и горестными ощущениями. Смотри вокруг добрее и веселее, радуйся...
…Жизнь опасна – от неё умирают. Но она чревата и неожиданными радостями и яркими вспышками счастья. Потому и жаль, и горько уходить, потому и хочется продлить этот радостный процесс неизбежного умирания, эту мучительную очаровательность…
…Каждый, как только его убеждения сложились, начинает домысливать факты. Но мы лишены объёмной объективной информации, и начинает мерещиться нечто ужасающее. Потому думать нужно только о том, что лично тебя именно сейчас касается. И о том, что и как в этой связи следует сделать. А вовсе не о том, что ты себе на собственный страх нафантазировал…
…В жизни нет ничего важнее жизни. И пошли они все! И те, кто наверху бездарно рулит и постоянно врёт, и те, кто внизу всегда недоверчивы, мрачны и всем недовольны. Для многих хорошо лишь там, где их нет. А на самом-то деле там и замечательно, где ты в этот миг хоть как-то ощущаешь себя и окружающий мир. Ведь этого могло не быть, и в любой миг может перестать быть…
…Наука и техника менее зависимы от личности творца, чем искусство – ни один, так другой, не сегодня, так через сто лет изобретёт компас и паровоз, фарфор и колючую проволоку, радио и ракету, откроет физический закон, или химический элемент, или материк, или насекомое, или звезду. Но не будь этого художника, поэта, композитора именно в это время – не будет именно этого произведения…
…Зрительский интерес или, наоборот, отсутствие такового, никак не связаны с художественным уровнем выставки – они зависят от её идейно-тематической направленности…
…Не слабеет и не стихает вечный спор правды и лжи, добра и зла. Возможно, искусство не является главным судьёй этого спора. Но активное, действенное участие в нём принимать должно!..
…Для успеха в искусстве только таланта недостаточно. Ещё нужно терпение, и терпимость, и выносливость в долгой целеустремлённой работе, и смелость, и уверенность в себе и в своём деле, и одержимость, и доброжелательность…
…Творческая манера художника – это язык, которым он в пластической форме выражает свои чувства и мысли. Каждый художник воспринимает мир индивидуально, по-своему, неповторимо. И неповторимо, по-своему, индивидуально запечатлевает мир и своё восприятие мира. Творческая манера каждого художника зависит от одарённости, темперамента, уровня интеллекта, жизненного и творческого опыта. Лишь обретя индивидуальную творческую манеру, художник способен решать вопросы стиля, основанные на твёрдом и глубоком познании свойств вещей и явлений, их состояний, последовательности проявлений их материальной, энергетической и духовной сущности…
…У каждого художника собственные правила создания произведения, своя тема, свой подход к раскрытию темы. Правила и подходы чрезвычайно индивидуальны и изменяемы во времени, в жизненных и творческих ситуациях, зависимы от стилевых приверженностей. Но законы создания и восприятия искусства вечны и незыблемы – они едины для любых тем, сюжетов, жанров, стилей, эпох, художественных и идеологических концепций…
…Если для художника творческий процесс интереснее результата, он истинный художник…
…Если для художника творческий результат важнее коммерческого, это горе для его семьи…
…Если для художника коммерческий результат важнее и интереснее творческого процесса, это смерть художника…
…Как много мог! Как мало смог…
…Идея в искусстве должна быть не только сюжетной, но и пластической. Пластическая идея для художника важнее. Профессиональный успех произведения зависит не от сюжета, а от того, как художник его пластически осознал и выразил…
…Есть заработок, а есть Работа – это абсолютно разные понятия. Счастлив человек, для которого они совпадают…
…Аванс стимулирует работоспособность, но не вдохновение…
…Не женитесь, поэты – этот призыв вечен, он актуален в веках: творческая жизнь без семьи проще, легче, беззаботнее, веселее и результативнее.
Но! Без милой, любимой, любящей, понимающей и заботливой подруги, без милых, дорогих, любимых и любящих детей и внуков жизнь несравненно скучнее и однообразнее, беднее ощущениями, впечатлениями и радостями. Да и что за поэт, что за художник без любви?..
…Держи фасон, как бы ни сложилось, что бы ни случилось! Ты – художник, коллега Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, Рембранта! Это почётно, гордо и ответственно – не опозорь великую профессию, не подведи свою озарённость, не оскорби избранность. Соответствуй!..
…Успех у публики чрезвычайно важен для художника. И не только длительное удержание общественного признания, но даже достижение его на короткое время требует большого напряжения, значительных внутренних усилий и выдержки. Но и они ничего не значат без фактора удачи, без участливой помощи счастливого случая, без благоприятного стечения обстоятельств…
…В одном словаре встретилось определение понятия «культура», как обработка, возделывание. Приобщение широкой аудитории к культуре, «возделывание» её духовности в большой степени зависит от проводников культуры, в том числе и от художников. Нам необходимо осознать степень лежащей на нас ответственности и чаще устраивать выставки, проводить творческие встречи со зрителями, плотнее с ними общаться. Без искусства нет культуры, без культуры нет нравственности и духовности. А без духовности и нравственности ничего нет – крах всего…
…Вдохновение может прийти к художнику когда угодно, только не по приказу…
…Нужно постоянно отдавать себе отчёт в том, что и как делаешь в искусстве: необходимо грамотно, чётко и чутко ориентироваться в современной художественной ситуации и в своей работе. Чтобы не достигать достигнутое, не перепевать спетое, не тратить время понапрасну и не буксовать на месте…
…Ни художникам, ни зрителям не нужны искусствоведческие опусы, ограниченные общими фразами и поверхностными констатациями. Необходимо проникновение в глубину художественного замысла и исполнения. Главный вопрос – как сделано? Нельзя сводить художественное творчество лишь к сюжетному повествованию. Подлинное содержание произведения лежит, в значительной степени, в красоте самого искусства…
…Понятен и естественен гражданский, социальный или идейный пафос негодования или восторга. Ну и занимайтесь политикой – при чём здесь изобразительное искусство? В искусстве главное – не тема, а художественная выразительность раскрытия темы. Тема и художественность должны быть неразрывны в своём максимальном проявлении…
…Нужно принять без обид и огорчений, как данность, тот факт, что духовная озарённость никогда не сочетается со способностями практического порядка...
… Избранность не даёт никаких прав – она накладывает обязанности…
…Долгие занятия горным спортом и искусством учат как, не меняя ничего вокруг, приспособиться к существующей ситуации и победить в складывающихся обстоятельствах, превозмогая себя, а не изменяя в выгодную сторону правила игры…
…К сожалению, всем сейчас не до того, а ведь срочно требуется широкая консолидация творческих сил в борьбе с регрессом духовности общества, с националистической ограниченностью, тупой агрессивностью, безразличием и звериной жестокостью…
… Стало законом не дарить своё, а без спроса брать и присваивать чужое. Народ всё бессовестнее и бессердечнее. Всё заметнее озверение. Общество превращается в стаю…
…Можно обладать феноменальной силой и выдающейся скоростью, бесподобной реакцией и фантастической выносливостью, но если ты не проявил эти качества, не подарил их людям победами и рекордами, их словно бы и нет вовсе.
Так же, как будто и нет колористического дара, композиционного чувства и умелого владения рисунком, если они напряжением упорного труда не переплавлены в законченное произведение, если оно не показано на выставке и не увидено зрителями…
…Для успеха в творческой деятельности необходимо уверенно владеть профессиональным ремеслом. Помню, мой покойный дедушка Сергей Алексеевич, по слуху игравший на всех музыкальных инструментах, огорчённо рассказывал, что в молодости по ночам в нём часто звучала прекрасная, небывалая музыка, а он, проснувшись поутру, всё ещё ощущая и слыша её в себе, но, не владея музыкальной грамотой, не мог её записать – зафиксировать и сохранить. Это было обидно и горько. Возможно, в нём погиб композитор.
Так гибнет творец в человеке из-за элементарной профессиональной безграмотности…
…Умелой и сильной рукой можно имитировать дрожание и неуверенность слабой и неумелой руки. Наоборот – невозможно…
…Художник не должен (во всяком случае, в ситуации нашей страны) иметь семью. Только тогда он полностью сосредоточится на своей главной жизненной обязанности и сможет достичь наивысших результатов. И в семейной жизни творческая реализация возможна, но лишь для фанатиков-эгоцентристов, обладающих непоколебимой волей при отсутствии любви, жалости, сострадания, ответственности и чувства семейного и родительского долга…
…Ради художественной выразительности можно пожертвовать изобразительностью. Выразительность первостепенна, она должна преобладать над изобразительностью…
…Никогда не сомневаются лишь глупцы. Всегда восхищены результатами своей работы лишь дилетанты. Но! Сам себя не похвалишь – тебе в рот наплюют. Собственное мнение о себе влияет на мнение окружающих о тебе…
…Счастлив, кто не разрывается между любовью к семье и любовью к профессии…
…Нужно работать постоянно, всегда, даже когда очень не хочется и всё валится из рук!
Во-первых, именно работа дарит успокоение и примиряет с жестокостью жизни, восстанавливая в гармоничное целое обломки рушащихся в душе миров. Во-вторых, потому, что именно в такие моменты происходит освобождение от привычной сюжетной литературности в раскрытии темы, и работа ведётся подсознанием на интуиции с абсолютной искренностью. Как следствие – неожиданные, необычные и непривычные, яркие художественные достижения и обретения…
…Ни чиновники, ни депутаты не понимают важности и необходимости развития культуры в обществе потому, что, в большинстве своём, сами являются людьми малокультурными, духовно неразвитыми, эстетически необразованными…
…Дипломированные профессиональные художники, занимающиеся «наивным» искусством, вовсе не наивны – они умны и расчётливы…
…Не нужно жить с постоянной оглядкой в прошлое. И неумно жить будущим. Ибо всё, что было, уже было и прошло. А что будет, может и не быть вовсе. Нужно жить настоящим – для себя, и для семьи. Конечно, это не романтично. Зато честно и благородно по отношению к родным. Постоянно обеспечивать благосостояние семьи, дарить жене цветы, любовь и заботу, а детям внимание и достойную жизнь нужно не в неясном будущем, а в конкретном настоящем. Семье не нужно пережёвывание былых удач и заслуг. Семье нужны не надежды на будущее величие и достаток, а нынешняя ответственность и результативность...
…Счастлив художник, чьё творчество оценено и востребовано современниками…
…Есть престиж и профессиональная гордость, есть осознание избранности и ощутимость озарённости, есть долг и ответственность не только перед семьёй!
Когда-то в давние времена первопечатник Иван Фёдоров ответил на чей-то упрёк в его повседневно-бытовой никчемности: «Я владею искусством орудий ручного дела и вместо хлеба должен рассеивать семена духовные!»
И замечательный писатель Виктор Астафьев говорит о том же: «Кланяйтесь, люди, поэтам и творцам земным – они были, есть и останутся вашим небом, воздухом, твердью под ногами, вашей надеждой и упованием. Без поэтов, без музыкантов, без художников и созидателей земля давно бы оглохла, ослепла, рассыпалась и погибла. Сохрани, земля, своих певцов, и они восславят тебя, вдохнут в твои стынущие недра жар своего сердца, вовеки веков так рано и так ярко сгорающего, огнём которого они уже не раз разрывали тьму, насылаемую мракобесами на землю, прожигали пороховой дым войн, отводили кинжал убийц, занесённый над невинными жертвами. Берегите, жалейте и любите, люди, тех избранников, которые даны вам природой не только для украшения дней ваших, в усладу вкуса, ублажения души – но и во спасение всего живого и светлого на нашей земле».
Американскому президенту Джону Кеннеди принадлежат такие слова: «В вихре ежедневных конфликтов, драматических стечений обстоятельств, в сутолоке политической борьбы поэт, художник, музыкант продолжают незаметный труд столетий, создавая мосты общих переживаний между народами, напоминая человеку об универсальном характере его чувств, желаний и горестей, напоминая ему о том, что силы единения глубже сил разъединения. Память об Эсхиле и Платоне сохранилась поныне, а слава Афинского государства канула в вечность. Данте пережил гордыню Флоренции тринадцатого века, Гёте безмятежно возвышается над всей германской политикой. И я уверен, что когда осядет пыль веков над нашими городами, о нас тоже будут вспоминать не за наши победы и поражения на поле битвы или в политике, а за то, что мы сделали для духовного развития человечества»…
…С горечью и тревогой констатирую прогрессию регресса и деградации. Было плохо, стало отвратительно, будет ещё хуже…
…В искусстве ценится не подобие, а необычность и неповторимость…
…Обретя смелость видения и осознания, стремись к смелости их художественного выражения…
…Точное отражение действительности при сюжетно-тематической направленности – лишь начало работы над произведением искусства. В процессе работы художнику необходимо создать совершенную, на его взгляд, модель эстетических, морально-этических и идейно-нравственных устремлений современной действительности…
…Лишь художник, ответственный за то, что своим творчеством провозглашает и отрицает, способен создать истинное искусство…
...Нужно больше увлечённости, искренности и ответственности в работе. Нужно точно знать и ясно понимать, что ты делаешь, почему и зачем. Не нужна ни герметичная изоляция, высокомерная отстранённость искусства от действительности… ни политически заданная иллюстративная актуальность конъюнктурной банальности…
…Нужно делать живопись энергично, решительно, смело – быстро. Но не спеша…
…Когда твоя семья голодает, не думается о вечности…
…Постоянно помни о великом и вечном. Сиюминутное и насущное само о себе напомнит…
…Если ты создан художником – соответствуй, не отвлекайся, чтобы успеть исполнить своё предназначение, оправдать свою избранность и озарённость…
…Лучшее средство от усталости – новая работа, от депрессии – этюды на пленэре с выпивкой по вечерам…
…Пока жив и здоров, старайся насмотреться и наработаться…
…Для многих занятие искусством – средство заработка на жизнь. Для настоящего художника – сама жизнь. Лишить художника возможности заниматься искусством – значит лишить его жизни…
…Светоч нации... сволочь нации... И каждая сволочь рвётся в светочи…
…Творчество как жизнь – приятно, трудно и бессмысленно...
…Лишь способность к творчеству отличает человека от животного…
…Способность к искусству, и способность к торговле – редко сочетающиеся качества…
…Осознав скоротечность жизни, одни спешат насладиться… другие – делать добро и пользу…
…Возраст понятие относительное, скорее психологическое, чем физиологическое…
…Только выбросишь что-то ненужное, оно тут же оказывается необходимым…
…Нет ничего страшнее страха…
…Остановка это часть пути…
…Самое хорошее и самое плохое, что есть в жизни – сама жизнь…
…Нет ничего невозможного для того, кто сам не должен это сделать…
…Глупцы стремятся к общению, умные к уединению…
…Противно, трудно и непроизводительно работается, когда заставляют. Радостно, легко и результативно – когда самому работать хочется…
…Не стыдно плакать от счастья и восторга. Недопустимо – от горя и разочарования…
…Тяжело жить на свете и безрадостно, но не жить – хуже…
…Люди рождаются не для горя и злости, а для добра, счастья и радости. Нужно научиться радоваться, любить и быть счастливым…
…Ценность искусства не в теме и не в сюжете, а в художественности их выражения…
…Как можно не пить, если это помогает жить и творить!..
…Самоуверенность – плохо. Отсутствие веры в себя – ещё хуже…
…Если художник может месяц не браться за кисти, значит он уже не художник…
…Никто не может быть так требователен к художнику, как он сам к себе…
…Патриотизм порождение идиотизма – он всегда разменная карта в руках нечестных политиков и бездарных полководцев…
… Снизойти, чтобы снискать…
…Нужно сохранять неудавшиеся произведения – со временем они заметно улучшаются…
…Время катастрофически быстротечно. Нужно чаще смотреть на часы – дисциплинирует…
…Если без отчаянья разобраться, в самой скверной ситуации обязательно обнаружится что-то хорошее…
…Художник не профессия – судьба...
…В творчестве не теряй темпа, не сбивайся с ритма, избегай пауз. Отдых – в смене работы…
…Не испытав горечь жизни, не ощутишь её сладость…
…Когда в жизни всё хорошо, хочется бегать по утрам, обливаться холодной водой, бросить пить и курить, быть здоровым и жить вечно.
Когда всё плохо, хочется, чтобы стало ещё хуже, и жизнь скорее закончилась…
…Нет ничего более жалкого, чем художник, не осознающий свою бездарность…
…Работа, подработка, шабашка – это всё о другом. Занятие искусством – служение!..
…Выпьем за то, чтобы меньше пить!..
…Несостоявшиеся художники – искусствоведы – учат художников тому, чего сами не умеют…
…Имеет ли моральное право анализировать, критиковать и направлять работу художников тот, кто выполнить эту работу не способен?..
…Хочешь быть весёлым, радостным, независимым, уверенным в себе и довольным жизнью – не становись художником…
…Достигаем трудно и медленно. Теряем незаметно и быстро…
…Формула удачного произведения: образность, выразительность, ёмкость, лаконизм…
…Стремлюсь к тому, чтобы моё искусство вызывало в зрителях радостное сопереживание и заставляло их, хоть на время, забывать о жизненных неурядицах…
…Настоящее искусство – не развлечение мещан, а высочайшая форма познания истин мира…
…Искусство или развивает, воспитывает и возвышает людей, или развращает их, оглупляет и ожесточает. Морально-этические и идейно-нравственные проблемы доминируют в искусстве наряду с эстетическими задачами…
…Художники умирают не от старости и болезней, а от невозможности работать, вызванной старостью и болезнями…
…Хрупка человеческая жизнь, несчастья непредсказуемы, неотвратима смерть. Прискорбно зависима наша жизнь от трагических случайностей, от чьей-то ошибки, халатности, подлости. Нужно научиться ценить каждый миг счастья жить. Какой бы трудной ни была иногда жизнь, она уже тем хороша, что другой у нас жизни не будет. Художник, успевай жить, работай, а то будет поздно!..
…Горжусь тем, что я художник. И, не смотря на жизненные неурядицы, я счастлив причастностью к служению красоте...
…Слава художникам – увлечённым самозабвенным чудакам, сквозь мерзости жизни, сквозь непонимание, презрение, насмешки и нищету волокущим гадостную повседневность на радостные, светлые высоты будущего!
…Духовное развитие личности возможно лишь посредством искусства, ибо только оно способно воздействовать на людские души, воспитывая нравственность. Если бы руководство общества это осознало, поняло важность, необходимость и незаменимость искусства в духовно-нравственном воспитании народа, сделало бы искусство непосредственной производительной силой общества – жизнь в стране расцвела бы, изменившись разительно. Ещё Дидро говорил: «Страна, в которой искусство будет на первом месте, достигнет наивысшего расцвета во всех областях»...