Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман.
Стул для зрительного зала Й.Хоффман, 1907 | В 1903 г дизайнер Коломман Мозер (1868-1918) и архитектор Йозеф Хоффман (1870-1956) основали Венские Художественные мастерские- ("Wiener Werkstatte") - объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов. Основная цель объединения - поощрение и координация сотрудничества промышленников, художников и торговцев для успешного производства и сбыта изделий декоративного и прикладного искусства. Особенное внимание уделялось комплексному проектированию и оборудованию современных интерьеров. Деятельность организации была столь успешной, что вскоре не только фирменные изделия со знаком "WW", но и все лучшие австрийские товары считались продукцией "Венских Мастерских", а ее стиль стали называть "венским современным стилем". |
Кресло для санатория в Пуркесдорфе. К.Мозер, 1902 г. | В короткое время мастерским удалось стать общественным центром, объединившим молодых австрийских художников, писателей, музыкантов. В 1932 г. ввиду экономических трудностей послевоенного времени "Венские Мастерские" были закрыты |
В 1906 г. на художественно-промышленной выставке в Дрездене наряду с традиционными ремесленными изделиями впервые экспонируются предметы массового промышленного производства. Фабричный продукт дебютирует в роли эстетически ценного произведения искусства.
В 1907 г был основан Германский художественно-промышленный союз - Веркбунд. Своей основной целью Веркбунд объявил "облагораживание немецкой работы сотрудничеством искусства, ремесла и промышленности путем воспитания и пропаганды", "одухотворение немецкой работы подъемом ее качества". Понятие "высокое качество" включало в себя при этом не только применение добротных материалов и безупречное фабричное исполнение, но и "глубокую интеллектуальную проработку производимого предмета". Характерными для Веркбунда были конструктивная мебель Рихарда Римершмида с комбинированными и встроенными элементами, гончарная посуда ясных форм и совсем без декора, лаконичные металлические изделия, дешевые полиграфические издания, выпускавшиеся в обложках из простой декоративной бумаги вместо дорогого переплета, но с применением оригинальных современных шрифтов.
В 1907 г. архитектор П.Беренс приглашается на должность художника-консультанта в фирму AEG. Впервые в работе промышленного предприятия принимает участие художник. Беренс стал первым корпоративным дизайнером, работавшим в самых различных областях - от рекламы до возведения новых зданий. В его мастерской начинали свою карьеру три ведущих архитектора ХХ века – Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ.
.
В 1908, Генри Форд, американский инженер
выпускает «Модель Т», первую экономичную модель автомобиля, созданную конвейерным способом. Примененные Фордом принципы научной организации труда позволили за период с 1909 по 1926 год выпустить 15 миллионов автомобилей
Как заметил Найджел Гослинг «В течение пятнадцати лет полностью изменились отношения между человеком и окружающим миром». За первое десятилетие века были созданы версии почти всех электробытовых приборов, используемые человеком и по сей день. И хотя это были несовершенные образцы, выпускаемые маленькими партиями и славящиеся своей ненадежностью, электроприборы постепенно становятся верными спутниками и помощниками человека.
Интенсивное развитие художественной культуры прерывается Первой мировой войной. После окончания войны наступает новый подъем, приведший к радикальным изменениям предметного мира, окружающего человека.
Питер Беренс, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Френк Ллойд Райт, Генри Форд, Йозеф Хоффман,
КУЛЬТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ 1900-1910 ГГ.
1 2
3 4
5 6
- Электрический чайник AEG. Диз. Питер Беренс, 1907
- Кресло «Кубус». Диз.Й.Хоффманн. 1905-1906
- Настольная лампа. Диз. А.Лоос
- Бутылка Кока-колы. Диз. А.Самуэльсон, 1915
- Лампа. Фирма Тиффани, 1910
- Стул. Диз. Карло Бугатти, 1902
1920-е гг. ВРЕМЯ АВАНГАРДА В бурном кипении 20-х гг. родились движения, вдохновившие своей отвагой весь XX век - КОНСТРУКТИВИЗМ, русский СУПЕРМАТИЗМ, голландское движение ДЕ СТИЛЬ. Целью этих художественных авангардных течений стала попытка найти новый язык, отражающий процессы кардинальных изменений, происходящих в обществе, и соединить теоретические исследования с окружающей реальностью. Художник-дизайнер-инженер воспринимался как творец, который создаст новый предметный мир для обновленного человека Голландское движение «Де Стиль» (De Stijl), основанное в 1917 архитектором и живописцем Тео Ван Дисбургом, ознаменовало триумфальное шествие новой эстетики. Идейными руководителями «Де Стиля» были Геррит Ритвельд, создавший знаменитое «Красно-синее» кресло – манифест конструктивизма в дизайне мебели, Тео Ван Дисбург, и художник Пит Мондриан, чьи абстрактные полотна стали своеобразной эмблемой движения, восхваляющего радикализацию геометрического порядка. Фирменным почерком участников «Де стиля» стали пространственная гармония, ясные плоскости, окрашенные в основные цвета и разделенные прямыми черными линиями, выявляющими конструкцию предмета. Образцом философии стиля стал дом Шредера (Утрехт), спроектированный в 1924г. Ритвельдом с продуманным цветовым решением наружного и внутреннего пространства. Свое «красно-синее» кресло (ок.1918 г) Ритвельд называл «фрагментом пространства, оживленным в качестве реальности» | 1917 г. –Октябрьская социалистическая революция в России 1917 г. – изготовлен синтетический каучук 1921 г. - Альберт Эйнштейн, американец, сформулировал теорию Относительности. 1921 г. – появились детектор лжи (Джон А.Ларсон, США), тостер (Чарльз Страйт,США) , фен («Расин универсал мотор компании», США ). 1926 г. - шотландский изобретатель Джон Логии Байрд изобрел черно-белый телевизор 1928 г.–Александр Флемнг, шотландский бактериолог открыл пенициллин | ||||||||||||
Башня III Интернационала. Владимир Татлин | Необычайно смелый выход находит творческая энергия в России, у представителей русского конструктивизма. Это направление в советской художественной культуре в 20-х гг., выдвигало на передний план конструктивно-техническую сторону художественного творчества. Конструктивизм отразил пафос революционной борьбы, выдвигая требование «превращения искусства в жизнестроение», то есть, в творчество целесообразных форм, организующих реальную общественную жизнедеятельность. Эстетика конструктивизма лежала в основе промышленного производства посуды, ткани, мебели. Выдающимися примерами конструктивизма стали живописные работы К. С Малевича, Л. М. Лисицкого, Родченко, сценические площадки театра Мейерхольда, Башня III Интернационала Татлина . Фотохудожник, график, конструктор А. М. Родченко был автором проектов оформления рабочих клубов, разработок для массового производства посуды и мебели. | ||||||||||||
Наши рекомендации
|