Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман.

1818 г- американцы Артемис Уиллер и Элишия Кулер изобрели револьвер   1821 г. - М.Фарадей (1791-1867) сконструировал первый электромотор – «фундамент» нашего электрического мира.   1827 г. - Джон Уолкер, английский химик и аптекарь, придумал спички.   1829 г.– «Хейз Компании», США выпустила первый трактор Луи Дагер (1789-1851) и Ф.Толбот (1800-1877) сконструировали прообразы фотокамер. В 1844 г. Толбот публикует первую иллюстрированную фотографиями книгу –«карандаш природы». К 1850 г. по всему миру появляется сотни даггеротипических студий. 1837 г.– британские изобретатели Уильям Кук и Чарльз Уистон изобрели телеграф   1839 г. - Килпатрик Макмиллан, Шотландия, изобрел велосипед   1846 г.- Элиас Хоу, американец, изобрел швейную машинку.   1854 г. - Элис Отис, американский изобретатель, придумал лифт   1858 г. –английский портной Ф.Ворт открыл в Париже бутик, основав первый «дом высокой моды».   1859 г.- Чарльз Дарвин, английский натуралист, опубликовал «Теорию Эволюции»     1861 г.– Джон П.Чарлтон, США, придумал почтовую открытку   1867 г. -Альфред Нобель, шведский инженер, изобрел динамит   1869 г. – Д.И.Менделеев, русский химик, разработал периодическую таблицу химических элементов   1870 г. –появляется первая лампа накаливания   1876 г. - американец шотландского происхождения Александр Грехем Белл изобретает телефон   1879 г. –в Германии запущен первый трамвай, в 1881 г. – троллейбус   1877 г. – Трудоголик Томас Эдиссон(1847-1931) запатентовал звукозаписывающее устройство – фонограф.   В 1860 г. Джозеф Суон (1828-1914) изобрел первую электрическую лампочку. В 1880-х гг Томас Эдисон изобретает ее второй раз. Спор о патенте решается в суде.   1887 г. - ирландский ветиринар Джон Данлоп придумал пневматическую шину   1895 г. –Дж.Стенли создал модель велосипеда для прогулок «Безопасный Ровер» 1900-1910 гг. ДВАДЦАТЫЙ ВЕК НАЧИНАЕТСЯ…   Не многие могут похвастаться тем, что живут в эпоху настоящих чудес. Если XIX век был веком пара, то ХХ век стал веком электричества. В воздухе, только начавшем портиться от бензиновых выхлопов, царит дух глобальных перемен. Наряду с главенствующим в Европе вычурным стилем ар-нуво на рубеже веков происходят события, во многом определившие направления развития дизайна. В первое десятилетие развернулось движение за обновление искусства. Промышленность и торговля ставили перед дизайном новые задачи: освоение новых материалов, техник и принципов конструирования. В основе нового движения лежала эстетика целесообразности, предполагавшая рациональные, строго утилитарные формы, очищенные от декоративной романтики модерна.
Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru     Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru Стул для зрительного зала Й.Хоффман, 1907   В 1903 г дизайнер Коломман Мозер (1868-1918) и архитектор Йозеф Хоффман (1870-1956) основали Венские Художественные мастерские- ("Wiener Werkstatte") - объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов. Основная цель объединения - поощрение и координация сотрудничества промышленников, художников и торговцев для успешного производства и сбыта изделий декоративного и прикладного искусства. Особенное внимание уделялось комплексному проектированию и оборудованию современных интерьеров. Деятельность организации была столь успешной, что вскоре не только фирменные изделия со знаком "WW", но и все лучшие австрийские товары считались продукцией "Венских Мастерских", а ее стиль стали называть "венским современным стилем".
Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru Кресло для санатория в Пуркесдорфе. К.Мозер, 1902 г.   В короткое время мастерским удалось стать общественным центром, объединившим молодых австрийских художников, писателей, музыкантов. В 1932 г. ввиду экономических трудностей послевоенного времени "Венские Мастерские" были закрыты  

В 1906 г. на художественно-промышленной выставке в Дрездене наряду с традиционными ремесленными изделиями впервые экспонируются предметы массового промышленного производства. Фабричный продукт дебютирует в роли эстетически ценного произведения искусства.

В 1907 г был основан Германский художественно-промышленный союз - Веркбунд. Своей основной целью Веркбунд объявил "облагораживание немецкой работы сотрудничеством искусства, ремесла и промышленности путем воспитания и пропаганды", "одухотворение немецкой работы подъемом ее качества". Понятие "высокое качество" включало в себя при этом не только применение добротных материалов и безупречное фабричное исполнение, но и "глубокую интеллектуальную проработку производимого предмета". Характерными для Веркбунда были конструктивная мебель Рихарда Римершмида с комбинированными и встроенными элементами, гончарная посуда ясных форм и совсем без декора, лаконичные металлические изделия, дешевые полиграфические издания, выпускавшиеся в обложках из простой декоративной бумаги вместо дорогого переплета, но с применением оригинальных современных шрифтов.

В 1907 г. архитектор П.Беренс приглашается на должность художника-консультанта в фирму AEG. Впервые в работе промышленного предприятия принимает участие художник. Беренс стал первым корпоративным дизайнером, работавшим в самых различных областях - от рекламы до возведения новых зданий. В его мастерской начинали свою карьеру три ведущих архитектора ХХ века – Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ.

. Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru

  1891 г. - «Карпентер электрик компании», США, выпустила электрический чайник   1892 г. - Рудольф Дизель, немецкий инженер-механник, изобрел дизельный двигатель   1885 г.- немецкий инженер Готлиб Даймер изобрел двигатель внутреннего сгорания.   1895 г. - русский ученый А.С.Попов изобрел радио 1899 В Бруклине применена пневматическая почта   Марчезе Маркони (1874-1937) в 1895 г. передал радиосигнал на расстоянии одной мили, а в 1901 г. послал его через Атлантику. К концу его жизни радио стало доступным развлечением и универсальным средством связи.   1896 г.американцы братья Ч.Дюбриа (1861-1938) и Дж.Ф. Дюбриа(1869-1967) начали производство самодвижущихся экипажей с бензиновым двигателем. В 1899 в Детройте Р.И.Олдс (1864-1950) собрал «Олдсмлбиль»- маленький спортивный автомобиль из 443 стандартных деталей.   Американец Дж. Истмен (1854-1931) изобрел практичную и дешевую фотокамеру и основал торговую марку «Кодак»   1895 г. – братья Огюста (1862-1954) и Луи (1864-1948) Люмьер. показали «движущиеся картинки»   1900 г.–опубликована работа З.Фрейда «О снах и сновидениях». 1903 г – братья Райтосуществили полет в Кити Хоук.   1907 г. – в Нью-Йорке построено самое высокое здание – 47 метровый небоскреб компании «Сигрем» 1907г. – появилась первая стиральная машина(Алва Дж.Фишер),   1912 г. –получена нержавеющая сталь   1914 г. –началась Первая мировая война  

Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru В 1908, Генри Форд, американский инженер

выпускает «Модель Т», первую экономичную модель автомобиля, созданную конвейерным способом. Примененные Фордом принципы научной организации труда позволили за период с 1909 по 1926 год выпустить 15 миллионов автомобилей

Как заметил Найджел Гослинг «В течение пятнадцати лет полностью изменились отношения между человеком и окружающим миром». За первое десятилетие века были созданы версии почти всех электробытовых приборов, используемые человеком и по сей день. И хотя это были несовершенные образцы, выпускаемые маленькими партиями и славящиеся своей ненадежностью, электроприборы постепенно становятся верными спутниками и помощниками человека.

Интенсивное развитие художественной культуры прерывается Первой мировой войной. После окончания войны наступает новый подъем, приведший к радикальным изменениям предметного мира, окружающего человека.

Питер Беренс, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Френк Ллойд Райт, Генри Форд, Йозеф Хоффман,

КУЛЬТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ 1900-1910 ГГ.

1 Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru 2 Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru

3 Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru 4 Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru

5 Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru 6 Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru

  1. Электрический чайник AEG. Диз. Питер Беренс, 1907
  2. Кресло «Кубус». Диз.Й.Хоффманн. 1905-1906
  3. Настольная лампа. Диз. А.Лоос
  4. Бутылка Кока-колы. Диз. А.Самуэльсон, 1915
  5. Лампа. Фирма Тиффани, 1910
  6. Стул. Диз. Карло Бугатти, 1902
  1920-е гг. ВРЕМЯ АВАНГАРДА В бурном кипении 20-х гг. родились движения, вдохновившие своей отвагой весь XX век - КОНСТРУКТИВИЗМ, русский СУПЕРМАТИЗМ, голландское движение ДЕ СТИЛЬ. Целью этих художественных авангардных течений стала попытка найти новый язык, отражающий процессы кардинальных изменений, происходящих в обществе, и соединить теоретические исследования с окружающей реальностью. Художник-дизайнер-инженер воспринимался как творец, который создаст новый предметный мир для обновленного человека Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru Голландское движение «Де Стиль» (De Stijl), основанное в 1917 архитектором и живописцем Тео Ван Дисбургом, ознаменовало триумфальное шествие новой эстетики. Идейными руководителями «Де Стиля» были Геррит Ритвельд, создавший знаменитое «Красно-синее» кресло – манифест конструктивизма в дизайне мебели, Тео Ван Дисбург, и художник Пит Мондриан, чьи абстрактные полотна стали своеобразной эмблемой движения, восхваляющего радикализацию геометрического порядка. Фирменным почерком участников «Де стиля» стали пространственная гармония, ясные плоскости, окрашенные в основные цвета и разделенные прямыми черными линиями, выявляющими конструкцию предмета. Образцом философии стиля стал дом Шредера (Утрехт), спроектированный в 1924г. Ритвельдом с продуманным цветовым решением наружного и внутреннего пространства. Свое «красно-синее» кресло (ок.1918 г) Ритвельд называл «фрагментом пространства, оживленным в качестве реальности»   1917 г. –Октябрьская социалистическая революция в России   1917 г. – изготовлен синтетический каучук 1921 г. - Альберт Эйнштейн, американец, сформулировал теорию Относительности.   1921 г. – появились детектор лжи (Джон А.Ларсон, США), тостер (Чарльз Страйт,США) , фен («Расин универсал мотор компании», США ).   1926 г. - шотландский изобретатель Джон Логии Байрд изобрел черно-белый телевизор   1928 г.–Александр Флемнг, шотландский бактериолог открыл пенициллин  
  Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru     Башня III Интернационала. Владимир Татлин Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru Необычайно смелый выход находит творческая энергия в России, у представителей русского конструктивизма. Это направление в советской художественной культуре в 20-х гг., выдвигало на передний план конструктивно-техническую сторону художественного творчества. Конструктивизм отразил пафос революционной борьбы, выдвигая требование «превращения искусства в жизнестроение», то есть, в творчество целесообразных форм, организующих реальную общественную жизнедеятельность. Эстетика конструктивизма лежала в основе промышленного производства посуды, ткани, мебели. Выдающимися примерами конструктивизма стали живописные работы К. С Малевича, Л. М. Лисицкого, Родченко, сценические площадки театра Мейерхольда, Башня III Интернационала Татлина . Фотохудожник, график, конструктор А. М. Родченко был автором проектов оформления рабочих клубов, разработок для массового производства посуды и мебели.
Огромное значение для развития дизайна имела деятельность Баухауза. Немецкая экспериментальная школа-мастерская Баухауз, основанная в 1919 году, объединила в своих стенах архитекторов, дизайнеров, художников. Представители Баухауза продолжили теоретическое обоснование нового искусства и практического применения методик дизайна. Целью их творчества стала пропаганда новой эстетики жилища. Предметы, созданные представителями этой школы и по сей день остаются эталонами дизайна, демонстрируя сочетание безупречной формы и функциональности. Так основой для последующих модификаций стало кресло из стальных трубок и кожи Марселя Брейера «Василий», созданное в 1925 г. и названное в честь Василия Кандинского. Кресло Василий, мод № В3, 1925-1927 гг. Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru
Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru     Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ проявил свой талант проектировщика мебели до эмиграции. Созданные им в 1927 году на строго математической основе стул, кресло и стол выполнены из металлических трубок. Модели имели артикул "MR" в соответствии с инициалами автора. Консольное кресло "MR 534", известное как "Weissenhof", наглядно воплотило художественный идеал автора - подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора. Созданные Мис ван дер Роэ модели вошли в коллекцию классических образцов мебели ХХ века.   Кресло Барселона, модель № MR90, 1920 г.
  Знаменитый французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, в 1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: "Дом - машина для жилья". Архитектор Ле Корбюзье считается фигурой первой величины среди дизайнеров ХХ века. Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем стал культовым объектом. Чистая, свободная от декора форма, повторяющая очертания человеческого тела – вот настоящий манифест функционализма в мебели! Однако шезлонг Корбюзье стал и примером «прокрустова ложа» функционализма – на нем можно эффектно возлежать, но очень непродолжительное время. И попробуйте затем подняться… Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru Модель № В306, 1928 г.
Эмиль Галле, Луис Тиффани, Виктор Орта, Чарльз Ренни Макинтош, Анри ван дер Вельде, Коломман Мозер, Йозеф Хоффман. - student2.ru   В межвоенный период в США в творчестве Франка Ллойда Райта родилась концепция "органической архитектуры". Мебель Ф. Л. Райта отразила его творческие концепции пионера современной архитектуры. Пересечение прямоугольных объемов под прямым углом - один из характерных приемов равновесия композиции, применяемый Райтом. Позднее, мебель Райта, не изменяя геометризму, несколько отходит от строгих прямоугольных объемов.   Стул, 1914 г.
         

Наши рекомендации