Художественный образ как категория художественного мышления
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. В литературе образ создается при помощи слов, на основе конкретной языковой среды.
В эпоху Гомера художественная форма была преимущественным способом познания мира. Искусство, таким образом, является древнейшей формой познания мира.
Наука – вторая по древности форма познания, теперь они идут параллельно.
Образ можно назвать ключом к истории человечества.
Специфика образного познания действительности
Образ в переводе означает «отпечаток».
Некоторые трактуют образность как «украшенность», но это не обязательно, достаточно вспомнить стихотворение Пушкина «Мороз и солнце»
Образ – всегда иносказание. Простейшая модель образа – сравнение.
Например, в стихотворении Лермонтова «Парус» одинокий человек сравнивается с кораблем. Психическое состояние человека передается через этот образ.
В прозе – то же самое. Например, Толстой в рассказе «После бала» проводит параллель между парой на балу (Варенька и папенька) и после бала «(папенька и наказываемый солдат).
Связь между предметами в художественном образе не пряма, требующая доказательств, объяснений, а опосредованная построенная на ассоциациях.
Например, в рассказе Бунина «Легкое дыхание» из трудного материала (не самой чистой и невинной девушки) получается легкое дыхание.
Искусство идёт окольным путем, всё строится на живом противоречии.
Свойства образа:
- Создается при помощи вымысла
- Не является простым отражением действительности.
Излишний натурализм удваивает действительность, а для искусства нужно выявление смысла, организация действительности – в этом и помогает вымысел. «Вымысел – разведчик смысла», он гармонизирует реальность, делает её красивой. - Условность образа и условность самого искусства.
Нетождественность жизни.
Например, поэзия – в реальности мы не говорим стихами, но читая стихотворение, мы принимаем эту условность. Или же смерть персонажа пьесы – актеры живы, и мы это знаем, но это не мешает восприятию. Или опера – атмосферу нужно прочувствовать.
Невосприятие условности не даёт воспринимать то, что хочет показать автор. Например, спасение Дон Кихотом марионетки в театре.
Даже реализм представляет иную модель реальности. - Чувственность.
Чувственная картина жизни, предметная конкретность. - Присутствие обобщений.
- Субъективность художественного образа.
Художественный образ всегда субъективен, на нем всегда есть печать личности автора.
Например, разное осмысление революции в разных произведениях («Белая гвардия» Булгакова, «Как закалялась сталь» Островского).
Или же стихотворение «Гамлет» разных авторов. У Блока – отражение отношений с Менделеевой, у Пастернака – выбор пути, который вроде предопределен, у Цветаевой («Офелия в защиту королевы») – отражение уважения к страсти и к чувству. - Многозначность.
- Разное толкование образов
- Разное отношение к образам в разное время
Восприятие художественного образа зависит от:
- Культуры, к которой принадлежит читатель
- Его настроения
- Личности читателя
- Его целей
Художественный образ – конкретная, в тоне времени картина человеческой жизни, имеющая эстетическое значение.
Научное и художественное познание
Возможности
Науки | Искусства |
Формулы, понятия. Наука стремится к точности F=mа - отсутствие иных толкований | Образы |
Научное познание не даёт ответы н вопросы бытия, не делает человека добрее и счастливее.
«Когда наука доходит до своих границ, когда "логика у этих границ свертывается в кольцо и в конце концов впивается в свой собственный хвост, – тогда прорывается новая форма познания – трагическое познание , которое, чтобы быть хотя бы только выносимым, нуждается в защите и целебном средстве искусства" (Ницше)