Сила и бессилие интегрируются в сердце
Сила и бессилие, власть и покорность перед властью — вот ключевые понятия в процессе развития всех учеников, поскольку эти категории, как, впрочем, и все другие противоположности, наиболее характерны для большинства учеников на протяжении всего их Пути Ученичества. Самое сложное на этом Пути — суметь отыскать точку равновесия и удержаться в ней. На протяжении многих и многих жизней мы только и делали, что бросались из одной крайности в другую, и теперь настало время, когда мы должны отыскать "дорогу домой", к нашей собственной "золотой середине" или точке равновесия.
Каждый из учеников во времена обладания властью насаждал её и злоупотреблял ею не раз, и физически, и астрально, и ментально, демонстрируя поистине ужасающие и леденящие душу примеры жестокости и насилия при не менее страшных и ужасных последствиях как для самой властолюбивой личности, так и для тех, кому пришлось вынести все эти ужасы на собственной шкуре. За все эти злодеяния и злоупотребления ученику пришлось заплатить дорогой ценой, но это, однако, дало ему тот полезный, хотя и горький, урок, что любая, даже кратковременная, демонстрация своих власти и силы обходятся дорогой ценой.
Воздействие этих поучительных лекций жизни было столь ошеломляющим и эффективным, что он прямо-таки преисполнился ужасом перед любой формой проявления власти и силы, поскольку увидел, к чему это приводит. В результате он просто переметнулся из одной колеи в другую, в противоположную, где, преисполненный отвращения к власти и совершенно беззащитный перед ней, он, из страха не удержаться и вновь скатиться к повторению своих старых механизмов манипуляции и насаждения власти, позволил другим всячески притеснять себя и манипулировать собой. Более того, он даже допустил случаи жестокого обращения и прямого насилия над собой.
Одни ученики начинают свой путь самопознания с инкарнаций, где они как личности оказываются наделены беспредельной властью, а заканчивают жизнями, где они как люди совершенно беззащитны и безропотны перед всякого рода проявлениями власти и силы. У других учеников подобные инкарнации чередуются попеременно, и они выступают то в роли тиранов и властителей, то в роли униженных и оскорблённых, в то время как третьим ученикам приходится конфронтировать с обоими аспектами этой проблемы в течение одной инкарнации, когда в одних сферах жизни именно они манипулируют людьми и используют их в своих целях, а в других, наоборот, сами становятся жертвами чьих-то манипуляций и ощущают себя жалкими ничтожествами.
Однако, по какой бы схеме ни строилась жизнь ученика и в какой бы ипостаси он ни выступал, проблема всегда суть неизменна: или он тот, кто насаждает свою власть и злоупотребляет ею, или тот, кто сам покоряется власти и становится жертвой злоупотреблений. Из процесса проживания этих крайностей каждый человек выносит в плане личного опыта много нужного и полезного для себя, однако нередко проходит бесчисленное множество жизней, прежде чем эти старые и нецелесообразные механизмы начинают утомлять и изводить его до такой степени, что до него наконец доходит, что он сам ответственен за то, чтобы поставить стопор на пути бесконечного проявления подобных глупостей.
Когда ученик поймёт, что ни сила, ни бессилие не способны служить для него источником продолжительной радости, а, напротив, доставляют ему одни лишь неприятные последствия, которые беспримерно раздувают его собственный эгоцентризм, то он одновременно с этим поймёт и то, что его целью должен быть поиск "золотой середины", что он должен утвердиться в уравновешивающей точке сердца, если он не желает более метаться между двух крайностей. Теперь он ясно видит, что обе эти крайности были ему необходимы для обретения нужного опыта и что сейчас самое целесообразное для него как человека духовного — это быть в центре.
Таким центром человека является его сердце, так как именно оно подвигает ученика к любви, пониманию и сочувствию, и как только он приобретает эти качества, он сразу же понимает, что демонстрировать свою власть над другими столь же богопротивно и глупо, как и покоряться ей. Когда он накопит изрядный опыт в обеих сферах преломления аспекта власти, он увидит, что их можно увязать и соединить в совокупном сердечном опыте, который и делает его духовно сильным человеком.
Именно таким образом оттачивается его сердечный авторитет, который помимо полюса духовной власти включает в себя полюс духовных сочувствия и сопереживания.
Эти качества — важнейшие атрибуты ученика. Поэтому достойно сожаления то обстоятельство, что часто процесс осознания того, что свой прошлый негативный опыт он может и обязан использовать в позитивном направлении, отнимает у ученика неимоверно длительное время.
Но как только он поймёт это, былое злоупотребление властью тут же уступит место теплу и сердечной власти, которые отныне будут им использоваться на благо мира. Одновременно покорность и бессилие сменятся тёплой, сердечной уверенностью в себе, сменятся внутренним доверием и пониманием. Подобным же образом ученикам следует учиться интегрировать в себе и все другие крайности и противоположности, совмещая их все в точке своего сердца, которое тем самым становится весомым активом в деле их дальнейшего развития.