Ответственность по долгу любви и милосердия
Самым важным и наиболее трудным для ученика моментом на этом этапе развития является сохранение равновесия в подходе к проблеме ответственности. Ибо, стоит ему только уклониться от ответственности, как все достигнутое пойдет прахом, и личность вновь будет ликовать, торжествуя свою победу. Поэтому чем чаще он будет подходить к проблеме ответственности решительно и смело, с открытым забралом, тем больше будет оттачиваться его внимательность и умение распознать свою ответственность на всех уровнях жизни. Однако чисто теоретического умения разбираться в данной проблематике здесь недостаточно; чувство ответственности должно непременно присутствовать внутри, а достичь этого невозможно без такого качества, как любовь.
Когда любви слишком мало, всем начинает заправлять эгоизм, и в этом случае личность будет одерживать одну победу за другой, вновь и вновь вытаскивая на свет божий те же самые методы и принципы, с которыми, казалось бы, ученик давным-давно покончил. Но личность хитра и коварна и незаметно позаботилась о том, чтобы они не оказались запрятанными чересчур глубоко. Поэтому если вам все это порядком надоело, если вы не хотите быть постоянным источником подобных несуразностей, которые, помимо вас самих, затрагивают и ваших ближних, то вы немедленно и тотчас же измените курс.
Любовь — сестра сострадания, а сострадание есть способность чувствовать себя на месте другого. Если ученик наделен этой способностью, он будет мгновенно чувствовать, каково приходится его ближнему в той или иной ситуации, и будет знать, как наилучшим образом помочь ему в его несчастье. Ну а что делать, если у ученика нет этой способности? Прежде всего ему необходимо уяснить, что прямых, коротких путей к состраданию нет. Эти пути всегда извилисты и долги. Некоторые наделены этой способностью с рождения, поскольку в прошлых жизнях они неустанно пестовали и развивали ее в себе. А у некоторых ее вообще нет, поскольку они, видимо, никогда прежде не задумывались над тем, сколь она для них важна и жизненно необходима.
Подобный подход вызван тем, что ученик еще слишком себялюбив, эгоистичен и поэтому заботится исключительно о самом себе и своем благополучии. Поэтому, в сущности, ему все равно, что другие из-за него страдают. Но, как только в нем проявится хотя бы ничтожная доля ответственности, в нем тут же пробудится и первое робкое сочувствие. Очень часто в роли таких подстрекателей выступают другие люди, которые указывают ему на то, что чувством сострадания он явно обделен. Он, конечно, воспримет это как глупую шутку, ибо чего-чего, а этого добра у него хоть отбавляй, было бы, как говорится, куда его приткнуть. Жизнь за жизнью проходит в подобном неведении, а ответственности за то, что он не выработал в себе дар милосердия, у него как не было, так и нет. Ему совершенно не ведомо, что это значит — сопереживать чужому горю. Но так уж заведено: если человеку что-то положено иметь, то он это рано или поздно получит.
Наступит момент, когда он почувствует, что без умения подходить ответственно ко всем аспектам жизни он не сможет сделать и шагу вперед, и тогда на повестку дня выйдут такие понятия, как "сострадание" и "сочувствие". Что значат для него эти слова? Как он понимает милосердие? Какой смысл оно для него несет? Чем он ответственней, тем больше его внимание фокусируется на аспекте сострадания, которого у него еще нет. И, когда наконец он до конца осознает, что за последствия своей негативной ответственности ему придется расплачиваться дорогой ценой — кармическими векселями невзгод и горьких судеб, многие из которых будут предъявлены ему незамедлительно, в течение той же жизни, — вот тогда ему придется согласиться, что без этой способности, видимо, действительно никуда не деться.
В глубине души он прекрасно понимает, что никто не минует Врата прежде, чем не обретет способности сострадать и проявлять милосердие. Каким образом можно чувствовать себя ответственным, не неся в себе и грана сочувствия? Душа все больше склоняет мысли ученика в эту сторону, а отсутствие необходимого знания рождает у него чувство ущербности и желание устранить ее посредством нового знания, без которого ему никогда не понять, в чем именно заключается суть этой женственной добродетели. Ответ очень прост: суть ее в любви. Где нет любви, там нет и сострадания. Истинная любовь не померкнет оттого, что человек возьмет на себя ответственность за все то злое и недоброе, что он совершил. Истинная любовь в том и состоит, чтобы честно и без долгих колебаний признать себя ответственным за то или иное злоумышление и, не откладывая дела в долгий ящик, попытаться смягчить или нейтрализовать последствия содеянного. Как наилучшим образом помочь пострадавшему? Ученик, обладающий даром истинной любви, мгновенно оценит ситуацию и поймет, что нужно сделать, чтобы утешить и призреть пострадавшего, как позаботиться, ободрить и поддержать его, какие сказать слова, дабы унять или смягчить его боль, и т.д. и т.п. Воистину, любви все по плечу!
Истинная любовь в человеке произрастает из зерен его глубокой, искренней любви к своей собственной божественной сущности. Когда он узрит эту сущность и по-настоящему оценит и поймет ее, тогда он сможет и полюбить. Ученики, как правило, знакомы более с теоретической стороной понятия "любовь" и часто путают любовь с физическим влечением, а нередко даже с чувственной или ментальной привлекательностью. Но это не есть истинная любовь. Истинная любовь по природе — это любовь буддхическая, связанная с чакрой сердца. Именно оттуда лучится это бескорыстное всечеловеческое чувство, вмещающее в себя и милосердие, и сочувствие, и сострадание.
Единственный путь развития и формирования в себе истинной любви — это возлюбить свою собственную богоподобность. Звучит вроде бы просто, однако на деле это далеко не так. Многие ученики до сих пор страдают малопривлекательным и в высшей степени нелепым комплексом, под действием коего они неустанно внушают себе, что грош им цена, что они, мол, ни на что не годны, и т.д. в том же духе. Этот комплекс неполноценности и отсутствие уверенности в собственных силах делают их мнительными людьми, болезненно сосредоточенными на самих себе, поэтому, доведись им причинить кому-то зло или несправедливость, как они тут же преисполняются жалости — не к этому человеку, а к самим себе. Нельзя сказать, что они никогда не пробовали научиться быть ответственными за зло, которое они причиняют другим, однако дальше этого у них дело не пошло, и, как только они оказались перед необходимостью подтвердить свое знание на практике, они тут же отошли на прежние позиции и теперь если и соглашаются с тем, что необходимо быть полностью ответственным за свои поступки, то лишь чисто теоретически. Но поскольку с развитием самих учеников их старые механизмы отречения от последствий содеянного утрачивают свою эффективность, то они, при отсутствии любви, не способны испытывать чего-то иного, кроме жалости к самим себе.
Когда ученик наконец выберется из этого капкана, он безусловно поймет, что одной теоретической ответственности мало и что помимо нее нужна еще и чисто человеческая ответственность, т.е. ответственность за ближнего своего, которая есть ответственность по долгу любви и милосердия. Он должен научиться ответственности на всех планах и во всех сферах жизни, если действительно хочет миновать Врата Посвящения на физическом, астральном, ментальном и каузальном уровнях. Но для этого ему необходимо понять, что любить самого себя, а стало быть и каждого человека в окружающем мире, он сможет лишь тогда, когда сам в себе откроет источники неиссякаемой любви, которая начнет изливаться на окружающих благоухающими фонтанами милосердия и человеколюбия.
Лишь тогда он может считать себя воплощением истинной любви, лишь тогда он сможет любить других сильной, самозабвенной любовью, лишь тогда он сможет поставить себя на их место и будет способен сопереживать их горю и несчастьям, лишь тогда он узнает подлинный смысл сострадания. Запомните это, любезные братья и сестры на Пути! Это имеет невероятно большое значение для каждого из вас.
ДУШЕВНОЕ СПОКОЙСТВИЕ
Нетерпение и торопливость — злейшие враги учеников. Все они постоянно чем-то заняты, постоянно куда-то спешат, хотят все успеть, всего достичь в этом мире личностей и поэтому живут как в лихорадке. Похвально, что они лояльные, ответственные и законопослушные граждане, похвально, что они стремятся выполнить свои обязательства, договоры и соглашения, но остается ли у них время для самих себя, для своего собственного внутреннего воспитания? Способны ли они утихомирить свои чувства и спокойно, не спеша поразмыслить о себе хотя бы 15 минут? Нет, они вечно чем-то обеспокоены, вечно чего-то хотят, они не выходят из стрессовых состояний, забывают побыть наедине с собой, забывают о связи со своей внутренней сущностью, с душой.
Если ученик хочет достичь вершины своей горы, он все время должен быть целенаправленным и устремленным — как внешне, так и внутренне. Внутренне он и его душевное сознание должны составлять единое целое. Он должен видеть весь свой Путь наверх: как он, миновав последний участок леса, неустанно поднимается по склону горы вверх — к пламенеющей вершине. Внешне он должен лучиться душевным светом, светом любви, изливая его без остатка на своих ближних. Чем бы он ни занимался в повседневной жизни, что бы ни делал, ему необходимо постоянно сохранять внутренние покой и равновесие и излучать их вовне как благословение сердца своего.
Это — его первейшие долг и обязанность, более важные, насущные и необходимые, чем чтение всех духовных книг мира. Знание — важный компонент развития, это бесспорно; однако любовь, любовь не в теории, а на практике — во много раз важнее. Никогда не забывайте об этом. Где бы вы ни находились в этом пульсирующем мире, куда бы вас ни забросила нервная лихорадка жизни, посреди всей ее суматохи и хаоса перед Вашим внутренним взором всегда должен быть незыблемый образ высокой горы с полыхающим на ее вершине духовным пламенем — вечным символом нашей цели. С этим образом горы перед внутренним взором вы никогда не утратите душевного спокойствия и в толчее и сумятице внешнего мира всегда будете действовать правильно и разумно.
Если бы только все ученики уяснили себе, сколь важны во всяком деле внутренний покой и умиротворение, то уже сегодня мир во многом бы выглядел совсем иначе. Покой умиротворяет физическое тело, умиротворяет чувства, и они не кипят, не бурлят и не восстают друг против друга. Покой утихомиривает мысли и проясняет перспективу, покой — и это самое важное! — выстраивает антакарану до самых границ каузального мира и стабилизирует контакт с душой. Нерушимый контакт с душой — вот квинтэссенция всей деятельности ученика: когда эта связь постоянна, на ученика нисходит великое спокойствие, и он как личность вырастает до таких высот духовного совершенства, что предстает перед всеми в мире личностей в качестве духовного проводника или наставника.
Поэтому необходимо всегда быть начеку, чтобы мгновенно подмечать в себе малейшие признаки раздражения, нетерпения и тут же изгонять их из своего сознания, помня о необходимости и важности сохранения душенного спокойствия. Мысль — это энергия, и там, где мысли заняты исключительно заботой о внутреннем покое и равновесии, там, где это качество постоянно поддерживается энергиями и ими стимулируется, там оно делается прочным, незыблемым, мощным и стабильным.
Сохранить душевное спокойствие значит полностью доверять своему внутреннему потенциалу. Очень часто именно этой полноты доверия ученику так не хватает. Он легко поддается сомнению — только потому, что личность по-прежнему держит его стальной хваткой. Поэтому пора наконец решиться и всецело довериться своему внутреннему Я — раз и навсегда. Только после этого ученик обретет то нерушимое душевное спокойствие, которое столь необходимо каждому, кто хочет идти вперед по избранному Пути.
Если душевное спокойствие станет доверенным другом, верным и постоянным спутником ученика, то вершина его горы отныне будет сиять уверенностью в себе, покоем и божественностью. В этом случае его развитие пойдет вперед семимильными шагами, а сам он будет излучать эти светоносные дары на окружающих и ближних, и те на самих себе испытают магнетическое притяжение его личности, ибо в нем они будут находить именно то, чего сами так долго ищут, совершенно, может быть, того не сознавая. Поэтому ученик должен быть готов к тому, чтобы воплощать или персонифицировать собой духовные поиски и устремления других людей.
Но этот этап — временный, и продлится он недолго. Ибо, как только ученик осознает истинное положение дел, он тут же увидит, что те любовь и обожание, которыми его окружают другие, это, в сущности, некая зачарованность — проекция на него их внутренней потребности в совершенстве, которого сами они еще не достигли, поскольку не интегрировали свое собственное божественное начало. Отныне ученик должен вести и наставлять этих людей, интуитивно подводя их к пониманию того, что они обладают тем же самым божественным потенциалом, что и он. Свет знания и просвещения должен он нести людям. И много-много любви.
Чем больше ему удастся раскрыть перед ними их же собственные удивительные качества и особенности, тем больше любви они будут находить в себе и одновременно — опять же с его помощью — к самим себе. На сегодняшний день это основная задача всех Наших учеников. Помогайте же всем людям обрести их собственную божественную душу! Неутомимо ведите их к познанию их собственной внутренней любви! Ибо, когда они наполнятся ею, они будут сеять ее по всей земле и наполнять ею мир.
Если все ученики будут работать над этим, в то же время не забывая и о своем собственном развитии, то Путь для пришествия Христа будет прокладываться такими темпами, о которых даже трудно и помыслить. Когда есть любовь и любовь эта велика — тогда все возможно. Ибо тогда вы будете кровью от Крови Его, светом от Света Его, тогда вы будете готовить Путь для ступней Его.
Когда многие вершины гор, гор учеников Наших, будут сиять и лучиться любовью и душевным покоем, эта любовь разольется половодьем по всему миру, и на Землю снизойдут мир и спокойствие. И час пробьет! Запомните это!
ЖЕЛАЮ МИРА, СЧАСТЬЯ И ГАРМОНИИ!
Биргит Ломборг
ЗЕРКАЛО УЧЕНИКА
КНИГА ВТОРАЯ