Впечатления А. А. Фета о путешествии в Европу
За границей Фет был дважды. Первый раз ездил наскоро – за своей старшей сестрой Линой и для расчета по делам наследства матери. Поездка оставила мало впечатлений. Второе его путешествие за границу, состоявшееся в 1856 г., было более продолжительным, более впечатляющим и легло в основу большой статьи заграничных впечатлений под заглавием «Из-за границы. Путевые впечатления». Путешествуя, Фет посетил Рим, Неаполь, Геную, Ливорно, Париж и другие знаменитые итальянские и французские города. В Париже Фет познакомился с семейством Полины Виардо, которую любил Тургенев.
Во время этого заграничного путешествия одно из самых приятных впечатлений осталось у Фета от Средиземного моря: красные скалы на побережье, зелено–медный вал прибоя, жемчужная пена ласковых волн на отмелях... С юности Фет был поклонником античного искусства, мифологии Древнего Рима. Но современная Италия не увлекла воображение поэта, он и здесь ощущал себя «сыном севера»: Кроме всесильного царства природы, было еще одно царство, мирившее Фета с чужбиной, – искусство. Тут для него, как он говорил, существовал «один закон, одно убеждение, одно слово – красота».
Во Франции, попав в Лувр, Фет не просто упивался редчайшими образчиками искусства разных времен и народов. Он обладал взглядом и тонкого художника, и трезвого критика: изнемогая от увиденного за день, торопился излить впечатления на бумаге – сочинял статьи в виде писем из-за границы, которые печатались в России, в «Современнике».
Читатели журнала находили в фетовских статьях великолепные описания древнегреческой скульптуры. Одно из них посвящалось «Вепрю» – изваянному из черного мрамора кабану. Фет не просто искусно передал позу животного. Увлекшись, он набросал целую сценку, помогающую представить себе вепря как живого и в то же время почувствовать высокое мастерство скульптора: «Зверь только что лежал и, услыхав шум, встает с логова. Хрюкнув, он поднял голову и насторожил уши. Передние ноги уже крепко стоят, опираясь на лоснящиеся от быстрой ходьбы, спереди несколько сточившиеся ногти, а задние судорожно сжимаются в нижнем суставе, готовясь поднять тяжесть зада, левым боком еще лежащего на земле. Это настоящий кабан. Каменные уши чуть не сходятся на макушке, напрягаясь разгадать услышанный шум. Но в то же время это идеал кабана. Вся поэзия свиной морды воплощена, все изумленно-вопросительное выражение головы животного сосредоточено в этих небольших каменных глазах. Пятачок на конце рыла не только чует, даже говорит: «Что? Кто такой? Эх! Належал было место!»
Больше всего в заметках Фета о сокровищах Лувра читателям запомнились строки о древней статуе богини красоты и любви – Венеры. В 1857 г. в разных выпусках журнал «Современник» поместил и прозаический очерк, и стихотворение Фета, посвященные этой скульптуре.
Фет всерьез изучал искусство Античности, переводил древнеримских поэтов, создал непревзойденные образцы антологических стихов. Его антологическую поэзию 1840-х гг. современники ценили очень высоко. В 1850-е гг. стихов такого рода Фет писал немного, но луврские впечатления вновь пробудили его антологическую музу. Описание Венеры Милосской, сделанное в прозе, показало, в каких удивительно простых и зримых образах Фет воспринимал совершенство античных форм: «Из одежд, спустившихся до бедер прелестнейшим изгибом, выцветает нежно, молодой, холодной кожей сдержанное тело богини...До него не только не касалось ничье дыхание, самая заря не успела уронить на него свою радостную слезу».
В творчестве Фета есть стихотворение, написанной под впечатлением от картины Рафаэля «Сикстинская мадонна»: «... подняв глаза, я уже ни на минуту не мог оторвать их от небесного видения». (Фет А. Из-за границы. Путевые впечатления//Современник. № 11.1856; №№2, 7. 1857).
Маяковский Владимир Владимирович(1893–1930) – советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссер, киноактер, художник, редактор журналов «ЛЕФ» (Левый фронт), «Новый ЛЕФ». |
В. В. Маяковский родился в с. Багдади Кутаисской губернии в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко, из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. В 1902 г. поступил в гимназию. Участвовал в революционной демонстрации, читал агитационные брошюры. В 1906 г. от заражения крови умер его отец после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок, бактериофобия осталась пожизненной. После похорон отца Маяковский вместе с матерью и сестрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии, в 1908 г. был исключен из V класса из-за неуплаты за обучение. В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 г. вступил в РСДРП, в 1908–1909 гг. трижды был арестован. В тюрьме в 1909 г. Маяковский снова стал писать стихи, но был недоволен написанным. Маяковский именно с этой тетрадки исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он вышел из партии.
С 1911 г. стал заниматься живописью. Обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в студиях художников С. Ю. Жуковского и др. Познакомившись с Д. Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошел в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь» (1912). 30 ноября 1912 г. состоялось его первое публичное выступление в артистическом подвале «Бродячая собака». В 1913 году вышел первый сборник «Я» (цикл из четырех стихотворений). В этом же году поэт обратился к драматургии. Была написана и поставлена программная трагедия «Владимир Маяковский». Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли.
В Москве начинает активно сотрудничать в РОСТА, оформляет (как поэт и как художник) агитационно-сатирические плакаты. В 1918 г. Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922 г. – издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в котором вышло несколько его книг, в 1923 г. – группу Левый фронт искусств. В 1922–1924 гг. Маяковский совершил несколько поездок за границу – писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: В 1928 г. – поездка по маршруту Берлин – Париж. Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В 1929 г. поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930 г. ушел из нее, вступив в РАПП.