Самостоятельная работа учащихся.
План-конспект урока по композиции
Учитель художественной школы
Класса
Пресненского района г. Москвы
Киркина Кристина Алексеевна
Вид занятий:Композиция
Тема урока:Знакомство с композицией.Ритм в композиции
Цель урока: Создание ритма. Организация плоскости листа путем чередования различных элементов.
Задача урока: Ознакомить учащихся с предметом "композиция". Дать элементарные понятия ритма.
Оборудование:
Для учителя: репродукция картины «Сватовство майора» Федотов; наглядные пособия (различные ритмические схемы; организация листа в одной плоскости); композиционные схемы на основе геометрических фигур на примере картин: Рубенса «Снятие с креста», Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», Рембрандта « Возвращение Блудного сына»; магниты
Для ученика: бумага, гуашь, кисти, губка (поролон), трафарет, тряпки, палитра пластиковая , кнопки
План урока:
Организационный момент. Вступление. 5 мин.
Раскрытие темы. 20 мин.
Самостоятельная работа учащихся. 50 мин.
Итог урока. 15 мин.
Ход урока
Организационный момент. Вступление.
Проверить готовность учащихся, установить дисциплину в классе, отметить отсутствующих.
— Здравствуйте, ребята! Как называется наш сегодняшний предмет?
— Композиция.
— Вы когда-нибудь слышали о композиции?
— Да.
— Где встречается композиция?
— В музыке, литературе, математике…
— Правильно. Как мы можем пронаблюдать, «композиция» достаточно обширное понятие, которое охватывает разные сферы деятельности. Но сегодня я бы хотела обсудить с вами композицию в изобразительном искусстве. Посмотрите на картину Федотова «Сватовство майора» и опишите, что вы здесь в первую очередь видите?
— Убегающую невесту, которую держит женщина.
— Правильно потому, что художник при помощи средств художественной выразительности направил ваш взгляд в самый пик событий, на главного персонажа. И наш взгляд скользит, начиная от центра композиции, а затем переходя к остальным элементам, на которых художник менее концентрируется, но тем не менее они гармонично вписываются в картину, подобно музыке, о которой мы обмолвились ранее – точно так же как многие инструменты в оркестре не мешают главному инструменту, а только аккомпанируют ему. Итак, из этого следует, что основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Но для чего же она нам нужна, как вы думаете ребята?
— С помощью знаний композиции художник может правильно и убедительно преподнести свой замысел зрителю.
— Именно. Композиция ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.
Раскрытие темы.
— У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сложную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения.
Запишите, пожалуйста: *1. «средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность», Это и есть средства художественной выразительности, которые мы будем изучать на уроках композиции.
Я бы хотела начать с ритма. Запишите тему «Ритм». Как вы думаете, что это такое?
— Он встречается в музыке, это равномерное чередование каких-либо звуков.
— Хорошо, а теперь подумайте, где мы встречаемся с ритмом в природе?
— Волны, которые набегают на берег. Лепестки цветков. Зёрна в колосе спелой ржи.
— А действия, которые выполняет человек?
— Бег, прыжки, подтягивания, рисование, кладка кирпичей…
— Да. И как мы можем пронаблюдать, ритм всегда подразумевает движение.
— Но ритм в жизни и в искусстве - это не одно и тоже. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.
— В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать (запишите, пожалуйста)*2: активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный ритм.
Посмотрите на картинки «рис.3»:
Ритм — это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуются как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Что бы ответить себе на этот вопрос, понаблюдайте за картинками. Взгляд переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении, верно?
Динамичность композиционной схеме придает сочетание резких вертикальных, угловатых или округлых линий.
*3. Запишите, пожалуйста, существуют правила передачи движения:
· если на картине используется одна или несколько диагональных линий;
· эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
· для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.
— А теперь, ребята, обращая внимание на наглядные пособия (рис 2 и 3) и записи, которые мы только что сделали, попробуйте сформулировать, какими могут быть правила передачи покоя?
— На картине отсутствуют диагональные направления.
— Верно, запишите, пожалуйста.
— Если перед движущимся объектом нет свободного пространства.
— Именно. Запишите, ребята.
— Если объекты изображены в спокойных (статичных) позах,нет кульминации действия.
— Именно, записываем. А теперь скажите мне, какими словами можно охарактеризовать композицию справа и слева на данной иллюстрации?
— Уравновешенная и неуравновешенная.
— Верно, ребята. А теперь запишите четвёртым пунктом здесь же: «статичная композиция — уравновешенная».
— А что мы можем пронаблюдать на этой картинке?
— Симметрия и асимметрия.
— Запишите в четвёртом пункте правил передачи покоя запишите через запятую: «симметричная». А теперь пронаблюдаем за композиционными схемами на примере картин: Рубенса «Снятие с креста», Вишнякова «Портрет Ксении Тишининой», Рембрандта « Возвращение Блудного сына». Что вы здесь видите?
— Круговую, треугольную и овальную композиционные схемы.
— Верно. А теперь так же пометьте в четвёртом пункте: «образует простые геометрические фигуры».
— А теперь скажите: какие выводы мы можем с вами сделать о преобладании вертикальных и горизонтальных ритмов, ребята?
— Можно сделать заключение, что преобладание горизонталей придает картине покой, наличие вертикалей вносит в нее напряженность, диагонали поддерживают движение.
Самостоятельная работа учащихся.
Далее учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы.
Преподаватель выдает листы формата А3, трафареты с элементами фигуры птицы (туловище, крылья) <Рисунок 4> губки, тряпки.
Сначала учащиеся покрывают поверхность листа гуашью — делают фон. Как правило — это изображение неба в верхней части и в нижней части — элементы пейзажа (крыши домов, деревья, поле и т. д.) <Рисунок 5>.
· Следить за правильной компоновкой пейзажа в листе
· Следить за правильностью колористического решения
Затем на высохшей поверхности листа при помощи трафарета наносятся изображения птиц в различных позах. Учащиеся могут варьировать изображение крыльев, направление движения птиц и т. д. Создается ритм. Чередуются расположение птиц в листе (выше, ниже и т. д.), расположение крыльев, цвет и тон. <Рисунок 6>
· Прививать ребятам видение задумки целиком. Следить, как у ребят получается решать композицию пятном на начальной стадии, не давать углубляться в нюансы до решения правильной композиции, отвечающей задаче урока
· В ходе расположения птиц, следить за пониманием законов ритма, понимания изображения движения в листе. В случае ошибок помочь восполнить пробелы в понимании новой темы.
· Следить за колористическим решением пятен, следить за контрастом.
· Следить за тем, чтобы работа была акцентирована на движении птичек, а не на чём-либо другом
В дальнейшем изображение птиц дополняется деталями (глаза, перья и т. д.).
· Следить за тем, чтобы детали не сделали работу дробной
По окончанию занятия проводится просмотр и анализ выполненных работ. Учащиеся раскладывают их на столах и выявляют наиболее удачные работы, так же принимают участие в анализе работ. < Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10>.
· Отметить насколько работы отвечают главной задаче урока — пониманию ритма, решению композиционного центра