Знаки рукою и выражением лица своего
Тайная вечеря
На этом месте прорицатель прервал приветствие Заратустры и
Гостей его: он протеснился вперед, как тот, кому нельзя терять
Времени, схватил руку Заратустры и воскликнул: "Но, Заратустра!
Одно бывает необходимее другого, так говоришь ты сам: ну
Что ж, одно для меня теперь необходимее всего
Остального.
Кстати: разве не пригласил ты меня на трапезу ? И
Здесь находятся многие совершившие длинный путь. Не речами же
Хочешь ты накормить нас?
Кроме того, все мы уже слишком много говорили о
Замерзании, утоплении, удушении и других телесных бедствиях: но
Никто не вспомнил о моей беде, о страхе умереть с
голоду". --
Так говорил прорицатель; но, когда звери Заратустры
Услыхали слова эти, они со страху убежали. Ибо они видели, что
Всего принесенного ими в течение дня будет недостаточно, чтобы
накормить досыта одного только прорицателя.)
Quot;Включая сюда и страх умереть от жажды, -- продолжал
Прорицатель. -- И хотя я слышу, что вода здесь журчит, подобно
Речам мудрости, в изобилии и неустанно: но я -- хочу
Вина !
Не всякий, как Заратустра, пьет от рожденья одну только
Воду. Вода не годится для усталых и поблекших: нам
Подобает вино -- только оно дает внезапное выздоровление
и импровизированное здоровье!"
При этом удобном случае, пока прорицатель просил вина,
Удалось и королю слева, молчаливому, также промолвить слово. "О
вине, -- сказал он, -- мы позаботились, я с моим братом,
Королем справа: у нас вина достаточно -- осел целиком нагружен
Им. Так что недостает только хлеба".
Quot;Хлеба? -- возразил Заратустра, смеясь. -- Как раз хлеба и
Не бывает у отшельников. Но не хлебом единым жив человек, но и
мясом хороших ягнят, а у меня их два:
Пусть скорее заколют их и приправят шалфеем: так
Люблю я. Также нет недостатка в кореньях и плодах, годных даже
для лакомок и гурманов; есть также орехи и другие загадки,
Чтобы пощелкать.
Мы скоро устроим знатный пир. Но кто хочет в нем
Участвовать, должен также приложить руку, даже короли. Ибо у
Заратустры даже королю не зазорно быть поваром".
Это предложение пришлось всем по сердцу; только
Добровольный нищий был против мяса, вина и пряностей.
Quot;Слушайте-ка этого чревоугодника Заратустру! -- сказал он
Шутливо. -- Для того ль идут в пещеры и на высокие горы, чтобы
Устраивать такие пиры?
Теперь понимаю я, чему он некогда нас учил, говоря: "Хвала
Малой бедности!", почему и он хочет уничтожить нищих".
Quot;Будь весел, как я, -- отвечал Заратустра. -- Оставайся
При своих привычках, превосходный человек! жуй свои зерна, пей
Свою воду, хвали свою кухню -- если только она веселит тебя!
Я -- закон только для моих, а не закон для всех. Но кто
принадлежит мне, должен иметь крепкие кости и легкую поступь,
--
Находить удовольствие в войнах и пиршествах, а не быть
Букой и Гансом-мечтателем, быть готовым ко всему самому
Трудному, как к празднику своему, быть здоровым и невредимым.
Лучшее принадлежит моим и мне; и если не дают нам его, мы
Сами его берем: лучшую пишу, самое чистое небо, самые мощные
мысли, самых прекрасных женщин!" --
Так говорил Заратустра; но король справа заметил:
Quot;Странно! Слыханы ли когда-нибудь такие умные речи из уст
Мудреца?
И, поистине, весьма редко встречается мудрец, который был
Бы умен и вдобавок не был бы ослом".
Так говорил король справа и удивлялся; осел же злорадно
Прибавил к его речи И-А. Это и было началом той продолжительной
Беседы, которая названа "тайной вечерей" в исторических книгах.
Но за нею не говорилось ни о чем другом, как только о высшем
Человеке .
О высшем человеке
Когда в первый раз пошел я к людям, совершил я глупость
Отшельника, великую глупость: я явился на базарную площадь.
И когда я говорил ко всем, я ни к кому не говорил. Но к
Вечеру канатные плясуны были моими товарищами и трупы; и я сам
Стал почти что трупом.