Глава ii. процесс худождественного становления
ГЛАВА I. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОМПОЗИТОРА
Ян Сибелиус - величайший сын Финляндии
Сибелиус – самый известный и уважаемый финский композитор, один из наиболее выдающихся авторов симфоний и симфонических поэм 20 в., да и всей истории музыки. Еще при жизни он удостоился на родине такого почета, как, вероятно ни один музыкант в мире. Об этом говорят многочисленные улицы Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль "Неделя Сибелиуса". В 1939 "альма-матер" композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса.
Недалеко от Хельсинки, 8 декабря 1865 года в семье врача Христиана-Густава Сибелиуса родился сын. Его назвали Йоган-Юлиус-Христиан, впоследствии он стал известен под коротким именем Ян.
Маленький Ян, рано потерявший отца, рос в женском окружении. В семье Сибелиусов музыкантов не было, но всех детей обучали музыке. Ян предпочел роялю скрипку. К 15 годам он стал заниматься регулярно, под началом руководителя местного духового оркестра. Большое значение для Яна имела природа, которую Сибелиус воспринимал как поэтическую, таинственную силу. В близости с природой наметился путь будущего композитора.
Когда же пришло время выбирать профессию, Ян, мечтавший о карьере скрипача, поступил на юридический факультет университета в Хельсинки. Как старший сын, он должен был стать опорой семьи. Однако, наряду с занятиями юриспруденцией, Сибелиус посещал уроки в Музыкальном институте, и вскоре всем окружающим стало понятно, что его настоящее призвание- музыка.
Университетские учебники покрывались пылью, и осенью следующего года уже и речи не шло о продолжении учебы в университете.
Директор музыкального института М. Вегелиус отнесся к Яну с исключительной теплотой и пониманием. Разглядев блестящий талант начинающего композитора, Вегелиус старался не стеснять богато проявлявшуюся фантазию рамками строгих правил.
Весной 1889 года Сибелиус окончил Музыкальный институт и получил государственную стипендию для совершенствования за рубежом. Двухгодичное пребывание за границей принесло много интересных впечатлений. Однако в плане изучения музыкально-теоретических дисциплин больших подвижек не случилось. Бесконечные упражнения, сами по себе, без сомнения, полезные, не приносили больших плодов. Ян упорно сопротивлялся окостеневшим традиционным нормам и стремился оставаться самобытным. Несмотря на то, что творческие достижения этого периода были невелики, вернувшись на родину, Ян увидел, что произведения его охотно исполняются.
Вскоре Сибелиус выступил с большим произведением - симфонической поэмой «Куллерво» для двух солистов, мужского хора и оркестра. Этот день считается днем рождения финской профессиональной музыки. «Куллерво» родилась, когда композитор находился под влиянием пылкого, исконно финского настроения. Поэма не только выдвинула его в первые ряды финской культуры, но и сыграла роль в его личной жизни. Дело в том, что родители его нареченной, Айно Ярнефельт, отказывались отдавать дочь замуж за неизвестного музыканта с необеспеченным общественным положением. Теперь все их сомнения рассеялись, и вскоре Сибелиус женился на Айно, ставшей его незаменимой помощницей и поддержкой на всем жизненном пути.
Чтобы обеспечить семью, вплоть до рубежа веков Сибелиус вынужден был преподавать игру на скрипке и теоретические дисциплины в музыкальном училище и в оркестровой школе. В этот счастливый период своей жизни, в начале 1890-х годов, молодой композитор становится одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии.
Музыка казалась свежим дыханием Севера, влившимся в пряную изысканную атмосферу цивилизации конца XIX века. Также рождаются и произведения, приносящие их автору славу трибуна национально-освободительного движения Финляндии. Современники говорили, что пьесы Сибелиуса больше способствовали освободительной борьбе народа, чем тысячи речей и памфлетов. Следующие произведения - симфонические поэмы "Сага", "Туонельский лебедь" сделали имя композитора известным за рубежом. Финское правительство пошло на беспрецедентный шаг и назначило композитору государственную стипендию, что позволила ему целиком посвятить себя творчеству. В 1904 году Сибелиус вместе с семьей переселился из Хельсинки в небольшую усадьбу «Айнола», что означает по-фински «жилище Айно», названную в честь жены. Здесь композитор прожил более полувека и создал свои наиболее зрелые произведения, в том числе пять симфоний. Слава его с каждым годом все шире распространялась по странам мира. Сибелиус окончательно выдвинулся в ряды крупнейших композиторов. В 1914 г. прошло турне в США, сопровождающееся чествованиями, отразившими популярность его творчества. Высоко оценили его музыку русские композиторы. С Римским-Корсаковым и Глазуновом его свяжет прочная дружба на долгие годы. Разразившаяся мировая война нарушила некоторые планы Сибелиуса, но не помешала с размахом отметить его пятидясителетие. Проникнутая светлыми, красочными образами, Пятая Симфония прозвучали под управлением автора на торжественном концерте. Празднование юбилея «величайшего сына Финляндии» вылилось в общенациональное торжество.
К середине 1920-х годов творческая активность Сибелиуса постепенно сокращается. Деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», но контакты с музыкальным миром не прекратились, поток посетителей в Айнола не иссякал.
В конце жизни Сибелиуса общепризнанно относили к числу величайших композиторов своего времени. Его музыка исполнялась повсеместно, в его честь устраивались фестивали, а когда композитору исполнилось 90 лет, сэр Уинстон Черчилль послал Сибелиусу коробку его любимых гаванских сигар. 20 сентября 1957 г., в возрасте 92 лет, Сибелиус скончался.
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ХУДОЖДЕСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ
Творчество Сибелиуса – могучая вершина национального художественного процесса. Композитор осуществил сплав многовековых традиций финского искусства с достижениями европейской музыки. Его симфонии, Скрипичный концерт, программные и, хоровые произведения широко известны во всем лире. Общепризнанно значение Сибелиуса как крупнейшего симфониста Северной Европы, оказавшего глубокое воздействие на финское и скандинавское искусство. Композитор создал самобытный стиль, неповторимый по манере высказывания, интонационному и гармоническому языку, в обращении с жанрами и формами.
В отечественном музыкознании отсутствуют публикации, освещающие историческое развитие финской музыкальной культуры или отдельные жанры творчества Сибелиуса.
Историческая и национальная обусловленность появления Сибелиуса связывается с колоссальным размахом патриотического и общекультурного движения. Эпоха, которую выразил Сибелиус - это эпоха небывалого национального подъема, "Национального Возрождения".
XIX век знаменателен появлением значительных литературных произведений - романа-эпопеи основоположника реализма А.Киви "Семеро братьев", его пьесы "Куллерво", драмма на сюжет эпоса Ю.Эркко – "Куллерво" и "Айно" и формированием национальной школы изобразительного искусства, достигшей вершин в творчестве Эдельфельт и А. Галлен-Калл. В то время, когда Сибелиус создает первые программные произведения на сюжеты эпоса, слушает пение выдающейся народной сказительницы Параске Ларин, Эдельфельт пишет два варианта портрета этой сказительницы. Самый значительный финский живописец А.Галлен-Каллела создает ряд монументальных работ на тему триптиха "Легенда об Айно", фреску "Похищение Сампо", картину "Мать Лемминкяйнона", "Проклятье Куллерво", "Братоубийство" и др. Эти полотна особенно соприкасается с музыкой Сибелиуса. Достаточно сравнить их с легендами "Туонельский лебедь" и "Лемминкяйнен в Туонеле" или сопоставить 4-ю часть "Куллерво", симфонии "Куллерво идет на войну", с картиной того же названия. У этих мастеров сходны тяготение к крупным линиям и рельефной светотени, декоративность и фресковость письма.
Чрезвычайно существенны параллели творчества Сибелиуса с финской архитектурой, выдвинувшей в XX в. признанных авторитетов мирового градостроительства - Элиэля Сааринена и Алвара Аалто. Национальной архитектуре присущи монументализм, обращение к народному зодчеству и простым местным материалам (бревна, грубый камень), к единству архитектуры и природы. Это соответствует аналогичным поискам образности и языка у Сибелиуса. Указанные черты свойственны и творчеству крупнейшего скульптора Вяйне Аалтонена - вспомним один из его шедевров - прекрасный портрет самого Сибелиуса, могучая голова которого как будто вырастает из каменной глины.
Сопоставление произведений различных искусств – приводит к выводу об их принадлежности к эпическому направлению.
Наряду с влиянием достижений национальной культуры, воздействуют так же симфонизм Брукнера, стилистические черты музыки Брамса и Вагнера.
В процессе художественного становления Сибелиуса важное место занял Вагнер; Сибелиус изучал и прекрасно знал вагнеровские партитуры. Его роднит с Вагнером углубленный интерес к национальному эпосу, стремление вложить современное содержание в обрат народных преданий. Генезис жанра программных симфонических произведений Сибелиуса восходит к вагнеровской традиции. Четыре легенды ("Лямминкяйненская сюита") в плане жанра представляют собой промежуточное явление между симфонической поэмой и симфонической картиной. Они соприкасаются как с программными пьесами французских импрессионистов ("Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны" Дебюсси, "Прелюдия ночи" Равеля), так и с симфоническими картинами русских композиторов ("Лес", "Море" Глазунова, "Волшебное озеро" Лядова). Такой тип симфонической пьесы ведет свое начало от вагнеровских оперных вступлений ("Лоэнгрин", "Золото Рейна", "Валькирия"). Не случайно и "Туонельский лебедь" Сибелиуса, и "Послеполуденный отдых фавна" сначала были задуманы композиторами как вступление, прелюдия.
Сибелиус свободно претворяет вагнеровские оркестровые достижения: так в партитуре легенды "Туонельский лебедь", в котором интересно применен прием струнных инструментов, напоминающий вступление к "Лоэнгрину". А звучащее на протяжении всей этой пьесы соло английского рожка напоминает о своем предшественнике – соло английского рожка из III действия "Тристана".
В симфонизме Сибелиуса ощутимо влияние Брамса, особенно в Первой симфонии. Это касается состава оркестра, родства тем-кличей, символизирующих ту очистительную силу, которую человек получает от природы с темой валторны из финала Первой симфонии Брамса.
Особенно сильное воздействие оказали на Сибелиуса монументальные эпические полотна Брукнера. Сибелиусу, для которого эпическое мышление естественно, как дыхание, близка сама сущность брукнеровской музыки ее пантеизм. Впервые услышав Третью симфонию Брукнера, Сибелиус восторженно высказывается о ней, подчеркивая ее современность: "Самое главное - в ней есть молодость, несмотря на то, что композитор уже пожилой человек" - пишет он.Увлечение Брукнером наложило глубокий отпечаток, прежде всего на "Куллерво" (Э.Тавастшерна отмечает близость ее основной темы главной партии III симфонии Брукнера). Сходство с Брукнером также обнаруживается в трактовке оркестра и развернутых масштабах.
Тип брукнеровских гармоний находит развитие в могучих темах-кличах Сибелиуса, как будто объемляют необъятные просторы (сопоставим основную тему солирующего тромбона из 7-й симфонии Сибелиуса с главной партией 7-й симфонии Брукнера). Как и Брукнер, Сибелиус выделяет солирующие медные инструменты – тромбон, валторну.
Симфонизм Сибелиуса представлен как система, подчиненная стройной логике развития. Все симфоническое творчество вырастает из общего "корня", одного источника - "Куллерво". Затем симфония и программные произведения образуют два русла, развиваются параллельно и самостоятельно. В конце деятельности композитора их пути воссоединяются одночастной Седьмой симфонии.