Первый главный режиссер Владимир Королевич и другие.

О В.В. Королевиче.

Выдержки из альманаха «Сердоболь» г. Сортавала 2016 г.

Говоря о начале деятельности нового Сортавальского театра, нужно сделать оговорку: его коллектив не был совершенно новым. До появления в Сортавале он уже существовал семь лет. Из воспоминаний главного режиссера театра Королевича В. В.: «С 1944 года мне, художественному руководителю Тульского областного драматического театра пришлось возглавить Тульское театральное училище. Выпускные спектакли этого училища в 1947 году были высоко оценены комиссией из Комитета по делам искусств и ЦК ВЛКСМ. Из выпуска тульского училища был создан театр и направлен в г. Белгород. <…> Работать в полуразрушенном Белгороде было трудно…». Театр постоянно гастролировал по городам Украины, а также в Туле и Курске. В Карелию театр приехал полным творческим составом, к молодым артистам примкнули и мастера старшего поколения.

<…>

Второй русский драматический театр был театром-тружеником. Едва устроившись на новом месте в г. Сортавала, артисты театра заработали в полную силу, что подтверждают документы, хранящиеся в архивах. А вот итоги деятельности театра за 1950 год, т.е. 4 месяца работы в Карелии.

название спектаклей автор кол-во спектаклей кол-во зрителей
«За вторым фронтом» Собко
«Коварство и любовь» Шиллер
«Васса Железнова» Горький
«Забавный случай» Гольдони
«Невольницы» Островский
«Овод» Войнич
концерт  
  Итого: 67 13 705

Общий сбор составил 100 916 руб.

Руководство театра отмечало отличившихся актеров, переводя их в высшую категорию, что сказывалось на повышении зарплаты. Поощрялись и морально, в том числе и за работу общественную. Так, в декабре 1950 года «за большую активную работу, проделанную работниками искусств…» объявлялась «…благодарность товарищам, принимавшим участие в шефских концертах и творческих встречах на избирательных участках: Баниной, Волоховой, Быкову, Каткову, Кравченко, Лашкову, Николаеву и Фомину».

Но театр не только «обслуживал» проведение выборных компаний, он еще и выдвигал из своих рядов кандидатов в депутаты. Так, в газете «Красное знамя» за 1950 г. вышла статья «Деятель советского искусства В. В. Королевич (кандидат в депутаты городского Совета по избирательному округу №1)». Она написана группой артистов театра, агитирующего за своего главного режиссера. Некоторые места этого агитационного материала говорят о непростой судьбе и о незаурядной личности этого человека.

Первый главный режиссер Владимир Королевич и другие.

В. В. Королевич. (На групповом фото в Сортавале 1950 г. – в центре) и его автограф.

Предвыборная статья высвечивает яркие с идеологической точки зрения эпизоды его судьбы. Например, то, что Королевич, новоиспеченный «…выпускник Московского театрального института, в гражданскую войну на Южном фронте возглавлял театр агитпоезда имени товарища Сталина…» и «… боевые фронтовые спектакли наложили навсегда отпечаток на творчество В. В. Королевича».

Сегодня мы смогли узнать о нем дополнительные сведения.

Так, В. В. Королевич (20.06.1895 г.–14.02.1969 г.) до революции примыкал к кругу эгофутуристов, опубликовал книги стихов «Смуглое сердце» (М., 1916) и «Сады Дофина» (М., 1918). Выступал в московских литературных кафе и принимал участие в «литературно-концертном турнэ по России с Северяниным <…> В 21 году был приглашен в Москву артистом и режиссером Мастерской коммунистической драмы». Затем работал в кинематографе. Он автор сценария фильма «Сердца и доллары» (1924). Режиссер фильмов «Страна Чувашская» 1927 г., «Битвы жизни» 1930 г., «Моряки защищают родину» 1931 г. и «Горячая кровь» 1932 г. Публиковался как кинокритик, напечатал брошюры о популярных актёрах немого кино. И, как уже отмечалось выше, в военные годы, воспитав в Туле группу молодых артистов, он с ними прибывает на Сортавальскую сцену. Здесь он в период 1950–51 гг. ставит ряд спектаклей: «Коварство и любовь», «Замужняя невеста», «Васса Железнова» и др. В городской и республиканской периодике выходят его заметки и статьи о театре. Затем что-то не складывается в его взаимоотношениях с труппой (со слов актрисы И. П. Баниной) и он покидает Сортавалу. Дальнейший творческий путь режиссера требует специального исследования, мы же ограничены рамками нашего передвижного театра – укажем на имена приемников Королевича. Помимо «универсала» П. П. Русакова, сочетавшего в себе кроме директорства и актерства еще и способности к режиссерской деятельности, главным режиссером (в 1952–54 гг.) был Андрей Львович Экслер. Все остальные были просто режиссерами-постановщиками. В разные годы в театре ставили спектакли: О. А. Лебедев (1956–1957), Д. А. Афанасьев (1960), А. Л. Дамье (1962).

Наши рекомендации