Криволинейные бордюры (2.1.0) 14 страница
£-их создания лежит тот же принцип — декоративная насыщенность прежде всего внешних деревьев, — но формы его реализации от-
Иричаются от уже описанных бордюров четвертого варианта. Ромб в середине внешних деревьев оформлен здесь в виде розетки, составленной из ромбов с внутренними отростками; и элементов, возникших как результат упрощения и слияния птиц в единую орна-
I ментальную фигуру. Этот процесс будет описан ниже, в седьмом варианте. Стороны розетки отделаны рядами из ромбов. Изображение птиц имеет максимальную степень реализма, достигаемую в
•ржнохантыйских орнаментах: треугольная голова, шея, треуголь-
Ииое туловище, две крючкообразные ноги, два крыла в момент взмаха, «двойной хвост». Внутренние деревья состоят почти из тех же фигур, что и внешние, но оформлеиь'1 не в виде розетки, а в
Пятый вариант характеризует усложнение срединной части
узора за счет одновременного развития деревьев обоих видов.
Птппы имеют те же черты, что п во втором варианте (рис. 9, 5).
Эволюция внутренних деревьев сходна с той, что представлена в ИЬетьем варианте. Средняя часть внешних деревьев приобретает
вид ромба, вписанного в разомкнутый прямоугольник с подчерк-. нутымп уголками. Помимо описанного в южнохантыйской вышив-Н&е представлены, хотя и в значительно меньшей степени, еще два Исправления, по которым узор разрпстлстся вширь вследствие
развития его срединной части. Второе направление связано с не-ИЬльзованием ромба и сдвоенных треугольников для оформлонп:т
внутренних деревьев; сдвоенного ромба и крючкообразной развилки с отростками для внешних деревьев. Своеобразие третьего направления заключено в появлении элемента, производного от сросшихся птиц, квадрата и развилки в составе внутренних деревьев. Сложная розетка из ромба с продленными сторонами и вписанной в него звездчатой фигуры или креста с перекрестьями возникает в срединной части внешних деревьев. Ряды из ромбов, отходящие от центра внутренних деревьев, предельно насыщают конфигурацию мотива. Если для первого направления приемлемы различные техники вышивки и расположение на спинке вдоль проймы, то для двух последних — лишь ханты ханч и материализация в широкой вертикальной полосе на рукаве.
Коренное отличие шестого варианта — полное использование в композиции мотива особенностей симметрии первой группы. У всех предшествующих пяти вариантов подчеркивалась явно, как у первых двух, или в декоративно замаскированной форме, как у трех последних, срединная горизонтальная линия в узоре. В результате чего композиционно доминируют горизонтальные оси симметрии, и орнамент воспринимается как состоящий из двух соединенных половин: верхней и зеркальной ей нижней. В узорах шестого варианта все оси симметрии уравновешиваются прежде всего за счет исчезновения срединной линии и прочного слияния обеих пар птиц в мотиве (рис. 9, 6). Стилизация птиц переходит здесь в их орнаментально-абстрактную обработку, и элемент во многом утрачивает черты сходства со своим прототипом. Качественные превращения касаются и деревьев: на месте стержня с развилками появляется ромб с крестом нз крючков внутри. Почти для всех узоров характерна вышивка руть ханч, встретился среди них и образец нанизанного бисера. Небольшое число узоров с вышивкой керем ханч имеет композиционное своеобразие: усиление роли вертикальных плоскостей симметрии происходит 'здесь путем разбиения птиц попарно не по горизонтали, а по вертикали усложненными формами деревьев обоих видов.
Упрощение элементов с последующей их модернизацией составляет суть последнего, седьмого варианта четвертой подгруппы. Возникающие в его ранках мотивы отличаются новаторством и могут служить строительным материалом при создании усложненных образцов по правилам предшествующих вариантов. Схематизм элементов достигает здесь пределов, за которыми теряется связь с изначальными формами, имеющими определенный реализм. Бордюры первого и второго вариантов в границах седьмого принимают вид геометрических узоров, которым можно приписать абстрактный характер, не зная звеньев в общей цепи развития мотива (рис. 9, 7). Прочное соединение птиц в шестом варианте для седьмого трансформируется в розетку (рис. 9, 5), Но большая часть
.орнаментов седьмого варианта создана вследствие слияния пар-•ных птиц в единую фигуру (рис. 9, 9). Одна из форм использовалась в качестве элемента при,усложнении части мотивов четвертого и пятого вариантов.
1.1.2.1.5. Пятая подгруппа вобрала в себя значительное количество бордюров, вышитых обычно ханты ханч, редко — керем ханч. Возникновение данной подгруппы есть результат качественных преобразований, затронувших 'мотивы подгруппы. Суть этих изменений состоит в исчезновении птиц как наиважнейшего элемента и замене их па иные фигуры. В тех же редких случаях, когда изображение птицы имеет место в узоре, его декоративная роль сведена до минимума.
Первый вариант пятой подгруппы берет свое начало от третьего варианта четвертой, той его части, что отмечена техникой ханты ханч. Форма внешних деревьев если и обнаруживает, то незначительные отклонения, например, появление креста из ромбов или ромбов в средней части. Птицы исчезают, что компенсируется увеличением в размерах внутренних деревьев — крючкообразных развилок (рис. 10, 1). Эволюция описываемых бордюров идет по пути усложнения именно этого элемента. При всех его превращениях, в конфигурации угадывается исходная фигура — крючкообразные развилки, создающие Х-образную форму (рис. 10, 2). Локализация бордюров в пределах общей орнаментальной композиции вышитых женских рубах охватывает срединную часть рукава, реже — края переднего или заднего полотнищ у проймы.
Особенность второго варианта — появление нового, пальмето-образного элемента, помещаемого между деревьями (рис. 10, 3). Последние определены одной из мастериц как «пихтовый сук».
R |
opMa деревьев, как и отделка их ромбической середины бордю-шн из мелких ромбиков, а также пальметок очень устойчива и ^производилась многократно практически без изменений. Фоновый элемент пальметки в виде ромба на развилке, образованный за счет появления отростков на сторонах фигуры, именовался «медвежья лапа». Местом размещения данных бордюров являлась Центральная полоса в средней части переднего полотнища женских рубах либо середина рукава, по которой узор строился в горизонтальном ритме. Нарастание сложности бордюров второго варианта происходит путем параллельного переноса элемента по вертикали в обе стороны от центра (рис. 10, 4). При этом орнамент разрастается вширь п, будучи помещен вертикально на поверхности рукава, занимает почти всю 'его поверхность. Число повторов элемента может достигать четырех на каждой из сторон, что создает дополнительно к вертикальной ритмике узора еще и горизонтальную ритмичность элементов. Бордюр становится визуально очень сходен с сетчатым орнаментом. Оформление средней части
узора напоминает о его бордюрном строении. Эту же роль выполняют и фигуры птиц, помещенных иногда над верхними пальметками.
Третий вариант бордюров пятой подгруппы не имеет в своем составе сформировавшегося декоративного канона. Мотивы, образовавшие его, отличаются новаторством в поиске форм п их сочетаний. Принцип, объединяющий самые разные проявления творческой-фантазии мастериц-создательниц узоров, заключается в соединении деревьев с нетрадиционными для них элементами. Один есть итог симметрических преобразований с внешним деревом (рис. 10, 5). Другой обнаруживает аналогии с мозаичными узорами восточных и северных хантов (рис. 10, 6'). Конфигурация последнего орнамента негармонична с точки зрения построения хантыйских "узоров; линии, создающие элементы, должны быть здесь параллельны. Устранение этого несоответствия наблюдается в бордюре, где произошла трансформация дерева. В основе построения последнего лежит не ромбическое, а квадратное сочленение орнаментальных линий (рис. 10, 7). Приведенный образец знаменует завершение процесса преобразований, наблюдаемых в рамках третьего варианта: изменения охватили все элементы, ь том числе п деревья. Создана качественно новая форма, что выводило развитие орнаментального искусства на новый виток, прерванный глубинными изменениями всей традиционной культуры народа. Зафиксирован лишь один узор с эволюцией новой формы
деревьев.
1.1.2.1.6. В шестую подгруппу объединена оставшаяся часть двукратно-симметричных мотивов. Если варианты всех предыдущих подгрупп включали в себя сходные по композиции п элементному составу мотивы, то в данной подгруппе содержание вариантов отличается по обоим показателям. Исходя из двух обстоятельств, целесообразно распределить разнообразные узоры не по подгруппам, а по вариантам. Во-первых, близкие друг другу мотивы количественно не сравнимы с объемом прежних подгрупп: если там речь шла о нескольких десятках узоров, то здесь набирается не более одного десятка. Во-вторых, бордюры в рамках рассмотренных подгрупп выстраиваются в эволюционную цепочку, узловые звенья которой соответствуют вариантам. У узоров, помещенных в шестую подгруппу, конфигурация либо изменяется незначительно, либо варьирует в очень широких пределах, так что проследить различные стадии развития мотива не представляется возможным. Итак, описываемая подгруппа вобрала в себя различные мотивы. Более того, среди орнаментального обилия встречаются узоры, повторение'которых исчисляется единичными случаями. Такие орнаменты образуют единый вариант в пределах под-
группы. К выделению сборных подгрупп и вариантов автор будет прибегать и при дальнейшей группировке материала.
Первый вариант шестой подгруппы имеет мотивом простой или декоративный шестиугольник: продленные в виде перекрестья стороны, два ромба на уголках и два треугольных выступа на сторонах .(рис. 11, /). Иногда шестиугольник заменен ромбом, а продленные стороны снабжены загибами на концах. В случае кри-волннейностн очертаний, обусловленных техникой, орнаментальная фигура приобретает большое сходство с антропоморфными изоб-' ражениями обских угров [См.: Иванов С. В., 1954]. Самую замысловатую конфигурацию имеют узоры, в которых шестиугольники отделаны крестами из ромбов и утроенными ромбиками (рис. 11, 2). Все разновидности бордюров исполнены из бисера в технике нанизывания и помещены на воротниках к женским рубахам и украшениях.
Второй вариант сборной подгруппы образовали узоры с композиционной основой из восьмиугольников, стороны которых в некоторых случаях снабжены отростками. Внутреннее пространство фигур заполняют обычно кресты из ромбов, реже —розетки из стрелообразных уголков с загнутыми краями (рис. 11, 3). Иногда здесь размещены сложные оригинальные фигуры, например розетка из ромба с вильчатыми отростками на углах и из квадрата с треугольниками на углах. Вышивка ханты ханч, помещаемая на груди у женских рубах третьего варианта, чаще всего содержит описанные мотивы.
Третий вариант составили лучистые фигуры. Одна их форма имеет четыре луча, другая — восемь. Первая дополнена еще одним
• |
элементом: стержнем с вильчатыми развилками (рис. 11, 4). Этот бордюр встречается обычно на шерстяных вязаных чулках, выполняя роль окаймляющего, п получил название «севем ханч». Один раз мотив был зафиксирован в вышивке, техника которой действительно соответствовала орнаментальному имени — севем ханч. Вторая форма лучистых фигур — восьмиконечные—исполнена на Женских воротниках путем нанизывания бисера (рис. 11, 5). Композиционным своеобразием узоров служат прямоугольные зоны-секции для мотивов.
Четвертый вариант охватил редко встречаемые в южнохантыйских орнаментах мотивы. Это — прямоугольник с трапециями внутри (рис. И, 6"). Узор бытовал в неизменной форме на бисерных украшениях. На вышитых женских рубахах в качестве основных и окаймляющих можно встретить звездчатые орнаменты, имеющие разное стилистическое решение. Некоторая стабильность формы присутствует в окаймляющих узорах; техника — керем ханч. S-об-Разные ступенчатые элементы входят в мотив, повторяясь четырехкратно- пространство между ними заполнено лучистой фигурой;
усечение последней в виде пальметки обрамляет мотив сверху и
снизу (рис. 11, 7). Этому орнаменту свойственна стабильность
конфигурации и расположения на предмете —вдоль нагрудного
разреза на рубахах, вышитых ханты ханч. Узоры из сросшихся
попарно треугольников присутствуют на воротничках из бисера,
^женских вышитых рубахах как окаймляющие бордюры и на бере
стяной колыбели. Составляя основу бордюра, они-имеют различ-
.ную отделку и сопутствующие элементы (рис. И, 8). Своеобразным
обликом отмечены вышитые в технике керем ханч узоры. Их сла
гаемые— прямо- и шестиугольники, ромбы с зубчатыми вершина
ми и разомкнутый зигзаг (рис. 11, 9]. Еще одна составная —
S-образная фигура — возникает из фона. Узор вышивался настоль
ко плотно, что доминирует над фоном, и последний начинает вос
приниматься как узор в узоре. В отношении квадратов южнохан
тыйская орнаментика не выработала декоративных канонов. Встре
чаются диагонально пересеченные квадраты, квадраты с внутрен
ними отростками в сочетании с деревоподобными' элементами и
квадраты, отделанные ромбиками, и более сложными элементами.
1.1.2.2. Симметрические преобразования, наблюдаемые во
второй группе южнохантыйских бордюров, сведены здесь к зеркаль
ному отражению элементов. Плоскость симметрии перпендикуляр
на к оси переносов — а : т. Группа велика по численности, и подав
ляющее большинство ее мотивов приходится на первую и вторую
подгруппы. . ,
1.1.2.2.1. Содержанием первой подгруппы являются узоры нз птиц и деревьев. В зависимости от конфигурации элементов выделяются два варианта узоров.
В первый вариант входят изображения птиц со следующими характеристиками: треугольная голова на прямой шее; наклонное туловище прямоугольной или близкой к ней трапециевидной формы, переходящее в прямой мысообразный хвост; наличие ног в виде вертикальной или наклонной полосы — необязательный' признак. Узоры, где птицы отвечали бы всем перечисленным условиям, не очень заметны в общем объеме варианта (рис. 12, 1). Форма их отличается статичностью, включая и деревья, разве что ножка последних может иметь вид треугольника. Несколько чаще встречается упрощенно-модифицированный вид птицы: крючкообразная голова, ромбическое тулово, прямой хвост. Особенностью узоров с подобными птицами является заметная декоративная роль внутренних деревьев, оформленных как стержень на треугольном основании с развилкой и поперечной линией. Еще одна отличительная черта подобных узоров касается технических характеристик — вышивка руть ханч, в то время как почти все остальные бордюры первого варианта исполнены ханты ханч. Наибольшее распространение в рамках первого варианта имеют стилизованные пзобра-
жения птиц, в которых линии шеи и ног сливаются, образуя единый стержень, отсекающий часть туловища, в результате чего очертания последнего приближаются к треугольному (рис. 12, 2).
В комбинациях с птицами выступают деревья, чья конфигурация также обнаруживает некоторое своеобразие при единой 'основе. В качестве таковой служит стержень с развилкой на вершине— самый популярный вид; вершина может иметь отростки или загнутые концы (рис. 12, /—2). Развилка в некоторых случаях приходится- не на вершину, а на середину дерева. Все перечисленные формы деревьев встречаются в наборе с самым распространенным видом птиц, для двух прочих характерна лишь та конфигурация деревьев, что включает в себя стержень-с развилкой, часто снабженной отростками. Вне зависимости от формы элементов орнаменты первой подгруппы чаще всего, вышиты на обшлагах рукавов как верхний окаймляющий бордюр, роже они присутствуют в качестве окаймляющих узоров в нагрудной части рубах или основных горизонтальных узоров на спине.
Оригинальность орнаментам второго варианта придает стилистическое решение как птиц, так и деревьев. Изображение птиц строится на основе крестообразной головы, наклонного ромбического туловища, крючкообразного хвоста; иногда в виде прямого отростка присутствуют ноги (рис. 12, 3). Сочетания уголков, ромбов и крючкообразных отростков создают фигуры внутренних и внешних деревьев. Среди узоров встречаются более стилизованные изображения птиц второго варианта, причем материалы позволяют вести речь о двух путях схематизации элемента. Первый мало затрагивает деревья, а в изображениях птиц сначала произошла замена крючкообразного хвоста на прямой, дополненная затем размыканием туловища (рис. 12, 4). В итоге получился узор, чье происхождение от мотивов из птиц и деревьев устанавливается лишь с помощью переходных форм орнаментов. Абстрактность такого узора возрастает при построении его с учетом симметрических преобразований первой группы (1.1,2.1). Однако подобные образцы представлены в последней исключительно редко, и поэтому не получили иллюстративного отражения.
Второй путь нарастания условности в изображении птиц связан с укорочением хвоста и последующим .изменением формы головы на крючкообразную (рис. 12, 5). Здесь существенно трансформируется и форма деревьев, хотя по-прежнему она основана на уголках и ромбах. Большая вариабельность при гораздо меньшей численности отличает бордюры второго варианта от первого, что отражает меньшую степень канонизации мотивов. Еще один разделяющий оба варианта фактор связан с техническими характеристиками: узоры второго варианта вышивались лишь керем ханч, а не ханты ханч. Сближает варианты композиция бордюров но
женских рубахах: за' исключением спннки декоративные участки '
совпадают.
Реальная картина всегда богаче даже самой подробной схемы. В подтверждение этому заметим, что южнохантыйская орнаментика содержит в- себе смежные образцы, сочетающие черты обоих вариантов. Часть таких узоров представлена па бисерных украшениях. В смешанном стиле решены бордюры, вышитые руть хо.нч. и ссвем ханч, причем все элементные составные принимают здесь витиеватую форму. Да и в .вышивке керем_хан.ч присутствует стилистическая компилятивность: птицы —одного, а деревья — другого варианта слиты в едином мотиве.
Третий вариант сродни седьмому в четвертой подгруппе первой группы (1.1.2.1.4), Суть его заключается в предельном лаконизме традиционных форм,-с одной стороны, и созданий новых путем упрощения и перегруппировки старых, с другой (рис. 12, 6—5). Нетрудно заметить, что часть из приведенных мотивов тождественна узорам упомянутого варианта, правда, с учетом поправок на иные симметрические характеристики. Среди иллюстративных образцов особую популярность получил последний, его можно довольно часто видеть в роли окаймляющего бордюра на нагрудной части женских рубах. За некоторыми исключениями,-относящимися к вышивке руть ханч, все прочие орнаменты имеют техническим показателем ханты ханч. Композиционно-прикладные черты у орнаментов тс же, что и у первых двух вариантов, а роль их в декоративном плане определена окаймлением основных
узоров.
1.1.2.2.2. Вторая подгруппа бордюров численно велика, се образцы можно встретить почти на каждом вышитом изделии. Вместе с тем ее роль в декоративном убранстве минимальна, поскольку речь идет о простых формах, созданных, главным образом, на основе ромба и выполняющих функцию окаймляющих бордюров.
Конфигурация ромба насчитывает три разновидности. Первая воплощена в ромбиках с продленными на одной вершине сторонами и на вертикальной ножке (рис. 12, 9). Это самый популярный вид мотивов второй, подгруппы. Наряду с ним встречаются и бордюры, отмеченные творческим поиском их создательниц: ромбики, соединенные с зигзагом или ромбиками. Вторая, также широко представленная разновидность, образована ромбом на ножке с продленными через вершины сторонами (рис. 12, 10). Описанные ромбические бордюры исполнялись в технике ханты ханч на рубахах с третьим и четвертым вариантами орнаментальных композиции. Последняя, третья разновидность мотивов встречается на женских халатах и мужских, штанах в виде вышивки руть ханч. Она содержит самые развитые по форме ромбы, но не отличается большой численностью. Очевидно, в данном случае мы имеем дело с
новациоинымп образованиями, еще не утвердившимися в качестве декоративных канонов. Фигуры ромбов получают развитие за счет параллельного переноса и использования вильчатых, угло- и крючкообразных отростков (рис. 12, 11).
Доля прочих фигур, образующих окаймляющие бордюры второй группы, минимальна в сравнении с ромбом. На рубахах "с орнаментальной композицией четвертого варианта вышиты своеобразные мотивы: вильчатая фигура ~на ножке, у основания которой помещен крючкообразный элемент с отростком (рис. 12, 12). Форма мотива видоизменяется, при этом сохраняется стержнеобразу-ющая роль вильчатого элемента, который изредка выступает к в роли самостоятельного элемента. Среди окаймляющих бордюров иногда встречаются уголки с загнутыми концами (рис. 12, 13). К неустоявшимся формам следует отнести Х-образные мотивы и
В |
;военные ступенчатые треугольники. 1.1.2.З.- Элемент симметрии третьей группы — а • пг—~пред-авляет плоскость симметрии, параллельную к осп переносов, ногочисленпой группу назвать нельзя, однако в ней содержатся • мотивы, конфигурация которых отличается как витиеватостью, так и устойчивостью.
Лаконичные узоры -первого варианта — шевроны — представлены в бисерных лентах, нашитых па края обшлагов у женских рубах (рис. 8, 55). Орнаменты, усложненные ромбическими рядами, появлялись на рубахах в плечевой части стана.
Второй вариант составили уголки с крючкообразными загнутыми сторонами и вершиной в виде ромба (рис. 8, 57). Фоновая часть последнего имеет форму креста с головками. Такие фигуры вышивались в технике ханты ханч, а локализация их на женских рубахах с орнаментальной композицией второго и третьего вариантов охватывает плечевую часть стана.
В создании мотивов третьего варианта участвовала фигура ромба, соединенного с уголком, стороны1 которого снабжались различными отростками и выглядели-очень декоративно (рис. 8, 58). Отличительным свойством узора являлось плотное сорасположе-ние мотивов. Один узор входил в другой, и ромб на вершине последующего упорядочивал компоновку отростков на сторонах у предыдущего, высвобождая для себя пространство. В итоге ромС покоился на вершине уголка, стороны которого также воспроизводили форму ромба на углообразном основании. Замысловатость конфигурации у подобных бордюров достигалась двумя путями Во-первых, увеличивались стороны уголков и число отростков н£ них. Последние принимали вид крючков, полос с одно- и двусторонними поперечными полосами, зубцов. Второй путь состоял е развитии фигуры рОмба. Он преобразовывался в сдвоенный ромб в крест из ромбов, либо заменялся усложненным шестиугольна
ком, внутренние отростки которого создавали фоновые S-образные фигуры (рис. 8, 59). В бисерных украшениях встречаются орнаменты, соединяющие в себе оба из перечисленных путей усложнения мотива. За исключением отмеченного, все прочие образцы узоров воплощены в вышивке керем ханч и расположены на женских рубахах с орнаментальной композицией первого, редко — второго вариантов. Местоположение бордюров —центральная п окаймляющие полосы в средней части переднего полотнища и полоса по краю плечевой части стана.
1.1.2.4. Зеркальная симметрия в сочетании с плоскостью скользящего отражения составляют симметрические характеристики четвертой группы южнохантыйских бордюров — а:т-а. По популярности она не уступала первым двум. Узоры, в соответствии с особенностями конфигурации мотивов, распадаются на две подгруппы, примерно равные по численности.
1.1.2.4.1. Мотивы первой подгруппы возникают из изображения птиц и внутренних деревьев. Внешние деревья здесь отсутствуют, их декоративную функцию разграничения мотивов исполняет зигзаг. Вес зафиксированные образцы орнаментов бытовали в вышивке, главным образом ханты, ханч, и располагались на груди и обшлагах рукавов у женских рубах.
Первый вариант подгруппы создан тем видом птиц, характерным всем вышерассмотренным группам (1.1.2.1.4 и 1.1.2.2.1) — рис. 13, /. Узоры варианта не добавляют новых оттенков в процесс орнаментальной схематизации птиц. В той или иной мере все обозначенные здесь ступени утраты реалистических черт были отмечены ранее: замена двух Г-образных ног на одну в виде вертикальной полосы и исчезновение, прорисовки полого туловища; исчезновение ног и равнозначность конфигурации головы и хвоста дают симметричную фигуру сдвоенной птицы; предпосылки к симметризации элемента создает и деформация туловища и хвоста; предельная сжатость и геометризм линий, отличающих исполнение птиц в руть ханч. При активном изменении вида птиц форма деревьев остается статичной: стержень с ромбической вершиной п поперечным треугольником, заканчивающийся развилкой в виде угла, простого или с отростками. От концов развилки отходят горизонтальные полосы с треугольным окончанием, служащие верхней и нижней границами бордюрной полосы.
Второй вариант птиц отличается наиболее реалистичной проработкой деталей, и как совокупное целое он характерен лишь для четвертой группы: выпуклое туловище с треугольной полостью, Г-образный хвост и Г-образная развилка, передающая взмах крыльев; конфигурация головы, шеи и ног аналогична первому варианту мотива (рис. 13, 2). В первой п второй группах этот вид
птиц присутствует лишь эпизодически. Форма деревьев в основных чертах также совпадает с первым вариантом, но имеет одну устойчивую оригинальную черту: вершина стержня принимает вид трезубца, что изменяет и окончания отростков — ограничителей узорного пространства. У мотивов второго варианта отмечена лишь одна форма модификации, связанная с исчезновением крыльев и изменением конфигурации ног. Интересно, что трансформация птиц сопряжена с видом деревьев первого варианта.
Третий вариант, значительно уступающий в количественном отношении первым двум, имеет мотивы, создаваемые зигзагом и деревьями (рис. 13, 5). Пространство, освобожденное от птиц, занято усикоподобными отростками сложной формы. Изолированная Rirypa дерева в силу своей конфигурации создала благоприятные зможностн для развития мотива в виде усеченной розетки. По ому пути и пошла эволюция узоров третьего варианта (рис. 13, . В основе усеченной розетки находится изображение ромба, от о углов отходят стержни с ромбическими окончаниями. Различие мотивов создавалось элементами, присоединенными к стержню либо расположенными вокруг него. Замена стержнеобразной фигуры на пальметку ознаменовала новый шаг на пути творческой переработки деревьев. Однако он остался на уровне новации, и закрепления его в традицию не произошло по причине ломки всей традиционной культуры народа. Упрощение деревьев также не привилось в южнохантыйских орнаментах четвертой группы, хотя отдельные попытки имели место (рис. 8, 66).
1.1.2.4.2. Вторая подгруппа бордюров— сборная. Пестрота форм при отсутствии устоявшихся орнаментальных стереотипов — такова ее основная черта.
Первый вариант подгруппы создан зигзагом. Простой зигзаг встречается в узорах, нанизанных из бисера и идущих по краям нагрудного разреза, по плечевому шву и по пройме женских вышитых рубах (рис. 8, 64—65). В вышивке керем хсшч зафиксированы бордюры из двойного зигзага. В горизонтальных бордюрах на спинке зигзаг дополнен треугольником таким образом, что фоновая часть имеет форму уголка с отростками и воспринимается как узор. Основной бордюр на обшлагах имеет иное оформление сдвоенного зигзага: его изломы предстают как ромбы с продленными сторонами; разомкнутый зигзаг и уголки заполняют пространство между изгибами (рис. 8, 70). Равенство площадей фона и узора создает здесь эффект их взаимоперехода.
Второй вариант бордюров составлен из одних уголков и исполнен в бисере (рис. 8, 71). Орнаментальные полосы нашиты по краям обшлагов у вышитых женских рубах.
Минимальный набор элементов для третьего варианта — треугольник (piic. 8, 72). Такие узоры можно встретить в бисере, а в
вышивке керем ханч треугольник дополнен двойным зигзагом, причем расположен зеркально относительно последнего. В более сложных бордюрах подобные треугольники служат строительным материалом для создания ступенчатых треугольников (рис. 8, 73). Если лаконичные орнаментальные формы вышивались на обшлагах у женских рубах, то более замысловатые— вокруг нагрудного разреза.
Четвертый вариант в качестве элементной основы включает в себя зигзаг и усеченные ступенчатые ромбы, часто с дополнительными ромбиками на вершинах (рис. 8, 67). Обычно зигзаг обладает сложной орнаментальной проработкой. Вышивка ханты ханч и расположение на обшлагах у женских рубах характеризуют узоры варианта.
Отличительная особенность пятого варианта — образование зигзага из вытянутых шестиугольников, соединенных через квадрат (рис. 8, 68)' и именовавшихся «ячменем». В изгибах зигзага размещены уголки. Технико-декоративные черты узоров аналогичны предыдущему и последующему вариантам. Особенностью данного служит устойчивость орнаментальной формы, самая высокая во всей подгруппе.