Мотивы познавательных достижений социального признания.

Познавательные действия: замещение и моделирование в продуктивной деятельности обучающихся явлений и объектов природного и социокультурного мира.

Регулятивные действия: целеполагание как формирование замысла, планирование и организация действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

Личностные действия: формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, позитивной самооценки и самоуважения обучающихся.

Ребёнок осмысляет, какими способами он может познавать мир. Задача освоения темы в контексте формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников средствами курса «Жизнетворчество» — формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю). Учитель, являясь ролевой моделью для ученика, показывает ему, как конструктивно разговаривать с окружающими. Одновременно это формирование происходит, когда учитель задаёт вопросы типа: Что ты видишь? Что хотел сказать этим? и т. п. Таким образом, я помогала ученикам определить личные задачи творчества и самой художественной работы.

При обучении первоклассников использую технологию проблемно-диалогического обучения. Эта технология отвечает всем требованиям стандарта второго поколения. В самом определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, с помощью которых формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи, возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога.

Пример: давая новый материал, я подбирала интересную и актуальную для детей тему, на мой взгляд, которая бы одновременно соответствовала задачам специального образования изобразительной школы по утверждённой программе. Во время объяснения я рассказывала интересные заметки по каждому слайду (во время уроков использовала медиа презентации) будь то историческая справка о введение термина силуэта, связанным с загадочным и довольно противоречивым героем Этьеном де Силутеном; либо историю про курицу в зависимости от того какая тема урока. Часто в урок включаю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика, учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог, который соответствует теме урока. Во время таких ролевых игр я внедряла специальные вопросы, которые характеризуют непосредственно задачи изобразительной деятельности. Таким образом, у детей формируется интерес одновременно к теме задания и к самому заданию. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать. Игра — не урок. Это не значит; что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое. Это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми. Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил себя в игре и как надо было бы, избежать конфликта. Умение сотрудничать наиболее полно проявляется и успешно развивается в деятельности, причём деятельности, имеющей исследовательскую направленность. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. Мои первоклассники тоже занимаются исследованием.

Мотивы реализации потребностей в социально-значимой и социально-оцениваемой деятельности характеризуются получением результата. А в нашем предмете – это создание продукта изобразительной деятельности. Продукты изобразительной деятельности, а в узком профессиональном кругу это именуется работами должны иметь характерное различие, соответствующему условиям задания по:

· материалу.

· технике исполнения художественных произведений.

· форме предмета, соответствующей натуре (пропорциональное соответствие, достоверность).

· конструкции предмета или натуры, которое должно соответствовать академическим задачам построения предметов рисования.

· тоновому отношению, выявляющему форму и объём.

· передача пространства и перспективы в рамках плоскости листа

· цветовая гамма и цветовое решение работы.

· эмоциональной выразительности и созданию художественного образа.

Создание художественного образа и эмоциональной изобразительности важный и самый главный критерий в оценке детских работ. Детские работы отличаются от взрослых произведений эмоциональной наполненностью. Дети ещё не знают, как правильно рисовать, не всегда применяют научные методы ведения работы по предмету изобразительного искусства, а выражают свои эмоции, чувства, отношение к предмету рисования. Это и является важным показателем применения личностно ориентированного образования на практике. Ребёнок может самореализоваться. Определять непосредственно во время процесса творчества и одновременно обучения путём выполнения практического задания. Поэтому при проведении каждого урока я для детей ставила первоочередной задачей создать «шедевр», который бы устраивал их сам и радовал бы почитателей творчества ребёнка (родители, сверстники, преподаватели). При реализации урока изобразительного искусства я сталкивалась сначала с некоторыми трудностями. Но в течение практики я научилась с ними справляться, и помогли мне в этом принципы личностно-ориентированного образования.

Пример: когда ребёнок решал, что закончил работу по причине отсутствия интереса к работе, я задавала наводящие вопросы, к которым относились: доволен ли он свое работой? Хотел бы, чтобы её определили на выставку (а для ребёнка это очень важно; участие в выставке повышает самооценку и значимость личности в обществе, как элемент ориентации себя в жизни)? Какой он хочет видеть свою работу? Что хотел бы добавить? При необходимости мы можем оценивать работу отдельного конкретного ребёнка всем коллективом. При этом оценивании условие – давать адекватную оценку-анализ, должно быть объективная, художественно обоснованная оценка. В этом случае использован метод наводящих вопросов, который помогает ребёнку определить свои личностные приоритеты.

Вывод:

Формирование Развитие личностных универсальных учебных действий младших школьников средствами курса «Жизнетворчество» способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определённых, заранее планируемых учителем результатов. Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» учитель может определить, «как учить», чтобы инициировать у детей собственные вопросы «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?». Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности учебных действий. Если в начальной школе у учащихся личностные ориентации будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться на других этапах. Поэтому необходимо подходить к этому вопросу с максимальной подготовкой и уже с определёнными для себя личностными ценностями и задачами.

Наши рекомендации