Художественное портретирование
Искусство портретиста представляется мне удобной аналогией режиссерскому искусству. Это относится и к результатам толкования модели и даже в некоторой степени - к процессу толкования.
Если рассматривать работу портретиста как критику модели, то в нем можно обнаружить все три присущие ей тенденции, с преобладанием в каждом случае одного из трех обязательных компонентов: объекта, адресата или субъекта. Портрет, главное назначение и ценность которого в документальной точности изображения, может быть уподоблен «технологической» критике; таковы фотопортреты, прилагаемые к удое-* товерениям личности. Шарж и карикатура могут быть уподоблены критике «приспособленческой» («реклам но-разгромной») и портреты художественные - портреты в настоящем смысле этого слова в живописи, графике, скульптуре - «художественной критике».
«Репрезентативный» портрет может быть примером того, как реклама сочетается с достоверностью сходства и с субъективной искренностью портретиста, с художественностью; причем в разных портретах этого рода преобладают в различных степенях то, другое и третье, и в той же мере каждый такой портрет приближается к одному из трех разновидностей критики.
В художественном портрете всегда есть нечто, внесенное портретистом от себя в облик изображенного человека, - то, что увидел в нем портретист и что до него оставалось незамеченным. Чем больше этого, внесенного и впервые увиденного, тем выше ценится портрет как произведение искусства. В значимости внесенного можно видеть самое разное и оценивать его по-разному; да оно, в сущности, и не поддается объективному измерению, ибо в нем заключено и с к у с с т в о портретиста, слитое в единое целое с неискусством - обликом модели как таковым. Единство того и другого здесь очевидно в буквальном смысле слова. Именно в облике модели, и ни в чем другом, видно творение художника: внесенное им принадлежит модели и обнаружено как ей принадлежащее. Но художник «узнал» в ней и его привлекло то, что он знал, искал и предчувствовал ранее, что присуще не только данной модели и не только ее облику, а человеческой душе как таковой, и что служит удовлетворению бескорыстной потребности познания сущности жизни человеческого духа.
Внесением «своего» в облик модели можно считать также и изъятие из ее облика тех черт, которые представляются портретисту ненужными, лишними, мешающими видеть ее сущность. Если при таком отборе черты оставленные заостряются, преувеличиваются, то получается шарж или карикатура. То или другое - в зависимости от того, какие именно черты модели отброшены, изъяты как ненужные и какие именно и в какой мере подчеркнуты, заострены, обнаружены и преувеличены. В этом «внесении своего» нет, в сущности, ничего, кроме оперирования тем, что принадлежит модели, что берется у нее, какова она есть.
Подводя итог технологическому анализу стихотворения А;А. Блока «Анне Ахматовой», Ю.М. Лотман пишет: <«...> созданное Блоком объяснение, что такое Ахматова, содержит отчетливые признаки перевода мира молодой поэтессы, представительницы и поэтически, и человечески нового, уже следующего за Блоком поколения, на язык блоковской поэзии. И подобно тому, как в альтмановском портрете виден Альтман, а у Петрова-Водкина - сам художник, переведший Ахматову на свой язык, в поэтическом портрете, созданном Блоком, виден Блок. Но портреты - это все же в первую очередь изображенная на них поэтесса. И боковский портрет связан многими нитями с поэтикой молодой Ахматовой, которая становится здесь объектом истолкования и перевода на язык поэзии Блока» (162, стр.234). Такое истолкование есть художественная критика в том смысле, в каком я это выражение употребляю.
В действительной принадлежности облику изображаемого лица тех черт, которые художник воспроизвел по-своему в изображении, можно видеть основание считать данное изображение портретом, шаржем или карикатурой. Но и в этих относительно четких границах возможно, разумеется, великое разнообразие градаций художественного качества и постепенных переходов от документального изображения к художественному и от портрета - к шаржу или карикатуре.
Аналогично этому в границах режиссуры как художественной критики возможно значительное разнообразие толкований пьесы, в которых то больше, то меньше роль субъективного, объективного и ориентировки на адресата. Но режиссер, фантазирующий по поводу пьесы и изображающий на сцене эти свои фантазии, подобен художнику, сочиняющему изображение человека. Такого художника, даже если он обладает множеством неоспоримых достоинств, нет оснований считать и называть портретистом. Но изобразительное искусство отнюдь не сводится к портретному. Представить же себе театр, а значит и режиссуру, без драматургии - плохой или хорошей -едва ли можно. Такого театра не существовало.
К.А. Коровин рассказывает случай, происшедший с М.А. Вру--белем. Он гостил у полтавского помещика и должен был пи-: сать по фотографии портрет его умершего сына. Хозяева дол--го и тщетно просили его о сходстве: «Я ему говорю: «Михаил Александрович, голова очень велика и глаза нужно голубые,» - и дал ему честное слово, что так было. Знаете, что он отвечал? - «Это совсем не нужно!» Историю эту К.А.Коровин завершает так: «На другой день портрет был просто нарисован с фотографии, очень скоро и очень просто раскрашен, с голубыми глазами. Все были в восторге» (136, стр.180).
М.А.Врубель писал «Демона», не претендуя на портретное сходство. Таковы возможности изобразительного искусства, согласно его объективной природе. В искусствах неизобразительных портрет невозможен, и эту их природу не может,,преодолеть и гений...
Глава ХII