Века до н.э. €

Италийское искусство

На территории нынешней Италии в 1 тысячелетии до нашей эры различные по своему происхождению и и языку народы создают развитые цивилизации. На общем фоне художественной куьлтуры италиков выделяются сначала этрусски, а затем римляне, искусство которых приобретает с началом республиканского периода свой особый характер.

Тема: Искусство Этрурии.

В Италии до Римского владычества, кроме городов Великой Греции, самой значительной областью была Этруриия (западная сторона полуострова к северу от Тибрадо реки Арно, на востоке Апеннины). Этрурия - союз 12 городов, которые являлись центрами более мелких городов и поселений. Во главе союза стояла жреческая каста – лукумоны.

.8 век до н.э. – финикийские торговцы меняют изделия своих мастеров на продукцию сельского хозяйства.

7- греческие купцы вытесняют финикийских.

Век - этрусские владения распространились на долину По, Лациум и часть Кампньи. До конца века этрусская династия царей правила Римом.

Века до н.э. – период борьбы Рима с Этрурией.

Год – победа Рима.

3 - 2 век до н.э. – период второго процветания Этрурии, но смешавших с римской культурой, которая тесно взаимодействовала с Греческой ( Афины), культура Этрурии утрачивает свои специфические черты: римляне ввели свой латинский язык, порядки и обычаи; этрусский язык стал мертвым.

Общая характеристика архитектуры.

Погребальные сооружения, храмы, оборонительные стены, жилые дома. Городские ворота перекрыты различными вариантами сводов: простейший ложный свод , сложнейший полуциркульный со значительным расстоянием между опорами ( Порта Марция и Августа в Перудже \3век до н.э.)

Этрусские храмы:

1 тип – большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким портиком, (описан Витрувием)

2 тип - небольшие храмы с двухколонным портиком и одной целлой (тип храма в Алатри)

Храмы (в отличие от греческих) стояли на высоком пьедестале – подиуме, имели деревянные перекрытия, которые поддерживали деревянные или каменные колонны, имели двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и богато декорированными терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся «этрусский» или «тосканский» ордер (этрусский вариант греческого дорического). Колонны без канелюр, но база и капитель сходна с дорическим стилем ( влияние – храм Посейдрна в Пестуме ).

Типы гробниц.

1.Пещерные с фасадом, высеченным на поверхности скалы.

2. Изолированные гробницы с заупокойной камерой (ниже уровня земли), выше – тумулус(насыпь конической формы), опоясанный крепидой (каменное кольцо). Этот тип оказал влияние на архитектуру Древнего Рима (мавзолем Августа и Андриана).

Жилые дома.

Прямоугольные в плане здания, крытые четырехскатной крышей с сильно выступающими концами. В центре крыши – комплювиум (отверстие), через которое освещался «атриум»

(внутренний дворик, главное помещение дома). Тип домов с атриумом развивался в архитектуре республиканского Рима.

Искусство этрусков.

века до н.э. – влияние Востока (золотые, серебрянные и бронзовые предметы из гробницы «Ругулини Галаци»), с конца 7 века - Греции (росписи гробницы «Кампаса»).

6– 5 век до н.э. – время расцвета Этрурии. В Тарквиниях процветают живописные мастерские. В Вейяхработает скульптор Вулка (по приглашению римлян). Цере славится керамическими изделиями, Клузиум– пластикой из камня, рельефами. Из греческого искусства используются художественные приемы, мифологические образы (Силен, Менада, Гермес, Аполлон, Геракл Зевс). Образы реальных и фантастических животных сменила тема человека.

Новые сюжеты: заупокойный мир, оплакивание, охота, спортивные и гладиаторские бои, элементы пейзажа. Форма художественного изображения условна, раскраска тел – условна: мужчины – темно – коричневые, женщины - светлые (ср.Египет), К концу столетия появляются правильные пропорции, сложные движения (см. гробницы «Авгуров». «Львиц». «Расписных ваз», «Старика», «Девочки»). Популярен натюрморт: утварь, мебель, одежды.

Скульптура делалась из глины, бронзы, местного камня – известняка и травертина (саркофаг с возлежащими на крышке супругами, статуя Аполлоны, Гермеса и терракотовые раскрашенные антефиксы с головами Силена и Менады). Антефикс – украшение из мрамора или терракоты, которые помещались по краям кровли вдоль продольных сторон храма.

5 век до н.э. – живопись под влиянием греческого искусства. Фигуры стройные, лица – классической формы. Грандиозные композиции Полигнота, живописные достижения Зевсиса, Паррасия, Тиманфа (фиванско- аттическая и сикионская школы) – расцвет греческой живописи, повлиявший на всю культуру Древнего мира.

Этрусские образцы: /гробница «Чудовища»/ картины пиров и танцев сменились мрачными картинами подземного мира, крылатых демонов, сцен из Одиссеи Гомера.

Скульптура: статуя Афины из Ареццо, «Марс Тоди» в традициях Фидия Портретная бронзовая головка мальчика, терракотовые скульптуры храма в Вольсинии - 1.отсутствие идеализации и героизации образа, 2.простота и лаконичность форм - этрусские характерные черты , не имеющие аналогов в греческом искусстве.

Наши рекомендации