Эмоция как симптоматика культуры. История, как известно, циклична: пройдя очередное испытание люди сначала ускоряют темпы развития и достигают невиданных успехов в экономике
История, как известно, циклична: пройдя очередное испытание люди сначала ускоряют темпы развития и достигают невиданных успехов в экономике, науке и культуре, но следом приходит период застоя, состояние покоя, когда человечество на время перестает порождать великое.
XX век - был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных. Век, остро почувствовавший вселенское неблагополучие. И как результат, вторая половина XX века характеризуется глубокими, радикальными преобразованиями в мире, в культуре, обществе того времени. Тем не менее, после этих стремительных изменений современная культура перешла на стадию замедления развития. Очень много сделано, сложно открывать новое, меньше вдохновения. Относительное спокойствие и благополучие жизни начала ХХI века приводит к тому, что люди погрязли в поисках «неизвестно чего». Мир «высокого» искусства переполнен, ведь очень многим жителям планеты удается благополучно устроить свою жизнь, остается много времени на творчество и поиски себя. Высокоразвитые технологии, разнообразные гаджеты, Интернет, столь облегчающие всем нам жизнь, дают людям XXI века возможность оглянуться по сторонам, задуматься. К сожалению, эта возможность используется нами в очень малой степени и на данный момент не дает столь плодотворных результатов для общечеловеческой культуры, как могла бы. Почему же так происходит?
Ответов на данный вопрос, безусловно, может быть много, но многое кроется в новом мироощущении, в новых эмоциях людей XXI века. Дело в том, что наиболее характерной эмоцией нашей эпохи я бы назвала пресыщение; отнюдь не лестный для нас вывод.
Как известно, человек в состоянии счастья и покоя менее всего развивается и меньше способен на свершения. К тому же, человеческая природа склонна к привыканию, и со временем люди перестают ценить имеющиеся блага и достижения, пропадает уважение к великим произведениям искусства, устоявшимся традициям культуры. Нужно признать, что такое явление всегда присутствовало в мировой культуре, но, на мой взгляд, в XXI веке оно приобретает пагубный оборот. Пресыщение прекрасным, чистым, светлым, толкает новое поколение на поиски ужасного, безобразного, непонятного, отрицательного. Деятели современного искусства стараются отыскать все самое неприглядное и безобразное в нашей жизни. Современные творцы все наперебой стремятся переделывать, перекраивать классику на свой манер, вместо того, чтобы создавать новое. Не испытывая уважения к философской и моральной основе произведений, режиссеры театров ставят старинные пьесы, выворачивая их на изнанку и иногда придавая им совершенно неприглядный вид.
Примером для меня часто становятся современные постановки театров, такие как, например, спектакли Андрея Могучего, текущего директора БДТ Санкт-Петербурга. Его версии Гофмана, Чернышевского и других классиков мировой литературы пестрят приемами современного театра из разряда монохромного оформления, освежеванных туш коров на сцене, видеоперформансов, совершенно не подходящих для произведений XIX века.
То же можно увидеть, обратившись к другим сферам искусства. В нашем XXI веке, приходя на выставку современного искусства в любой из музеев Европы и России, видишь инсталляции из ведер, канатов, камней, разбитую посуду, бутылки, все что угодно, кроме картин и того, что ожидаешь увидеть. Таким сюрпризом стал для меня поход на выставку современного японского искусства Моно-но Аваре в Здание Главного Штаба. Особенно выделяются работы художника Ясуаки Ониси, который подвешивает фактурно смятую бумагу на сотнях нитей застывшей смолы. А также, в следующем зале, бросается в глаза огромный рисунок художника Мотои Ямамото, который насыпан солью на полу. Эмоции вызывает смешанные. С одной стороны, можно найти прекрасное и в таком искусстве, но не стремление ли это, как можно дальше уйти от классических традиций? Поначалу это было увлекательно, но возникает вопрос, что же дальше. Смогут ли художники придумать что-то еще более абстрактное и непостижимое, чем квадрат Казимира Малевича и брызги Джексона Поллока?
Еще дальше в этом плане идет, так называемый, джанк-арт или искусство создания произведений из ненужного хлама, макулатуры, металлолома и различных отходов. Такие поделки из мусора чрезвычайно популярны у «ценителей» современного искусства, а некоторые из них уходят с молотка за тысячи долларов и евро. Многие поспорят, что такова дань современному экологическому мышлению, но не из-за пресыщения ли классическими традициями живописи и скульптуры рождается столь странный способ самовыражения?
В современной литературе мы также находим ощущение пресыщения, поиска новых скандальных форм, отказ от устоявшихся традиций. Приведу в пример произведения французского писателя Мишеля Уэльбека, а в частности его роман «Карта и Территория». Герой романа- художник Джед Мартин, строящий карьеру и искренне стремящийся понять окружающий мир через повседневные предметы, которые его окружают. Герой начинает свой творческий путь именно с характерного для современного искусства отказа от классических традиций: он снимает на дедушкин фотоаппарат болты и гайки, затем продукты ширпотреба – «скоросшиватели, огнестрельное оружие, еженедельники, картриджи для принтера, вилки». Но, в конце концов, герой переключается на дорожные мишленовские карты, и, с помощью удачного пиара, добивается невероятной популярности у своих соотечественников. Этот момент, на мой взгляд, является знаковым для понимания потребностей современных представителей культуры, готовых принимать за искусства любые свободные поиски человека. А все кроется в глубоком пресыщении существующими нормами, стандартами красоты и прекрасного. Тем не менее, и сам персонаж романа понимает, что данный путь ни к чему не ведет, и покидает проект в поисках нового вдохновения. Типичный представитель XXI века, необремененный проблемами, не связанный семейными узами, свободный и ищущий, пресыщенный окружающими его благами, он стремится к творческой реализации, которая дается нам с трудом.
Вот так и многие представители нашего времени мечутся в поисках ответов, стремятся выйти за рамки, даже погружаются в глубоко депрессивное состояние из-за того, что блага жизни даны им сразу, и нет смысла проходить длинную череду испытаний и что-то доказывать. Пресыщение овладело многими сердцами, и сразу нашло отражение в нашей современной культуре, ведь она самый яркий показатель эмоционального состояния человечества.