Вопрос8 два основных вида проектного моделирования
1. подготовительная – обрабатывается текстовым описанием, аналитическими схемами и.т.д информация об объекте и среде.
2. стадия творческого поиска – в эскизах, чертежах, выражающая архитектурные варианты (пространства) принципы, решения пространства.
3. стадия творческой разработки – детализации планов.
4. готовый проект представленный для обсуждения. Объективная оценка в виде субъективных представлений.
Моделирование объектов архитектуры в виде макетов-моделей или в виде компьютерных моделей позволяет создавать различные вариативные пространства на базе одной модели. При этом вариативность создается за счет использования различных форм, цвета, фактур, материалов и других вполне определенных средств. Пространства, созданные по одной модели, могут видоизменяться под влиянием различных условий. Пространства, смоделированные по модульной сетке, обладают большей гибкостью и вариативностью. В основе любого моделирования пространства лежит композиция. Композиция или эстетическая структура пространства формируется по принципу согласования частей в интересах целого. Все композиции строятся в пространстве и во времени и развиваются в движении. Движение, или система связей является основой композиции.
В. 25 ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Пропорционирование как метод количественного согласования частей и целого имеет в своей основе геометрическую или числовую закономерность, которая способствует достижению эстетической целостности, гармоничности объемно-пространственной формы за счет объединения ее размеров в какую-либо систему.
Особенности пропорциональных систем тесно связаны со способами строительства и измерения.которые применялись архитекторами той или иной эпохи. В друвности пропорциональные системы получали с помощью мерного шнура и кольев путем относительно простых геометрических построений на основе треугольника, квадрата, прямоуг или круга.
В.18 РИТМ ПОНЯТИЕ. РИТМ В ПРИРОДЕ…
В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой.
И в архитектуре ритм — средство воздействия на наши чувства. Например, анфилада, с её ритмической повторяемостью проемов, симметрично расположенных вдоль одной оси, даёт ощущение бесконечности пространства, огромности здания. А ритм величины проёмов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проёмом, придаёт динамику анфиладе. Длинные лестницы, поднимающиеся вверх, ритм ступенек, способствуют созданию ощущения бесконечности, величия, стройности, напоминают о преодолении препятствий, ступеней на пути к достижению великой цели. Поэтому такой ритм часто используют при создании мемориалов. Примером этого может служить огромная лестница мемориала памяти освободительной русско-турецкой войны, построенного в Болгарии на Шипке. Ритм готических церквей — это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение.
Вопрос10 Геометрические объемные изобр.
Перспекти́ва — наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.1 Прямая линейная перспектива- Вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).2 Обратная линейная перспектива- Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения3 Панорамная перспектива- Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической поверхности.При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. 4 Аксонометрия - способ изображения предметов на чертеже. Предмет вместе со связанной с ним системой координат проецируют на некоторую плоскость; при этом изменяются отрезки, взятые на координатных осях. Наиболее часто встречаются то, когда одинаково изменяются все 3 координатных отрезка (изометрия), и при к-рой одинаково изменяются лишь 2 координатных отрезка (д и м е т р и я).6 Тональная перспектива— понятие техники живописи.— это изменение в цвете и тоне предмета, изменение его контрастных характеристик в сторону уменьшения, приглушения при удалении вглубь пространства.7 Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя.8 Перцептивная перспектива- Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы.Для получения перспективного изображения проводят из выбранной точки пространства (центра перспектива) лучи ко всем точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту поверхность, на которой желают получить изображение. В пересечении проведённых лучей с поверхностью получают искомое изображение предмета.
Вопрос11Виды композиции их хар-ка
фронтальная композиция -распределение в одной плоскости элементов формы в двух направлениях по отношению к зрителю: вертикальном и горизонтальном(фасады зданий, стенды наглядной агитации, ткани, ковры и т. д.)Глубинная координата подчинена другим координатам.
Объемная композиция представляет собой форму, имеющую замкнутую поверхность и воспринимаемую со всех сторон. Выразительность и ясность восприятия объемных композиций зависят от взаимосвязи и расположения их элементов, вида образующей форму поверхности, от точки наблюдения. Выразительность объемной формы зависит также от высоты горизонта. В процессе восприятия объемной формы при низком горизонте возникает впечатление ее монументальности. С приближением к предмету увеличивается перспективное сокращение его граней.(станки, машины, бытовые приборы) Объемная композиция всегда взаимодействует с окружающей средой.Кубическая форма зданий,церковь покрова на нерли.координаты равны
Глубинно-пространственная композиция складывается из материальных элементов, объемов, поверхностей и пространства, а также интервалов между ними. Ощущение глубинности усиливается, когда в композицию включаются элементы, расчленяющие пространства на ряд последовательных планов.(решении улиц, площадей, микрорайонов)одна из координат главная.улица богдана хмельницкого
Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами в плане. В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного проема служило его членение на ярусы, массивность которых убывало по высоте, а ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиций с основных точек зрения.
В.19 ВИДЫ РИТМИЧ РЯДОВ
В приводимых выше схемах ритмических рядов и их сочетаний условно принята наиболее графически удобная форма их показа, когда ряды развертываются по одной координате во фронтальной плоскости. Но это только один из видов ритма.
Другим его видом будет сочетание ритмических рядов во фронтальной же плоскости не только по горизонтали, но и по вертикали одновременно. В этом случае возможно преобладание какого-либо одного направления и подчинение ему другого.
При совмещении ритма по вертикали и горизонтали строится развернутая фронтальная композиция.
Все вышеуказанные виды ритма развертываются по одной и двум координатам. В объемных и пространственных формах ритмические ряды строятся по трем координатам пространства. Эти виды ритма получают свое развитие в объемной и глубинно-пространственной композициях, рассматриваемых ниже.
В.16 АРХИТЕК. ОРДЕР КАК СРЕДСТВО…
Ещё на заре строительной деятельности люди при сооружении примитивных жилищ- шалашей- применяли деревянный каркас.
Самой древней конструктивной системой, действующей в наши дни, является стоечно-балочная система. Она возникла ещё в эпоху неолита. Но в архитектурно-композиционном плане сооружения того времени ( жилища) не были ещё архитектурой как результатом художественного осмысления действительности. Последовательное развитие и эстетическое осмысление этой системы привели к чёткому расчленению несомых и несущих частей конструкции - опорных столбов и балок. В Древнем Египте из дерева делались стойки и балки, а сырцовый кирпич служил заполнением промежутков каркаса. Так возникла форма колонны. В древнегреческой архитектуре стоечно-балочная конструкция нашла своё выражение в ордере, основными частями которого являются колонна и архитравное перекрытие. В греческой архитектуре сложились 3 ордере: дорический, ионический и коринфский. Все три ордера имеют одни и те же составные части-колоны, антаблемент (система венчания), стилобат (ступенчатое основание). Колонны - это опоры, поддерживающие антаблемент, они завершаются капителями. Верхняя часть капители покрыта плоской плитой-абакой, которая и принимает тяжесть перекрытия. Капитель, являющаяся переходом от ствола колонны к антаблементу, служит для организации конструктивной и зрительной связи между ними. В эпоху Возрождения построение ордера было канонизировано.
13. понятие архитек тектоника
Одна из специфических задач работы архитектора – как можно лучше понимать и как можно убедительнее и ярче выражать на языке художественно-конструкторских средств целостность и красоту проектируемых зданий. Не представляя сути вопросов тектоники, сложно успешно решать задачи архитектурного формообразования. Архитектурная форма отражает особенности её конструктивной основы: параметры, геометрические и физические свойства, работу несущих элементов, соотношения несущего и несомого, организацию конструкционных материалов.
Категория «тектоника» связывает богатство отношений между понятиями «форма» и «конструкция» через композицию. Несущая это конструкция или несомая, монолитная или сборная, однородная или неоднородная, тонкостенная и лёгкая или массивная и тяжёлая, – на все эти и другие вопросы форма должна давать ответ своими свойствами. Форма, её структура и материал (вещество) есть то, в чём проявляется тектоника.
20. ритм во фронтальной композиции
Ритм это закономерное чередование элементов во времени и пространстве. Ритм наиболее универсальный закон построения художественной формы, проявляющийся не только в архитектуре, но и во всех видах и жайрах искусств.
Художественный эффект архитектурной композиции, достигаемый привлечением ритма, заключается в организующей силе и выразительности закономерного повтора как самих объемов и элементов архитектурного сооружения, так и интервалов между ними, а
также в закономерности качественного их изменения, развития.
Элементами ритма становится членения, выражающие особенности пластики, те геометрический вид формы, положение ее в пространстве, пропорции, фактуру, цвет. Фриз дорического ордера характеризует метричность в решении пластики формы. Напримет, в триглифах можно наблюдать повторность в расположеннии лопаток, кторые развернуты в трех разных поворотах по отношению к зрителю, что сказыается также в богатстве светотеневых отношений.
22. Направление развития ритма.
во фронтальных композициях наиб. Широко используется горизонтальные и вертик направления, однако они не исчерпывают всех возможностей. При решении определенной художественной задачи вполне допустимы наклонные(диагональные) направления и более сложные, например, по параболической кривой. Такие композиции отличаются особым динамизмом и остротой. Наличие повторности в расположении элементов формы еще не означает признака художетвенности. Это всего лишь внешнее качество форы, не более. Чрезмерная повторность может при восприятии оказывать негативное воздействие и вызывать неприятные эмоции.