Глава I. Номер в цирковом искусстве. Тематическая маска.

Оглавление.

Введение………………………………………………………………. с. 3

Глава 1. Специфика циркового искусства. Тематическая маска.

§1 Цирковой номер……………………………….. с. 4

§2. Тематическая маска………………………………. с. 6

Глава 2. Методы и приемы преподавания жонглирования в детских коллективах.

§1. Методы и приемы преподавания цирковых жанров в

самодеятельных творческих коллективах (из опыта

практической работы ГУЦЭИ)………………… с. 9

Заключение…………………………………………………. с. 13

Список литературы………………………………………… с. 14

Приложение………………………………………………... с. 15

"Цирк, как и сама жизнь,

- это вечное хождение

по кругу диаметром в 13 метров."

В.М.Запашный

Введение.

Актуальность исследования…Цирк – это особенный вид искусства, который всегда и везде будет удивлять своими новыми открытиями и достижениями. Ведь каждый цирковой артист приносит в это искусство что то свое, что то новое, отдавая на это все свои силы и время.

С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и перетерпели изменения формы и выразительных средств.

Итак, целью моей курсовой работы является раскрытие темы курсовой работы.

Объект исследовании. Специфика циркового искусства

Предмет исследования. Тематическая маска в номере

Важным для раскрытия темы исследования являются теоретические работы исследователей российского циркового искусства: это книги и статьи Гуревича З.Б., Кузнецова Е.М., Макарова С.М., Немчинского М.И. и др.

В процессе подготовки курсовой работы большое значение имело изучение циркового искусства и его специфики. Это книги Гуревича З.Б., Румянцевой Н.М. … и др., которые содержат яркие и достаточно полные описания жонглирования, понимания циркового искусства, исторического развития и отличия от других видов искусств.

Глава I. Номер в цирковом искусстве. Тематическая маска.

§1. Цирковое искусство и цирковой номер.

Цирк (от лат. circus— круг) — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений. [15]

Первооснова цирка - номер.

Номер - наиболее важная составная часть циркового представления. Термин «номер» появился во второй половине XIX в. Он обозначал порядок выступления артистов в балетно-оперных дивертисментах. Позже этот термин перекочевал на эстраду и в цирк.

В цирке номером называется художественное произведение специально подобранных трюков артистом , исполняемых в определённой последовательности и по принципу нарастания их сложности и выразительности. [2]

Трюк – цирковое действие, одно из главных выразительных средств циркового искусства. Через трюки в ходе номера раскрывается сценический образ исполнителя, выявляются его профессиональные возможности и достижения. [2]

Большое значение для номера в целом имеет режиссёрское решение, музыкальное сопровождение, художественное оформление - словом все компоненты циркового произведения. Создание циркового номера - процесс сложный. Основная роль здесь принадлежит артисту.

Конечно, цирковой номер не может быть без артиста. Я считаю что артист это главный герой всего номера. Кто как ни он передаст всю свою эмоциональность, искренность и чувства.

Цирковой номер сложно представить без манежа. Манеж – как неотемлимое звено, которое существует вместе с артистом в номере.

Сердце цирка — арена. Цирк может быть лишен отдельных технических устройств, может не иметь театральной сцены или водяного бассейна, но без арены он немыслим: арена является общеобязательной производственной площадью современного цирка. Производственная площадь современного цирка представляет собой круглый манеж тринадцати метров в диаметре, устланный черноземом, усыпанный древесными опилками и обнесенный невысоким барьером с двумя друг против друга расположенными раздвижными входами. [ 9 ]

А кто может по достоинству оценить цирковой номер?

Зритель. Без зрителя цирк ни когда не будет цирком. Кто, кроме зрителя, будет благодарить артиста за его труд, своими аплодисментами?

Рожденный, благодаря этому, насущный интерес со стороны зрителя к артисту характеризуется обстоятельствами и ситуациями, в которые попадает артист в рамках пространства и времени его действия, а также возникших по ходу развития ситуации проблем в виде художественного конфликта и его разрешения. Этот насущный интерес сам является некоей формой воздействия на становление художественного образа номера, состоящего из множества выразительных средств, привлекательных сами по себе.

[15]

Таким образом, и зритель тоже является частью и основой циркового номера.

§ 2. Тематическая маска.

С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и перетерпели изменения формы и выразительных средств.

В Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян. Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре.

Греческие маски зачастую имели широко открытый рот и играли роль рупора. Их изготовляли из бронзы, и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра.

В Средневековье ношение масок во время выступления было связано с мистическими соображениями. Боги изображались актерами в серебряной или золотой маске.

Расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. Популярности маскам добавил и балет, в котором персонажи часто представали в масках.

Масочные герои комедии дель арте считаются предшественниками современных клоунов. Знаменитый персонаж уличного театра — Арлекин, широко известен и в настоящее время. [15]

Итак, расцвет масок пришелся на эпоху Возрождения, что способствовало процветанию масочного ремесла.

В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах.

Создание маски как и образа связанно с актерским перевоплощением. Искренность актера, его способность превратить изображаемый персонаж в свое второе «я» сообщают маске жизненную стойкость и художественную силу.

Одной из главных особенностей маски – это своеобразие, яркость внешней выразительности, характерности. Нередко цирковая маска основывается на какой либо одной ярко подчеркнутой черте характера, профессиональной или социальной принадлежности: М. Станевский выступал в маске барина – гуляки, английский эксцентрик Строди – в маске фонарщика - флегматика и .т.д.

Маска закрывающая лишь часть лица, называется «накладной» и применяется с целью мгновенного внешнего преображения. [13]

Жонглеры могут работать в различных масках: смешной, серьезной, загадочной, классической, мистической и т.д. Главное это раскрыть свой образ так, чтобы зритель понял в какой маске работает жонглер и что он пытается ему рассказать. Конечно большое значение играет костюм, свет, звук, но артист должен уметь раскрыть свой образ с помощью пластики своего тела, мимики своего лица, каждым своим движением рассказать свою историю.

Я работаю соло-жонглером с метеорами в эксцентрической маске. Наполовину забавный, наполовину смешной, играючи и спокойно, я получаю удовольствие от того что делаю, и стараюсь чтобы так же как и я это почувствовал зритель.

Первый в мире кто работал с метеорами был Валерий Федорович Тебеньков, ставший лауреатом первой степени в конце 70-ых годов XX века в конкурсе Енгибарова. Его знаменитый трюк был - отбив одного метеора головой. ( Из рассказа моего тренера).

Второй в мире кто работал с метеорами и возможно работает по сей день Руслан Фоменко, завоевавший золотую медаль в Париже на Фестивале « МОНДИАЛЬ Дю сирк – де - цирк завтрашнего дня" с номером под названием «Ярмарка», который он поставил в цирке Никулина вместе с талантливым режиссером Валентином Гнеушевым. [15]

Из этого всего следует вывод, что маски играют очень важную и значительную роль в искусстве театра и цирка.

Вообще специфика жонглирования состоит в умение подбрасывать и вовремя ловить большое количество предметов.

Жонглирование – один из самых древних видом циркового искусства, отличается многообразием форм, приемов, реквизита.

Первое документальное свидетельство о жанре относится к 1900 до н. э. В гробнице египетского фараона Хнумхотепа II в Бени-Хасане археологи обнаружили рельефное изображение девушек, жонглирующих мячами.

Др. римляне видели в жонглировании средство, способствующее развитию ловкости в обращении с боевым оружием. Артистов, жонглировавших тяжёлыми мечами, щитами, копьями и острыми ножами, они называли "вентилаторами", а жонглёров мячами - "пилариусами".

В выступлениях средневековых жонглёров появились новые предметы реквизита: игральные кости, бубны, курительные трубки, фарфоровые тарелки.

В выступлениях жонглёров древнего Китая отчётливо видна связь с трудом крестьян и ремесленников. Распространённый на Востоке способ ношения поклажи на голове китайцы превратили в оригинальное жонглирование тяжёлыми фарфоровыми вазами. А приём вращения тарелок на бамбуковых тростях вырос из трудового навыка гончаров, проверяющих правильность центровки изделий. Японцы соединили жонглирование с фокусами. На этом синтезе построен репертуар японских жонглёров с волчками, веерами. Стиль выступлений японских артистов отличает театр, приподнятость и торжеств, церемониальная манера подачи трюков. [11]

Более подробное описание я написал в реферате по истории цирка.

Наши рекомендации