Тайна рун 1 страница
ПОСВЯЩЕНИЕ
С огромным удовольствием прочитал я Ваше письмо! То, что стало предметом Ваших исследований, то, что удалось Вам вывести на свет — крайне интересно, — сколь бы упорно ни утверждала «официальная наука», что все это не имеет никакого значения. Как говорит д-р Альфред Руссел-Валанс, наука всегда выступает против открытия новой Истины, и каждый раз ошибается! — Настоящий ученый подтвердит, что это так!
Brunn: 4 November 1902
Friedrich Wannieck MP
Первое издание книги Г. фон Листа «Тайны рун» |
Уважаемому герру Фридриху Баннику!
Многоуважаемый сэр, друг мой!
Многоуважаемый сэр и друг, ранее, в ноябре 1902 года, я уже писал Вам, что несколько месяцев не мог работать, так как глаза были в бинтах после операции, мне прооперировали катаракту на обоих глазах. Потому я не мог начать обдумывать свой труд, посвященный разгадке тайны рун. Но именно тогда открылись мне еще непознанные Законы Зарождения и Развития, принадлежащие народу ариев; я постиг их чувства, их мудрость, язык и письменность. Когда я известил об этом Вас известил, Вы были столь добры, что поздравили меня с моим открытием. Я осмелился привести в своей книге выдержку из этого Вашего письма, она вынесена в посвящение к моей книги, которая выходит как введение к целой серии работ, содержащих отчеты о моих дальнейших исследованиях и открытиях.
Прежде всего прочего, я хотел бы поблагодарить Вас, уважаемый сэр и дорогой друг, за Ваш интерес к моим исследованиям, который поддерживал и поощрял меня, за Ваш интерес, который помог мне решиться всецело отдаться исследованию этих почти безграничных областей. Прошу Бас, позвольте мне посвятить первую мою работу в этой серии Вам, уважаемый сэр и дорогой друг, как одно из предвиденных Вами исследований, достигшее, наконец, зрелости и завершенности.
С бесконечной признательностью. Ваш постоянный поклонник Гвидо фон Лист
Слишком мало внимания уделялось до сих пор письменным знакам наших германских предков — рунам. Так происходит потому, что исследователи опираются на ложное и совершенно необоснованное предположение, будто германские народы не имели никакой собственной письменности, а их письменные знаки — руны — представляют собой лишь искаженный вариант латинского унциального алфавита. Это предположение до сих пор является превалирующим, несмотря даже на то, что Юлий Цезарь совершенно ясно и однозначно говорил о книгах «Helfetsen» (а не «Helvertier») и примененном в них письме, которое, как тогда полагали, было сопоставимо с письменностью греческой.
Не пытаясь доказать здесь древность самих рун, которые находили на бронзовых предметах и осколках гончарных изделий, необходимо все же упомянуть, что Футарк* в древние времена состоял
*Фон Лист употребляет термин Futharkh вместо общепринятого Futhark, объясняя это в других своих работах тем, что более верно образовывать название рунического строя от фонетических соответствий первых семи, а не первых шести рун. — Здесь и далее, за исключением специально оговоренных случаев, — прим, редактора русского издания.
из шестнадцати символов*. Б Эдде, в «Перечислении рун Одином»* *, указывается, что он состоял из восемнадцати знаков. С помощью этих символов невозможно было что-либо записать, поскольку тевтоны* * * не знали ни «v» или «w» или «х», ни «z», ни «qu». Также не знали они ни «с», «d», ни «р». «V» передавалось с помощью «f»; «v» и «w» произошли от «u», «uu», «uo» или «оu»; «х» — от «ks» или «gs»; «z», возможно, и произносилось, но записывалось с помощью «s». «Qu» произошло от «kui» или «gui», "С» от «ts», «d» от «th». «P» произошло от «Ь», и позднее получило собственную руну, как и другие звуки, которые постепенно получали свои собственные, особые руны, так что спустя некоторое время общее число рун превысило тридцать. Если вы собираетесь проследить основы слов и их происхождение до корневых слов германского праязыка, а затем проследовать еще дальше к истокам — семенным и первичным словам древнего арийского языка, — то вам следует всегда записывать основы слов рунами — или, по меньшей мере, иметь это средство письменности
* Фон Лист в данном случае апеллирует, вероятно, к скандинавским руническим алфавитам конца I — начала II тысячелетия от Р.Х., действительно содержавшим 16 знаков. Однако наиболее древние известные нам рунические строи содержат все-таки 24 руны.
* * «Перечисление рун Одином» — фрагмент эддической песни «Речи Высокого». Среди российских исследователей данный фрагмент чаще именуется «Заклятьями Одина».
* * * Тевтоны — в данном случае этот этноним употребляется фон Листом как обозначение германцев вообще.
перед, глазами. Это поможет вам найти правильный корень, даже имя руны само по себе уже окажет вам существенную помощь.
Каждая руна имела — подобно буквам греческого алфавита — собственное имя, которое, будучи словом однослоговым, являлось одновременно носителем как корневого слова, так и росткового и первичного слов. Исключениями из этого правила — да и то только кажущимся — оказываются руны Hagal, Gibor и Othil.
Так как каждая руна имеет свое собственное имя и имена эти — однослоговые, вполне очевидно, что в далеком прошлом руны исполняли функции слогового письма, фактически, — иероглифической системы*.- Ведь и сам древний арийский язык, как и любой другой первобытный язык, был однослоговым и только в более поздние времена был сведен до алфавитного письма. Это произошло, когда структура языка стала такой, что использование иероглифических или слоговых знаков стало слишком громоздким и обременительным.
В наши дни, когда руны уже признаны словами-символами доисторического времени,
* Данное утверждение фон Листа представляется нам спорным и, во всяком случае, далеко не «вполне очевидным»: мы должны признать, что на настоящий момент не существует памятников арийской (индоевропейской) письменности, в которых руны однозначно определялись бы как средство слогового письма. Если же обращаться к глубине тысячелетий, ко временам, когда слоговые индоевропейские письменности реально существовали, то оказывается некорректным само употребление термина «руны».
перед нами встает следующий важный вопрос — и вопрос этот состоит в том, как относиться к другим словам-символам, которые не содержатся в руническом Футарке. Даже если набор символических слов-знаков и был крайне скуден, — чего нельзя сказать об арийской письменности, — все равно требовалось бы использовать гораздо больше тридцати знаков. На самом деле, арийская письменность содержала много сотен символов; и еще больше число знаков, на которых была основана сложная, чудесно систематизированная и взаимосвязанная иероглифическая структура, которая в наше время еще даже и не обсуждалась. Как бы невероятно это ни звучало, но эти древние иероглифы, корни которых уходят далеко в дохристианскую эпоху, во времена тевтонов и ариев, расцвели в нашу эпоху пышным цветом. Ими занимаются отдельная наука, которая практикуется и в наши дни, отдельное искусство, причем наука и искусство эти имеют не только свои собственные законы, но и свои собственные стилистические традиции. На этой системе базируется богатейшее литературное наследие, но у нее нет — и это один из трагикомических моментов — попечителей и хранителей, которые бы имели хотя бы малейшее представление о том, что именно они сохраняют и развивают!
Поскольку в древние времена —да и до сих пор — существует много сотен рунических знаков-символов, их точное число не может быть окончательно определено. Однако, только около тридцати из этого множества знаков вошло в употребление в качестве букв, т.е. в качестве знаков алфавитного письма. Таким образом к нашему времени из древних символов-знаков произошли две основных группы: «руны-буквы» и «руны-иероглифы», каждая из которых развивалась своим собственным путем после того, как было полностью завершено деление на две эти группы. В свое время все эти символы были рунами, но теперь только «руны-буквы» сохранили свое название и предназначение, в то время как «руны-иероглифы» после формирования алфавитного письма не осознавались уже как знаки письменности. Посему далее я буду называть их «священными» или «иероглифическими знаками». Можно отметить, что само слово «иероглиф» уже существовало в раннем арийском языке как «hiroglif» и имело уникальное значение уже тогда, когда греческого языка еще и не существовало*.
«Руны-буквы», которые из соображений краткости я буду называть в дальнейшем просто «рунами», остановились в своем развитии и сохранили не только простые линейные формы, но и однослоговые имена. «Священные знаки», напротив, постоянно развивались, и в конечном итоге их древняя линейная форма приняла вид изысканного
* Свое мнение о значении «древнеарийского» слова hiroglif фон Лист приводит ниже, после описаний рун.
и сложного орнамента. Кроме того, они подвергались и множеству изменений по мере того, как понятия, которые они символизировали —да символизируют еще и в наши дни — развивались и совершенствовались вместе с самим языком.
В эддическом «Перечислении рун Одином» восемнадцать рун используются в роли «письменных знаков», хотя и сохраняют отчасти значение «священных знаков» — в том же смысле, что и поздние «волшебные знаки». В данной книге предлагается толкование этой магической песни, на основе которого может быть далее разгадана основная загадка рун.
Ни одна из песней Эдды не дает столь же ясного, как «Перечисление рун Одином», понимания того аспекта арийской философии, который связан со взаимоотношениями между телом и душой, между Богом и Всем.*, наконец, между Всем и человеком. Бесконечно эволюционирующая личность остается сама собой, остается неизменной, проходя через циклы рождения, бытия и смерти для нового рождения. В этом смысле «Речи Высокого» — песнь, содержащая «Перечисление рун Одином», — рисует его как некое таинство, как зеркальное отражение Всего и личности.
*Всё — специфический термин фон Листа, определяющий Мироздание как противоположность Эго (подобно паре макрокосм — микрокосм).
Один* воплощается в человеческом тепе, чтобы погибнуть; он «посвящает себя себе самому» и уходит, чтобы возродиться вновь**. И чем ближе он подходит к грани перехода к новому возрождению — т.е. к своей смерти, — тем яснее ощущает в себе знание того, что таинство жизни заключается в вечном круговороте «рождения» и «умирания», в вечном возвращении — жизни, состоящей из постоянных рождений и смертей. Он полностью осознает это в момент заката жизни, когда погружается в Ur* * *, из которого возродится вновь. В момент окончания жизни Один отдает в залог один свой глаз в обмен на высшее знание; однако, глаз этот остается его собственностью: Один вновь обретает его после возвращения из Ur, в момент возрождения, ибо этот глаз — фактически его
* Фон Лист употребляет в своей работе более южный, континентально-германский вариант имени этого бога — Вотан (нем. Wuotan). Однако в данном издании мы сохраняем более привычный русскоязычному читателю северный вариант имени — Один.
* * Имеется в виду Жертвоприношение Одина, упоминаемое в Эдде. Согласно традиции, Один пронзает себя копьем на Древе Мира, чтобы получить знание рун. Старшая Эдда характеризует этот акт как «жертву себе самому», о чем и говорит фон Лист.
* * * Ur — специфический термин фон Листа. Собственно ur - распространенный префикс в германских (например, в немецком) языках, указывающий на первобытность или исходность чего-либо. Фон Лист вводит термин Ur, используемый как существительное, для обозначения Предвечного вообще, а также для обозначения исходной и неизменной части Всего.
«тело», тогда как другой глаз, который он сохранил, — это его «дух». «Физический глаз» (т.е. физическое тело), от которого он только временно отказывается — но которое все же остается его телом — воссоединяется в момент возвращения из Ur — т.е. в момент возрождения — с другим, «духовным», глазом (его духом). Однако знание его не теряется в смерти, при погружении в Источник Мимира*, но остается с ним; это его достояние, достояние Всего; это опыт, накопленный тысячами перерождений, знания, которые сохраняются и передаются. Знание Одина приходит с глотком из предначального Колодца Мимира, а также от Вёльвы Смерти и от Головы Мимира* *. Это лишь кажется, что он покинул физический мир — на
* Источник Мимира — в скандинавской мифологии — священный источник мудрости, находящийся в центре Мироздания, у корней Древа Мира. В этот источник был погружен глаз Одина, отданный им Мимиру за право испить из источника.
* * Вельвами в Скандинавии именовались колдуньи, жрицы (термин практически совпадает с др -рус. вълхва — «волшебница >); оборот «вёльва смерти», не очень красиво звучащий на русском языке, означает дословно «жрица смерти». В данном случае имеется в виду та мертвая Вёльва, с которой, обретая знание, беседует Один (см. песнь «Прорицание Вёльвы» в Старшей Эдде). Голова Мимира — согласно северным преданиям. Один просит совета у отрубпенной головы Мимира перед наступлением Сумерек Богов. Это место в своей книге сам фон Лист комментирует следующим образом: «Великан Мимир есть память или знание, а предначальный его Источник — это тайна Всего, которое рождается, живет и умирает для нового рождения. Вёльва Смерти — Богиня Земли, Богиня Смерти, которая хранит и оберегает лишенные душ тела на кладбищах, когда освобожденные от телесной оболочки души направляются в Вальхаллу или в Хель. Голова Мимира — это «изначальные знания», то есть основные знания о рождении, бытии и смерти. [...] Это три уровня, проходя сквозь которые Один «становится мудрым», получает знание обо Всем».
самом же деле он продолжает ему принадлежать, ибо он — неделимая диада, состоящая из духовного и физического начал, неделимое двуединство. Невозможно отделить «день жизни» от «ночи жизни», т.е. от смерти. Но из «ночи жизни» — из кажущегося небытия — Один выкосит знания о вечной жизни, и эти знания ведут его в вечных изменениях, в переходах от рождения через бытие к умиранию для нового рождения Всего. Получив сокровенные знания. Один становится мудрым, обретает знание судьбы мира, объяснение загадки мира, которую «он, извечный, никогда не откроет ни женщине, ни деве»*.
* Цитата из «Речей Высокого» (правда, слова эти сказаны Одином по иному поводу).
Итак, он и Один, и — одновременно — Всё; и точно так же каждая личность, каждое эго есть одновременно и не-эго, но Всё. Таким образом, каждое отдельное эго, каждый человек, проходит через те же превращения, через те же ступени понимания, что и Один; и осознание и освобождение каждого человека определяется его духовным богатством, а не мертвой памятью, не мертвой суммой познанного. Человек не теряет этого богатства даже в смерти, оно остается с ним, когда личность возвращается в мир людей в следующем воплощении*.
Каждый человек имеет свое собственное понимание духовного значения идеи, которая стоит за этими терминами, — в соответствии с его «духовным богатством». Потому-то среди миллионов живущих в этом мире людей не найти и двух, чьи понятия о божественном были бы в точности похожи — несмотря на все догматические учения и веры. Так же верно и то, что не найти двух людей, которые бы имели одинаковое умозрительное понимание духовной сущности языка и его слов — и в деталях, и в совокупности.
И если можно так сказать о современном мире, то как это должно быть верно в отношении далекого прошлого, когда словарный запас языка был еще так мал и неполон. Как верно это было в то время, когда пророки и мудрецы должны были рождать понятия для доступного и ясного выражения своих идей, используя все еще крайне скудный язык. Они были вынуждены сопровождать свою речь движениями — позже получившими название «магических жестов» — таким образом
* Комментарий фон Листа: «Mы называем «духовным богатством» то, что возрожденная из смерти личность приносит с собой в мир, ее природные способности, таланты, или «врожденный гений*; более живой и чуткий дух, быстрее и легче, чем другие, постигающий и понимающий все вокруг. Эта повышенная чуткость, живость восприятия и есть то «духовное богатство*, о котором я говорю».
придавая ей выразительность определенными символическими знаками, о которых говорили, как о „шепоте», и которые были названы рунами*.
* * *
О тайне рунического знания Одина говорится в эддической песни «Речи Высокого», где описывается его жертвенная смерть, напоминающая нам о таинстве Голгофы.
Первая часть песни сложена от лица самого Одина; далее скальд**, исполняющий песнь, говорит уже от собственного лица. Но начинается песнь так***:
Знаю, висел я
в ветвях на ветру
* Слово «руны» (нем. Runen, англ, runes) действительно содержит один корень с германскими словами, имеющими значение «шепот», «шептать» (сравн., напр., нем. raunen «шептать»). К этому же кусту древних основ восходит ветвь слов со значением «тайна>. Большинство западных рунологов действительно считают, что термин «руны> происходит из этой группы германских корней, но существуют и другие точки зрения (см , напр.: А.Б Платов. Памятники рунического искусства славян // Мифы и магия индоевропейцев, вып. 6, 1998.).
** Скальд — в древней Скандинавии — поэт, нередко обладающий магической силой. Гвидо фон Лист в своей книге использует этот термин для обозначения всех людей, принадлежащих к арманической касте, — т.е. всех магов и жрецов.
*** Фактически, «Речи Высокого» начинаются не этими словами, но фон Лист имеет в данном случае в виду собственно интересующий его фрагмент «Речей».
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не кормил меня
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с дерева рухнул*.
После нескольких строф песнь дает описание восемнадцати рун с мистическим их толкованием. Если рассматривать эти строки, имея под рукой имена рун, то текст песни проливает свет на сами руны и дает нам разгадку и объяснение их тайны.
Следующие строки предшествуют описанию рун:
Заклинанья я знаю —
не знает никто их,
даже конунгов жены...
* Здесь и везде в данном издании фрагменты Старшей Эдды приводятся в переводе с древнеисландского А.Корсуна по изданию: Беовулъф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975.
fa, feh, feo — огненное рождение (нем. Feuerzeugung); собственность, имущество, скот (нем. Vieh); расти, странствовать, разрушать {нем. fetzen).
Помощь — такое
первому имя —
помогает в печалях,
в заботах и горестях.
(Речи Высокого, 147)
Корневое слово «fa», которое в данной руне есть отображение «примордиального слова»*, —понятийная основа таких слов, как появление, бытие, делание, действие, управление, а также—переход к новому рождению, — и потому оно символизирует мимолетность существования всего живого и стабильность эго в постоянных его трансформациях. Посему, эта руна скрывает утешение скальдов**; она гласит, что настоящие мудрецы живут для развития будущего, и только дураки горюют над высказыванием: «Сотвори себе счастье, и будешь счастлив»!
* Примодиалъный — в общепринятом лексическом значении — «исконный», «изначальный» (ср. англ, primordial). Б терминологии ариософии и близких к ней движений — прилагательное, определяющее нечто, имеющее отношение к изначальному состоянию Белой Расы, к Золотому Беку. Б современной эзотерике нордизма понятие примордиалъный связывается, в основном, со временами индоевропейской (пра-индоевропейской) общности народов, предшествующими обособлению собственно нордов. ** Напомним читателю, что под скальдами фон Лист не совсем исторически точно подразумевает всех, принадлежащих к высшей касте — к касте магов, ученых и поэтов.
ur— Ur («предвечное»); вечность, изначальный огонь (нем. Urfeuer), изначальный свет, первый бык или зубр; воскресение (жизнь после смерти).
Знаю второе, —
оно врачеванью
пользу приносит.
(Речи Высокого, 147)
Основа всех проявлений — Ur, Предначальное. Тому, кто осознал первопричину события, само оно уже не кажется неразрешимой загадкой, ставящей в тупик головоломкой, — неважно, было ли это событие удачным или неудачным, — и потому он не только может отогнать несчастья и беды или добиться успеха, он может еще и осознать и обманчивое зло, и фальшивую удачу. И потому: «Познай себя, и ты познаешь все».
thorn thurs, thorn — Top* (гром, молния); торн, шип, колючка (нем. Dorn).
Знаю и третье, —
оно защитит
в битве с врагами,
клинки их туплю,
их мечи и дубины
в бою бесполезны.
(Речи Высокого, 148)
Эта руна символизирует «Шип смерти» — тот, которым Один погрузил в сон-смерть Брюнхильд, непокорную валькирию, (сравн. со сказками о Спящей Красавице), но вместе с тем — и «Шип жизни» (фаллос), посредством которого возрождение побеждает смерть. Этот угрожающий знак надежно притупляет оружие противника, желающего чужой гибели, он же побеждает силы смерти вечным возвращением жизни. Потому: «Берегите свое Я».
os, as, ask, ast—Ac; ** рот, уста, устье; по явление; ясень (нем. Esche); прах (нем. Ashe).
* Тор — в скандинавской мифологии — бог-громовержец.
* * Т.е. один из богов-асов.
Четвертое знаю, —
коль свяжут мне члены
оковами крепкими,
так я спою,
что мигом спадут
узы с запястий
и с ног кандалы.
(Речи Высокого, 149)
Уста, могущество Слова!
Духовная сила, несомая Словом, рвет физические оковы и дарует свободу; пред ней склонятся все завоеватели, привыкшие побеждать одной лишь физической силой; она разрушит все тирании*.
Потому: «Сила твоего духа делает тебя свободным».
rit, reith, rath, raoth; Rita (космический закон)**; совет, рассказ, разгадка (нем. Rath); красный (нем. Roth); колесо (нем. Rad); прут, жезл; правая сторона. Правда, справедливость (нем. Recht) etc*.
* Комментарий Гвидо фон Листа: «В борьбе за существование остается победителем тот народ, который развивается, сохраняя нравственную силу. С исчезновением морали теряется и высокий уровень духовного и интеллектуального развития, чему можно найти множество примеров в истории».
* * Rita — термин, образованный (восстановленный?) фон Листом от санскр.rta. Здесь — «священный закон», вселенские закономерности, которые не могут быть изменены и уйти от которых невозможно.
И пятое знаю, —
коль пустит стрелу
враг мой в сраженье,
взгляну — и стрела
не долетит,
взору покорная,
(Речи Высокого, 150)
Трижды священная Rita, солнечное колесо, Urfyr (изначальный огонь, Бог)!
Возвышенным интроспективным сознанием (Innerlichkeitsgefuehl) или субъективностью ариев было их осознание собственных богов, ибо «внутреннее»** как раз и есть «жизнь с самим собой», а быть с самим собой значит быть и с богом. Пока народ сохраняет ненарушенным свое первородное «внутреннее», «внутреннее» естественного народа***, у него нет причин поклоняться
* Здесь фон Лист забывает, к сожалению, связать данную руну с североевропейской основой reid/rad «путь», •дорога», между тем как Дорога и есть тот самый упоминаемый им «священный закон мироздания»...
** Специфический термин фон Листа, достаточно условно переведенный нами здесь как «внутренее». Употребляется как существительное со значением «то, что находится внутри», «то, что подлинно».
* * * Комментарий Гвидо фон Листа «Понятие «естественный народ» отнюдь не подразумевает жизни в диких первобытных условиях, ибо нецивилизованные «дикари» как раз находятся в рабстве самого страшного и ужасного «шаманства» Само понятие «естественный народ», напротив, подразумевает высокий уровень культуры, и одновременно — свободу от любого вида ложных усложнений».
внешней божественности, ибо внешнее богослужение, ограниченное обрядами и церемониями, становится нужным лишь тогда, когда человек не может найти Бога в своем сокровенном бытии, в своей жизни, и начинает искать его вне своего «эго» и вне мира — «наверху, в звездном небе». Чем поверхностнее человек, чем менее знает он свои сокровенные черты, тем более вовне направлена его жизнь. И чем дальше заходит процесс потери «внутреннего» у народа, тем более напыщенными, официальными и формальными становятся внешние проявления его жизни — формы правления, законы и культ (и эти проявления становятся совершенно обособленными понятиями, никак не связанными между собой). Но они должны сохранить хотя бы остатки вечности в знании: «Я верю в то, что я знаю, и потому я могу жить». Поэтому арийское божественное «внутреннее» — ко всему прочему еще и основа гордого пренебрежения ариев к смерти, основа их безграничной веры во Всевышнего и в самих себя, которая так чудесно выражается словом «Rita» (космический порядок, закон), символически изображаемым пятой руной, пятым словом-знаком. И потому эта руна гласит: «Я — мое rod*, это rod неразрушимо, потому что я сам — мое rod».
ka, kaun. kan, kuna, kien, kiel, kon; смелый, уверенный (нем. Kuhn); никто, ничто (нем. kein) etc.
Знаю шестое, —
коль недруг корнями
вздумал вредить мне, —
немедля врага,
разбудившего гнев мой,
несчастье постигнет.
(Речи Высокого, 151)
Древо Мира, Иггдрасиль**, в узком смысле — родовое древо ариев, рядом с которым родовые деревья других народов рассматриваются как «чужие». Понятие, которое символически изображает руна kaun, kunna (дева, как, например, в женском имени Адельгюнда), описывает принцип женственности как источник Всего (в половом отношении). Племя должно хранить свою чистоту; племя не должно «зарастать» корнями чужого древа. Если же это и произойдет, то не принесет
* Rod— «право», «правильность», • справедливость».
* * Иггдрасиль — имя Мирового Древа, образующего ось Мироздания, в скандинавской традиции.
«чужим деревьям» никакой пользы, ибо «побег от чужого корня» вырастет, чтобы стать яростным и сильным врагом чужого древа.
Потому: «Твоя кровь — высшее из того, что ты имеешь».
hagal— ограда Всего-, град; разрушение; приветствие.
Знаю седьмое, —
колъ дом. загорится
с людьми на скамьях,
тотчас я пламя
могу погасить,
запев заклинанье.*
(Речи Высокого, 152)
Hagal!— самоуглубленное осознание, решимость ощущать Бога внутри себя, —дает уверенность в силе собственного духа; эта уверенность дарует человеку магическую силу, которая живет во всех людях; силу, подчиняясь которой сильный дух может отбросить сомнения и поверить в самого себя. Христос, который — как и Один — был одной из таких редких личностей, сказал: «...Истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится