Искусство Средней Италии вне Флоренции.
Средняя Италия не имела в XV столетии других очагов художественной культуры, которые хотя бы отчасти могли соперничать с Флоренцией. Однако в этом районе работало несколько крупных мастеров.
Самым значительным из среднеитальянских художественных центров был Урбино,переживавший во время правления герцога Федериго да Монтефельтро (1444—1482 гг.) период недолгого, но блестящего расцвета. Страстный библиофил и коллекционер, обладатель одной из лучших библиотек своего времени и превосходного собрания картин, в котором наряду с итальянскими были произведения нидерландских художников, в том числе Яна ван Эйка, Федериго да Монтефельтро стремился привлечь к своему двору ученых, писателей, художников.
Живопись. Проведя годы ученичества во ФлоренцииПьеро делла Франческа(1410/1420—1492) работал в Ареццо, Ферраре, Урбино, Римини, Риме и некоторых других городах, не обосновавшись, однако, ни в одном из них. Вся жизнь Пьеро была связана с его родиной — маленьким городком Борго Сан Сеполькро близ Ареццо, куда он возвращался в перерывах между заказными работами и где прошли последние годы его жизни.
Расцвет творчества Пьеро делла Франческа приходится на время со второй половины 40-х до середины 70-х годов. После этого он мало работал как художник то ли из-за ослабевшего зрения, то ли из-за увлечения теоретическими трудами, посвященными проблемам геометрии и перспективы. Плодом этого увлечения были два трактата — “О живописной перспективе” и “О правильных телах”.
Пьеро делла Франческа многому научился у флорентийцев, переняв у них интерес к математическим законам композиции, перспективе и пропорциям, материальности и пластике тел. В то же время обучение в мастерской Доменико Венециано познакомило его с проблемами колорита, живописью чистых цветов, взаимодействием цвета и света. Удивительным образом он объединил в своем искусстве оба эти начала.
В произведениях Пьеро делла Франческа все подчинено ясной математической закономерности, создающей ощущение пропорциональности и гармонии. Формы предельно обобщены, подчас в их основе угадывается идеальное совершенство геометрических тел. Отбрасывая все мелочное и случайное, художник создает величественный и прекрасный мир, возвышающийся над повседневной обыденностью. В этом мире царит спокойствие. Ему чужды драматизм и патетика или пестрое многословное повествование. Действие в произведениях Пьеро развито мало, представленные в них люди сдержанны, жесты их лаконичны, мимика скупа. Композиции его строго уравновешены, пространственные планы и фигуры обычно располагаются параллельно картинной плоскости. Величайший знаток линейной перспективы, Пьеро почти не пользовался ею для создания иллюзии глубины. Пространство в его картинах и фресках строится с помощью цвета. Кажется, что их светлые, чистые краски сами излучают свет, наполняя им просторы пейзажа или помещение интерьера. Цветом пользуется он и для моделировки формы. В отличие от флорентийцев, он рассматривал тень не как отсутствие света, но как иной цвет, поэтому в произведениях его нет темных теней и светотеневых контрастов. Тонко нюансированные, насыщенные рефлексами нежно-розовые, жемчужно-серебристые, светло-зеленые, синие, винно-красные, красно-коричневые, фиолетовые цвета придают работам Пьеро праздничный, радостный облик. Живопись его была необычным явлением на фоне современного искусства Италии. Недаром Вазари писал о фресках в Ареццо, что они выполнены в “манере нежной и новой”.
Этот своеобразный и очень индивидуальный стиль Пьеро делла Франческа сложился, по-видимому, рано. Правда, в первых работах, выполненных после отъезда из Флоренции, еще заметны отзвуки драматической экспрессии Мазаччо, но уже картина “ “Крещение” (1448—1450 гг.) отмечена чертами того величавого спокойствия, которое отныне станет характерным для произведений Пьеро. Композиция этой картины строится на ритмическом чередовании вертикалей — фигур Христа и Иоанна Крестителя и светлого ствола высокого дерева; все вокруг словно замерло, незамутненная гладь реки отражает небо и облака.
В 1447 году в Ареццо флорентийский живописец Биччи ди Лоренцо начал роспись капеллы в хоре церкви Сан Франческо, но в 1452 году умер, успев расписать только свод. Тогда завершение фресок было поручено Пьеро делла Франческа, который, работая с перерывами, закончил роспись в 1466 году.
Фрески в Ареццо посвящены истории святого креста, сюжет которой заимствован из популярнейшего в то время источника многих религиозных изображений — “Золотой легенды” Якопо да Вараццо (XIII в.). В этой истории повествуется о чудесной судьбе райского дерева, посаженного на могиле Адама его сыном Сетом. Согласно легенде, ствол этого дерева, после многих происшедших с ним чудес, был использован для изготовления креста, на котором был распят Христос; позднее куски креста были похищены из Иерусалима персидским царем Хосроем, а затем отвоеваны у него византийским императором Ираклием, торжественно возвративший реликвию в Иерусалим. Сюжет этот приобрел в середине XV века особую остроту в связи с завоеванием Константинополя турками (1453 г.) и падением Византийской империи — событиями, вызвавшими в Италии смятение и породившими идею нового крестового похода против мусульман.
Роспись в Ареццо расположена в три яруса на стенах готической капеллы — узкой, прорезанной высоким окном, алтарной стене и двух широких боковых. Хотя Пьеро делла Франческа сохранил .здесь восходящее еще к Джотто, традиционное и для большинства повествовательных циклов XV века ярусное расположение фресок, он нарушил последовательность рассказа ради композиционного единства ансамбля. Большие фрески каждого яруса боковых стен капеллы задуманы как парные, сюжеты их подобраны с таким расчетом, чтобы они давали возможность сходного композиционного построения. В нижнем ярусе обеих стен изображены два решающих эпизода легенды: “Битва Константина с Максенцием” (справа) и “Победа Ираклия над Хосроем” (на левой стене). Помещенные над ними фрески иллюстрируют развитие повествования: “Прибытие царицы Савской и ее встреча с Соломоном” (справа) и “Нахождение и испытание креста” (слева). Обе эти композиции построены так, что в левой их части действие разворачивается среди пейзажа, а в правой — на фоне архитектуры. Наконец, в верхней части стены, в обрамлении стрельчатых арок свода, изображены два кульминационных момента рассказа — его начало и конец. Это “Смерть Адама” (справа) и торжественное возвращение императором Ираклием святого креста в Иерусалим (слева) — две фрески с центрическим построением и единым пейзажным фоном. Малые фрески алтарной стены капеллы тематически связаны с соседними.
В замысле росписей Пьеро делла Франческа в Ареццо содержится важное новшество. В отличие от циклов фресок средневековья и ранней поры Возрождения, требовавших от посетителя постепенного обхода помещения для их последовательного рассматривания, живопись капеллы в Ареццо с ее четким симметричным построением и выделением узловых моментов повествования предусматривает единовременное обозрение ансамбля. Подобная организация росписей получит дальнейшее развитие в период Высокого Возрождения, наилучшим образом согласуясь с центрическим характером ренессансной архитектуры.
Легкой обозримости фресок способствует их монументальный характер. Фигуры и предметы трактованы обобщенно и приближены к переднему плану, распределение их подчинено четкому ритму. Благодаря невысокому горизонту фигуры приобретают особую величавость. Перспективное сокращение зданий показано лишь в их верхней части, что позволило художнику ограничить создаваемую средствами перспективы иллюзорную глубину, которая могла бы нарушить единство живописной поверхности стен. Помимо композиционного построения, роспись объединена также общим колористическим решением. Написанные сравнительно небольшим числом чистых, преимущественно светлых красок, фрески создают удивительное ощущение воздушности и света. С помощью тех же средств Пьеро создает впечатление осязаемости и пластичности форм, весомости и материальности падающих крупными складками тканей одежд, солидности и устойчивости архитектуры.
Величавость образов и эпическая неторопливость повествования характеризуют фреску “Встреча Соломона с царицей Савской”. В ней представлены два эпизода. В левой части действие происходит под открытым небом. Приблизившись к дворцу Соломона, только что прибывшая восточная властительница, наделенная, согласно легенде, божественной мудростью, преклоняет колени перед вделанным в порог дворца куском священного дерева, угадав его необычную судьбу. Позади царицы застыла в торжественном молчании ее свита, поодаль слуга держит под уздцы коня. Плавные очертания холмов и пышные кроны деревьев служат обрамлением сцены. В правой части действие происходит в парадном зале дворца. В окружении своих спутниц и придворных Соломона царица Савская склоняется в приветствии перед поддерживающим ее царем. Четкие горизонтали двух потолочных балок ограничивают неглубокое пространство видимой части зала, в то время как вертикали пилястр и колонн оттеняют намеченное художником разделение фигур на центральную и боковые группы. Огромная, занимающая всю высоту фрески каннелированная колонна дворца разграничивает обе части композиции.
К числу прекраснейших фресок этого цикла принадлежит также “Сон императора Константина”. Согласно легенде перед решающей битвой с Максенцием Константину явился во сне ангел с крестом, возвестивший: “С этим знаком ты победишь”. Этот момент и изобразил художник. Ночь. Все погружено в глубокий сумрак. Над шатром императора появляется слетающий с неба ангел с крестом в руке. Исходящее от него сияние колеблющимися пятнами освещает лиловый верх шатра и его желтый полог, лицо спящего Константина, его красное одеяло, слугу, сидящего подле постели, и поблескивает на латах стоящих по сторонам телохранителей. Еще Вазари отметил необычность этого произведения, в котором его особенно поразили смелый ракурс спускающегося вниз головой ангела и переданный с тонким искусством эффект ночного освещения. Действительно, эта ночная сцена с выхваченными из сумрака лучами яркого света шатром и несколькими фигурами, не имеет аналогий в итальянском искусстве XV столетия.
Вероятно, в Урбино была написана Пьеро делла Франческа картина “Бичевание Христа” (между 1455—1460 гг.). Необычная трактовка этого драматического сюжета наглядно показывает, насколько чуждо художнику всякое проявление страстей. Все в картине спокойно, размеренно и статично. Из всех действующих лиц лишь один палач, стоящий спиной к зрителю, представлен в движении, да и то основная ось его фигуры не отклоняется от вертикали. При этом, вопреки всем традициям, сцена бичевания отнесена далеко в глубину портика, в то время как первый план занимают трое спокойно беседующих между собой людей. Классическая архитектура портика с ее четкими горизонталями и вертикалями определяет размеренный ритм композиции, в который включены и спокойные вертикали фигур переднего и дальнего планов.
В Урбино были написаны и парные портреты герцога Федериго да Монтефельтро (около 1465 г.) и его жены Баттисты Сфорца (около 1472 г.), выдержанные в характерной для XV века традиции погрудного профильного портрета. Представленные крупным планом на фоне далекого пейзажа с низким горизонтом изображения герцога и герцогини сочетают в себе остроту индивидуального сходства с монументальным величием. При этом пейзаж является в этих картинах не только фоном, но ощущается как среда, озаряя фигуры своим светом. Картины эти имеют мемориальный характер. На оборотной стороне герцог и герцогиня представлены выезжающими на триумфальных колесницах в сопровождении аллегорических фигур добродетелей среди залитых светом холмов и возделанных полей.
К числу поздних произведений художника принадлежит написанная в 1470-х годах для церкви святого Бернардина в Урбино “Мадонна с младенцем, святыми и герцогом Федериго да Монтефельтро”. На фоне величественной ниши, предвосхищающей формы Высокого Ренессанса — строения Браманте и архитектурные фоны Рафаэля, — группа спокойно стоящих святых окружает трон мадонны. Строгая симметрия композиции подчеркнута подвешенным в центре ниши яйцом, намечающим ось, проходящую через фигуру мадонны и ее молитвенно сложенные руки. Солнечный свет заливает пространство, отражаясь рефлексами в затененной части ниши и ее кессонированного свода.
Пьеро делла Франческа не имел прямых последователей, для этого искусство его слишком своеобразно и индивидуально. Все же живопись его оказала значительное влияние на искусство Средней и Северной Италии позднего кватроченто.