Ментальная ответственность
Ученик, приближающийся к порогу Третьего Посвящения, вовлекается во всё более интенсивный курс тренировки и обучения. На этой стадии его связь с Учителем прочна и постоянна, и Учитель следит за всеми его действиями, направляет и наставляет его, дабы он смог стать полезным орудием в благородной работе на благо человечества и во имя осуществления Плана. На этой стадии аура ученика и исходящие от него излучения настолько сильны, что на многих ищущих людей он действует подобно магниту. Вместе с тем ему следует чётко сознавать и то, что на этом этапе присущая ему вера в собственные силы воздействует на многих столь интенсивно, что они начинают проецировать на него свой собственный бессознательный негативизм.
Всё это ученику известно, и в своей манере общения с другими он постоянно на высоте положения. Он неустанно дисциплинирует себя, добиваясь того, чтобы от него постоянно исходило сердечное тепло, которое способно притупить шипы многих нацеленных на него негативных проекций, хотя он в то же время и сам часто способен производить неприятное впечатление на тех учеников, которые ещё не наладили должного контакта со своим собственным потенциалом любви или, что более вероятно, предпочли отгородиться от него из страха показаться слишком уж астральными. Тем самым они сами же и оборвали контакт со своей собственной душой, которая чаще всего шлёт свои сообщения прямо через сердце.
Ученика, переступившего порог Второго Посвящения, ждёт затем великое испытание — очищение ментального тела. Здесь в большинстве случаев ему приходится сталкиваться и конфронтировать с таким наследием ранних цивилизаций, как первобытная, необузданная жестокость и злобность. Его задача не из лёгких — понять и переработать эти шокирующие переживания, поскольку абсолютно все ментальные аспекты должны быть прочувствованы, поняты и преобразованы через принцип любви. Самое трудное на этом этапе "искушений в пустыне" — это то, что ученик в процессе обработки и перелицовки наихудших жестокостей и злодеяний должен и просто обязан сохранять сердечную теплоту, что очень трудно и практически невозможно из-за того, что многие его наиболее неприятные и отвратительные стороны только что, так сказать, "воскресли для жизни новой".
Основной опасностью для ученика является тот чудовищный чувственный холод, который может быть вызван к жизни лишь такими бессердечными пороками, как сконцентрированная ненависть и не знающие меры грубые садизм и жестокость. Когда ученик вновь переживает эти повергающие его в ужас ментальные пороки, на этот раз без всяких смягчающих обстоятельств, он часто полностью предаёт забвению и сердце, и умственный покой. Полный неизбывного сомнения, взирает он в смятении на свой собственный цинизм, объятый чувством отвращения к самому себе. Изо всех сил он пытается вновь вернуть себе сердечную теплоту и в результате обнаруживает, что внедрить её в этот столь ужасный ментальный шаблон или дать ей туда просочиться очень и очень трудно. На примере этого ученик учится видеть, сколь грубыми и враждебными могут быть для человека его же собственные ментальные механизмы, особенно тогда, когда они полностью изолированы от смягчающего влияния чувств, не говоря уже о сердечной теплоте.
Наконец, ему удаётся вернуть её, отчего он испытывает невероятное облегчение. Только теперь он видит и понимает, сколь важно для него было пережить и прочувствовать, каким ледяным, безжалостным и сепаратистским может оказаться ментальное тело при отсутствии души и сердечной связи. Начиная с этого момента, он будет постоянно настороже, заботясь о том, чтобы ни при каких обстоятельствах не растерять внутренней душевной теплоты, которая по необходимости должна постоянно быть при нём, чтобы он с её помощью мог растопить старые ледяные торосы, где, замороженные, хранятся эти древние жестокость и злоба — наследие давно минувших дней, подсознательные отложения канувшего в бездну времён варварского прошлого.
Когда этот лёд под действием сознательно используемого сердечного тепла начинает медленно таять, внимание ученика отныне обращается на более мелкие ментальные недостатки. Как правило, на этой стадии он очень активный, деятельный помощник, искренне стремящийся служить людям и неустанно пекущийся о благе других. В результате его жизнь то и дело будут обременять различные стрессовые ситуации, поскольку внешняя контактно-проводящая поверхность ученика, постоянно обращённая к людям, достаточна велика, а люди, знакомые, малознакомые и совсем незнакомые будут идти к нему нескончаемым потоком, ища его совета, помощи и наставления. На этом этапе ученик обычно выступает в роли прекрасного целителя и наставника.
Тот энергетический капитал, который он раздобыл после чистки и преобразования своих собственных древних залежей, он теперь может задействовать на борьбу со стрессовым фактором, который длительное время изводил его, подобно ночному кошмару. Всё это время он достаточно ясно отдавал себе отчёт в том, что он чересчур себя перегружает, доводя до стрессовых состояний, но его большое, любящее, открытое всем людям сердце, тем не менее, не смело отвечать им отказом. В результате подобной безотказности в его ментальном теле скопился стрессовый переизбыток, который медленно, но верно всё более и более воздействовал на это его тело, так что в конце концов и все прочие тела ученика тоже стали нести на себе ясно видимый отпечаток перегруженности и усталости.
Рано или поздно в жизни учеников наступит такой момент, когда все они научатся без устали трудиться во имя осуществления Плана, но для этого прежде всего необходимо, чтобы каждый ученик понял и осознал, что его организм неспособен длительное время выносить стрессовые перегрузки. Очень часто разгадка всех его мытарств оказывается столь немудрёной, что он прямо-таки впадает в столбняк, когда обнаруживает, насколько она проста, ибо разгадка эта — малая ментальная ответственность. Именно в вопросах, где от него требовалась малая ментальная ответственность, он как раз постоянно забывал быть на высоте положения. На протяжении многих инкарнаций он фокусировался исключительно на астральной ответственности, и когда, наконец, он научился нести полную ответственность за всё чувственно-эмоциональное в себе, именно это и явилось свидетельством его готовности ко Второму Посвящению.
Теперь же вдруг он оказывается в ситуации, где ему приходится изумлённо взирать на самого себя, дивясь отсутствию у себя ментальной ответственности. Столь велико было его счастье, когда ему удалось наконец освободиться от чувственного ига, овладеть своими чувствами и подчинить их своему контролю там, где прежде он сам безраздельно им подчинялся, что он при этом совершенно забыл о том, что в той же самой мере он обязан быть на высоте положения и в ментальной сфере. Что касается большой ментальной ответственности, то он наткнулся на неё, в буквальном смысле, как слепой на стену, хотя в большинстве случаев принимал все эти жестокие переживания за атрибуты ментального испытания и очищения. Теперь же, когда он столкнулся со стрессовым фактором, он оказался перед лицом малой ментальной ответственности. Причина его в том, что он слишком часто с головой уходил в осуществление различных проектов, но проектов этих было слишком много, а времени на то, чтобы довести их до ума, слишком мало, поэтому он, подчас совершенно бессознательно, отмахивался от нечистой совести по поводу начатых, но не завершённых дел, вытесняя проблему в подсознание, на почве чего и возник сей стрессовый фактор.
Всегда имеется что-то такое, что мы не успеваем сделать, и в большинстве случаев именно эти недоделанные дела повязывают наши энергии, утомляют нас и доводят до усталости и изнеможения; поэтому ученик путём их осознания и анализа должен прежде всего прийти к пониманию необходимости доведения до конца всех начатых дел и взятых на себя обязательств с тем, чтобы они не отягощали его подсознание и понапрасну его не томили. Короче говоря, он учится видеть, насколько это важно — быть педантом в вопросах времени, т.е. уметь рассчитывать своё время до секунды и точно знать, куда и на что уходит каждая секунда рабочего дня. В своём горячем усердии служить миру и помогать людям ученик проглядел этот существенный фактор, и плоды такого недосмотра налицо: это внутренние беспокойство и тревога, которые постоянно его грызут и одолевают, ибо взял он на себя слишком много, а времени всё осуществить у него нет.
Наиболее здравомысленное решение в данной ситуации — повременить взваливать на себя дополнительную обузу и постараться за это время завершить начатую работу. После того, как он завершит начатое и вновь начнёт понемногу загружать себя работой, ему следует быть очень осторожным и внутренне примеряться к тому, не отягощают ли несделанные дела его ментальное сознание. Для постоянно занятого ученика это будет слишком трудным делом, поскольку он по привычке будет склоняться к молниеносному повторению старых рутинных шаблонов. Но вскоре он поймёт, что если он действительно хочет сменить старые негативные шаблоны и привычки на новые и позитивные, то он немедленно должен подчинить свою жизнь железной самодисциплине. Это даст ему возможность продолжать упорно работать над закреплением новых установок, благодаря которым он научится взваливать на себя столько же работы, сколько и раньше, но без всех этих сопряжённых с перегрузками стрессов, спешки, гонки и суеты, ибо теперь каждое начатое дело он будет доводить до конца, тем самым бдительно оберегая свой внутренний покой.
Теперь, когда процесс шлифовки и огранки ментального тела начался, внимание ученика должно быть всецело сфокусировано на абсолютной ментальной ответственности, которую он должен понять и признать в качестве своей. Если это имеет место, значит, ученик на верном пути, на пути к Третьему Посвящению.
ЕДИНЕНИЕ
"Всего превыше есть любовь". Когда связь с душой в полноте своей лучится через сердце ученика, в глазах его сверкают слёзы блаженства. Это светлое, радостное переживание время от времени посещает его в различные моменты жизни: во время просмотра сценического действа или чтения художественного произведения, во время медитации или тесного духовного общения и сродства, при созерцании пленительных красот природы или тогда, когда всё в нём сливается в божественном ликовании гармонии и единства. Если ученик хотя бы раз в жизни пережил эти счастливые мгновения, они навсегда останутся в его душе, и он вновь и вновь будет стремиться сопережить их, ибо безмерно притягательна и неотразима власть души. Про себя он прекрасно знает, что когда-нибудь он будет пребывать в этом состоянии вечно, и всё в нём тянется к этому абсолютному соединению, к этому нерасторжимому слиянию.
Да и личность его тоже уже не та, какой она была раньше. Она раскрылась для восприятия чего-то большего, божественного, ей удалось заглянуть в царство мира и блаженства, и глубоко внутри она томится и стонет, истово стремясь к абсолютной гармонии и интеграции, к тому, чтобы безраздельно довериться мудрому руководству несравненной души, против влияния которой она так долго боролась всеми имеющимися в её распоряжении средствами. И с каждым малым проблеском из этого мира старая личность избавляется от одного или нескольких своих былых механизмов, ибо наконец случилось невероятное: она хочет прекратить эту борьбу, она хочет сдаться и капитулировать, она хочет стать полезным орудием на службе повелительницы — души.
Если эта фаза уже началась, значит, не за горами тот момент, когда душа одержит окончательную победу. Ученик скрупулёзно и тщательно готовится к этому моменту, оснащает и перепроверяет свою личность, его контакт с душой становится почти незыблемым и постоянным, и всё в нём готовится к этой великой внутренней Духовной Свадьбе. Любви подвластно всё, любовь всепобеждающа, и отныне эта истинная, бескорыстная, сердечная любовь, питаемая энергиями счастливого сотрудничества, день ото дня будет стимулироваться всё больше и больше.
Сердцем ученик сознаёт, что он приближается к вершине своей собственной внутренней горы, горы познания самого себя, и в нём неодолимо растёт великое желание соединиться со своим духовным пламенем, ибо он наконец начал понимать истинный смысл происходящего. Сфера его сознания и уровень понимания непрерывно расширяются и растут в ожидании этого поворотного момента всей его жизни, к которому он так долго и неутомимо стремился.
МОТИВЫ
Многие ученики, в том числе и те, кто далеко ушли по пути Посвящения, считают, что духовные импульсы должны приходить извне, от других людей. В этом, разумеется, нет ничего плохого, ибо подобные импульсы со стороны очень часто воздействуют на нас весьма благотворно и обогащающе, поскольку нам всегда есть чему поучиться у других, но при этом не надо забывать о том, что подобное влияние было, есть и будет не более чем краткой духовной инъекцией. Ученик должен учиться отыскивать свои собственные внутренние резервы, которые могли бы непрерывно снабжать личность необходимой духовной пищей. Но для этого мотивы ученика должны быть всегда благородными и бескорыстными, и он должен постоянно задаваться вопросом: Почему я так жажду духовного подкрепления? Что движет мной? Каковы мои мотивы? Что заставляет меня всё активнее и чаще искать духовной подпитки?
Если ответ на эти вопросы вскроет бескорыстную природу побуждений ученика, то ему следует, не медля более, отыскать этот импульс внутри себя. Это не значит, что он не должен в дальнейшем получать его от других, это лишь значит, что в вопросах духовного питания он должен быть автономным и перейти на полное самообеспечение, если действительно хочет оказывать другим действенную помощь. Медитация — самый лучший, самый надёжный путь к достижению этого внутреннего слияния божественной силы, любви и интеллекта. И здесь также очень важно, чтобы стимул к медитации был абсолютно бескорыстным и благородным, ибо только в этом случае можно будет надеяться на успешный её исход.
До тех пор, пока учеником движут эгоистические мотивы, например, желание овладеть психическими способностями с тем, чтобы выделиться или подчинить других своему влиянию и силе, его тела не смогут достичь тех лёгкости и гармоничности, которые выступают в качестве неизменных предпосылок для создания радужного моста антакараны. Этот период спокойствия не окажется для ученика напрасным и станет ценным подспорьем в деле его дальнейшего развития, поскольку его тела временно утихомирятся, а сам ученик получит время на обдумывание и размышление.
Очень важно, чтобы он чётко усвоил непреходящую значимость чистоты и бескорыстия тех мотивов и побуждений, которые движут им во всех сферах развития и совершенствования жизни личности, непосредственно примыкающих к Пути Посвящения, которым шествует ученик. Вначале в них неизбежно будет прослеживаться достаточно сильная предрасположенность к эгоизму и эгоцентризму, но затем всё более естественно и ярко будет обозначаться уклон к тому, чтобы объединить все свои способности в стремлении к единой цели — готовности служить и помогать людям. Когда внутренняя природа его мотивов будет изменена в сторону подобной целевой направленности, тогда всё его развитие будет осуществляться гораздо быстрей и интенсивней.
Его прежнее влечение к низкопсихическим феноменам станет теперь значительно меньше и слабее, и отныне одни лишь бескорыстные побуждения будут вести его по пути духовного развития, где основным его мотивом будет желание как можно быстрее очиститься от всех своих корыстных и эгоистических свойств и наклонностей. Все негативные чувства, желания, страсти и пороки ученика должны быть постепенно замещены позитивными, благородными чувствами, искренним стремлением ко всему высокому и внутренним желанием развить свои интеллектуальные способности столь совершенным образом, чтобы отныне сделаться ценным, полезным каналом в той великой и бескорыстной работе, которая его ждёт.
Когда подобный настрой налицо, ученик может быть абсолютно уверен в том, что отныне его собственное развитие пойдёт вперёд споро и быстро.
ОЧИЩЕНИЕ МЕНТАЛЬНОГО ТЕЛА
На пути к Третьему Посвящению ученика ждёт несколько обескураживающее открытие: он обнаружит, что ему не удалось полностью разделаться со своими старыми астральными механизмами. Время от времени они оживают и дают о себе знать, приводя ученика в немалое изумление, поскольку ему казалось, что это давно пройденный этап. Однако он непременно обратит внимание на тот факт, что теперь он воспринимает их совершенно иначе, чем прежде, когда он проходил астральную фазу.
Если раньше, например, он, получая отказ, обижался до глубины души или, точнее сказать, ему было очень трудно совладать с собой и спокойно перенести то, что он ощущал как отказ, то на нынешней стадии, обнаружит он, это уже более не является для него проблемой, особенно в том случае, если он уже был эмоционально подготовлен к подобному повороту событий. На данном этапе к нему возвратятся лишь некоторые из его прежних симптомов, на этот раз гораздо более мягкие и щадящие по природе, которые, однако, ему также необходимо проанализировать, разобрать и ментально переработать. Тем самым он на собственном опыте убедится в том, что если раньше он был глубоко обижен тем, что получил от ворот поворот, то теперь он будет лишь слегка опечален этим и в то же время немного удивлён, что вновь обнаружил у себя чувство, которое, как ему казалось, давным-давно было изжито и ликвидировано.
Если он более тщательно проанализирует себя, он вскоре обнаружит, что астральный элемент той мыслеформы, которую он когда-то сформировал и энергетически насытил чувством обиды и оскорблённого самолюбия из-за того, что был препровожден ни с чем, что этот элемент теперь полностью исчез, ибо элементал, лишённый питания, был тем самым обречён на голодную смерть. Однако ментальный элемент этой мыслеформы по-прежнему живёт и здравствует, и если ученик в состоянии эмоциональной приподнятости вновь окажется в ситуации, которая живо воскресит в его памяти горечь отказов прошлых дней, то в нём пробудится именно этот ментальный элементал, и именно он растревожит и вызовет к жизни все те мысли, которые раньше, раздутые и подогретые астральным элементалом, поселяли в нём чувство неудовлетворённости, несправедливости и собственной ненужности, делавшей его глубоко обиженным и несчастным.
Теперь же, когда астральный элементал выведен из астрального тела, а ученика тем не менее одолевают прежние мысли, значит, их переносчиком является только ментальный элементал. Но теперь ученик знает, что речь идёт не о коренном вопросе всей его жизни, а всего-навсего об элементарном отказе, который и нужно воспринимать лишь как отказ, и если он всё же испытывает огорчение, то переносит его более спокойно и уравновешенно именно потому, что отсутствует астральный элемент, который только создаёт много шума из ничего, т.е. раздувает бурные, страстные чувства вокруг ничтожных событий.
Итак, самое главное, что ученик должен понять и усвоить из этого урока, это то, что старое чувство обиды, некогда вызванное к жизни чьим-то отказом, тоже должно быть переработано ментально. Используя весь свой интегрированный интеллектуальный потенциал, он должен теперь тщательно и скрупулёзно переработать эти мысли и раз и навсегда уяснить, что эта прошлая полумыслеформа абсолютно никуда не пригодна. Он поймёт, что речь в данном случае идёт не о реальном отказе, а всего лишь о каких-то ассоциациях, рождённых эпизодом, который напомнил ему о некоторых его былых чувственно-эмоциональных механизмах, давным-давно им переработанных. Поэтому теперь он может трезво и спокойно рассмотреть то, что осталось от этой мыслеформы, и благодаря новому уровню понимания и видения заботливо и сердечно растворить её полностью и без остатка.
Абсолютно ту же самую ситуацию ученику придётся пережить и при встрече со многими другими старыми механизмами чувственного происхождения. Все их необходимо вначале изучить, проанализировать и разобрать с тщанием и любовью, прежде чем окончательно с ними расправиться, благодаря чему ментальное тело всегда будет очищаться.
БЕЗОБИДНОСТЬ
Тип ученика, стремящегося избежать какой бы то ни было внутренней ответственности, — это вполне обычный и довольно часто встречающийся типаж на Пути к Посвящению. Подавляющее большинство учеников, находящихся на отрезке пути между Первым и Вторым Посвящениями, чересчур привержены этому механизму, и именно этот старый шаблон реагирования безостановочно ведёт их от одного конфликта к другому, поскольку они слишком поздно начинают понимать, сколь безмерно велика та ответственность, которую они навлекают на своих ближних тем, что отказываются добровольно брать на себя внутреннюю ответственность.
Человечество в большинстве своём, в общем-то, уже давно восприняло как норму, что за любое физическое действие необходимо нести полную ответственность, но лишь очень и очень немногие понимают, что истинная ответственность по своей сути гораздо объёмнее и глубже, ибо наравне с физической она включает в себя также астральную и ментальную ответственность. Даже этот сам по себе вроде бы простой факт даётся большинству учеников с превеликим трудом, а уж когда речь заходит о понимании ими того, что они помимо всего прочего несут за других также чувственную и ментальную ответственность, серьёзность положения воистину пугает их не на шутку. То, что данный факт пугает ученика, а необходимость конфронтации с ним ложится на его плечи непомерно тяжёлым грузом, обусловлено тем, что его сердечный центр развит ещё не в столь полной мере, чтобы всё время функционировать бесперебойно.
Только тогда, когда сердечная чакра ученика функционирует практически бесперебойно, можно говорить о том, что его любовь к ближнему достаточно оформилась и созрела, так что обуславливаемое ею сострадание к людям естественным и закономерным образом понуждает его незамедлительно брать на себя ответственность за те последствия в жизни другого человека, которые повлекло за собой его попустительство или небрежное отношение к ответственности. Именно на этой стадии ученик начинает брать на себя полную ответственность. Однако тот ученик, который более озабочен собственным благополучием, нежели счастьем и процветанием других, будет постоянно проводить границу между собой и другими, всё время сужая сферу своей ответственности и отделываясь простым извинением за то плохое или неприятное, что он содеял. Главное — я извинился, считает он, а остальное — это не моё дело, и пусть с этим разбирается сам пострадавший.
Позднее, когда сердечное чувство окрепнет и усилится, вызываемое им сострадание будет автоматически делать несчастным и самого ученика, если тому доведётся причинить ущерб или неприятность другому человеку. Не зная усталости, он изо всех сил будет стремиться загладить нанесённую им обиду, стараясь любым доступным образом сделать другому приятное и вновь вернуть ему радость и счастье. Признание учеником собственной безответственности будет равнозначно немедленному приятию ответственности, под действием которой он, руководствуясь чувством сострадания, будет стараться понять, что именно он может сделать для этого человека и чем ему помочь, чтобы полностью загладить свою вину. Только в этом случае мы имеем право говорить о том, что ответственность осознана и полностью преосуществлена. Фактически говоря, ученик в любой момент времени сам может контролировать себя и полноту взятой им на себя ответственности, для чего ему просто достаточно убедиться в том, что к тому человеку, в отношении которого он проявил безответственность, вновь вернулось прежнее хорошее настроение, что он вновь спокоен, счастлив и совершенно не чувствует себя в убытке.
Многие ученики вновь и вновь держат экзамен по астральной ответственности и великое множество раз проваливаются, и вновь пытаются эгоистически убежать от ответственности, перекладывая её на плечи другого или изливая раздражение на ближнего своего, или поспешно извиняясь и оправдывая себя по всем статьям, но от этого противной стороне становится ничуть не лучше, а только хуже и хуже. Подумайте о том, насколько бы изменился весь мир, если бы все ученики постигли этот многоликий механизм, который бессознательно движет ими без какого бы то ни было мысленного, не говоря уже о душевном, контроля с их стороны. Ибо каждый манёвр, предпринятый ими с целью уклонения от собственной ответственности, делает их кармическое бремя всё более и более тяжёлым, поскольку другой стороне приходится терпеть всё большее и большее зло.
Добросердечность, дорогие мои братья и сёстры на Пути — вот наиважнейшее качество ученика. Воздержание от причинения другому человеку зла есть величайшая ответственность, лежащая на плечах каждого ученика, который желает переступить порог Второго Посвящения, и порой требуется не одна, а множество инкарнаций, прежде чем многие начинают понимать, сколь мало в них кротости и добросердечия. Ибо всякий раз, как они прибегают к чисто внешним извинениям или убегают от малой ответственности, из-за которой вышел весь сыр-бор, они бременем собственной безответственности в ещё большей степени отягощают судьбу пострадавшего. Маленький ущерб, причинённый вначале, выливается в большой и разрастается всё больше по мере того, насколько часто ученик прибегает к этим старым, досконально изученным манёврам с одной-единственной целью — поскорее отделаться от ответственности.
И от маленькой причины, как из неприметного родника, может произойти полноводная река больших последствий, о которых сам ученик никогда не помышлял и которых не хотел, но которые на почве сознательного бегства от первоначальной малой ответственности он может раздуть до непредсказуемых размеров. Только когда сердечная теплота ученика наберёт силу и станет подлинно изысканной и благородной, только тогда его бескорыстие и добронамеренность станут столь всеобъемлющими, что он сможет поставить себя на место другого и почувствовать, что тот страдает. Только тогда он поймёт, что он главный виновник страдания другого человека, и несмотря на то, что вина его, может быть, будет мала и незначительна, он тем не менее немедленно почувствует себя ответственным за недостаток или отсутствие у себя добросердечности и отныне будет неизменно бдительным и осмотрительным, тем самым навсегда исключив возможность повторения чего-либо подобного.
Добросердечность — это то качество, которое должен и обязан иметь при себе каждый ученик, желающий миновать Врата Посвящения; однако к пониманию величия и значимости этого качества ученик приходит только тогда, когда его сердечная теплота кристаллизуется в чувство сострадания и сопереживания. Тогда ученик навсегда покинет эту старозаветную скорлупу эгоистического шаблона самовыгораживания и бегства от неприятных последствий и, исполненный добросердечия и ответственности, в полной мере возьмёт на себя многогранную астральную ответственность за всё — я повторяю: за всё! — совершённое им.
СВЕТ И ТЬМА
Каждого ученика можно сравнить с пастухом, помогающим вести овечье стадо в горы. Некоторые из овец вполне созрели и готовы к тому, чтобы подняться выше в горы, поэтому из числа пастухов специально отбираются те, кто должны вести и направлять этих овец, стремящихся взойти выше основного стада, которое в большинстве своём вполне устраивает зимовка у подножия гор.
Те овцы, которых влечёт внутреннее желание покинуть собратьев и подняться выше в горы, — это те люди, которые начали поиск путей к обретению собственной души. В символическом аспекте, они уже не овцы, а козы, стремящиеся взобраться на самую вершину Горы Посвящения. В начале пути им необходимы большие помощь, поддержка и руководство, поэтому многие ученики из числа тех, кому хорошо знаком данный процесс и кто уже одолел все трудности подъёма, становятся светозарными учителями, помощниками и проводниками этой новой рати детей Света. Чем ближе они к вершине этой самой высокой горы, тем более остро чувствуется надобность в опытных проводниках и наставниках, ибо склоны горы покрыты густым лесом, в котором многие ищущие души, лишённые руководства, неизбежно собьются с пути и заблудятся.
Однако учителя и наставники не могут, да и не стремятся защитить их от возможных блужданий и уклонений от курса, являющихся для многих учеников, взбирающихся по крутым склонам этой горы, поставщиками богатого опыта. Снова и снова ищущие сыны человеческие будут сбиваться с пути и выбирать вместо прямых окольные тропы, потому что ловушки, миражи и наваждения поджидают их везде и повсюду. Но внутренняя движущая сила — Свет Души — уверенно и неуклонно будет вести их сквозь эти бесчисленные ошибки и заблуждения, являющиеся залогом их будущего успеха. Не зная устали они должны помогать другим заблудившимся в лесу найти верную дорогу, и это постепенно научит их тому, что через бескорыстную готовность служить и помогать другим они сами приходят к более тесному и прочному контакту с душой.
Первая стадия великого цикла испытаний позади, ибо порог Первого Посвящения пройден. Юный ученик отважно движется вперёд, неся в сокровищнице сердца своего рождающееся сознание Христово. Лес обступает его всё плотнее и гуще, тьма делается всё непрогляднее и чернее, тем больше, чем сильней в нём зреет и разгорается внутренний Свет. Ибо таков закон: чем ярче Свет, тем гуще тьма. Но каждый пройденный шаг даёт ученику необходимые закалку и опыт, и чем дальше, тем подготовленней чувствует он себя, тем настойчивей проявляется в нём желание одолеть этот тернистый путь в гору сквозь дикую чащу леса. И хотя он постоянно рыскает взад и вперёд или бесконечно движется по кругу, тем не менее в конечном итоге он всякий раз оказывается чуть выше того уровня, на котором он остановился в прошлый раз.
Таким порядком проходит множество инкарнаций, в ходе которых ученик постоянно чему-то учится и узнаёт что-то новое относительно своей бурной чувственной жизни, чьи эмоциональные выплески то и дело напоминают ему о том, до какой степени ещё сильны объятия и хватка его личности. Чем ярче разгорается в нём внутренний Свет, тем больше растёт в нём понимание того, сколь важно для него как можно быстрее подчинить себе эти, в настоящее время столь обременительные, чувства и желания, которые неустанно управляют и манипулируют им несмотря на то, что в душе он прекрасно сознаёт, что должно быть наоборот.
Одолев долгий изнурительный путь, пестрящий бесконечными трудностями и осложнениями, он под их влиянием наконец понимает, что он и только он решает, сколь долго будет длится эта тирания чувств. Впервые за всё время существования его посещает ясное сознание того, что он должен возжелать свою душу, причём возжелать так сильно, чтобы она стала им, а он стал ею, ибо лишь в этом случае он сможет полностью взять под свой контроль чувственную жизнь, которая постоянно доставляла ему больше разочарований и неприятностей, чем счастья и радости.
Теперь он и сам видит, что там, где в ход событий вмешивается воля, там Свет озаряет его сознание во много раз ярче и сильней. Однако от его внимания не ускользает и тьма, которая, как он видит, тоже непрерывно сгущается и делается всё черней и непроглядней. С ужасом он убеждается в том, что эта тьма его собственная. Но поскольку излучаемый им Свет уже достаточно мощен и ярок, то он в его сиянии с непреложностью убеждается в необходимости как можно скорее осветить, познать и переделать эту тьму, дабы могло свершиться Великое Преображение. Теперь он доподлинно знает, что всё во вселенной есть энергия, включая и тьму.
Когда тьма отступит перед Светом и преобразится в его лучах, его внутренний Свет от этого только усилится и сделает его более подготовленным к столкновению и конфронтации с более непроглядной тьмой. Для этого ему понадобятся другие, особые наставники и проводники из числа тех, кто одолели большую часть Пути и имеют поэтому в запасе те знание и опыт, которые так необходимы ученику там, в его собственных древних непролазных внутренних дебрях тьмы, чьи истоки теряются в непостижимой бездне давно минувших времён. Если ученик поймёт, что эти тёмные древние чувства — это его собственные чувства, наследие давно минувших эпох, то он поймёт и то, что задача, стоящая перед ним, состоит в том, чтобы взять на себя всю полноту ответственности за преобразование этих древних негативных энергий в позитивные силы, которые будут способствовать росту и расширению зреющего в нём внутреннего Света.
Теперь он и сам почувствует себя вполне зрелым и подготовленным мужем и начнёт понемногу помогать тем, кто ещё не осознали, что взаимодействие между Светом и тьмой является решающим фактором развития каждого из учеников. Не может быть и речи о каком-либо серьёзном развитии до тех пор, пока ученик жаждет только Света, но отказывается от собственной тьмы. Только когда он смело и бесстрашно начнёт конфронтировать с собственной тьмой и захочет во что бы то ни стало победить её и преобразовать в светлую энергию, только тогда он одержит победу.
Подобным образом из жизни в жизнь продолжается эта долгая упорная борьба между чувственными Светом и тьмой, борьба, в ходе которой ученик шаг за шагом прокладывает себе путь сквозь чащу дикого леса по мере того, как в нём разгорается внутренний Свет и чем дальше, тем ярче высвечивает тот путь, который выводит его из объятий дремучего леса и затем ведёт дальше в гору. И тогда наконец ученик овладевает своей эмоциональной природой, приучается быть ответственным и, непрерывно подкармливая своё быстро растущее Христово сознание, значительно укрепляет связь с душой. На этой стадии ученик полностью управляет своей чувственной природой и всецело ответственен за все астральные сферы своей жизни, ибо сердце его постоянно горит пламенем любви и сострадания.
Тогда и только тогда он готов наконец ко Второму Посвящению.
ЛОЖНЫЙ ПСИХИЗМ
Когда ученик открывает в себе психические способности, наваждения буквально обступают его плотным кольцом и начинают теснить по пятам. Чаще всего эти способности даются ученику для проверки качества и стабильности позиции его духовного развития. Как он распорядится ими? На что задействует? Сумеет ли он обуздать гордыню и тщеславие и не воспользуется ли этими новыми талантами, чтобы снискать себе честь, признание или (что тоже не исключено) чтобы окружить себя толпой поклонников и обожателей и упиваться их восторгами и лестью? Возможности здесь неограниченные. Не исключено также и то, что он, наоборот, предпочтёт укрыться в стенах дома и смиренно направлять свои таланты на благо ближнего, не афишируя своих способностей и избегая лишней шумихи.
Обширен диапазон и разнообразны оттенки и вариации психических способностей, от самых низких до самых высоких, но все они без исключения даются нам для проверки нашей проницательности. Многие ученики очень часто подходят слишком несамокритично к своим собственным внутренним чувствам и переживаниям и принимают их за чистую монету, а многим даже в голову не приходит задуматься или задаться вопросом относительно всего того, что они видят, чувствуют, ощущают или переживают. Как бы то ни было, эти способности даются всем ученикам с целью тренировки, дабы они сформировали полезный и послушный воле души инструмент.
К сожалению, очень многие полагают, что указанные способности, наоборот, призваны быть не орудием души, а орудием их собственной личности. Поэтому если ученик втайне выказывает некоторую неуверенность в собственных силах или в отношении собственной личности, то он не задумываясь воспользуется этими способностями как удобным средством для того, чтобы самоутвердиться и по возможности загладить постоянно подавляемый комплекс неполноценности по отношению к внешнему миру. Проницательность, дорогие мои братья и сёстры! Именно её вам следует развивать денно и нощно. Никогда не принимайте на веру то, что видите, слышите или чувствуете во внутренних мирах. Чаще всего это просто наваждения, которые призваны пробудить и развить вашу духовную проницательность.
Вы же никогда не станете вести себя столь доверчиво и простодушно в физическом мире. В любых вопросах вы непременно захотите тщательно взвесить и обдумать суть дела и только после этого, возможно, сочтёте себя вправе высказать собственное мнение о правомочности данного факта. Но как внизу, так и вверху. Поэтому следите за тем, чтобы не впасть в чрезмерную наивность и не сделаться жертвой наваждений и иллюзий. Ибо только тогда, когда ученик воистину смирен и со смирением принимает эти способности как некий дар свыше, и постоянно проверяет, анализирует и контролирует себя и свои побуждения, только тогда с большой долей вероятности можно полагать, что он оценивает и истолковывает ситуацию в истинном свете.
Как только ученик чувствует потребность утвердить себя в глазах других описанием своих психических способностей, внутреннее ухо более тренированного ученика немедленно должно услышать и внять этому тревожному сигналу. Когда душа придёт к власти, она неизменно будет стараться применять эти способности с соответствующими случаю проницательностью и смирением, направляя их на дело служения ближним, а значит — всему миру. В какой-то момент у всех у нас раскроются эти скрытые, подспудно таящиеся в каждом из нас латентные природные способности, и тогда вскоре станет ясно, кто чего стоит и насколько духовно зрел каждый из учеников.
Лучший способ защиты от ложного психизма — это развивать в себе такие качества, как бескорыстие, смирение и духовность.