Структура учебной дисциплины
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИЛИНЫ
«Практикум по русскому языку»
направления подготовки6.020204 Музыкальное искусство
6.020205 Изобразительное искусство
6.020208 Декоративно-прикладное искусство
6.020207 Дизайн
факультетымузыкального искусства,
изобразительного искусства
Дневная форма обучения
Описание учебной дисциплины
Наименование показателей | Отрасль знаний, направление подготовки, образовательно-квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | |
дневная форма обучения | заочная форма обучения | ||
Количество кредитов – 2 | Отрасли знаний 0202 Искусство | Нормативная | |
Направления подготовки: 6.020204 Музыкальное искусство; 6.020205 Изобразительное искусство; 6.020208 Декоративно-прикладное искусство; 6.020207 Дизайн | |||
Год подготовки: | |||
1-й | |||
Семестр | |||
Общее количество часов – 72 | 1, 2 | ||
Лекции | |||
Образовательно-квалификационный уровень: бакалавр | |||
Практические | |||
34 | |||
Лабораторные | |||
Самостоятельная работа | |||
38 | |||
Вид контроля: зачёт 2 сем. |
Цель и задачи учебной дисциплины
ЦЕЛЬ данной учебной дисциплины – формирование у студентов практических навыков орфографической и пунктуационной грамотности, создание необходимой основы для развития коммуникативно целесообразной связной речи.
Достижение этой цели предполагает решение следующих ЗАДАЧ:
– сформировать у студентов устойчивые орфографические навыки на базе обобщения и практического осмысления знаний по русскому языку, полученных в школе;
– сформировать потребность и умение пользоваться справочной литературой;
– развивать пунктуационную зоркость;
– развивать умение обосновывать выбор знаков препинания;
– обогащать словарный запас;
– развивать грамматический строй речи.
В результате изучения дисциплины студенты должны ЗНАТЬ:
– основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
– орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
студенты должны УМЕТЬ:
– соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
– применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы;
– совершенствовать коммуникативные способности; развивать способность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению.
Программа учебной дисциплины
Модуль 1
Содержательный модуль 1. Фонетика. Графика. Орфоэпия
Тема 1. Звуки и буквы. Гласные и согласные буквы. Соотношение звуков и букв в речи.
Тема 2. Орфоэпические нормы русского языка. Слог. Ударение. Произношение отдельных звуков, звукосочетаний, некоторых грамматических форм.
Содержательный модуль 2. Орфография
Тема 3. Проверяемые безударные гласные в корне. Непроверяемые безударные гласные в корне. Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением.
Тема 4. Чередующиеся гласные в корне. Чередование а и о. Чередование е и и. Чередование а(я) и им, а(я) и ин.
Тема 5. Гласные после шипящих и ц в корне. Особенности правописания гласных после шипящих в иноязычных словах и именах собственных. Правописание гласных после ц в иноязычных именах собственных.
Тема 6. Правописание согласных в корне. Звонкие и глухие согласные. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня. Написание слов, имеющих в своем составе группу согласных здн, ндск, нтск, стл, стн, рдц, лнц.
Тема 7. Употребление прописных букв в именах собственных. Правописание собственных имён лиц, имён прилагательных и наречий, образованных от индивидуальных названий, географических и административно-территориальных названий, названий исторических эпох и событий, геологических периодов, названий организаций, учреждений, названий документов, памятников старины, произведений искусства.
Тема 8.Разделительные ъ и ь. Случаи употребления ъ. Случаи употребления ь.
Тема 9. Правописание приставок. Приставки на з-, приставки пре- и при-. Гласные ы и и после приставок.
Тема 10. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях. Написание гласных о и е после шипящих. Написание гласных после ц.
Содержательный модуль 3. Лексика и фразеология
Тема 11. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Способы переноса значений слова (метафора, метонимия, синекдоха).
Тема 12. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Возникновение омонимов. Использование омонимов, синонимов, антонимов в речи.
Тема 13. Употребление иноязычных слов. Заимствования из славянских и неславянских языков.
Тема 14. Фразеологизмы. Понятие фразеологического сочетания слов. Стилистическое расслоение русской фразеологии. Использование фразеологизмов в речи.
Содержательный модуль 4. Морфология
Тема 15. Имя существительное. Правописание окончаний существительных. Правописание суффиксов существительных.
Тема 16. Имя прилагательное. Правописание окончаний прилагательных. Правописание суффиксов прилагательных. Буквы н и нн в суффиксах прилагательных.
Тема 17. Правописание сложных слов. Соединительные гласные о и е. Сложные слова без соединительной гласной. Правописание сложных существительных, сложных прилагательных, числительного пол- (половина).
Тема 18. Имя числительное. Правописание числительного пол- (половина).
Тема 19. Местоимение. Правописание отрицательных местоимений.
Тема 20.Глагол. Написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени в спряжениях. Употребление буквы ь в глагольных формах. Суффиксы глаголов.
Тема 21. Причастие. Гласные в суффиксах причастий. Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных и их производных.
Тема 22.Деепричастие. Деепричастие в предложении.
Тема 23. Наречие. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное и дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных сочетаний.
Тема 24. Предлог. Дефисное, слитное и раздельное написание предлогов и предложных сочетаний.
Тема 25.Союз. Правописание союзов. Слитное и раздельное написание союзов.
Тема 26. Частицы. Междометия. Раздельное и дефисное написание частиц.
Правописание не с именами существительными, именами прилагательными, именами числительными, глаголами. Правописание ни.
Дефисное написание междометий и звукоподражаний.
Модуль 2
Содержательный модуль 5. Синтаксис и пунктуация
Тема 27. Словосочетание. Словосочетание как единица языка. Словосочетание и предложение. Типы подчинительной связи в словосочетании.
Тема 28. Предложение. Простые предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполных предложениях.
Тема 29.Простые осложненные предложения с однородными членами. Знаки препинания между однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах. Однородные и неоднородные определения.
Тема 30. Простые осложненные предложения с обособленными членами. Условия и средства обособления второстепенных членов предложения: определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Обособление уточняющих и пояснительных членов предложения. Сравнительные обороты.
Тема 31. Простые осложненные предложения с вводными словами, вставными конструкциями и обращениями. Знаки препинания в конструкциях данного типа.
Тема 32. Сложные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных, сложно-подчиненных и бессоюзных предложениях. Знаки препинания в многокомпонентных сложных предложениях. Использование объемных графических схем многокомпонентных сложных предложений при постановке знаков препинания.
Тема 33. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания при цитатах.
Содержательный модуль 6. Стилистика
Тема 34. Стили языка. Понятие о функциональном стиле языка. Особенности официально-делового, научного, публицистического, художественного и разговорного стилей языка.
Тема 35. Употребление форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глагола. Особенности склонения имён и фамилий. Окончания родительного падежа единственного числа существительных мужского рода -а(-я) – -у(-ю). Формы степеней сравнения имен прилагательных. Формы имён числительных. Сочетания числительных с существительными. Употребление собирательных числительных. Числительные в составе сложных слов. Употребление форм личных, возвратных и притяжательных местоимений. Употребление личных, возвратных и невозвратных форм глагола.
Тема 36. Согласование в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим. Согласование определений и приложений. Некоторые случаи управления.
Тема 37. Употребление причастных и деепричастных оборотов. Формы причастий и деепричастий.
Тема 38. Синтаксические особенности сложного предложения. Разнотипность частей сложного предложения. Союзы и союзные слова в сложных предложениях. Пунктуация в сложном предложении.
Структура учебной дисциплины