Прямо- и криволинейные розетки (1—2.2.0), -прямолинейные сетки (1.3.0) 5 страница
Наиболее уверенно в берестяном декоре обских угров заявляет о себе серия асимметричных бордюров, построенных на основе зигзага. Многообразие форм ее проявления определено различной конфигурацией отростков, присоединяемых к сторонам зигзага. Однако распределение мотивов по принципу эволюционной цепочки выявляет их упорядоченность, отражающую длительную историю становления (ил. 26).
Начальное звено эволюционной цепочки охватывает асимметричную зигзагообразную структуру из взаимопроникающих треугольников, связанную с отступающе-накольчатой (отступающей прочерченной) орнаментацией на керамике. Эта традиция уходит в глубь неолитического времени, когда она фиксировалась на обширной территории от Украины до Енисея, захватывая на юге Арал и Каспий. Она автохтонна для Западной Сибири, где в это время существует орнаментальная общность, включающая в себя помимо технического единства и сходные мотивы; волну, псевдоплетенку и взаимопроникающие треугольные зоны. С распадом неолитической общности, отступающе-прочерченная орнаментация накануне эпохи металла локализуется в восточном, самусьско-нарымском ареале. На основе местных традиций в Том-ско-Нарымском Приобье во второй половине II тыс. до н. э. формируется самусьская культура. В её керамическом декоре наиболее репрезентативны мотивы, восходящие к неолитической орнаментальной общности, в том числе и взаимопроникающие треугольники [Косарев М. Ф., 1972, 1973, 1991]. Фиксируются они в указанном хронологическом диапазоне и в Сургутском Приобье [Чемякин Ю. П., 1989]. То есть к началу бронзового века Среднее Приобье фокусирует в себе отступающе-накольчатую тради-
Ил. 26. Асимметричные мотивы, выскобленные на бересте (2—7), и соответствующие им узоры на керамике (1 — Мец Ф. И., 1992. Рис. !, 4, 2 — МАЭ, № 5823-9; 3 — ГЭМ ЭССР, № BUG: 22с, 4 — Sirelius U. Т., 1904. Taf. 38, 10; 5, 6 — Лукина Н. В., 1979. Рис. 183, За, 150, 2; 7 —МЭЭ ТГУ, 1988;" 8. 9 — Косарев М. Ф., 1991. Рис. 40, /, 9)
дню, сопряженную с асимметричной зигзаговой структурой. В эпоху бронзы на территории Сургутского Приобья бытует керамика, украшенная бордюрами, которые развились на основе взаимопроникающих треугольников [см.: Кокшаров С. Ф , Ермакова Н. Н., 1992. Рис. 1]."
Узоры эпохи бронзы прекрасно наложимы на обско-угорские берестяные орнаменты: зигзаг с прямым отростком, раздвоенным, многократно раздвоенным — косичкообразным. Описанные бордюры лучше всего представлены в творчестве северных групп обских угров, проступают у южных, но практически отсутствуют у восточных хантов. Возникает противоречивая ситуация: асимметричные узоры, конструируемые па основе зигзага и прямого
отростка, не сохраняются там, где они предположительно зародились, т. е. в северной части Среднего Приобья.
Указанное противоречие снимают асимметричные бордюры, включающие в себя отростки иной конфигурации: крючковидные и в виде меандровых фигур сложного строения. Их ближайшие аналоги бытовали в эпоху бронзы в рамках андроновской орнаментальной традиции. Мотив в виде крючка, опущенного из середины сторон зигзага, лежит в основе многих андроновских узоров, объединенных в тип В [см.: Зотова С. В., 1965. Рис. 1]. Подобные орнаменты фиксируются и в Сургутском Прнобье в конце бронзы [Кокшаров С. Ф., Ермакова Н. Н., 1992. Рис. 1, 7]. У восточных хантов, населяющих территорию Сургутско-Нарым-ского Приобья, орнаменты из зигзага и крючковидных элементов определяют облик современных асимметричных бордюров на бересте и коре. Естественно, что за время, измеряемое не одним тысячелетием, они претерпели существенную творческую корректировку и в наши дни предстают в облике сложнейших орнаментальных построений. Однако изредка все же встречаются на бересте лаконичные прототипы, роднящие творчество современных мастериц с керамическим декором конца I тыс. до н. э. Очевидно, творческой переработкой орнаментальных сюжетов, характерных для андроновских традиций, с учетом местных стереотипов и созданием симбиозных вариантов и объясняется приглушенность исходных форм в творчестве восточных хантов.
Возможно, этой же причиной обусловлены выявленные расхождения в сургутской и андроновской керамике. На это указы: вают С. Ф. Кокшаров и Н. Н. Ермакова (1992) и ставят под сомнение роль андроновскнх орнаментов в формировании «меандровых* узоров на территории Зауралья и Западной-Сибири. Зигзаги с прямыми отростками выводятся из взаимопроникающих треугольников, зигзага с уголками или точками в его изломах. Как легко можно заметить, здесь наши позиции сходятся. Правда, согласно моим реконструкциям, прототипом послужили именно взаимопроникающие треугольники, а зигзаг с уголками и точками дает иную, симметричную зигзаговую структуру. Но выведение из указанного круга исходных мотивов зигзага с крючковид-ным элементом, на мой взгляд, недостаточно аргументировано.
Прием воссоздания исходных бордюрных форм путем рассечения гипотетически реконструируемых сеток, которым пользуются исследователи, не нов [см.: Иванов С. В., 1963]. Однако правомерен вопрос о его закономерности: к чему умозрительные построения, если существующий орнамент содержит в себе ответ, воспроизводя исходные формы наряду с производными модификациями? Орнаментальная реальность такова, что сетки не свойственны обским уграм, зигзагообразные бордюры с прямыми от-
Я49
ростками выводимы эволюционным путем из бордюров же, но зигзаг с крючковндным элементом не имеет более лаконичного прототипа ни на бересте, ни на других материалах. Данный бордюр и производные от пего варианты фиксируются ограниченно, и территория их локализации входит в зону контактов лесных племен с носителями андроно.идных традиций. Последние в качестве органичной составной включают в себя зигзаг с крючко-видными отростками.
В творчестве северных групп обских угров также заметны параллели с андрононднымн узорами. Они проступают в мотивах, построенных на зигзаге в сочетании со сложной меандровой фигурой. Подобные формы отсутствуют в типологии андроновских орнаментов [см.: Зотова С. В. ,1965], но отражены в западносибирской андроноидной керамике [см.: Матющенко В. И., 1974 а. Рис. 72, 1; Косарев М. Ф., 1991. Рис. 40, 9].
Таким образом, вряд ли оправдано исключение-воздействия андроновской орнаментики на становление обско-угорской. Вместе с тем следует согласиться с мнением С. Ф. Кокшарова и Н. Н. Ермаковой (1992) о том, что не следует преувеличивать ее роль. При знакомстве с андроноидной орнаментикой произошло не зарождение, а обогащение уже бытовавших узоров, создаваемых на основе зигзага с асимметричными отростками. Более подробное рассмотрение взаимодействия автохтонных и андроноид-иых традиции в творчестве обских угров будет приведено ниже, с учетом специфики орнаментального развития не только на бересте, но и на других материалах.
Вывод об асимметрии вообще и зигзага в частности, как изначальном состоянии орнаментальной системы сделан Т. А. Мол-дановой (1993) на основе анализа северохантыйскнх материалов. Его можно распространить на обских угров в целом, но лишь применительно к серии асимметричных зигзагообразных бордюров, которые связаны с выскабливанием на бересте. Более широкое толкование указанного положения наталкивается на фактологическое несоответствие. Так, исходные формы мозаичных орнаментов характеризуются симметричностью, а нарастание асимметрии возникает здесь за счет подключения берестяных узоров к конструированию новых форм. Само выскабливание на бересте содержит весомую обско-угорскуга орнаментальную общность, изначально сопряженную с симметрией. Речь идет о бордюрах нр ромбов. Они вариативны, но единство все же проступает в отделке ромбов отростками и в снабжении их уголками. Правда, это единство затушевывается различной стилистикой исполнения мотивов — прямолинейной на севере н криволинейной на востоке. Здесь мы вплотную подошли к проблеме соотношения прямо- и криволннейности в обско-угорском берестяном декоре. 350
Криволинейные орнаменты обских угров теснее всего связаны с выскобленным декором берестяных изделий. Поэтому при определении места криволинейных форм в общей орнаментальной картине именно береста оказывается в центре внимания исследователей. В литературе уже указывалось на неодинаковую частоту встречаемости у обских угров узоров с криволинейными очертаниями: их уделъный вес нарастает по "мере движения на восток и достигает наивысшего значения у восточных хантов, точнее у васюганско-ваховских [Чернецов В. Н., 1948; Лукина Н. В.. Рындина О. М., 1985]. В определении причин столь неравномерного проявления тенденции к «закруглению углов» нет единого мнения. В. Н. Чернецов (1948) считал возможным вести речь о кетском и селькупском влиянии. Позиция С. В. Иванова по данной проблеме двусмысленна: с одной стороны, в «гвоздеобразном» орнаменте он видел результат саморазвития обско-угорских узоров н отрицал кетскос воздействие (1961 а), с другой,—усматривал здесь последствия контактов южных групп хантов, селькупов и кетов с тюркскими пародами Западной Сибири (1964). Н. В. Лу-Ь кина (1985 а, 1993) привела аргументы в пользу положения о криволинейных выскобленных узорах на бересте как древней местной черте, сохранившейся у восточных хантов.
Анализ орнаментального искусства, предпринятый в настоящей работе, вновь высветил проблему соотношения прямо- и кри-
- волинейных фор'м в узорах хантов и манси. И поскольку ни одна из вышеизложенных точек зрения не исчерпывает тех возможностей, что сокрыты в накопленном этнографическом материале по декоративному творчеству указанных народов, возникла необхо-
. димость вновь вернуться к вопросу о генезисе криволинейных узоров, выскабливаемых на бересте. Для его решения, однако, нельзя оставаться в рамках только криволинейных форм и только бересты как орнаментируемого материала. Следует, с одной стороны, выявить стилистически разнородные напластования в берестяных узорах и определить среди них место криволинейной традиции, сопоставив ее с таковой у соседних народов, а с другой стороны, сравнить плавные изгибы орнаментальной линии на бересте с аналогичными формами, бытовавшими на других материалах. Пересечение этих направлений поиска позволило автору дать собственную трактовку истоков криволинейной манеры в орнаментальном искусстве хантов и манси.
Если попытаться обрисовать наиболее характерные черты орнаментированной бересты обских угров для XX в., то получится следующая картина. Основным объектом декорирования являются р'азпого рода сосуды, коробки, а у северных хантов также дневные колыбели, на поверхности которых ножом выскабливаются узоры. Сначала острым концом предмета наносятся контуры
мотива, а затем соскабливается верхний слон бересты с узорных частей, в результате чего они приобретают желто-оранжевый оттенок па темно-коричневом фоне орнаментируемой поверхности. Как следствие описанной технологии возникает ширококонтурная узорная линия, а мотивы хорошо выделяются на предмете благодаря как своим размерам, так и цветовому контрасту с поверх-•ностью изделия. Узоры заполняют собой всю орнаментируемую поверхность предмета: стенки и крышку берестяных вместилищ, стенки и спинку у колыбелей. При этом явное предпочтение отдается одному, ведущему мотиву, который окаймляется более простыми. На стенках предметов исполняются бордюры, а крышки вместилищ и спинки колыбелей покрыты узорами розетчатого строения. Среди бордюров встречаются как строгие прямолинейные формы, так и более раскрепощенные по исполнительской манере криволинейные очертания. Конфигурация мотивов богата и разнообразна. Здесь присутствуют сложные формы непрерывных бордюров, хорошо известные по мозаичным узорам, и не менее замысловатые орнаментальные построения, базирующиеся но простых геометрических фигурах. Началом, упорядочивающим прямо- и криволинейное многообразие форм, служит организация бордюрной полосы в виде зигзага или ромбического ряда. Единственным сквозным мотивом розетчатого строения в берестяных орнаментах обских угров являются крестообразно сгруппированные параллельные уголки. Свободные орнаментальные композиции отличаются локальной избирательностью.
Можно еще более лаконично определить декоративную манеру хантов и манси, представленную на бересте в XX в.,— как сплав следующих доминирующих черт: сплошное заполнение орнаментом декорируемой поверхности предмета, при этом основная часть поверхности отводится под ведущий мотив; выскабливание; ширококонтурность орнаментальной линии; прямо- и криволинейные очертания мотивов; зигзагово-треугольная н ромбическо-треугольная структуры бордюров. Вместе с тем орнаментированная береста хантов и манси содержит в себе некоторые черты, не укладывающиеся в описанные рамки, и по мере удаления от современности значимость этих черт возрастает настолько, что в декоративной ситуации рубежа XIX—XX вв. они предстают со всей очевидностью. Создается впечатление, что именно эти не вписывающиеся в общий контекст XX в. признаки ранее во многом определяли облик берестяного декора обских угров, а затем оказались в рецессивном состоянии, и в паши дни сила их проявления минимальна. Эти признаки касаются разных сторон орнаментации на бересте,
Сведения об орнаментированных предметах свидетельствуют о незначительных по сравнению с концом XIX в. изменениях, так
как берестяные вместилища и в этот период вбирали в себя все многообразие узоров. Наиболее существенный пробел в декоративном искусстве XX в. возник вследствие исчезновения низких берестяных «чашек» или «корытец» с крышками, сплошь покрытых орнаментом. Последний обильно заполнял внутреннюю поверхность вместилища, так что декоративная значимость вещи приходила в несоответствие с ее утилитарной функциональностью. В орнаментальную традицию XX вв. не оказались вовлеченными и берестяные черпаки также с декоративной внутренней поверхностью. Забвению перечисленных предметов, несомненно, способствовало внедрение в традиционную культуру народа фабричных эквивалентов. Покупная металлическая посуда не требовала физических и временных затрат на ее изготовление, экономя энергетические ресурсы этноса. Однако ее внедрение обеднило предметное окружение человека в эстетическом плане. Сохранение в активной, действующей форме больших коробов для хранения одежды, туесов, набирок для сбора ягод, коробок для швейных принадлежностей и других емкостей из бересты не в последнюю очередь обусловлено отсутствием равноценного заменителя в той фабрично-городской культуре, которая активно внедрялась в традиционную на протяжении всего XX в.
Композиционное своеобразие орнаментированной бересты рубежа веков заключается в ярусном членении декорируемой поверхности при нанесении узора штампом или оттиском ножа, Кричем мотивы, наполняющие ярусы, декоративно равнозначны ил. 27. 3}. По мере движения к современности уменьшается до-я бордюров, где мотивы помещены в зоны-секции, и соответст-енно возрастает частота встречаемости бордюров в виде неде-имой орнаментальной ленты. Изредка фиксировалась информаня о том, что орнамент заполнял собой лишь часть декорируемой овсрхностц предмета, в основном речь шла о простых узорах, шедших «по краю чашки» [см.: Sirelius-U. Т., 1904]. На некоторых крышках конца XIX в. декоративное убранство заключалось лишь в узких орнаментах из вертикальных и наклонных полос, расположенных вдоль краев. Эти бордюры по своим размерам значительно превосходят аналогичные окаймляющие узоры па изделиях XX в. Кроме того, центральная часть крышки иногда оставалась неорнаментированной либо заполнялась простейшей фи-1 гурой (ил. 27, 2). Перечисленные факты служат слабым, но псе же дошедшим до нас свидетельством тех времен, когда орнаментация ограничивалась частичным декорированием поверхности предмета. Здесь уместно напомнить, что малочисленные резные узоры на деревянной посуде также замкнуты в рамках полосы и сосредоточены на части боковой поверхности вещи.
Применительно к технике можно утверждать, что на рубеже
23. Закал 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 353
-
веков выскабливание являлось лишь одним из способов орнаментации бересты. Наряду с ним бытовали еще восемь приемов декоративной отделки данного природного материала [см.: Иванов С. В., Ш63], и весьма .распространенной среди них являлась аппликация по зачерненной бересте. В роли аппликативпого узора здесь выступала желтая полоса .бересты, оформленная точно так же, как и мозаичные непрерывные бордюры. Строгий и четкий аппликативный орнамент украшал низкие стенки берестяных чашек и стенки крышек к ним. Встречался он и на стенках крышек для кузовов или опоясывал устье сосуда. Декоративное оформление изделий с помощью аппликативных узоров, помещаемых поверх зачерненной берестяной полосы, в XX в. не входит в технический арсенал мастериц. Исчезают узоры, нанесенные штампом, наколом. тиснением, практически сходит на ист ажурная резьба с подкладным фоном, локально встречается раскраска. Речь, таким образом, идет о вытеснении выскабливанием прочих технических приемов орнаментации бересты, и на смену их многообразия приходит унификация.
В связи с выскабливанием следует обратить внимание еше на один момент. В литературе оно отождествляется с процарапыванием [см.: Иванов С. .В., 1963], н для этого есть основания. Описанная технология выскабливания предполагает процарапывание как начальный этап декоративной обработки, следующей операцией является собственно выскабливание. О том, что при данной технике доминирует именно последняя стадия, свидетельствуют языковые данные2. 'Северные ханты говорят о самом процессе исполнения узоров описываемой техникой так: тупты элты хансы усыял — «на бересте узор скоблит». При этом употребляется тот же глагол, что характеризует обработку кожи: сусл ятлоЛщаш хощь усыял — «скребком кожу соскабливает», Налицо отождествление операций, осуществляемых на различных материалах и в различных целях: на бересте — для ее орнаментации и на коже—для ее выделки. Возможно, что здесь кроется разгадка происхождения одной из наиболее популярных техник, художественной обработки бересты. Однако при этом в тени оказывается процарапывание - - неотъемлемая составная выскабливания. А между тем обско-угорская орнаментированная береста рубежа веков содержит недвусмысленные намеки па то, что в более ранние времена процатгаттывание играло немалую роль: с ним связан целый композиционный стиль, а также отдельные мотивы и сю жеты. Поэтому возникает необходимость уточнить содержание терминов. Под процарапыванием понимается линейное исполнение узора ножом на бересте, а под выскабливанием— создание
а Сведения получены в ходе устной беседы с А. М. Сязи.
шнрококонтурных фигур. Художественный эффект этих двух видов орнаментов настолько различен, что несмотря на их техническое единство, связанное со снятием верхнего слоя бересты, Си-рслиус, например, вел речь о разных технических приемах: «прочерчивании» и «выскабливании» [Sirelius U. Т., 1904].
Ширококонтурная манера исполнения, характерная для об-ско-угорской бересты XX в., тесно связана с техникой выскабливания. Процарапывание, которое предполагает контурность узорной линии, едва различимо на предмете, поскольку им выполняются узенькие окаймляющие бордюры из мотивов в виде параллельных вертикальных и наклонных полос, {ил. 27, 1). Однако в конце XIX в. контурные узоры занимали достойное место среди орнаментированной бересты. Во-первых, узоры из вертикальных полос | выполняли функцию основных мотивов, располагаясь по краям
- берестяных чашек и крышек. Даже при наличии иного, централь
ного мотива, они не всегда уступали ему в декоративных правах
(ил. 27, 2). Эти нехитрые орнаментальные мотивы достойны само
го пристального внимания, ведь они входят составной частью в
древнейший орнаментальный тип, выделенный на территории Си-
бпрн С. В, Ивановым (1952, 1961)—северосибирский —и бази
рующийся на квадратно-прямоугольной композиции. Древность
узоров из вертикальных линий, прочерчиваемых па бересте, по- '
зволяет поставить вопрос о них как о первичной форме художест
венной обработки бересты. На эту мысль наталкивают и техно
логические узоры, создаваемые стежками нитей на ободках у бе-
рестяных вместилищ. Для придания изделию формы и опоры
к верхнему или верхнему и нижнему краям пришиваются сухо
жильными нитками обручи из корневых волокон или черемуховых
прутьев. Стежки нитей, располагаясь строго вертикальными или
наклонными штрихами, создают ритмичный ряд из простейших
фигур. Очевидно, эту зародышевую узорную форму воспроизвела
•'позднее в виде прочерчивания на бересте рука мастерицы, руко-, водствуясь не утилитарными, а эстетическими соображениями. Расположение прочерченного бордюра под ободком также подтверждает его генетическое родство с ниточным «рисунком». Стремление к новаторству, новизне, неразрывно связанное с созида-
• тельным процессом, дало тот богатый набор разнообразных форм,
базирующихся на изначальной простоте, что донесли вплоть до
р. Рубеж а XIX^-ХХ вв. окаймляющие бордюры па бересте у северных 'манси. У прочих групп сохранились лишь наиболее лаконичные образцы.
Во-вторых, наиболее архаичный п устойчивый вид розетки
:. на берестяных крышках в виде крестообразно расположенных
уголков также зафиксирован на рубеже веков в технике проца-
Крапывания (рис. 16, 7). Это единственный сквозной вид розетки
в орнаментальном творчестве обских угров. Более поздние образцы розеток из уголков образованы ширококонтурной линией. В-третьих, наиболее яркими образцами контурного выскабливания были изображения медведя, помещаемые чаще на внутренней поверхности дна берестяных черпаков и низких сосудов овальной или подпрямоугольной формы, заключенные в прямоугольную рамку. Из всего разнообразия стилизованных изображений хантов и манси лишь медведь обладает обско-угорской характеристикой, поскольку прочие сюжеты отсутствуют в берестяном декоре восточной группы хантов. Для прочерчивания в данном случае был показателен двойной контур, иногда с дополнительной прорисовкой, канонизированная конфигурация (I вариант), прямолинейность в исполнении как основных линий рисунка, так и декоративных отростков, наращиваемых вокруг медвежьих лап (28, 1, 7).
Изображение медведя («находящегося в лесу», «старика-хозяина лесной избушки»), по-видимому, являлось центрообразую-щим началом при развитии контурного выскабливания (прочерчивания) на берестяных сосудах обских угров. Об этом свидетельствует не только декоративная приоритетность изображения (по сравнению с другими орнаментальными средствами в рамках разбираемой технологии), но и глубокая семантичность берестяного образа. Табуированные названия частей тела животного эквивалентны номинации берестяных сосудов. Так, например, у восточых хантов берестяная набирка, на которой бытуют выскобленные орнаменты, называются киль. И этот же термин входит в состав табелированного выражения, обозначающего «желудок медведя» [см.: Терешкин Н. И., 1981]. И в медвежьей песне северных манси от лица главного персонажа повествуется следующее:
Проживаю я, священный зверь,
Жаркое длинное лето,
Созданное моим батюшкой, Нум-Торумом...
Хоть оно и бедно лесной ягодой,
Хоть оно и бедно кедровыми шишками,
Но наполняю я свой ненаполненный кузовок,
Наполняю я свою ненаполненную посудину...
(Мифы..., 1990. С. 322).
Обрядовой кульминации почитание медведя достигает во время проведения медвежьего праздника, и одной из важных сюжетно-семантических линий здесь является поедание медвежьего мяса. В этом свете становится понятным избирательное нанесение изображения на берестяные емкости, выполняющие роль столовых приборов (черпаки и корытца-чашки). По воззрениям обских уг-
ров медведь выступает в роли культуртрегера: от него ханты и манси получили огонь и лук. Медведь же, точнее медведица,^имеет прямое отношение н к возникновению орнаментированной бересты, что запечатлено в поэтической памяти этносов. Медведица «родила хантыйскую девушку, небесную девушку», «шло время, и она воспитывала ее... Когда девочка подросла, то надрала бересты и сшила из нее такую узорную берестяную коробочку, что просто чудо!» (Мифы..., 1990. С. 87). И эта узорная берестяная коробочка явилась своего рода культурным маркером, показателем выделения человека из животного мира.
Таким образом, функцию декоративного и семантического центра в контурном выскабливании на бересте выполняло изображение медведя. Позднее изобразительные сюжеты все более отдалялись от своих реалистических прототипов, превращались в абстрактно оформленные мотивы, и .это сопровождалось сменой исполнительской манеры: процарапывание уступило место выскабливанию и соответственно контурная манера изображения— ширококонтурной.
Очевидно, превалирующей чертой берестяных орнаментов XX в. не всегда была криволинейность. В конце XIX в. в прямолинейной манере исполнялись те орнаментальные формы, что имеют криволинейные очертания 'в XX в. Прежде всего речь идет о стилизованных контурных изображениях (ил. 28; /, 7). Декоративные отростки, как и фигура, вокруг которой они наращиваются, имели ярко выраженную прямолинейность, что не удивительно, поскольку многие реалистичные прототипы также обладали I углообразным изломом изобразительной линии: медведь, бобр, выдра, татуированное изображение трясогузки. Лишь изобрази-~ тельный аналог тетери обладает овальным контуром. Свободные орнаментальные композиции — важная составная криволинейных узоров восточных хантов — также зафиксированы на рубеже веков в подчеркнуто зигзагообразном виде (ил. 28, 2). Если к сказанному добавить, что в таких способах художественной отделки бересты, как аппликация по зачерненной бересте и ажурная резьба с подкладным фоном, что представлены в материалах рубежа веков, всецело господствовали прямолинейные узоры, то становится очевидным уменьшение доли криволинейных орнаментов в пользу прямолинейных по мере удаления от современности.
Материалы рубежа веков позволяют вести речь и об историчности такой характеристики берестяных узоров, как ромбически-треугольная и зигзагово-треугольная структура бордюров. В указанный период еще ощущалось влияние иной композиции, определявшей порядок построения узора, — квадратно-прямоугольной. Она была тесным образом связана с процарапыванием по бересте, а ее наглядным воплощением служили бордюры из
-
вертикальных полос, удвоенных, утроенных, редко — учетверенных (ил. 27, 1—2). Этой же структуре подчинялось членение декоративной'поверхности предмета при нанесении узора с помощью оттиска ножа или штампа (нл. 27, 3). Среди ширококонтурных выскобленных узоров квадратно-прямоугольная структура заметно проявляла себя вплоть до середины XX в. через прочерченные зоны-секции, в которых располагались основные мотивы (ил. 27, 4—5). Последние уходили в небытие, на их месте возникали новые, а квадратно-прямоугольная зональность сохранялась. И на более ранних изделиях, и на относящихся к середине века перегородки между секциями часто оформлялись в виде двух-трех вертикальных полос, что позволяет предположить перерождение простейших бордюров из вертикальных черточек в композиционный каркас, в значительной степени определивший облик обско-угорских берестяных бордюров. Более сложное оформление перегородок (узорчатое) следует, очевидно, признать более поздним декоративным приемом, чем две-три вертикальные полосы. Во второй половине текущего столетия зональность присутствует в качестве художественного рудимента. В это время получает развитие слияние мотивов в неразрывную орнаментальную ленту. Последними отголосками иной орнаментальной структуры при этом стали узенькие окаймляющие бордюры из процарапанных вертикальных и наклонных полос, да, очевидно, контурные перемычки, в которые трансформировались эти бордюры в рамках современного васюганско-ваховского берестяного декора
(ил. 27, 6).
Особенности орнаментированной бересты рубежа веков существуют не изолированно друг от друга, а обнаруживают взаимообусловленность, что отражено в их описании выше. Составные этого декоративного своеобразия могут быть выстроены в виде следующей последовательности признаков: процарапывание предполагает контурную манеру при создании узоров, контурность проявляется в обско-угорских орнаментах на бересте через несложные окаймляющие бордюры из вертикальных полос и основные бордюры, построенные с учетом секционности; для тех и других характерна квадратно-прямоугольная структура, организующая пространство бордюрной полосы. Кроме того, бордюры нз вертикальных полос хранят в себе информацию и о композиции узоров на предмете: расположение по краю изделия. Подобную взаимосвязь признаков логично объяснить их бытованием в рамках единого орнаментального стиля, выработанного на бересте. Данный стиль предшествовал тому, что преобладал в XX в., и был в значительной мере поглощен-последним.
Между двумя указанными подходами к орнаментации бересты гораздо больше различий, нежели общего. Роднит их круг деко-
рируемых предметов — всевозможные берестяные вместилища, что, несомненно, свидетельствует о глубоко укоренившейся в об-ско-угорском .прикладном искусстве традиции художественной обработки изделий из бересты, предназначенных для хранения самых разных вещей. Среди черт, разъединяющих оба стиля, следует особо остановиться на характере организации узорной полосы. Этот признак наиболее точно разграничивает оба стиля на фоне сибирского орнамента. Последний подробнейшим образом представлен в работах С. В. Иванова (1952, 1961, 1963) на типовом уровне. При рассмотрении типового, состава орнамента с учетом указанного признака обнаруживается, что квадратно-прямоугольное пространство, в котором идет формирование мотива, наиболее наглядно выражено в декоре народов севера Сибири — северосибирский тип, восходящий к неолиту. Ромбическо-зигзаговое членение бордюрной полосы образует костяк узоров у народов главным образом Саяно-Алтайского нагорья — саяно-алтайскнй тип, сформировавшийся позднее, чем северосибирский. Таким образом, два разновременных стиля в обско-угорской бересте связаны с различными этническими компонентами и территориями. Наиболее наглядными оппозиционными чертами этих стилей, помимо рассмотренной, также служат контурность — широ-коконтурно-сть, прямолинейность — криволинейность.