Криволинейные бордюры (2.1.0) 4 страница
Во второй половине XX в. среди орнаментированной бересты наметились изменения. Во-первых, подавляющее большинство узоров имеет криволинейные очертания (рис. 3, 9). Это обусловлено нарастанием криволинейности в васюганско-ваховских орнаментах и практически исчезновением здесь прямолинейности. А расцвет берестяной орнаментики именно у данной группы хантов привел к тому, что она в подавляющей степени определяет общую восточ-нохантыйскую картину. Во-вторых, господствует техника выскабливания: не только криволинейные узоры у васюганско-ваховских, но и прямолинейные у сургутских хантов выполняются именно ею. В-третьих, возрастает декоративная значимость окаймляющих бордюров. Если в начале века они состояли главным образом из полос, простых, зубчатых или наклонных, вертикальных, то в настоящее время форма их усложняется и в некоторых случаях начинает затушевывать роль основного бордюра.
В качестве редко встречающихся композиций выступает ярус-"ое расположение равноправных в декоративном плане бордюров, ^выскобленных [ТГОИАМ, № 1179], так и аппликативных |.М ОИАМ, № 717]. Оба экземпляра зафиксированы в начале ве-va- На современных васюганско-ваховоких коробках подпрямо-
угольной формы каждая из стенок иногда заполняется изолированным мотивом, принимающим форму розетки.
Узорная отделка крышек также содержит в себе как канонические правила, неизменные на протяжении столетия, так и исчезнувшие традиции, а вместе с этим и творческие преобразования. Статична общая структура расположения орнамента: розетка, занимающая собой всю поверхность крышки, по краю которой иногда идет полоса окаймляющего бордюра. Хронологически неизменна и техника орнаментации — выскабливание. Среди мотивов на рубеже веков присутствовали стилизованные изображения [Sema-yer W., 1908. Fig. 1, 6], ромбы [МАЭ, № 5111 — 10], свободный орнамент и др. Особо следует отметить розетку,'в основе которой лежит крест, а между его концами располагаются входящие уголки, соединенные асимметричными перемычками. Такого рода розетки на рубеже веков зафиксированы неоднократно, но в наши дни они не входят в узорный фонд восточнохантыйских мастериц. Самые популярные розетки современных исполнительниц построены из уголков, свободных узоров и на основе ромба — все эти фигуры наблюдались на крышках и в начале XX в.
Заметна тенденция нарастания сложности окаймляющего бордюра, что особенно показательно для васюганско-ваховских рукодельниц. В отличие от орнаментации стенок, узоры на крышках коробок пронесли сквозь столетия и стилистические черты: широ-коконтурность и криволинейность узорной линии отличает декоративную манеру восточных хантов. Стенки крышек в начале века украшались аппликативной лентой из зачерненной бересты. Узоры имели характер непрерывных бордюров. Во второй половине столетия эта традиция отсутствует в декоративном творчестве восточных хантов.
У сургутских хантов берестяные коробки в значительной мере дополнены вместилищами из пихтовой коры кэр йиныль (рис. 3, 7). Орнаментальная композиция их стенок та же, что и на берестяных: основной горизонтальный бордюр во всю ширину, окаймленный сверху и снизу несложным узором. Однако реалии, наполняющие схему, имеют своеобразие, устойчивость которого измеряется по меньшей мере столетием. Техника исполнения — раскраска. Для этого изначально применялся растительный краситель, дающий красно-оранжевый цвет, а в наши дни используются и акварельные краски. Орнаментальная линия имеет прямолинейные, очертания. В начале века элементный состав узоров включал % себя зигзаг со сложно профилированными уголками. Такие моти! вы встречаются и на современных коробках, по узорный облик последних определяют не они, а сложные непрерывные бордюры. Окаймляющие бордюры имеют иную технику: либо резьбу по ко-46
ре черемухового обруча, прикрепляемого к стенкам стежками ниток в форме диагонально перекрещенных прямоугольников, либо аппликацию из зачерненной бересты. Мотивам придан'вид вертикальных полос, сдвоенных через вершины треугольников, уголков, ромбов, простых и на треугольном основании. Поверхность крышки у коробок из пихтовой коры декорируется лишь по месту стенок — аппликативная полоса из зачерненной бересты.
На протяжении столетия у сургутских хантов имеют хождение орнаментированные коробки, сплетенные из расщепленного корня кедра, так называемые корневатики. Узор возникает при вплетении окрашенного корня. Орнаментируется поверхность крышки и баковых стенок. Экземпляр начала века с округлой поверхностью имел на крышке розетку с криволинейными очертаниями: круг, в центре которого — крест с дугообразными перекрытиями. На стенках расположены изображения креста и ромба, составленные из квадратиков, в силу технических особенностей орнаментации [ГМЭ, № 4047—171]. Современные корневатики обычно имеют прямоугольную в плане форму, что накладывает отпечаток на орнаментальную композицию и геометрические особенности мотивов (рис. 3, 6). Каждая из четырех стенок представляет собой самостоятельное орнаментальное поле с узорами розетчатого строения, напоминающими стилизованные изображения, а на крышке помещена фигура, состоящая из четырех крестов, два из которых соединены вместе и дополнены отростками сложной конфигурации. Криволинейное™ узоров не наблюдается.
На Агане в начале века встречена берестяная солонка, украшенная по образцу табакерок: пары контурных прочерченных линий делили поверхность стенок на горизонтальные бордюры, окаймляющий и центральный. Последний членился дополнительно вертикальными линиями на зоны-секции, большие и маленькие. В больших прочерчена ромбическая сетка, а в маленьких, также как и в окаймляющих бордюрах, расположены "штампованные орнаменты соответственно в вертикальном и горизонтальном ритме [ГМЭ, № 4047—69]. В наши дни солонки изготавливаются из дерева и не .орнаментируются.
На Салыме орнаментация берестяной утвари не была характерна [Шульц Л., 1924].
Деревянная посуда восточных хантов, в отличие от берестяной, мало затронута декоративной отделкой. К нашему времени оказалась утраченной традиция украшения резьбой черпаков. На Рубеже XIX—XX вв. поверхность собственно черпака украшалась горизонтальными бордюрами из ромбов либо имела следующую орнаментальную композицию: косой крест в центре, бордюр из вертикальных полос внизу и удвоенные уголки в верхней части.
На ручки наносили вертикальные бордюры из треугольников или: косых крестов [ГМЭ,№ 4047—93, 95]. В 1970-е гг. зафиксирована; ложка с резным узором на ручке —фигура ромба с продленными сторонами [Лукина Н. В., 1979. Рис. 130, 3]. Из орнаментированных сосудов один экземпляр относился к 1930-м, другой — 1970-м гг. Первый представлен чашей на ножке. Нижняя часть предмета и ножка отделаны контурной резьбой в виде двух горизонтальных бордюров из параллельных зигзагов [МАЭ, № 5111— 48]. Второй сосуд — ступа на ножке для растирания табака. Ее нижняя часть также украшена контурными горизонтальными резными бордюрами: основной — из ромбов и окаймляющий его сверху _ из уголков [Лукина Н. В. 1979. Рис. 129, 1].
Необычной сферой приложения орнамента является у восточных хантов пища. На Пиме черемуховые лепешки украшают оттиском кончика -ножа. Выемчатые треугольники располагаются хаотично. На Вахе узоры прочерчивают ножом: прямоугольной формы, а также «елочки» располагаются на хлебных лепешках в определенном порядке, создавая симметричную розетку.
Женские сумочки у восточных хантов играют меньшую роль, чем у северных. Во многом они дублируют коробки из бересты или коры, так как выполняют роль вместилищ главным образом для мелких предметов при переездах и жизни в лесу. Плоские сумочки изготавливаются из ткани или меха. В обоих случаях их орнаментальную отделку составляют мозаичные вертикальные бордюры, хорошо согласующиеся с вытянутой поверхностью предмета. Матерчатые узоры имеют мотивы из сросшихся вершинами парных треугольников и полос, мозаичные —-из сложных непрерывных бордюров. Верх у сумочки обшивается полоской ткани или здесь размещается горизонтальный бордюр. В более отдаленные времена широкое хождение имели также мешочки и сумочки, сшитые из рыбьей кожи (налима, стерляди). На Вахе были известны мешочки из шкурок с лап" лебедя. Их шили таким образом, что внизу, на наружной стороне, оставались коготки [Кулемзин В. М., Лукина Н. В., 1977].
Декорирование объемных овальных сумочек насчитывает три варианта. Первый относится к сумкам, которые шьются из оленьих лбов и украшаются снизками бус, бисера, бахромой (рис. 4, 6). Глазные отверстия зашиты кусочками ткани, расшиты бисером.. Все соединительные швы окантованы разноцветными полосками ткани. Боковая соединительная полоса предстает как мозаичный орнамент из ровдуги, либо ровдуга украшается кистями, заменяется камусом. Второй вариант представлен меховыми сумочками; центральная часть которых занята мозаичным узором розетчато-го или сетчатого строения, а боковая полоса имеет вид мозаичного 48
мехового бордюра. Швы, в том числе и мозаичные, снабжены тканевой прокладкой. Третий вариант локализован на Вахе. Вахов-ские сумочки, вытянутые в ширину, имеют стороны в виде полукруга и пришивное дно. Иная конструкция и конфигурация требует иного композиционного решения: стороны содержат прямоугольную декоративную зону из квадратиков меха, окантованных по горизонтали тканью. С боков к сумке пришиваются ровдужные кисточки с бусинами (рис. 4, 9).
Миниатюрность формы и утонченность орнаментальной отделки отличают утварь, предназначенную для мужчин и изготовляемую ими. Речь идет о курительных принадлежностях. В их число входили прежде всего табакерки, стенки которых плотно покрыты узорами. Структуру орнаментальной композиции определяли здесь контурные резные линии, удвоенные или утроенные. Линии членили поверхность стенок на ярусы, где помещались точечные, тисненные или штампованные узоры в горизонтальном ритме. Орнамент, охватывая овальную поверхность предмета, замыкался на вертикальные бордюры, расположенные с боков от скреплявшего стенки шва. По самому краю стенок, сверху и снизу, иногда наносились поперечные бордюры, а мотивы в некоторых узорах разграничивались вертикальными линиями. Такая композиционная структура просуществовала на протяжении всего XX столетия.
Для рубежа веков был свойствен еще один способ организации узорного пространства. Он состоял в том, что горизонтальные контурные линии делили поверхность стенок на три полосы: широкую в центре и две узкие по краям. Это нарушало декоративное равновесие бордюров, присущее ярусной структуре, и вело к их со-подчиненности. Как правило, элементы-штампы центральных и окаймляющих узоров являлись аналогичными, но в основном узоре они группировались в замысловатые мотивы, в то время как в дополнительных наблюдался лишь их параллельный перенос. Наиболее сложной орнаментальной отделкой отличались табакерки, центральный узор которых был поделен на прямоугольные зоны-секции: большие, вытянутые по горизонтали, и поменьше, имевшие вертикальную направленность. Первые заполнялись мотивами ро-зетчатого строения, вторые — вертикальными бордюрами. Окаймляющие узоры создавались не штампом, а контурным прочерчиванием, например, в виде ромбического ряда (рис. 3, S). До наших дней дошел видоизмененный вариант описанной композиции: во всю ширину стенок вычерчивается ряд из входящих друг в друга квадратиков, пространство между которыми заполняется штампованными фигурами или прочерчиванием. Окаймляющих бордюров нет. Деревянные крышки табакерок всегда оставались неорнаментированными.
4. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 49
Лишь на рубеже веков фиксировался технический прием украшения табакерок, не включающий в себя штамп. Он основывался на сквозной резьбе с подкладным фоном. Элементную основу таких узоров образовывали треугольники. Чаще всего они группировались в мотиве по четыре фигуры, обращенные вершинами в Ьдну точку. Мотивы выстраивались в бордюры, располагавшиеся ярусами друг над другом. Окаймляющие бордюры, верхний и нижний, также строились из треугольников, но в ином сочетании: зубчатая линия, простая или с элементом зеркального отражения. Поверхность стенок у таких табакерок, как и у тех, что орнаментировались с помощью штампа, членилась на ярусы с помощью параллельных линий, прочерченных ножом. Иногда таковые проходили и внутри мотивов, подчеркивая композиционные особенности последних.
Из кости и рога изготавливались миниатюрные мерки для пороха. Контурные линии делили всю их поверхность на зоны, в которых размещались бордюры, либо только горизонтальные, либо горизонтальные в расширяющейся части и вертикальные в сужающейся. Характер мотивов определяли точечные и циркульные узоры, а также фигуры, исполненные из тех же контурных линий, что и декоративная структура, и имевшие вид прямоугольников, простых и диагонально пересеченных. В 1970-е гг. мерки для пороха встречаются как реликт.
Курительные трубки канса имели различную форму и орнаментальную отделку. На Югане бытовали трубки с глиняной головкой русской работы и деревянным резным чубуком. Характер узоров не нашел отражения в источниках. В 1920-е гг. на Вахе отмечены трубки с деревянной головкой. Одна из них отделана капсюлями, создающими на поверхности головки криволинейную композицию. Другая инкрустирована металлом: вертикально и горизонтально расположены «елочки», а по устью нанесена выемчатая резьба в виде срезанных зубцов.
Трубки, а также табак хранили в кисетах '(канса-кырах — сург., масня-кырах — вас.-вах.). На протяжении всего XX столетия прослеживаются кисеты прямоугольной формы на вздержке. Их орнаментальная отделка состоит в узорах, нашитых из бисерных полос и имеющих характер различных розеток. Вышивка является одним из средств декорирования кисетов — криволинейные розетки с аморфными очертаниями. По бокам к кисету пунктирно нашивают бисеринки, соединенные попарно или утроенно. В нижней части нашивки иногда дополняются бисерными подвесками в виде уголков. Известна орнаментация подобных кисетов посредством мозаики из ткани. Узоры состояли из сросшихся вершинами треугольников, расположенных в бордюрном порядке, и полос, аз^
деляющих бордюры [Vahter Т., 1953. Ав. 166, 7]. В начале века на Вахе фиксировались кисеты с фигурными клапанами в верхней части. Края клапанов окантовывала полоса контрастной ткани, а центральную часть занимали узоры из фигурно пришитых бисерных полос, причем особые для каждого клапана: ромб на треугольном основании на одном и три С-образные фигуры в обрамлении петлеобразного бордюра. Основа мешочка сшита из мозаичных полос, расположенных в орнаментальном порядке: два вертикальных параллельных бордюра из зон-секций с фигурами из сдвоенных треугольников. От середины кисета вкруговую пришиты пары из свисающих бисерных нитей с кистями из шерстяных нитей. Концы завязок также оформлены снизками бус [ТГОИАМ, № 1682].
Мужским аксессуаром являются сумочки, подвешиваемые к поясу. Сумочки для оселка шьются из сукна, имеют прямоугольную форму, иногда меховую опушку в верхней части. По краям они украшаются нашивками из бисера или его заменителя. Бисеринки (в сочетании по три штуки) подбираются по принципу цветового контраста: темная и две светлые по краям. Центральную часть предмета занимают один или несколько вертикальных бордюров: ряды и крестообразные фигуры из пуговиц, бисера. У объемных меховых сумочек вшивная полоса в боковой части представляет мозаичную орнаментальную ленту из меха или ровдуги. Такие же полосы горизонтальными рядами идут в боковых частях сумочки. При наличии мехового клапана на нем сосредоточена основная орнаментальная нагрузка: .в центре помещается розетка, рамка вокруг которой создается аппликативным зубчатым бордюром; такой же бордюр окантовывает края клапана.
Украшение восточнохантыйской одежды отличают в целом скромность и сдержанность. Из атрибутов нижней женской одежды орнаментированы рубахи йернас. На рубеже XIX—XX вв. встречались образцы, декоративное убранство которых состояло из литых металлических отливок, бисера и пуговиц. Вдоль нагруд-нбго разреза, полукругом или прямоугольно, нашивался ряд пуговиц, с обеих сторон окаймленный рядами бисера. Цветовое соотношение бисерных полос было следующим: темная и две светлые по ее сторонам. Самая нижняя часть нагрудного украшения иногда представляла собой ажурную подвеску, нанизанную из бисера и пришитую одним концом к рубахе. Обильно оформлялись обшлага рукавов: ряд литых металлических подвесок в середине, а сверху и снизу от него — полосы нанизанного бисера с орнаментом; либо бисерный узрр представлял сплошное орнаментальное поле, охватывающее всю поверхность обшлагов.
Дополнением к рубахам иногда служил прямоугольный воротник с широкими свисающими концами. По его краям нашивались
бисерные полосы: темная в центре и две светлые по бокам. Такие ; же полосы членили свисающие концы на горизонтальные ярусы, в которых нашивались ряды из пуговиц [Vahter Т., 1953. Ав.: 140, 6]. Декоративная доминанта подобного воротника характеризовала украшение детской рубашки: ряды прямоугольных ажурных бляшек на концах указанной детали, а также ряды бисера по краям воротника, исключая его срединную часть, и рукавов [МАЭ, № И—591—33]. К этому же периоду относится и рубаха из цветного ситца, отличительная особенность которой — исполнение из синего сукна обшлагов, полосы вокруг нагрудного разреза и воротника, свисающего прямоугольными лопастями [ТГОИАМЗ, № 7874]. Края всех перечисленных деталей окантованы красной тканью, и параллельно канту шла волнообразная вышивка белыми нитками.
В качестве декоративной отделки рубах использовались и ап-пликативные полосы, прямые и зубчатые, которые в цветовом отношении контрастировали с фоном самого изделия. Расположение полос определялось особенностями кроя: прямоугольное или мы-совидное украшение нагрудного разреза характеризовало старинные туникообразные рубахи; наличие прямых поликов определяло направление орнаментальных полос вдоль и поперек данной детали, а также поперек прилегающей части рукава.
Введение двойной кокетки и оборки на подоле превращало рубахи в платья, вытеснившие в XX в. свою праформу. Из всех способов орнаментации рубах традиция перенесла на платья главным образом аппликацию контрастными полосками ткани, которые подчеркивают элементы кроя: воротник, нагрудный разрез, кокетку, оборку. Аппликативные полоски, пришиваемые к кромке подола и обшлагам, часто расшиваются бисером. С рубах на платье перешло и украшение о'бшлагов с помощью бисера. Но если на -рубеже веков нашивание бисера чаще создавало узор из квадратиков,, то в 70-е гг. XX в. орнаментируемая поверхность обшлагов предстает в виде ромбической сетки из бисерных узлов, в каждом из которых соединено по пять бисеринок. Элементы и композиционную основу бордюрного орнамента составляют ромбы в различной декоративной интерпретации. Такие узоры демонстрируют богатый цветовой спектр. Реже встречается отделка обшлагов ап-пликативными горизонтальными полосами ткани.
Покрой рубахи у салымских хантов сближал их с южными группами этноса. Эта же тенденция проявилась и в компоновке орнамента на поверхности изделия, и в самих орнаментальных мотивах. Судя по имеющимся в литературе описаниям, орнаментальная композиция вышитых салымских рубах была сходна с таковой у южных хантов: цветными шерстяными нитками вышивалась
центральная часть стана спереди до полы или пояса, сзади — до лопаток, верхнее полотнище рукавов, обшлага; последние, как и разрез на груди, дополнительно украшены бисером [см.: Лукина Н. В., 1985]. В начале XX в. рубашка из крапивного холста со сплошной орнаментацией переднего полотнища практически исчезла. На встречающихся рубахах большей частью были вышиты лишь грудь и рукава [Шульц Л., 1924]. Степень сходства в орнаментальной топографии южнохантыйских и салымских вышитых женских рубах полностью установить невозможно, имея лишь описания без образцов самого изделия. Можно лишь констатировать присутствие у обеих групп первого варианта орнаментальных композиций южнохантыйских рубах. Кроме того, пятый вариант проявился у салымских хантов в начале XX в. на женских праздничных ситцевых кофтах: к ним пришивался стоячий воротник сукинь рох, расшитый бисером или оловянным литьем. Полосой бисера украшались нагрудный разрез, плечевой шов и обшлага [Шульц Л., 1924].
В салымской вышивке фиксируются все четыре вида швов, известные у южных хантов; нанизыванием представлены приемы художественной обработки бисера. Фонд вышитых мотивов во многом определен стилизованными изображениями птиц, деревьев, ступенчатыми ромбами и треугольниками. На пышном и красочном фоне вышивки терялись скромные бисерные узоры из ромбов, зигзагов и других несложных фигур.
Определяющей формой верхней одежды у женщин является в настоящее время распашная. По универсальности в ней на первом месте стоит сак. У летнего и зимнего сака края правой полы, подола, рукавов отделаны полосами контрастной, чаще красной ткани. По мнению мастериц, это недавняя традиция, а более древние каноны предполагали опушку правой полы и подола мехом выдры или сборным, что наблюдалось на Югане. Непременным атри- -бутом сака можно считать и орнаментальные полосы, идущие вдоль правой полы, отступая от кромки; по подолу, выше колен; по низу рукавов (рис. 4, 2). Эстетическая нагрузка у полос неодинакова: доминирует и по ширине, и по сложности узора полоса на подоле. Иногда орнамент наносится и вдоль левой полы, но по ширине и сложности мотивов бордюр здесь самый невыразительный. Недавней тенденцией является стремление к увеличению украшаемых площадей на саке за счет удвоения орнаментальных полос, наблюдаемое на реке Пим. Объяснение этому следует искать во влиянии северных хантов, для которых характерна более богатая орнаментация в целом [Лукина Н. В., 1985]. Декорирование атрибутов женской одежды с помощью нашивок из бисера и пуговиц — не редкость для восточных хантов. Однако на Васюгане
украшения такого рода отличаются оригинальностью. Своеобразие заключено в топографии орнамента на-поверхности изделия: прямоугольный или овальный кусок ткани,' расшитый бисером и бусами парых лавыс, пришивается асимметрично к правой или левой поле на уровне груди, либо ниже.
На детских саках в виде украшения встречалась орнаментальная полоса в верхней части спинки. Первый сак шили для полугодовалого ребенка, при этом по топографии орнамента можно было определить, девочка это или мальчик. Сведений о композиционных различиях нет.
Старинные каноны предполагали создание декоративного уб-"
ранства саков за счет нашивания металлических бляшек, пуговиц,
аппликативных полос контрастной ткани. С рубежа XIX—XX вв.
прослеживается и украшение саков орнаментами, создаваемыми
из бисера. Этот способ становится безраздельно господствующим
в текущем столетии. Орнаментальные мотивы в бисерных полосах
характеризуются либо непрерывным бордюром сложного строения;
либо прерывистым бордюром из геометрических фигур: ромб, тре
угольник, угол, крест, зигзаг. Единственной деталью сака, где би
сер иногда бывает заменен аппликативными полосами ткани, яв-'
ляется низ рукавов. '
С саком носят съемные воротники. Их свисающие на грудЦ прямоугольные лопасти орнаментировались рядами нашитых ме-| таллических бляшек, чаще прямоугольной формы, а теперь — пу-* говицами, бисером. Бордюры, создаваемые из перечисленных материалов, располагаются горизонтальными рядами, повторяя композицию литых украшений. Иногда бордюры расчленены на зоны-секции. Края воротника, за исключением средней части, отделыва-| ются узкой полосой орнамента, нанизанного из бисера. Фигуры в орнаментах на воротнике чаще принимают вид квадратов, фигурных кругов, полос с отростками, крестов. В последние годы происходит активное освоение новых материалов, применяемых прежде всего в орнаментации сака и воротника к нему: в качестве заменителя бисера выступает изоляция, снятая с проволоки и разрезанная на мелкие кусочки; создаются узоры из керамической изоляции от электроутюга и из пластмассовых пластин. [Лукина Н. В., 1979]. Использование новых материалов ведет и к перерождению мотивов. Отделываются воротники и меховой мозаикой: орнамент, предстает в виде квадратной сетки, где в шахматном порядке чередуются темные и светлые квадратики, или в виде ярусно расположенных бордюров из сросшихся вершинами треугольников.
Распашная одежда в виде кафтана встречалась у васюганских и салымоких хантов, но различалась и покроем, и характером украшения. На Салыме праздничные кафтаны обильно декорирова-
54 . ' '
лись полосами нанизанного бисера, пришитыми вдоль и поперек обеих пол; вдоль подола; в уголках между ними; в устье, на середине, и на краях-рукавов; на плечах и вдоль конструктивных швов на спине (рис. 2, 6). Указанные части общей орнаментальной композиции имели свои особенности. Продольные бордюры на полах дополнялись поперечными, членившимися на две-три группы, каждая из которых включала в себя по три узорные полосы. В случае, если поперечные полосы на полах заменялись орнаментальными полукружьями, таковые располагались и вдоль бордюра на краю рукава. В основе орнаментации уголка лежало Т-образное расположение полос, по мере развития превращавшихся в треугольно-ромбическую сетку, ячейки, которой иногда заполнялись несложными мотивами. Отделку рукавов составляли поперечные орнаментальные ленты: минимум одна —• по краю, максимум — три. Радиальный ритм бордюров в области плеча, дополненный перегородками, в некоторых случаях создавал видимость сетчатой орнаментальной структуры. Полосы бисера на плече отличала предельная простота формы сравнительно с узором на других деталях. Мотивы салымоких орнаментов на кафтанах включали в себя кресты, углы, зигзаг, лучистые и вильчатые фигуры.
На Васюгане украшение кафтана бисерными узорами не отличалось богатством и укладывалось в рамки описанной схемы орнаментации сака, исключая съемный воротник.
Ситуацию с орнаментацией верхней одежды у восточных хантов можно обрисовать лишь применительно ко второй половине XX в. Сведения, относящиеся к более раннему времени, отрывочны и малочисленны. От рубежа XIX—XX вв. до нас дошел образец орнаментальной полосы, предназначенной для украшения женской шубы. Узор исполнен из ровдуги в технике мозаики: вырезались и сшивались окрашенная и неокрашенная полосы материала, которые образовывали непрерывный бордюр [Vahter Т., 1953. Ав. 152, 5]. В 1930-е гг. на Васюгане зафиксированы женские шубы с декоративной отделкой полы и рукавов из простых бисерных полос, нашитых и нанизанных [МАЭ, № 5093/4, 28, № И—123/43]. В настоящее время этот технический прием орнаментации применительно к шубам бытует лишь на Тромъегане, и то в приглушенном меховой мозаикой состоянии. Полосы нанизанного бисера предстают как узоры со сложной конфигурацией, мотивы и топография которых аналогичны украшениям на саках.
Декоративное убранство современных женских шуб двухком-понентно (рис. 6, 5—6). Определенную роль здесь играют цветовые переходы и контрасты меха у различных частей изделия. Основная часть шубы шьется из белого меха, либо подбирается мех светлой окраски и таким образом, что цветовые оттенки образуют плавные
переливы. Светлая основа надставляется контрастно темной широкой полосой по рукавам, полам и подолу. Края шубы отделываются светлым пушистым мехом, имеющим иную природу, чем мех оленя. Особую нарядность шубам придают орнаментальные лент-ы со сложными и разнообразными мотивами из меховой мозаики, построенными на контрасте цвета и зеркальном соотношении фона и узора. Мозаичные ленты вшиваются между основной частью выкройки и надставной полосой по правой поле и подолу.
Однако орнаментация шуб присуща декоративному искусству не всех восточных хантов. Степень ее проявления возрастает по мере продвижения на север и достигает пика в зоне контактов с соседями, северными хантами. Так, на Пиме и Тромъегане орнамен-*! тируются обе полы, низ рукава, кроме того, короткие мозаичные* ленты отходят от полосы между станом и опушкой и от устья ру-k кава. Окантовка орнаментальных полос красным сукном получает здесь свое дальнейшее развитие: в шов вставляется более широкая полоса красного, иногда в сочетании с желтым, сукна, неза-. шитые концы которой свисают в виде зубчатой полосы и создают дополнительный к меховому узор. На сукно, в целях повышения его художественной 'значимости, нашивался бисер.
К числу своеобразных украшений шубы принадлежат «эполеты» — полоски сукна, пришиваемые на плечо так, чтобы свисал раздвоенный конец. Наличие такой детали объясняется заимство-. ванием у самоедоязычных народов [Лукина Н. В., 1985. С. 179], а вот орнаментация ее краев прямой или зубчатой полосами тканевой аппликации вполне в духе современных декоративных правил, бытующих у северных хантов и граничащих с ними восточных: пимоких и тромъеганских.
Васюганско-ваховские женщины носили шубы из сборного меха — лапок белки. На одну шубу требовалось до 800 лапок, и при их сшивании получался «очень легкий, красивый, шахматообраз-ный с продолговатыми клеточками мех» [Шатилов М. Б., 1931]. Шубу покрывали тканью, но по подолу и борту правой полы шли: меховая оторочка из составного меха, аппликация из ткани, бусы или мелкие пуговицы. Воротник приобретал нарядный вид, будучи сшитым из лапок лисы, беличьих хвостиков и другого меха. Шуба имела и парых лавыс. Для детей подобные шубки шились из меха бурундуков, утиных головок, лебединых шкурок и зайца.