Компьютерные технологии и предполагаемые подходы к созданию мультимедийных материалов по курсу художественной культуры
1) Широкое распространение современных информационных технологий фундаментально изменило традиционные представления о возможности развития человеческого интеллекта и привело к разработке принципиально новых способов организации ее образовательной области.
Однако применение этих технологий в практике освоения историко-культурологических, художественно-практических и искусствоведческих сфер в постоянно расширяющемся потоке компьютерных инноваций является едва ли не наименее развитой. И это при том, что именно огромные пласты истории культуры в целом, мировой художественной культуры, отдельных видов искусства представляются наиболее благодатными и эффективными для компьютерного изложения и обучения.
Следует особо отметить, что небольшая серия компакт-дисков и видеокассет по искусству, которая появляется в нашей стране, была создана в основном крупными музеями по экспозиционному принципу. Эта серия во многих отношениях не отвечает учебным программам, целям и задачам обучения как по общему историко-культурологическому, так и по специальным искусствоведческим курсам для школьников.
Что же касается игровых CD-ROM изданий, созданных за рубежом (например, «Фараон», «Клеопатра») и включающих компонент интерактивного изучения некоторых характеристик древних цивилизаций, то они предназначены для индивидуального и очень длительного постижения. Данные компьютерные материалы невозможно использовать в классе и студенческой аудитории. В научно-содержательном плане эти диски не выдерживают критики. Это произвольные миксты, смеси разных фрагментов истории культуры, которые зачеркивают все ее хроноструктуры.
Существующие видеозаписи драматического, оперного, балетного искусства требуют довольно сложной адаптации для целей школьного обучения. Особую трудность представляет собой интегрирование видео-аудиоданных разных искусств в логике истории мировой художественной культуры.
Крайне важно также отметить, что на рынке образовательных услуг лучше представлены версии зарубежного искусства. Российское искусство в целом, а также культура народов и регионов России в компьютерных учебно-методических комплексах почти не представлены.
Вследствие этого актуально и совершенно необходимо подготовить специальные мультимедийные учебные комплексы для культурологического и художественного образования учащихся России, критически используя имеющийся зарубежный и отечественный опыт.
Средства мультимедиа дадут возможность представить учебный материал в разнообразных формах, вариациях, сделать информацию более яркой, запоминающейся и удовлетворить интеллектуальные запросы учащихся, имеющих различные познавательные интересы.
Использование мультимедиа-технологий позволит превратить учебный материал в эффективное средство вхождения молодого поколения в мир культуры, освоения ими культурного опыта, наследия, а также развития их способностей к культуротворчеству – умножению богатства форм и смыслов человеческого бытия.
2)Разработки мультимедиа к школьным курсам по истории мировой и отечественной культуры включают в себя ориентации на:
· модернизацию содержания современного образования;
· соответствие возрастным закономерностям развития учащихся;
· личностную ориентацию содержания образования;
· деятельностный характер образования;
· усиление социокультурной и гуманитарной направленности образования;
· обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для старшеклассников;
· целостность содержания образования и обеспечение интегративных связей;
· решение проблем не только социализации, но и инкультурации учащихся;
· преемственность содержания художественно-культурологического образования на различных этапах постижения мировой и отечественной культурной динамики и современного состояния.
Важнейшей ориентацией данного проекта является направленность на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование основных или ключевых компетенций в историко-культурной области, сфере искусства, современной художественной культуре.
Учебная программа и мультимедийный комплекс предполагают их использование в основной школе и в профильном обучении учащихся старший классов.
Подготовка мультимедийных средств для реализации учебных программ «Мировая и отечественная художественная культура» в целом направлена на обеспечение всех ступеней общего образования, отвечающих требованиям организации информационно-образовательной среды в системе открытого образования.
Здесь будут учитываться: возможности человеко-машинного интеллекта (оперирование большими объемами историко-культурного материала, моделирование соответствующих процессов и т.д.); полимодальность предъявления учебного материала; образность электронных коммуникаций, особо важных в освоении художественной культуры; возможность одновременного стимулирования как когнитивной, так и аффективной сферы в опоре на выразительные средства экранных искусств, а также изменение характера учебной коммуникации в ее перцептивных, информационных и интерактивных элементах.
3) На основании современных системно-синергетических подходов к изучению историко-культурной динамики, четкости хроноструктуры, культурологической парадигмы постижения искусствосферы и педагогической идеи формирования ключевых художественно-культурологических компетенций школьника предполагается включение следующих компонентов в содержание учебно-методического-мультимедийного комплекса:
· создание сценариев виртуальных конструкций для освоения основных типов истории мировой художественной культуры в адаптированном для школьников виде;
· создание сценариев виртуальных конструкций для изучения национальных и региональных художественных культур России;
· разработка вариантов интегративных уроков по синтетическому освоению культурного наследия конкретных эпох;
· разработка виртуальных вариантов постижения образов художественного творчества конкретной эпохи через отдельные произведения искусства;
· создание сценариев для мультимедийного обеспечения уроков по освоению различных языков художественной культуры;
· создание во всех вариантах использования мультимедиа основных акцентированных «точек» развития нового аксиологического пространства российской школы и ценностных ориентаций молодых современников.
Предлагаемый учебно-методический комплекс с применением мультимедийных средств будет содержать основные достижения и ценности национальной и мировой художественной культуры, определяющие общие научно-мировоззренческие и ценностные позиции человека и обеспечивающие условия для социализации и инкультурации ученика.