Театроведческого и драматического факультетов СПбГАТИ

Изучаемые темы и их структура

Первый семестр (34 часа)

Тема 1. История возникновения кинематографа (4 часа).

Занятие 1. Истоки кино. От «волшебного фонаря» к «живым картинкам».

Занятие 2. Направления развития кинематографа.

Тема 2. Подъем американского кино. Творческие поиски (4 часа).

Занятие 3. Кинематограф США на пути к искусству.

Занятие 4. Вершинные достижения американского кино на раннем этапе

своего развития. Режиссура Д.У.Гриффита.

Тема 3. Возникновение американской киноимперии. Выдающиеся

представители кино США первой трети ХХ века (10 часов).

Занятие 5. Творчество Эриха фон Штрогейма.

Занятие 6. Коммерческий кинематограф Сесила Блаунта Де Милля.

Занятие 7. Мак Сеннет – родоначальник американской кинокомедии.

Занятие 8. Документальное кино Роберта Флаэрти.

Занятие 9. Кумиры публики: Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс.

Тема 4. Становление национальных кинематографий (8 часов).

Занятие 10. Кино Великобритании. Брайтонская школа.

Занятие 11. Кино Италии. Возникновение жанра «пеплум».

Занятие 12. Кино Скандинавии (Дания, Швеция).

Занятие 13. Кино Франции: Империя «Патэ» и кинокомпания «Гомон».

Тема 5. Расцвет комедийного кино (8 часов).

Занятие 14. Карьера Макса Линдера.

Занятие 15. Рождение бродяжки Чарли.

Занятие 16. Бастер Китон – комик без улыбки.

Занятие 17. Гарольд Ллойд – комик без маски.

Второй семестр (24 часа)

Тема 6. Развитие кино в Германии (10 часов).

Занятие 18. Творчество Эрнста Любича.

Занятие 19. Киноэкспрессионизм. Роли и фильмы Пауля Вегенера.

Режиссура Роберта Вине.

Занятие 20. Кинематограф Фридриха Вильгельм Мурнау.

Занятие 21. Художественный мир Фрица Ланга.

Занятие 22. Выдающиеся представители кино Германии немого периода:

Георг Вильгельм Пабст, Вальтер Рутман, Лени Рифеншталь.

Тема 7. Французский киноавангард 1920-х годов (6 часов).

Занятие 23. Киноимпрессионизм и «Первый киноавангард».

Занятие 24. «Второй киноавангард». Дадаизм и экстремизм.

Занятие 25. Сюрреализм во французском кино.

Тема 8. Рождение российского и советского кино (8 часов).

Занятие 26-27. Кинематограф дореволюционной России.

Занятие 28-29. Становление советского кино.

Список основной литературы:

Абрамов Н. Экспрессионизм в киноискусстве. – М.: «Наука», 1966

Айвор Монтегю. Мир фильма (Путеводитель по кино). – «Л.: «Искусство», 1969

Айснер Лотте. Демонический экран. – М.: Rosebud Publishing, 2010

Аксенов И.А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника. – М.: «Киноцентр», 1991

Акунин Борис. Весь мир театр. – М.: «Захаров», 2010

Алейников М. Яков Протазанов. – М.: «Искусство», 1961.

Александров Г.В. Кино и эпоха. – М.: «Политиздат», 1975

Андроникова М.И. Сколько лет кино? История движущейся камеры. – М.: «Искусство», 1968

Аннинский Л.А. Лев Толстой и кинематограф. – М.: «Искусство», 1980

Аристарко Г. История теорий кино. – М.: «Искусство», 1966

Арлазоров М.С. Протазанов. – М.: «Искусство», 1982

Арнольди Э.М. Жизнь и сказки Уолта Диснея. – М.: «Искусство», 1968

Арнхейм Рудольф. Кино как искусство. – М.: «Иностраная литература», 1960

Аронсон Олег. Метакино. – М.: «Ад Маргинем», 2003

Асенин С.В. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира. – М.: «Искусство», 1995

Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. – М.: «Искусство», 1964

Базен Андре. Что такое кино. – М.: «Искусство», 1972

Балаш Бела. Искусство кино. – М.: «Госкиноиздат», 1945

Балаш Бела. Кино. Становление и сущность нового искусства. – М.:

«Прогресс», 1968

Барт Р. Дидро, Брехт, Эйзенштейн. – М.: ГИТИС, 1992

Басси Эшли. Экспрессионизм. – М.: БММ, 2007

Бах С. Марлен Дитрих. Жизнь и легенда. – Смоленск: «Русич», 1997

Бейли Клод. Фильмы, ставшие событиями. – СПб: «Акад. проект», 1998 Бейлин А. Актер в фильме. Уроки немого кино. – Л.-М.: «Искусство», 1964

Беленький И.В. Всеобщая история кино. Методические материалы и

лекции по всеобщей истории кино. Кн. 1-4. – М.: ГИТР им. М.А.Литовчина, 2001

Берган Рональд. Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб: АСТ,

Бергман Ингмар. Латерна магика. – М.: «Искусство», 1989

Божович В.И. Творчество Жака Фейдера. – М.: «Наука», 1965

Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. – М.: «Олма-пресс», 2003

Бояджиева Людмила. Макс Рейнхард. – Л.: «Искусство», 1987

Брагинский А. Рене Клер (его жизнь и фильмы). – М.: «Искусство», 1963

Братолюбов С. На заре советской кинематографии. – М.: «Искусство», 1976

Брукс Луиза. Лулу в Голливуде. – М.: Rosebud Publishing, 2008

Булгакова Оксана. Советский слухоглаз: Кино и органы чувств. – М.: НЛО, 2010

Булгакова Оксана. Фабрика жестов. – М.: «НЛО», 2005

Бунюэль Луис. Смутный объект желания. – М.: АСТ – «Зебра», 2009

Васильев Александр. Русский Голливуд. – М.: «Слово», 2010

Вейсман Стефен. Чарли Чаплин. История великого комика немого кино. – М.: ЭКСМО, 2010

Верн Жюль. Собрание сочинений в 29 тт. Т.9. Замок в Карпатах. – М.: «Ладомир», 2004

Вертов Дзига. Из наследия. Том 1. Драматургические опыты. – М.: Эйзенштейн-центр, 2004

Вертов Дзига. Из наследия. Том 2. Статьи и выступления. – М.:

Эйзенштейн-центр, 2008

Вертоградская Э.А. Хрестоматия по теории кино. – М.: ВГИК, 1991

Вишневский В.Е. Факты и даты из истории отечественного кинематографа. 1921-1924. – М.: АН СССР, 1960

Вишневский В. Е. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907 – 1916. – М.: А.О. ВТИ, 1996

Владимирова З.В. Игорь Ильинский. – М.: «Искусство», 1967

Вольф Н. Экспрессионизм. – М.: «Арт-родник», 2006

Герман Ю.В. Спутник киномана. – Винница: «Континет-ПРИМ», 1996

Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. – М.: «Аграф», 2007

Гиш Лилиан. Кино, Гриффит и я. – М.: «Искусство», 1974

Гловацкий Б.С. Владимир Максимов. – Л.- М.: «Искусство», 1961

Гращенкова Ирина. Ккино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. – М.: Авторское издание, 2006

Гращенкова И. Н. Абрам Роом. – М.: «Искусство», 1977

Громов Е.С. Лев Кулешов. – М.: «Искусство», 1984

Гуревич С.Д. Динамика звука в кино. – М.: ВНИИИ, 1992

Дакэн Луи. Кино – наша профессия. – М.: «Искусство», 1963

Делез Жиль. Кино. – М.: «Ад Маргинем», 2004

Дерябин Александр. Судный день. Об этике в документальном кино, и не только // «Сеанс», № 25/26.

Добин Е.С. Козинцев и Трауберг. – М.: «Искусство», 1963

Добротворский С.Н. Кино на ощупь. – СПб: «Сеанс», 2001

Дробашенко С. Кинорежиссер Йорис Ивенс. – М.: «Искусство», 1964

Дунаевский А. Оскар. Неофициальная история. – СПб: «Амфора», 2009

Зюков Б.Б. Вера Холодная. – М.: «Искусство», 1995

Иезуитов Н. Пудовкин: пути творчества» - М.-Л.: «Искусство», 1937

Изволов Н.А. Феномен кино: история и теория. – М.: «Материк», 1996

Ильинский И.В. Сам о себе. – М.: «Искусство», 1984

Иоскевич Я. 100 лет аудивизуальной культуры Франции. – СПб: РИИИ, 2009

Закревский Ю.А. Наше родное кино. – М.: ИТРК, 2004

Зоркая Н.М. История советского кино. – СПб: «Алетейя», 2006

Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. – М.: «Наука», 1976

Камшалов А.И. Открывая мир. Кино в СССР. – М.: «Искусство», 1979

Караганов А.В. Всеволод Пудовкин. – М.: «Искусство», 1983

Караганов А.В. Первое столетие кино. Открытия, уроки, перспективы. – М.: «Материк», 2006

Карцева Е.Н. Вестерн. Эволюция жанра. – М.: «Искусство», 1976

Китон Бастер, Самуэлс Чарльз. Мой удивительный мир фарса. – М.: «Радуга», 2002

Клер Рене. Кино вчера, кино сегодня. – М.: «Прогресс», 1981

Клер Рене. Размышления о киноискусстве. – М.: «Искусство», 1963

Козинцев Г.М. Собрание сочинений в 5 т. – Л.: «Искусство», 1982

Кокарев И.Е. Российский кинематограф между прошлым и будущим. – М.: Росфондкультуры, 2001

Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино, т. 2, 1929-1945. – М.: «Искусство», 1970

Комаров С.В. История зарубежного кино, Т. 1. – М.: «Искусство», 1965 Комаров С.В. Великий немой. Из истории зарубежного киноискусства (1895-1930) – М.: ВГИК, 1994

Комаров С.В. Немое кино. – М.: «Искусство», 1965

Короткий В.М. Операторы и режиссеры русского игрового кино (1897-1921). – М.: НИИК, 2009

Которн Найджел. Интимная жизнь голливудских идолов. – М.: АСТ, 1999

Кракауэр Зигфрид. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. – М.: «Искусство», 1974

Кракауэр Зигфрид. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. – М.: «Искусство», 1977

Кудрявцев Сергей. 3500. Книга рецензий. В 2-х т. – М., авторское издание, 2008

Кукаркин А.В. Чарли Чаплин. – М.: «Искусство», 1988

Куренной Виталий. Философия фильма: упражнения в анализе. – М.: «Новое литературное обозрение», 2009

Кучмий Владимир. Старый новый Голливуд. 1903-2010. – М.: «Человек», 2010

Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино (1918-1934). – М.: «Искусство», 1965

Лидзани Карло. Итальянское кино. – М.: «Искусство», 1956

Линдгрен Эрнест. Искусство кино. Введение в киноведение. – М.:

«Иностранная литература», 1956.

Листов В.С. Россия. Революция. Кинематограф. – М.: «Материк», 1995

Лихачев Б.С. Кино в России (1896-1928). – Л.: “Academia”, 1927

Лищинский И. Жан Ренуар во времени и в пространстве. В сб.: Жан Ренуар. – М.: «Искусство», 1972

Лотман Ю.М. Место киноискусства в механизме культуры. – Тарту:

Ученые записки ТГУ, 1977

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: «Ээсти Раамат», 1973

Лоусон Джон Говард. Фильм – творческий процесс. – М.: «Искусство» 1965

Лурселль Жак. Авторская энциклопедия фильмов. В двух тт. – СПб – М.: Rosebud Publishing, 2009

Мазинг Б. Актер германского кино. – Л.: Academia, 1926

Мазинг Б. Эмиль Яннингс. – М.-Л.: Academia, 1928

Макарова Г.В. Актерское искусство Германии: Роли, сюжет, стиль. Век XVIII – век ХХ. – М.: РГГУ, 2000

Маккей Джон. На «третьей волне» // «Сеанс», № 27/28

Максимов Вадим. Эстетический феномен Антонена Арто. – СПб: «Гиперион», 2007

Маневич И.М. Кино и литература. – М.: «Искусство», 1966

Маркулан Янина. Киномелодрама. Фильм ужасов. – Л.: «Искусство», 1978

Мартен Марсель. Язык кино. – М.: «Искусство», 1959

Марьямов А.М. Довженко. – М.: «Молодая гвардия», 1968

Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. – М.: «Материк», 1998

Миславский В. Н. Дмитрий Харитонов. Судьба русского кинопродюсера // «Киноведческие записки», вып. 18. – М.: 1993.

Молдавский Д. С Маяковским в театре и кино. Книга о Сергее Юткевиче. – М.: ВТО, 1975

Мусский И.А. 100 великих актеров. – М.: «Вече», 2002

Мусский И.А. 100 великих зарубежных фильмов. – М.: «Вече», 2006

Мусский И.А. 100 великих отечественных фильмов. – М.: «Вече», 2006 Мэнвелл Роджер. Кино и зритель. – М.: «Иностранная литература», 1957 Негри Пола. Жизнь и мечты в кино. – М.-Л.: «Теа-кинопечать», 1928

Нечай О.Ф. Основы киноискусства. – М.: «Просвещение», 1989

Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства. – Минск: «Высшая

школа», 1985

Нильсен Аста. Безмолвная муза. – М.: «Прогресс», 1971

Нусинова Наталья. Когда мы в Россиию вернемся… Русское кинематографическое зарубежье. 1918-1939. – М.: НИИК, Эйзенштейн-центр, 2003

Оганесов М. Американские кинорежиссеры. – М.-Л., «Кинопечать», 1926

Паркинсон Дэвид. Кино. – М.: «Росмэн», 1996

Пассек Жан-Лу. Словарь французского кино. – Минск: «Пропилеи», 1998

Писаревский Д.С. 100 фильмов советского кино. – М.: «Искусство», 1967

Проскурникова Т.Б. Антонен Арто – теоретик «театра жестокости». В кн. Современное западное искусство. – М.: «Наука», 1982

Раззаков Федор. Любовные истории Голливуда. – М.: «Эксмо-пресс», 2002

Разлогов К.Э. Актуальная архаика. – М.: «Наука», 2005

Разлогов Кирилл. Искусство экрана: От синематографа до Интернета. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2010

Разумовская И. Проблема актерской игры в дореволюционном русском кинематографе» // сб. «Вопросы истории и теории кино», 1978

Райх Б.Ф. Вена – Берлин – Москва – Берлин. – М.: «Искусство», 1972

Рейсц Карел. Техника киномонтажа. – М.: «Искусство», 1960

Ренуар Жан. Моя жизнь и мои фильмы. – М.: «Искусство»,1981

Ренуар Жан. Статьи, интервью, воспоминания, сценарии. – М.: «Искусство», 1972

Рид Джереми. В погоне за черными радугами. – Тверь: Kolonna Publications, 2008

Рихтер Ганс. Борьба за фильм. – М.: «Прогресс», 1981

Ришар Лионель. Энциклопедия экспрессионизма. – М.: «Республика», 2003 Розенбаум А.З. Американский кино-город. – М.-Л.: «Кинопечать», 1926

Ростова Н.В. Немое кино и театр. Параллели и пересечения. – М.: «Аспект Пресс», 2007

Рошаль Лев. Начало всех начал. Факт на экране и киномысль «Серебряного века». – М.: «Материк», 2002

Садуль Жорж. Всеобщая история кино, в 6 тт. – М.: «Искусство», 1982

Садуль Жорж. История киноискусства. – М.: «Иностранная литература», 1957

Садуль Жорж. Жизнь Чарли. Чарльз Спенсер Чаплин. Его фильмы и его время. Издание второе, дополненное. – М.: «Прогресс», 1965

Самин Д.К. Самые знаменитые эмигранты России. – М.: «Вече», 2000

Селезнева Т.Ф. Киномысль 1920-х годов. – Л.: «Искусство», 1972

Скал Дэвид Дж. Книга ужаса: История хоррора в кино. – СПб: «Амфора», 2009

Скляренко Валентина, Таболкина Татьяна. 100 знаменитых актеров. – М.: «Фолио», 2001

Смирнов И.П. Видеоряд. Историческая семантика кино. – СПб: «Петрополис», 2009

Соболев Р. Как кино стало искусством. – Киев: «Мистецтво», 1965

Соболев Р.П. Александр Довженко. – М.: «Искусство», 1980

Соболев Р.П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. – М.:

«Искусство, 1961

Соколов В.С. Киноведение как наука. – М.: НИИ киноискусства, 2008

Соколов И. «История изобретения кинематографа». – М.: «Искусство», 1960

Тарковский А.А. Лекции по кинорежиссуре. – Л.: «Ленфильм», 1989

Тарковский А.А. Уроки режиссуры. Учебное пособие. – М.: «Искусство кино», NN7-10, 1990

Теплиц Ежи. История киноискусства в 4 тт. М.: «Прогресс», 1968, 1971, 1973, 1974

Трауберг Илья. Актер американского кино. – Л.: “Academia”, 1927

Трауберг Леонид. Гриффит. – М.: «Искусство», 1981

Трауберг Л. З. Мир наизнаку. – М.: «Искусство», 1984

Уитфилд Айлин. Мэри Пикфорд. – Смоленск: «Русич», 1999

Фелдман Джозеф, Фелдман Гарри. Динамика фильма. – М.: «Искусство», 1959

Фернандес Доминик. Эйзенштейн. – СПб: «Инапресс», 1996

Филиппов С.А. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. – М.: «Альма Анима», 2006

Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М.: «Академический проект», 2008

Фролов И.Д. Григорий Александров. – М.: «Искусство», 1976

Хаакман Антон. По ту сторону зеркала. Кино и вымысел. – СПб: изд-во Ивана Лимбаха, 2006

Хайдер Каролин. Этнографическое кино. – М.: МГУ, 2000

Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. – М.-Л.: «Искусство», 1937

Ханжонкова В. Русское кино 1908-1918. – М.: «Искусство», 1969

Ханютин Ю. Реальность фантастического мира: Проблемы западной кинофантастики. – М.: «Искусство», 1977

Хренов Николай. Кино. Реабилитация архетипической реальности. – М.: «Аграф», 2006

Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России. 1896-1930. – Рига: «Зинатне», 1991

Чаплин Чарльз. Моя биография. – М.: «Вагриус», 2000

Чаплин Ч.С. О себе и своем творчестве. Автобиография. Моя жизнь в фильмах. – М.: «Искусство», 1990

Черкасов Н.К. Записки советского актера. – М.: «Искусство», 1953

Шарый Андрей. Дракула в книгах и на экране. – М.: «Новое литературное обозрение», 2009

Шарый Андрей. Зорро в книгах и на экране. – М.: «Новое литературное обозрение», 2008

Шарый Андрей. Фантомас в книгах и на экране. – М.: «Новое литературное обозрение», 2007

Шкловский В.Б. Эйзенштейн. – М.: «Искусство», 1976

Шнайдер Стивен Джей. 501 КиноStars: Биографии и роли самых великих актеров мира. – М.: «Эксмо», 2008

Шнайдер Стивен Джей. 1001 фильм, который вы должны посмотреть. – М.: «Магма», 2006

Эйзеншиц Бернар. Немецкое кино. 1895-1933. // «Киноведческие записки»,

N 58, 2002

Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 тт. – М.: «Искусство», 1964-1971

Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. – М.: «Искусство», 1956

Эйзенштейн С. М. Как я стал режиссером. – Рига: «Госкиноиздат», 1946

Эйзенштейн С. Мемуары. – М.: «Музей кино», 1997.

Эйзенштейн Сергей. Метод. В двух тт. – М.: «Музей кино», 2002

Эйзенштейн С. Монтаж: Монтаж аттракционов; За кадром; Четвертое измерените в кино; Монтаж 1938; Вертикальный монтаж; Вкладыш. – М., ВГИК, 1998

Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов: К постановке «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского в московском Пролеткульте // Леф, 1923

Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. – М.: «Музей кино», 2004

Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей. – М.: «Музей кино», 2006

Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства. Сб. статей. – М.: «Смысл», 2002

Эйснер Лотта. Демонический экран. Главы из книги. «Усталая смерть». – «Нибелунги». – «Метрополис». – «Приключенческие фильмы Фрица Ланга. // «Киноведческие записки» N 58, 2002

Юренев Ростислав. Чудесное око. Краткая история мирового кино. – М.: «Прогресс», 1983

Юренев Р. Краткая история советского кино. – М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1979

Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. – М.: Academia, 1997

Юткевич С. Франция – кадр за кадром. – М.: «Искусство», 1970

Юткевич С. И. Шекспир и кино. – М.: «Наука», 1973

Ямпольский Михаил. Видимый мир. Очерки ранней кинематографии. – М.: НИИ киноискусства, 1993ъ

Ямпольский М. У истоков поэтики кино. Опыт Жоржа Мельеса. // Искусство кино. N 3, 1981

Ямпольский Михаил. Язык-тело-случай: Кинематограф и поиски смысла. – М.: «Новое литературное обозрение», 2004

Янгиров Р. К биографии А. А. Ханжонкова: Новый ракурс // Киноведческие записки. – 2001. – № 55.

Янгиров Р. М. «Рабы немого»: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920-1930-е годы. М.: Библиотека-фонд «Русское зарубежье»: Русский путь, 2007.

Актерская энциклопедия Кино Европы. – М.: «Материк», 1997

Бунюэль о Бунюэле. – М.: «Радуга», 1989

Великий Кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908-1919) – М.: «НЛО», 2002

Великие кинозвезды ХХ века. – М.: «Мартин», 2001

Германия. ХХ век. Модернизм, авангард, постмодернизм: литература, живопись, архитектура, музыка, кино, театр. – М.: РОССПЭН, 2008

Довженко в воспоминаниях современников. Сб. ст. сост. Пажитнова Л.И. Солнцева Ю.И. – М.: «Искусство», 1981

История кино: современный взгляд. – М.: «Материк», 2004

Жан Виго. – «Искусство», 1979

Жан Ренуар. – М.: «Искусство», 1972

Жанры кино. – М.: «Искусство», 1979

Западное искусство ХХ века. – М.: «Наука», 1979

Звезды Голливуда. – М.: «Терра», 1996

Звезды немого кино. – М.: «Искусство», 1968

Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933. – М.: «Искусство», 1988

Имена. События. Школы. Страницы художественной жизни 1920-х годов. Вып. 1 – СПб: РИИИ, 2007

История отечественного кино. Сост. Листов В.С. – М.: «Материк», 1996

История советского кино, в 4 тт. – М.: «Искусство», 1969-1978

Кинорежиссеры Скандинавии. – М.: НИИ киноискусства, 1996

Кино Великобритании. Сборник статей. – М.: «Искусство», 1970

Кино Италии. – М.: «Искусство», 1989

Кино и литература. Под ред. Журко Ф.М. – М.: ВГИК, 1973

Кино. Энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986

Кинословарь, в 2 тт. – М.: «Советская энциклопедия», 1966, 1970

Комики мирового экрана. – М.: «Искусство», 1966

Ленфильм. 1918-1997. – СПб: БСК, 1998

Летопись российского кино 1863-1929. – М.: «Материк», 2004

Мигающий Cinema. Ранние годы русской кинематографии. – М.: «Родина, «Титул», 1995

Немое кино. – М.: «Искусство», 1965

Очерки истории советского кино. В 3 т. – М.: «Искусство», 1956-1961

Отечественное кино. Домашняя синематека. 1918-1996. – М.: «Дубль-Д», 1997

Первый век кино. – М.: «Локид», 1996

Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». – СПб: Росийский институт истории искусств, 2001

Пудовкин в воспоминаниях современников. – М.: «Искусство», 1989

Режиссерская энциклопедия Кино Европы. – М.: «Материк», 2002

Режиссерская энциклопедия. Кино США. – М.: «Материк», 2000

Роберт Флаэрти. Цикл статей. // «Сеанс». N 32

Российский иллюзион. – М.: «Материк», 2003

Русский киноплакат. – М.: «Контакт-Культура», 2002

100 великих режиссеров. – М.: «Вече», 2004

1000 фильмов за 100 лет. - М.: Госфильмофонд, 1997

Страницы истории отечественного кино. – М.: «Материк», 2006

Мастера зарубежного киноискусства. Роберт Флаэрти. – М.: «Искусство», 1980

Французское киноискусство: Сб. ст. / АН СССР, Институт истории искусств. – М.: «Искусство», 1960.

Энциклопедический словарь экспрессионизма. – М.: ИМЛИ РАН, 2008

Энциклопедия. Кино США. Актеры. – М.: «Материк», 2003

ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

Наши рекомендации