Театроведческого и драматического факультетов СПбГАТИ
Изучаемые темы и их структура
Первый семестр (34 часа)
Тема 1. История возникновения кинематографа (4 часа).
Занятие 1. Истоки кино. От «волшебного фонаря» к «живым картинкам».
Занятие 2. Направления развития кинематографа.
Тема 2. Подъем американского кино. Творческие поиски (4 часа).
Занятие 3. Кинематограф США на пути к искусству.
Занятие 4. Вершинные достижения американского кино на раннем этапе
своего развития. Режиссура Д.У.Гриффита.
Тема 3. Возникновение американской киноимперии. Выдающиеся
представители кино США первой трети ХХ века (10 часов).
Занятие 5. Творчество Эриха фон Штрогейма.
Занятие 6. Коммерческий кинематограф Сесила Блаунта Де Милля.
Занятие 7. Мак Сеннет – родоначальник американской кинокомедии.
Занятие 8. Документальное кино Роберта Флаэрти.
Занятие 9. Кумиры публики: Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс.
Тема 4. Становление национальных кинематографий (8 часов).
Занятие 10. Кино Великобритании. Брайтонская школа.
Занятие 11. Кино Италии. Возникновение жанра «пеплум».
Занятие 12. Кино Скандинавии (Дания, Швеция).
Занятие 13. Кино Франции: Империя «Патэ» и кинокомпания «Гомон».
Тема 5. Расцвет комедийного кино (8 часов).
Занятие 14. Карьера Макса Линдера.
Занятие 15. Рождение бродяжки Чарли.
Занятие 16. Бастер Китон – комик без улыбки.
Занятие 17. Гарольд Ллойд – комик без маски.
Второй семестр (24 часа)
Тема 6. Развитие кино в Германии (10 часов).
Занятие 18. Творчество Эрнста Любича.
Занятие 19. Киноэкспрессионизм. Роли и фильмы Пауля Вегенера.
Режиссура Роберта Вине.
Занятие 20. Кинематограф Фридриха Вильгельм Мурнау.
Занятие 21. Художественный мир Фрица Ланга.
Занятие 22. Выдающиеся представители кино Германии немого периода:
Георг Вильгельм Пабст, Вальтер Рутман, Лени Рифеншталь.
Тема 7. Французский киноавангард 1920-х годов (6 часов).
Занятие 23. Киноимпрессионизм и «Первый киноавангард».
Занятие 24. «Второй киноавангард». Дадаизм и экстремизм.
Занятие 25. Сюрреализм во французском кино.
Тема 8. Рождение российского и советского кино (8 часов).
Занятие 26-27. Кинематограф дореволюционной России.
Занятие 28-29. Становление советского кино.
Список основной литературы:
Абрамов Н. Экспрессионизм в киноискусстве. – М.: «Наука», 1966
Айвор Монтегю. Мир фильма (Путеводитель по кино). – «Л.: «Искусство», 1969
Айснер Лотте. Демонический экран. – М.: Rosebud Publishing, 2010
Аксенов И.А. Сергей Эйзенштейн. Портрет художника. – М.: «Киноцентр», 1991
Акунин Борис. Весь мир театр. – М.: «Захаров», 2010
Алейников М. Яков Протазанов. – М.: «Искусство», 1961.
Александров Г.В. Кино и эпоха. – М.: «Политиздат», 1975
Андроникова М.И. Сколько лет кино? История движущейся камеры. – М.: «Искусство», 1968
Аннинский Л.А. Лев Толстой и кинематограф. – М.: «Искусство», 1980
Аристарко Г. История теорий кино. – М.: «Искусство», 1966
Арлазоров М.С. Протазанов. – М.: «Искусство», 1982
Арнольди Э.М. Жизнь и сказки Уолта Диснея. – М.: «Искусство», 1968
Арнхейм Рудольф. Кино как искусство. – М.: «Иностраная литература», 1960
Аронсон Олег. Метакино. – М.: «Ад Маргинем», 2003
Асенин С.В. Уолт Дисней. Тайны рисованного киномира. – М.: «Искусство», 1995
Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. – М.: «Искусство», 1964
Базен Андре. Что такое кино. – М.: «Искусство», 1972
Балаш Бела. Искусство кино. – М.: «Госкиноиздат», 1945
Балаш Бела. Кино. Становление и сущность нового искусства. – М.:
«Прогресс», 1968
Барт Р. Дидро, Брехт, Эйзенштейн. – М.: ГИТИС, 1992
Басси Эшли. Экспрессионизм. – М.: БММ, 2007
Бах С. Марлен Дитрих. Жизнь и легенда. – Смоленск: «Русич», 1997
Бейли Клод. Фильмы, ставшие событиями. – СПб: «Акад. проект», 1998 Бейлин А. Актер в фильме. Уроки немого кино. – Л.-М.: «Искусство», 1964
Беленький И.В. Всеобщая история кино. Методические материалы и
лекции по всеобщей истории кино. Кн. 1-4. – М.: ГИТР им. М.А.Литовчина, 2001
Берган Рональд. Кино. Иллюстрированная энциклопедия. – СПб: АСТ,
Бергман Ингмар. Латерна магика. – М.: «Искусство», 1989
Божович В.И. Творчество Жака Фейдера. – М.: «Наука», 1965
Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. – М.: «Олма-пресс», 2003
Бояджиева Людмила. Макс Рейнхард. – Л.: «Искусство», 1987
Брагинский А. Рене Клер (его жизнь и фильмы). – М.: «Искусство», 1963
Братолюбов С. На заре советской кинематографии. – М.: «Искусство», 1976
Брукс Луиза. Лулу в Голливуде. – М.: Rosebud Publishing, 2008
Булгакова Оксана. Советский слухоглаз: Кино и органы чувств. – М.: НЛО, 2010
Булгакова Оксана. Фабрика жестов. – М.: «НЛО», 2005
Бунюэль Луис. Смутный объект желания. – М.: АСТ – «Зебра», 2009
Васильев Александр. Русский Голливуд. – М.: «Слово», 2010
Вейсман Стефен. Чарли Чаплин. История великого комика немого кино. – М.: ЭКСМО, 2010
Верн Жюль. Собрание сочинений в 29 тт. Т.9. Замок в Карпатах. – М.: «Ладомир», 2004
Вертов Дзига. Из наследия. Том 1. Драматургические опыты. – М.: Эйзенштейн-центр, 2004
Вертов Дзига. Из наследия. Том 2. Статьи и выступления. – М.:
Эйзенштейн-центр, 2008
Вертоградская Э.А. Хрестоматия по теории кино. – М.: ВГИК, 1991
Вишневский В.Е. Факты и даты из истории отечественного кинематографа. 1921-1924. – М.: АН СССР, 1960
Вишневский В. Е. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907 – 1916. – М.: А.О. ВТИ, 1996
Владимирова З.В. Игорь Ильинский. – М.: «Искусство», 1967
Вольф Н. Экспрессионизм. – М.: «Арт-родник», 2006
Герман Ю.В. Спутник киномана. – Винница: «Континет-ПРИМ», 1996
Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. – М.: «Аграф», 2007
Гиш Лилиан. Кино, Гриффит и я. – М.: «Искусство», 1974
Гловацкий Б.С. Владимир Максимов. – Л.- М.: «Искусство», 1961
Гращенкова Ирина. Ккино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. – М.: Авторское издание, 2006
Гращенкова И. Н. Абрам Роом. – М.: «Искусство», 1977
Громов Е.С. Лев Кулешов. – М.: «Искусство», 1984
Гуревич С.Д. Динамика звука в кино. – М.: ВНИИИ, 1992
Дакэн Луи. Кино – наша профессия. – М.: «Искусство», 1963
Делез Жиль. Кино. – М.: «Ад Маргинем», 2004
Дерябин Александр. Судный день. Об этике в документальном кино, и не только // «Сеанс», № 25/26.
Добин Е.С. Козинцев и Трауберг. – М.: «Искусство», 1963
Добротворский С.Н. Кино на ощупь. – СПб: «Сеанс», 2001
Дробашенко С. Кинорежиссер Йорис Ивенс. – М.: «Искусство», 1964
Дунаевский А. Оскар. Неофициальная история. – СПб: «Амфора», 2009
Зюков Б.Б. Вера Холодная. – М.: «Искусство», 1995
Иезуитов Н. Пудовкин: пути творчества» - М.-Л.: «Искусство», 1937
Изволов Н.А. Феномен кино: история и теория. – М.: «Материк», 1996
Ильинский И.В. Сам о себе. – М.: «Искусство», 1984
Иоскевич Я. 100 лет аудивизуальной культуры Франции. – СПб: РИИИ, 2009
Закревский Ю.А. Наше родное кино. – М.: ИТРК, 2004
Зоркая Н.М. История советского кино. – СПб: «Алетейя», 2006
Зоркая Н.М. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. – М.: «Наука», 1976
Камшалов А.И. Открывая мир. Кино в СССР. – М.: «Искусство», 1979
Караганов А.В. Всеволод Пудовкин. – М.: «Искусство», 1983
Караганов А.В. Первое столетие кино. Открытия, уроки, перспективы. – М.: «Материк», 2006
Карцева Е.Н. Вестерн. Эволюция жанра. – М.: «Искусство», 1976
Китон Бастер, Самуэлс Чарльз. Мой удивительный мир фарса. – М.: «Радуга», 2002
Клер Рене. Кино вчера, кино сегодня. – М.: «Прогресс», 1981
Клер Рене. Размышления о киноискусстве. – М.: «Искусство», 1963
Козинцев Г.М. Собрание сочинений в 5 т. – Л.: «Искусство», 1982
Кокарев И.Е. Российский кинематограф между прошлым и будущим. – М.: Росфондкультуры, 2001
Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино, т. 2, 1929-1945. – М.: «Искусство», 1970
Комаров С.В. История зарубежного кино, Т. 1. – М.: «Искусство», 1965 Комаров С.В. Великий немой. Из истории зарубежного киноискусства (1895-1930) – М.: ВГИК, 1994
Комаров С.В. Немое кино. – М.: «Искусство», 1965
Короткий В.М. Операторы и режиссеры русского игрового кино (1897-1921). – М.: НИИК, 2009
Которн Найджел. Интимная жизнь голливудских идолов. – М.: АСТ, 1999
Кракауэр Зигфрид. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. – М.: «Искусство», 1974
Кракауэр Зигфрид. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. – М.: «Искусство», 1977
Кудрявцев Сергей. 3500. Книга рецензий. В 2-х т. – М., авторское издание, 2008
Кукаркин А.В. Чарли Чаплин. – М.: «Искусство», 1988
Куренной Виталий. Философия фильма: упражнения в анализе. – М.: «Новое литературное обозрение», 2009
Кучмий Владимир. Старый новый Голливуд. 1903-2010. – М.: «Человек», 2010
Лебедев Н.А. Очерк истории кино СССР. Немое кино (1918-1934). – М.: «Искусство», 1965
Лидзани Карло. Итальянское кино. – М.: «Искусство», 1956
Линдгрен Эрнест. Искусство кино. Введение в киноведение. – М.:
«Иностранная литература», 1956.
Листов В.С. Россия. Революция. Кинематограф. – М.: «Материк», 1995
Лихачев Б.С. Кино в России (1896-1928). – Л.: “Academia”, 1927
Лищинский И. Жан Ренуар во времени и в пространстве. В сб.: Жан Ренуар. – М.: «Искусство», 1972
Лотман Ю.М. Место киноискусства в механизме культуры. – Тарту:
Ученые записки ТГУ, 1977
Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: «Ээсти Раамат», 1973
Лоусон Джон Говард. Фильм – творческий процесс. – М.: «Искусство» 1965
Лурселль Жак. Авторская энциклопедия фильмов. В двух тт. – СПб – М.: Rosebud Publishing, 2009
Мазинг Б. Актер германского кино. – Л.: Academia, 1926
Мазинг Б. Эмиль Яннингс. – М.-Л.: Academia, 1928
Макарова Г.В. Актерское искусство Германии: Роли, сюжет, стиль. Век XVIII – век ХХ. – М.: РГГУ, 2000
Маккей Джон. На «третьей волне» // «Сеанс», № 27/28
Максимов Вадим. Эстетический феномен Антонена Арто. – СПб: «Гиперион», 2007
Маневич И.М. Кино и литература. – М.: «Искусство», 1966
Маркулан Янина. Киномелодрама. Фильм ужасов. – Л.: «Искусство», 1978
Мартен Марсель. Язык кино. – М.: «Искусство», 1959
Марьямов А.М. Довженко. – М.: «Молодая гвардия», 1968
Михайлов В.П. Рассказы о кинематографе старой Москвы. – М.: «Материк», 1998
Миславский В. Н. Дмитрий Харитонов. Судьба русского кинопродюсера // «Киноведческие записки», вып. 18. – М.: 1993.
Молдавский Д. С Маяковским в театре и кино. Книга о Сергее Юткевиче. – М.: ВТО, 1975
Мусский И.А. 100 великих актеров. – М.: «Вече», 2002
Мусский И.А. 100 великих зарубежных фильмов. – М.: «Вече», 2006
Мусский И.А. 100 великих отечественных фильмов. – М.: «Вече», 2006 Мэнвелл Роджер. Кино и зритель. – М.: «Иностранная литература», 1957 Негри Пола. Жизнь и мечты в кино. – М.-Л.: «Теа-кинопечать», 1928
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. – М.: «Просвещение», 1989
Нечай О.Ф., Ратников Г.В. Основы киноискусства. – Минск: «Высшая
школа», 1985
Нильсен Аста. Безмолвная муза. – М.: «Прогресс», 1971
Нусинова Наталья. Когда мы в Россиию вернемся… Русское кинематографическое зарубежье. 1918-1939. – М.: НИИК, Эйзенштейн-центр, 2003
Оганесов М. Американские кинорежиссеры. – М.-Л., «Кинопечать», 1926
Паркинсон Дэвид. Кино. – М.: «Росмэн», 1996
Пассек Жан-Лу. Словарь французского кино. – Минск: «Пропилеи», 1998
Писаревский Д.С. 100 фильмов советского кино. – М.: «Искусство», 1967
Проскурникова Т.Б. Антонен Арто – теоретик «театра жестокости». В кн. Современное западное искусство. – М.: «Наука», 1982
Раззаков Федор. Любовные истории Голливуда. – М.: «Эксмо-пресс», 2002
Разлогов К.Э. Актуальная архаика. – М.: «Наука», 2005
Разлогов Кирилл. Искусство экрана: От синематографа до Интернета. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2010
Разумовская И. Проблема актерской игры в дореволюционном русском кинематографе» // сб. «Вопросы истории и теории кино», 1978
Райх Б.Ф. Вена – Берлин – Москва – Берлин. – М.: «Искусство», 1972
Рейсц Карел. Техника киномонтажа. – М.: «Искусство», 1960
Ренуар Жан. Моя жизнь и мои фильмы. – М.: «Искусство»,1981
Ренуар Жан. Статьи, интервью, воспоминания, сценарии. – М.: «Искусство», 1972
Рид Джереми. В погоне за черными радугами. – Тверь: Kolonna Publications, 2008
Рихтер Ганс. Борьба за фильм. – М.: «Прогресс», 1981
Ришар Лионель. Энциклопедия экспрессионизма. – М.: «Республика», 2003 Розенбаум А.З. Американский кино-город. – М.-Л.: «Кинопечать», 1926
Ростова Н.В. Немое кино и театр. Параллели и пересечения. – М.: «Аспект Пресс», 2007
Рошаль Лев. Начало всех начал. Факт на экране и киномысль «Серебряного века». – М.: «Материк», 2002
Садуль Жорж. Всеобщая история кино, в 6 тт. – М.: «Искусство», 1982
Садуль Жорж. История киноискусства. – М.: «Иностранная литература», 1957
Садуль Жорж. Жизнь Чарли. Чарльз Спенсер Чаплин. Его фильмы и его время. Издание второе, дополненное. – М.: «Прогресс», 1965
Самин Д.К. Самые знаменитые эмигранты России. – М.: «Вече», 2000
Селезнева Т.Ф. Киномысль 1920-х годов. – Л.: «Искусство», 1972
Скал Дэвид Дж. Книга ужаса: История хоррора в кино. – СПб: «Амфора», 2009
Скляренко Валентина, Таболкина Татьяна. 100 знаменитых актеров. – М.: «Фолио», 2001
Смирнов И.П. Видеоряд. Историческая семантика кино. – СПб: «Петрополис», 2009
Соболев Р. Как кино стало искусством. – Киев: «Мистецтво», 1965
Соболев Р.П. Александр Довженко. – М.: «Искусство», 1980
Соболев Р.П. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. – М.:
«Искусство, 1961
Соколов В.С. Киноведение как наука. – М.: НИИ киноискусства, 2008
Соколов И. «История изобретения кинематографа». – М.: «Искусство», 1960
Тарковский А.А. Лекции по кинорежиссуре. – Л.: «Ленфильм», 1989
Тарковский А.А. Уроки режиссуры. Учебное пособие. – М.: «Искусство кино», NN7-10, 1990
Теплиц Ежи. История киноискусства в 4 тт. М.: «Прогресс», 1968, 1971, 1973, 1974
Трауберг Илья. Актер американского кино. – Л.: “Academia”, 1927
Трауберг Леонид. Гриффит. – М.: «Искусство», 1981
Трауберг Л. З. Мир наизнаку. – М.: «Искусство», 1984
Уитфилд Айлин. Мэри Пикфорд. – Смоленск: «Русич», 1999
Фелдман Джозеф, Фелдман Гарри. Динамика фильма. – М.: «Искусство», 1959
Фернандес Доминик. Эйзенштейн. – СПб: «Инапресс», 1996
Филиппов С.А. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. – М.: «Альма Анима», 2006
Фрейлих С. И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. М.: «Академический проект», 2008
Фролов И.Д. Григорий Александров. – М.: «Искусство», 1976
Хаакман Антон. По ту сторону зеркала. Кино и вымысел. – СПб: изд-во Ивана Лимбаха, 2006
Хайдер Каролин. Этнографическое кино. – М.: МГУ, 2000
Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. – М.-Л.: «Искусство», 1937
Ханжонкова В. Русское кино 1908-1918. – М.: «Искусство», 1969
Ханютин Ю. Реальность фантастического мира: Проблемы западной кинофантастики. – М.: «Искусство», 1977
Хренов Николай. Кино. Реабилитация архетипической реальности. – М.: «Аграф», 2006
Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России. 1896-1930. – Рига: «Зинатне», 1991
Чаплин Чарльз. Моя биография. – М.: «Вагриус», 2000
Чаплин Ч.С. О себе и своем творчестве. Автобиография. Моя жизнь в фильмах. – М.: «Искусство», 1990
Черкасов Н.К. Записки советского актера. – М.: «Искусство», 1953
Шарый Андрей. Дракула в книгах и на экране. – М.: «Новое литературное обозрение», 2009
Шарый Андрей. Зорро в книгах и на экране. – М.: «Новое литературное обозрение», 2008
Шарый Андрей. Фантомас в книгах и на экране. – М.: «Новое литературное обозрение», 2007
Шкловский В.Б. Эйзенштейн. – М.: «Искусство», 1976
Шнайдер Стивен Джей. 501 КиноStars: Биографии и роли самых великих актеров мира. – М.: «Эксмо», 2008
Шнайдер Стивен Джей. 1001 фильм, который вы должны посмотреть. – М.: «Магма», 2006
Эйзеншиц Бернар. Немецкое кино. 1895-1933. // «Киноведческие записки»,
N 58, 2002
Эйзенштейн С. Избранные произведения. В 6 тт. – М.: «Искусство», 1964-1971
Эйзенштейн С. М. Избранные статьи. – М.: «Искусство», 1956
Эйзенштейн С. М. Как я стал режиссером. – Рига: «Госкиноиздат», 1946
Эйзенштейн С. Мемуары. – М.: «Музей кино», 1997.
Эйзенштейн Сергей. Метод. В двух тт. – М.: «Музей кино», 2002
Эйзенштейн С. Монтаж: Монтаж аттракционов; За кадром; Четвертое измерените в кино; Монтаж 1938; Вертикальный монтаж; Вкладыш. – М., ВГИК, 1998
Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов: К постановке «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского в московском Пролеткульте // Леф, 1923
Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 1: Чувство кино. – М.: «Музей кино», 2004
Эйзенштейн С. Неравнодушная природа. Том 2: О строении вещей. – М.: «Музей кино», 2006
Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства. Сб. статей. – М.: «Смысл», 2002
Эйснер Лотта. Демонический экран. Главы из книги. «Усталая смерть». – «Нибелунги». – «Метрополис». – «Приключенческие фильмы Фрица Ланга. // «Киноведческие записки» N 58, 2002
Юренев Ростислав. Чудесное око. Краткая история мирового кино. – М.: «Прогресс», 1983
Юренев Р. Краткая история советского кино. – М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1979
Юренев Р.Н. Краткая история киноискусства. – М.: Academia, 1997
Юткевич С. Франция – кадр за кадром. – М.: «Искусство», 1970
Юткевич С. И. Шекспир и кино. – М.: «Наука», 1973
Ямпольский Михаил. Видимый мир. Очерки ранней кинематографии. – М.: НИИ киноискусства, 1993ъ
Ямпольский М. У истоков поэтики кино. Опыт Жоржа Мельеса. // Искусство кино. N 3, 1981
Ямпольский Михаил. Язык-тело-случай: Кинематограф и поиски смысла. – М.: «Новое литературное обозрение», 2004
Янгиров Р. К биографии А. А. Ханжонкова: Новый ракурс // Киноведческие записки. – 2001. – № 55.
Янгиров Р. М. «Рабы немого»: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом. 1920-1930-е годы. М.: Библиотека-фонд «Русское зарубежье»: Русский путь, 2007.
Актерская энциклопедия Кино Европы. – М.: «Материк», 1997
Бунюэль о Бунюэле. – М.: «Радуга», 1989
Великий Кинемо. Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908-1919) – М.: «НЛО», 2002
Великие кинозвезды ХХ века. – М.: «Мартин», 2001
Германия. ХХ век. Модернизм, авангард, постмодернизм: литература, живопись, архитектура, музыка, кино, театр. – М.: РОССПЭН, 2008
Довженко в воспоминаниях современников. Сб. ст. сост. Пажитнова Л.И. Солнцева Ю.И. – М.: «Искусство», 1981
История кино: современный взгляд. – М.: «Материк», 2004
Жан Виго. – «Искусство», 1979
Жан Ренуар. – М.: «Искусство», 1972
Жанры кино. – М.: «Искусство», 1979
Западное искусство ХХ века. – М.: «Наука», 1979
Звезды Голливуда. – М.: «Терра», 1996
Звезды немого кино. – М.: «Искусство», 1968
Из истории французской киномысли: Немое кино 1911-1933. – М.: «Искусство», 1988
Имена. События. Школы. Страницы художественной жизни 1920-х годов. Вып. 1 – СПб: РИИИ, 2007
История отечественного кино. Сост. Листов В.С. – М.: «Материк», 1996
История советского кино, в 4 тт. – М.: «Искусство», 1969-1978
Кинорежиссеры Скандинавии. – М.: НИИ киноискусства, 1996
Кино Великобритании. Сборник статей. – М.: «Искусство», 1970
Кино Италии. – М.: «Искусство», 1989
Кино и литература. Под ред. Журко Ф.М. – М.: ВГИК, 1973
Кино. Энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986
Кинословарь, в 2 тт. – М.: «Советская энциклопедия», 1966, 1970
Комики мирового экрана. – М.: «Искусство», 1966
Ленфильм. 1918-1997. – СПб: БСК, 1998
Летопись российского кино 1863-1929. – М.: «Материк», 2004
Мигающий Cinema. Ранние годы русской кинематографии. – М.: «Родина, «Титул», 1995
Немое кино. – М.: «Искусство», 1965
Очерки истории советского кино. В 3 т. – М.: «Искусство», 1956-1961
Отечественное кино. Домашняя синематека. 1918-1996. – М.: «Дубль-Д», 1997
Первый век кино. – М.: «Локид», 1996
Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». – СПб: Росийский институт истории искусств, 2001
Пудовкин в воспоминаниях современников. – М.: «Искусство», 1989
Режиссерская энциклопедия Кино Европы. – М.: «Материк», 2002
Режиссерская энциклопедия. Кино США. – М.: «Материк», 2000
Роберт Флаэрти. Цикл статей. // «Сеанс». N 32
Российский иллюзион. – М.: «Материк», 2003
Русский киноплакат. – М.: «Контакт-Культура», 2002
100 великих режиссеров. – М.: «Вече», 2004
1000 фильмов за 100 лет. - М.: Госфильмофонд, 1997
Страницы истории отечественного кино. – М.: «Материк», 2006
Мастера зарубежного киноискусства. Роберт Флаэрти. – М.: «Искусство», 1980
Французское киноискусство: Сб. ст. / АН СССР, Институт истории искусств. – М.: «Искусство», 1960.
Энциклопедический словарь экспрессионизма. – М.: ИМЛИ РАН, 2008
Энциклопедия. Кино США. Актеры. – М.: «Материк», 2003
ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР