Тема 8. Рождение российского и советского кино (8 часов). 14 страница
Синерама – система панорамного кино, в которой фильм снимается несколькими камерами и демонстрируется на сильно изогнутом экране больших размеров, что создает у зрителя иллюзию присутствия.
«Сине-фоно» - российский журнал, посвященный кинематографу. Выходил с октября 1907 года по 1918 год сначала ежемесячно, а затем дважды в месяц. Издателем и редактором журнала был Самуил В. Лурье. Идея издания подсказана Паулем Тиманом.
Скачковый механизм – устройства в киносъемочной, кинопроекционной и кинокопировальной аппаратуре, осуществляющие прерывистое перемещение киноленты в фильмовом канале в процессе съемки, проекции и печати кинокартин. Распространены скачковые механизмы двух разновидностей: мальтийский механизм и грейферный механизм. В мальтийском механизме на валу креста устанавливается зубчатый барабан, перемещающий киноленту. Грейферный механизм содержит лентопротяжный зуб (зубья), который совершает движение по замкнутой траектории так, что на некотором ее участке он входит в перфорации и сообщает движение киноленте, а на остальной ее части находится вне перфораций.
Соляризация (от лат. solaris – солнечный, sol – солнце) – фотоэффект, который получается при повторной экспозиции негатива. Используется как художественный прием. В результате обычные предметы и образы на фотографиях трансформируются в фантастические и таинственные. В конце 1920-х гг. соляризацию заново открыл Ман Рэй («Круглые предметы в движении, с гвоздиками, пружиной и электрической пробкой», 1922). Первыми оценили эти новшества сюрреалисты и начали применять соляризацию (в сочетании с другими техниками) в своих произведениях. Ман Рэй считал фотографию «живописью света»; в 1920–30-х гг. он создал серию работ под общим названием «Эпоха света» (опубликована в виде альбома в 1934 году).
Старлетка (от англ. starlet, звездочка) - молодая, жаждущая успеха и денег актриса, готовая на всt, чтобы привлечь внимание режиссtров или продюсеров, которая если и становится известной, то, в первую очередь, благодаря своей сексапильной внешности, а не таланту.
Стедикам – система стабилизации камеры, обеспечивающая ее плавное движение в разных плоскостях. С. – это максимально простой способ получить картинку в движении без тряски и с минимальными затратами. В отличие от операторских рельс и использования крана, мобильность камеры здесь более высокая.
Стереоизображение – картина или видеоряд, использующий два отдельных изображения, позволяющих достичь стереоэффекта.
Стереокинематограф – демонстрационная система, имитирующая наличие третьего измерения, или вызывающая у зрителя иллюзию глубины. В ее основе лежит феномен бинокулярного зрения человека. Съемка, как правило, ведется с помощью двух синхронизированных камер с идентичными техническими характеристиками, расположенных друг рядом с другом, иногда под углом 90 градусов (во втором случае применяются зеркала).
При просмотре глаз зрителя видит только предназначенную для него часть кадра, в результате чего зрительная зона коры головного мозга воспринимает эти изображения как одно целое, полностью трехмерное. Современные компьютерные технологии позволяют создавать псевдо-стереоизображения с помощью компьютерной графики, без применения стереокамер.
Стоп-кадр – «замораживание» демонстрируемого изображения для того, чтобы незаметно для зрителей подобрать следующее.
Стробоскоп (от греч. «беспорядочное движение» и «смотрю») – прибор, производящий быстро повторяющиеся яркие световые импульсы. Первоначально был игрушкой.
Стробоскопический эффект – восприятие быстрой смены изображений отдельных моментов движения тела, как непрерывного его движения.
Суперколоссы – родоначальники исторических фильмов, снимавшихся, как правило, на античные сюжеты. Американцы придали этим постановкам должный размах и величие, за что кинокритики и окрестили их «суперколоссами» в отличие от итальянских «пеплумов». Классические суперколоссы: «Нетерпимость» (1916) Д.У. Гриффита, «Десять заповедей» (1923), «Крестное знамение» (1932), «Клеопатра» (1934, все – Сесил Б. Де Милль). В начале 1950-х голливудские продюсеры, сражавшиеся за зрителя с телевидением, возродили масштабные исторические постановки, что привело к их повсеместному успеху («Багряница», ремейк «Десяти заповедей», «Бен-Гур», «Спартак», др.). Однако в начале 1960-х «суперколоссы» принесли кинопроизводителям большие убытки (особенно - «Клеопатра»), утратили былой шарм и вскоре совсем исчезли.
Супрематизм (от лат. supremus – наивысший) – направление в авангардистском искусстве, основанное в первой половине 1910-х гг. Казимиром Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишенных изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний. На начальном этапе этот термин, восходивший к латинскому корню suprem, означал доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. В беспредметных полотнах краска, по мысли Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, - супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога).
Сценарий – литературно-драматическое произведение, написанное как основа для создания фильма.
Сюрреализм (от фр. surrealisme, сверхреализм) – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции. Отличается использованием иллюзий и неожиданных сочетаний форм (иногда абсолютно несочетаемых). Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм» в своем манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто и балетмейстера Леонида Мясина. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность – совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made». Сюрреалисты предлагали начать революцию со своего сознания. Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения.
Тауматроп или тауматрон (от греч. thauma tropion, вращающееся чудо) – оптическая игрушка, основанная на иллюзии: при быстром вращении кружка с двумя рисунками, кажется, что видишь один рисунок.
Тестовый просмотр – система закрытых предпремьерных показов, впервые внедренная в Голливуде в 1920-х годах продюсером Ирвингом Тальбергом для более точного прогнозирования кинопроката. На таких просмотрах выбранные социологическим агентством респонденты отвечают на специально составленную анкету. Изучив эти данные, аналитики делают прогноз по прокату и дают рекомендации по внесению изменений в сюжет картины. Сегодня наиболее авторитеным социологическим агентством в Голливуде является агентство Джо Фаррела (NRG – Национальная исследовательская группа»). Мнение специалистов такого рода может отправить фильм сразу на DVD-рынок, минуя кинотеатры.
Титры – надписи в фильме. Существуют заглавные, или вступительные, промежуточные и заключительные титры, а также внутрикадровые надписи – субтитры, использующиеся при демонстрации кинокартин на иностранных языках, выпускаемых без дублирования. В «немом» кино титры передавали содержание диалога, сообщали об изменении времени и места действия, помогали раскрытию авторского замысла. В звуковом кино сохранились преимущественно заглавные и заключительные титры. Интертитрами называют текстовые вставки, которые комментировали, давали пояснения или воспроизводили реплики по сюжету.
Торговый дом «П.Тиман и Ф.Рейнгардт» - российская компания, занимавшаяся производством и распространением кинофильмов начиная с 1909 года. Она была образована в марте 1909 года по инициативе Пауля Тимана и при участии табачного фабриканта Фридриха Рейнгардта. Компания быстро стала одним из лидеров российского кинопредпринимательства благодаря продуманной политике создания и выпуска в прокат фильмов знаменитой «Русской золотой серии», представлявших собой экранизации классических литературных произведений. В 1914 году компания пострадала в ходе антинемецких погромов. В 1915 году Пауль Тиман, как этнический немец был сослан в Уфу, оставив руководство компанией своей жене. Из-за ухода ведущих постановщиков компания вскоре пришла в упадок и впоследствии была закрыта. Основные фильмы: «Смерть Иоанна Грозного» (1909), «Бахчисарайский фонтан» (1910), «Москва» (первый фильм «Русской золотой серии», 1910), «Демон» (1911), «Песня каторжанина» (1911), «Рогнеда» (1911), «Каширская старина» (1911).
Трансфокатор – сочетание телескопической насадки с объективом, представляющее собой оптическую систему с переменным фокусным расстоянием. Механические перемещения отдельных элементов насадки Т. обеспечивают плавное изменение масштаба изображения объекта в определенном диапазоне. При этом фокусное расстояние Т. меняется, а резкость наводки объектива и относительное отверстие остаются неизменными.
Тревеллинг (от англ. travelling, путешествующий, передвигающийся) – способ киносъемки при движении камеры, когда угол между оптической осью объектива и плоскостью объекта остается во время съемки неизменным (напр., при проезде камеры вдоль улицы – горизонтальный т. или от земли вверх - вертикальный т.).
Триллер – первоначально представлял собой умелое смешение акцентов детектива и мелодрамы, с хорошо проработанными по сюжетному слою контрастными приемами фильма ужасов и саспенса. В 1970-х американские режиссеры превратили триллер в гибрид из жестокости, аномалий и эротизма. В 1980-х годах триллер окончательно возобладал над детективом, открыв в себе мелодраматические и даже комедийные мотивы. В 1990-х он насчитывал уже более 50 модификаций. Основным стал не сюжет как таковой, а всепоглощающий саспенс, в дымке которого и происходит все действие.
Феерия (от фр. fee, фея) - сценическом искусстве это слово первоначально употреблялось для обозначения театральных спектаклей или цирковых представлений, в которых применялись постановочные эффекты для показа фантастических сцен. Феерии возникли в Италии в XVII в.
Фенакистископ (от греч. «обманщик» и «смотрю») – лабораторный прибор, действие которого использует способность сетчатки человеческого глаза сохранять изображения. Аппарат состоит из картонного диска с прорезанными в нем отверстиями. На одной стороне диска нарисованы фигуры. Когда диск вращают вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с диском, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения, им присущие.
Фильм (от англ. film, пленка) - отдельное произведение киноискусства. В технологическом плане, фильм - это совокупность фотографических изображений (кадров), связанных единым сюжетом.
Фильмокопия – позитивное изображение на кинопленке, полученное печатью с негатива фильма, контратипа или обращенного позитива либо перенесением на кинопленку информации о записанных изображении и звуке.
Фильмостат (от «фильм» и греч. statos, стоящий, неподвижный) – металлический шкаф для хранения роликов фильмов. Для того, чтобы при хранении кинопленка не утрачивала своих физико-механических свойств, внутренний объем ф. защищают от внешних температурных воздействий и поддерживают в нем определенные влажность и химический состав атмосферы.
Фовизм (от фр. fauve – дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX – начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти. Один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, резкие контрасты цвета, острота ритма. Вскоре объединение распалось, и творческие пути его участников разошлись. Название направления отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Фокус (от лат. focus, очаг) – точка, в которой пересекаются («фокусируются») первоначально параллельные световые лучи после прохождения через собирающую оптическую систему.
Фотогения – Луи Деллюк рассматривал «фотогению» как сумму художественных элементов, отличающих кино от других видов искусства. Он подчеркивал, что съемка предметов и людей дает только внешнее представление о них. Это, собственно, только фотографирование явления. Задача кино – видеть глубже. Человек, снятый на пленку, должен быть не просто красив – он должен быть выразителен. Истинно фотогеничным является только то, что осмысленно и разумно. В бурной обстановке послевоенных лет, когда в искусстве возникали все новые и новые направления, Деллюк оставался верен теории и практике импрессионизма. С этих позиций он подходил и к вопросам фотогении кино.
Фотограмма – это изображение, полученное фотохимическим способом, без применения фотоаппарата. Предмет помещают на фотобумагу или пленку, и освещают лампой так, чтобы на фотоматериал попала его тень. Специфической особенностью фотограммы является то, что в момент экспозиции свет не отражается от предметов, а проходит свозь них. Непрозрачные предметы запечатлеваются на фотограмме в виде светлых силуэтов.
Хоррор-мувиз – фильмы ужасов. Речь в них, как правило, идет о вмешательстве в людские дела непостижимых явлений или потустронних сил. Чаще всего это рассказ о различного рода чудовищах и людях-монстрах.
Экспозиция (в фотографии и кино) – степень освещенности светочувствительной матрицы (пленки). Э. должна быть такой величины, чтобы позволить фотоматериалу с заданной чувствительностью получить количество света, нужное для сохранения изображения.
Экспозиция многократная или мультиэкспозиция – специальный прием в ходе съемки, который заключается в том, что один и тот же кадр экспонируется («фотографируется») несколько раз. При этом часть кадра может быть намеренно затемнена, что позволяет, к примеру, несколько раз изобразить в кадре одного и того же человека.
Экспонирование – процесс облучения светочувствительного материала.
Если экспонирование фотоматериала при съемке делается с большей, чем необходимо, экспозицией, то происходит переэкспонирование (передержка). В результате получают передержанное или переэкспонированное (слишком светлое позитивное или слишком темное негативное) изображение, с потерей деталей в светлых участках снимаемой сцены.
Экшен – этот термин употребляется чаще всего, как общее название фильмов, предлагающих зрителям стремительно развивающееся действие, не требующее углубленной психологической мотивации поступков героев картины, которые, как правило, предпочитают разрешать конфликты физическим способом.
ПРИЛОЖЕНИЯ