Список методической литературы. 1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания
1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
6. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
8. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
12. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1995.
13. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
14. Программно-методические материалы: изобразительное искусство и художественный труд для 5–9 классов / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Дрофа, 2000.
15. Программы средней общеобразовательной школы с краткими методическими рекомендациями: изобразительное искусство и художественный труд. 1–8 классы. – М.: Просвещение, 1990.
16. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
17. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
18. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
19. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
20. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
21. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
22. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
23. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
24. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
25. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Развернутый тематический план
К л а с с
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
Р а з д е л 1. дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств (10 часов) | ||||||||
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции | Изучение нового материала | Введение в искусство архитектуры. Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн. Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне. Архитектура и ее функции в жизни людей | Знать: – как анализировать произведения архитектуры и дизайна; – о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику; – особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал; – основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства. Уметь: – гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников; | Композиция из трех прямоугольников | ||||
Прямые линии и организация пространства | Изучение нового материала; повторение, закрепление | Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий | ||||||
Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна | Рисунки (композиции) по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п. | |||||||
Искусство шрифта. Буква – строка – текст | Изучение нового материала; | Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях | Композиция заглавной буквы |
Продолжение табл.
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне | повторение, закрепление изученного; выполнение заданий | конструктивных и изобразительных видов искусств | – передавать в работе (выражать) свое настроение (ощущение) и состояние от происходящего в природе, картинах жизни | Макеты плаката, поздравительной открытки | ||||
Многообразие форм дизайна | Организация пространства вокруг архитектуры | Макет разворота книги | ||||||
Р а з д е л 2. художественный язык конструктивных искусств. в мире вещей и зданий(7 часов) | ||||||||
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность | Изучение нового материала | Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение | Уметь: – конструировать объемно-пространственные композиции; – моделировать в своих творческих работах архитектурно-ди-зайнерские объекты, основные этапы художественно-производ-ственного процесса в конструктивных искусствах; – работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды; – конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-про-странственную композиции | Выполнение макета из нескольких прямоугольных призм | ||||
Архитектура – композиционная организация пространства | Изучение нового материала | Творчество великих архитекторов | Достижение композиционного взаимосочетания объектов | |||||
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм | Изучение нового материала | Важнейшие архитектурные элементы здания | Соединение объемов, составляющих здание | |||||
Важнейшие архитектурные элементы здания | Изучение нового материала | Создание эскиза архитектурных элементов здания |
Продолжение табл.
Единство художественного и функционального | Изучение нового материала | Единство художественного и функционального | Композиция из реальных предметов и вещей (коллаж) | |||||
Роль и значение материала и конструкции | Изучение нового материала | Роль и значение материала в конструкции | Сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи – сапоги-скороходы, ковер-самолет | |||||
Цвет в архитектуре и дизайне | Изучение нового материала | Роль и значение цвета в архитектуре и дизайне | Цветовое решение макетной композиции | |||||
Р а з д е л 3. город и человек. социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека(10 часов) | ||||||||
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого | Изучение нового материала | История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры | Уметь: – использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру; – владеть навыками формирования, использования объемов в дизайне и архитектуре; – создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами; | Силуэтная зарисовка знаменитых построек | ||||
Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива развития архитектуры | Изучение нового материала | Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий | Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего» | |||||
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монументальной живописи | Изучение нового материала, повторение, | Среда жизни современного человека. Интерьер. Работа в бумажной пластике | Макетно-рельефное моделирование района |
Продолжение табл.
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды | закрепление, выполнение практических заданий | Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера | – работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, панно, фреска); – выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику (по собственному эскизу), аппликацию; – оформлять интерьер школы, своей комнаты; – изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура будущего» | Создание проекта парка с городской мебелью | ||||
Дизайн – средство создания интерьера | Историчность и социальность интерьера | Интерьер в технике аппликации | ||||||
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства | Связь природы и архитектуры | Создание макета сквера с фонтанами, беседками и т. д. | ||||||
Проектирование города: архитектурный замысел | Практикум, проектная деятельность | Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве | Коллективная работа над макетной композицией: проект города | |||||
Р а з д е л 4. человек в зеркале дизайна и архитектуры(8 часов) | ||||||||
Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитек-турная планировка дома | Изучение нового материала | Ознакомление с известнейшими музеями России. Поисковая работа «Русские музеи». Подбор материала по теме | Уметь: – использовать изобразительные средства выразительности при моделировании архитектурного ансамбля; | Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору). Компоновка интерьера дома | ||||
Интерьер комнаты – портрет хозяина. Дизайн интерьера | Изучение нового материала | Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля | – применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаш, | Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж) |
Окончание табл.
Дизайн и архитектура моего сада | Урок-экскурсия | Выполнение творческой работы «Мой сад» | тушь, мелки) при выполнении творческих работ; – использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин); – создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению; – выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.) | |||||
Мода и культура. Дизайн одежды | Изучение нового материала | Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности | Проект вечернего платья, костюма | |||||
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды | Изучение нового материала | Создание композиционных макетов современной одежды | Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект) | |||||
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна | Урок-видеоэкскурсия | Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи | Зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок | |||||
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна | Изучение нового материала | Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы | Коллективное задание группам: сценарные разработки проекта имиджа | |||||
Моделируя себя, моделируешь мир | Урок-практикум | Выполнение творческой работы | Индивидуальная творческая работа |