Сущность дизайна как деятельности
ЛЕКЦИЯ 2. ДИЗАЙН КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЛАН
1. Сущность дизайна как деятельности
2. Направления дизайн-деятельности (существующие и перспективные)
3. Соотношение дизайна и искусства, дизайна и инженерной деятельности, дизайна и архитектуры
Сущность дизайна как деятельности
Деятельность в целом – это целесообразное взаимодействие человека с предметным миром. Она основана на целеполагании, поскольку человек – это разумное существо, обладающее сознанием и волей. Дизайн называют феноменом проектной деятельности, проектной культуры XX века. Человеку как существу разумному, присуще специфическое свойство - проектное сознание, суть которого и цель состоят в стремлении осуществлять изменения в окружающей среде, в том числе искусственной, планировать решения возникающих при этом задач.
В дизайн-деятельности задействованы субъект (дизайнер) и объект (техника). Но связь субъекта и объекта опосредована средствами деятельности (приборы, орудия, макеты, лекала, объемно-графический язык дизайна), а их единство предстает как процесс (взаимодействие). При необходимости деятельность дизайнера включает в себя условия как компенсаторы ограниченностей субъекта, объекта, средств. А процесс деятельности как реализация целей субъекта завершается формированием результата в виде продукта и отхода. Все названные компоненты деятельности структурно организованы в систему деятельности, которой противостоит внешняя среда, как системы всех других деятельностей, с которыми взаимодействует данная система.
Можно выделить 8 компонентов любой человеческой деятельности, в частности, и дизайн-деятельности:
а) любая деятельность как целесообразное взаимодействие включает в себя СУБЪЕКТ, т. е. личность или социальную общность, совершающих деятельность. Более того, деятельность – это не внешняя характеристика человека, личности или общности, а интегральная характеристика самого человека, способ его бытия;
б) любая деятельность предметно направлена, поэтому включает в себя ОБЪЕКТ, т. е. те явления реального мира, на которые направлена активность субъекта. Предметный, объектный характер – сущностная характеристика
человеческой деятельности;
в) любая деятельность орудийна, опосредована, поэтому включает в себя СРЕДСТВА, т. е. все те явления, которые человек использует для воздействия на объект; г) любая деятельность процессуальна, длится во времени и представляет собой совокупность последовательно выполняемых действий, поэтому включает в себя ПРОЦЕСС;
д) любая деятельность результативна, что следует уже из ее целесообразности, поэтому нет деятельности без РЕЗУЛЬТАТА, которым является реализованная на объекте цель субъекта;
е) любая деятельность совершается в определенных УСЛОВИЯХ, которыми являются компоненты других систем деятельности, включенные в данную;
ж) любая деятельность структурно организована, все компоненты ее взаимосвязаны в целостность, что позволяет говорить о СИСТЕМЕ деятельности (структурированный состав компонентов);
з) любая деятельность как система находится объективно во взаимодействии с другими системами, которые для нее выступают как СРЕДА.
Сфера дизайна как комплексная определяет становление в ней в ходе деятельности совокупности дизайн-отношений различных социальных субъектов. Можно выделить несколько групп таких отношений.
Во-первых, дизайн-деятельность генерирует отношения между дизайнерами-коллегами данной организации (бюро, отдел, фирма), которые
могут предлагать альтернативные дизайн-проекты одного и того же изделия. Эти отношения могут складываться как позитивные (содружество, союз) или негативные (вражда, конкуренция).
Во-вторых, дизайн-деятельность определяет становление отношений позитивного или негативного характера с дизайнерами других фирм, организаций, что может выражаться в партнерских или конкурентных отношениях.
В-третьих, дизайн-деятельность как комплексная предполагает возникновение отношений с другими специалистами, которые работают над одним и тем же изделием с учетом всех принципов дизайн-деятельности: экономисты, конструкторы, технологи, эргономисты, экологи, социологи и т. д. Эти специалисты являются одновременно и субъектами дизайн-деятельности и субъектами иных деятельностей общества (экономической, экологической, социологической и т. д.). В качестве последних они могут рассматриваться в дизайн-деятельности как условия (компенсаторы ограниченностей субъекта – дизайнера).
В-четвертых, вся система дизайн-деятельности вступает в отношения с другими системами деятельности как ее средой: дизайн и экономическая деятельность, дизайн и техническая деятельность и т. д. В этом случае сами другие деятельности с их потребностями, способностями, отношениями и институтами выступают как сферы, которые являются активным фоном и потенциалом сферы дизайн-деятельности.
Причина появления такого вида деятельности – формирование объективной потребности. Детерминация возникновения и развития дизайна формировалась в конце XIX века и связана с именем таких ученых и общественных деятелей, как Моррис, Рескин и Земпер в Англии и Германии и профессор Стахов в России.
Развитие индустриального производства в XIX веке поражало человеческое воображение достижениями инженерно-технической мысли: дирижабли, самолеты, пароходы, паровозы, автомобили, доменные печи, телефон и средства связи, многофункциональные станки и т. д. Технический прогресс опережал развитие искусства. Красота, эстетическая ценность произведений искусства уступала социальной значимости технических изобретений, многократно увеличенных многосерийным машинным производством (научно-фантастические романы Ж. Верна в конце XIX века).
Искусство, прежде всего живопись, пыталось противостоять процессу технизации общественного сознания несколькими способами:
а) реставрацией и развитием былого опыта прикладного искусства, создававшего утилитарные и одновременно прекрасные произведения;
б) детализацией и натурализацией изображения объектов в соревновании с развивающейся фотографией и кинематографией, которые
еще не были видами искусства;
в) развитием таких методов и стилей, которые якобы опирались на достижения научно-технической мысли (квантовая теория света, теория относительности, неэвклидова геометрия и т. д.): импрессионизм, пуантилизм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм.
Однако прикладное искусство являлось уникальным творчеством, поэтому не могло соревноваться с массовым многосерийным производством индустриальных вещей. Ему оставалось сохраняться на уровне художественных промыслов, во множестве дошедших до нашего постиндустриального времени. Возникло противоречие между необходимостью искусства удовлетворять не только эстетические, но и утилитарные требования публики и фактической неспособностью его это сделать на основе традиционных методов творчества. Это противоречие и определило ПОТРЕБНОСТЬ в дизайне, то есть в новом методе творчества, интегративно представляющем собой единство художественной и утилитарной деятельности, единство красоты и пользы.
Итак, дизайн возник, когда стало необходимо было объединить в производство и в потребителя, возник потому что, общество перешло от ремесленного производства к промышленному и проектировщик стал оторван от потребителя, а дизайнер явился связующим звеном между производством и потреблением. Дизайн осуществляет возможность функционирования вещи внутри общества, так как вещь имеет социальную функцию, с помощью вещей происходят отношения между людьми. Вещь может иметь знаковую функцию. Таким образом, под дизайном понимается не только дизайнерское проектирование предметных объектов, а некоторый социальный механизм, который помимо дизайнерского проектирования, предполагает также наличие определенных социальных групп населения, нуждающихся в дизайнерски спроектированных продуктах промышленности, как средство осуществления своих социальных взаимоотношений. Следовательно, дизайнер не просто согласует и координирует усилие специалистов, инженеров конструкторов и др., но он проводит эту координацию на определенной основе, в русле определенных требований.
Направления дизайн-деятельности, существующие и перспективные
Направления проектной практики дизайна различаются по ориентации, целям, масштабности решаемых проблем и конкретных задач дизайн-проектирования.
Прежде всего они определяются степенью структурной сложности и составом элементов объекта проектирования, т.е. задачей разработки или отдельного изделия, или набора (комплекта) изделий, или ансамбля, или комплекса (системы) изделий, или предметно-процессуальных систем (дизайн-программ).
Далее, эти направления различаются по требуемой степени новизны, оригинальности разработки. Это могут быть задачи либо чисто стилевой модернизации, основанной на совершенствовании в той или иной степени потребительских свойств объекта разработки, либо проектирования объекта с новой комбинацией известных функций или качественно новой функцией (функциями), либо создания объекта на основе принципиально нового конструктивно-технологического решения, обусловливающего новизну структуры и формы произведения дизайна, не имеющего аналогов и прототипов. Наконец, направления дизайн-проектирования делятся на уже освоенные практикой дизайна, современные, и те, которые еще пока мало освоены, но на основе прогнозов развития дизайна могут быть распространены в будущем, т. е. перспективные.
Таким образом типологическая структура современных направлений дизайн-проектирования может быть представлена следующими типами:
− дизайн отдельных изделий (массовый и единичный);
− дизайн комплектов изделий (наборов) или их ансамблей;
− дизайн комплексов (предметных систем) изделий;
− дизайн предметно-процессуальных систем (дизайн-программ).
В первых двух из них объекты могут обладать разной степенью новизны разработок (от стилевой модернизации до создания изделий, функционально-технически и морфологически по-настоящему оригинальных, не имеющих прототипов). В двух последних направлениях (и особенно в разработках дизайн-программ) преобладают объекты с высокой степенью новизны и оригинальности, не утрачиваемой ко времени промышленного освоения этих сложных комплексных объектов и выпуска их на рынки сбыта.
Индустриальный дизайн
Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как «индустриальная эстетика». Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы. Сюда же можно отнести продукцию станко- и машиностроения, средства транспорта и оружие.
Индустриальный (промышленный) дизайн. Как вид проектно-художественной деятельности в условиях развитого промышленного производства начал свой путь ещё в 20‑х гг. XX века. Необходимо выделить четыре основных предпосылки этого процесса.
Основными предпосылками становления индустриального дизайна были:
- промышленная революция XVII-XVIII вв., принесшая кардинально новые технологии машинного производства и массового тиражирования изделий, высокий уровень разделения труда в производстве и выделение в обособленную профессию “проектировщика индустриальных изделий”;
- художественно-стилевое направление “ар нуво”, ориентированное на отказ от перегруженной декором эклектики в пользу простых лаконичных и стильных форм; поиск красоты в самой форме предмета и его силуэте, в сочетаниях примененных материалов, их текстуре и фактуре, использование напряженных линий конструкций, а также комплексный подход в проектировании многопредметных гарнитуров и предметно-пространственной среды в целом;
- авангардные искусство к. XIX-н. ХХ вв. (кубизм, футуризм, неопластицизм, супрематизм, абстракционизм и конструктивизм), продемонстрировавшее новое восприятие предметного мира и самовыражение через абстрактные композиции и формы, тем самым было положено начало воспитания нового зрителя, воспринимающего беспредметное искусство, - будущего потребителя функционального дизайна, а также заложившее основы нового проектного метода, основанного на абстрактном композиционном моделировании предметных форм;
- первые школы дизайна - Баухауз и ВХУТЕМАС, в которых произошло формирование универсального проектного метода дизайнера, основанного на абстрагированном композиционном моделировании предметных форм, наиболее полно отвечавшего технологиям промышленного производства изделий.