Действие — основной материал театрального искусства
Итак, актер является главным носителем специфики театра. СИНТЕТИЧЕСКИМИ ИСКУССТВАМИ называют те виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. К ним относятся театр, эстрадно-цирковое иск., танец и кино.
КИНОИСКУССТВО - вид искусства, произведения которого (фильмы или кинокартины) создаются с помощью киносъемки реальных, или специально инсценированных, или с привлечением средств мультипликации событий, фактов, явлений действительности. Это синтетический вид искусства, соединяющий в себе литературу, театр, изобразительные искусства и музыку.
ТАНЕЦ - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах. Народный танец - танец определенной национальности, народности или региона. Сценический танец - один из основных видов танца, который предназначен для зрителей и предполагает создание хореографического образа на сцене.
ТЕАТР- род искусства, отражающий действительность, характеры, события, конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актера перед публикой. Делится на три вида: оперный, балет и драматический.
ЦИРК - вид искусства, который предусматривает демонстрацию силы, ловкости и смелости. Включает в себя акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и др.
Если говорить о русском драматическом театре, то, безусловно, драматические произведения Грибоедова («Горе от ума»), Фонвизина «Недоросль», Пушкина («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), Гоголя («Ревизор»), Лермонтова («Маскарад»), были гениальны, глубоки и актуальны.
БИЛЕТ11 Взаимодействие искусств. Использование принципов одних видов искусств в других. Музыка и “музыкальность” в словесном искусстве.
1) Взаимодействие искусств: См. билет 9!
2) Музыка-Вид искусства. Согласно А.К Сохору, этот видотражает действительность и воздействует на человека посредствам осмысленных и образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящий в основном из тонов.
3) Музыка определяется как “Искусство” звуков, организованных главным образом по высоте и во времени.
4) Музыкальность-комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
БИЛЕТ12. Взаимодействие искусств. Живопись и «живописность» в словесном искусстве .
Искусство существует в конкретных своих видах: литература театр, графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, цирк, художественная фотография, кино, телевидение и т. д. Многообразие видов искусства дает возможность эстетически осваивать мир во всей его сложности и богатстве. Нет главных и второстепенных искусств, каждый вид обладает своими сильными и слабыми сторонами в сравнении с другими видами искусства. Соотношение между искусствами, их большая или меньшая близость, их внутреннее сходство, взаимотяготение и противоборство исторически изменчивы и подвижны. Для развития искусства равно плодотворны как проявление специфики каждого из видов искусств, так и взаимодействие муз. Хотя виды искусства и имеют известную склонность к соединению, даже слиянию, важно развитие специфических особенностей каждого из них. Искусство — что постоянно развивающаяся сложная система общения его видов и жанров.
БИЛЕТ 13. Взаимодействие искусств. Программность в музыкальном искусстве. Музыкальные произведения на основе музыки и живописи.
1) Взаимодействие искусств. См билет 9.
А) Литературные произведения о живописи, живописные впечатления в литературных произведениях, “Живописность” в литературе.
Б) У каждого произведения искусства свой материал.
В) Наиболее ярким примером является скульптура( Камень, глина, дерево, стекло)
Г) От материала скульптуры зависит ее восприятие другими людьми.
2) Программность в музыкальном искусстве: Важным выразительным средством в любом искусстве являетсяритм - чередование каких-либо элементов (звуковых, изобразительных) в определённой последовательности. С помощью ритмического повтора или контраста художник, композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму, композицию. Любой рисунок, как в изобразительном искусстве, так и в музыке, рассказывает внимательному зрителю и слушателю о душевных переживаниях их создателей, несёт в себе характерную интонацию.Плавные линии графического, живописного рисунка, как и плавные мелодии, передают мягкость, нежность, покой; ниспадающие, нисходящие линии - успокоение или грусть, печаль; восходящие, взлетающие - радость, свет, энергию, устремлённость. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечёт за собой напряженность, драматизм образа.
3)Музыкальные произведения на основе музыки и живописи: а) живопись Клода Моне - французского живописца, одного из основателей импрессионизма. И живописную музыку Чайковского. Б) Живопись Уильяма Тёрнера и музыку Бетховена. В) Живопись Леонардо да Винчи и музыку Моцарта
БИЛЕТ14. Понятия «стиль, направления, течения, школы»
Стиль.Структурное единство образной системы и приемов худож. выражения, порождаемое живой практикойразвития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Понятие стиля употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Стиль служит одним из связующих элементов в синтезе искусств, приобретая наибольшую степень органичности и целостности (готика, барокко, классицизм).
Будучи относительно самостоятельным, образуя собственную традицию, Стиль может при известных условиях существовать дольше, чем социальнокультурная ситуация его породившая.В формировании Стиля участвуют социальные и культурные предпосылки, связанные с представлениями о природе иск-ва, его функциях, выражаемые втворческом методе и мировоззрении художников. Первыезначительные стили складываются в древних.цивилизациях (Египет, Вавилон) в соответствии с господствующими религиозно-идеологическими нормами. В разные исторические периоды стиль специфично осуществляется в отдельных видах искусства, в большей илименьшей степени проявляя свои типичные признаки во взаимоотношении содержания и формы в искусстве. Стилевому развитию иск-в с каждой новой эпохой соответствует все нарастающее усложнение, проявляющееся во взаимодействии местных, региональных школ, худож. традиций.
Направление и течение в искусстве понятия, обозначающие принципиальную общность художественных явлений на протяжении определенноговремени. Направление обычно рассматривается как более широкая категория, охватывающая единствомировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни и связанная со своеобразным художественным стилем (например, классицизм, романтизм, натурализм, символизм, реализм).
Такоеединство часто охватывает все или многие виды искусства, причём некоторые из них оказываются ведущими (архитектура в классицизме, музыка и лирика в романтизме).
Под течением обычно понимается болеетесная группировка в пределах направления («философское течение» в литературе русского романтизма 20—30-х гг. XIX в.). Принадлежность художников к одному направлению или течению не исключает глубокихразличий их творческих индивидуальностей.
Школа. Школа в искусстве, художественное направление, течение, представленное группой учеников и последователей какого-либо художника (например, венецианская школа), либо группой художников, близких по творческим принципам и художественной манере (например, строгановская школа иконописи). Термином «школа» характеризуют также живопись, скульптуру.
БИЛЕТ15.Древнерусская культура, как культура средневекового типа. Религиозная основа древнерусского искусства. Символизм в древнерусском искусстве.
1) Период с 10-17 вв.- культура средневекового типа.
-Ориентирована на религиозное сознание, монотеистическая религия.
-Задача объединения государств
-Человек вписан в ячейку, является социальной единицей : Общество делится на Мирян и Духовенство
-Повышенная знаковость, повышенный символизм.
-Культура избирательна, видит далеко не все, что происходит в мире, мнимые явления выбрасывает за рамки.
Гибель античной цивилизации и культуры одновременно означала победу христианства над язычеством (хотя победа была далеко не полной, и конфликт между христианством и языческим наследием прошел через все Средневековье) "и превращала его в духовную силу, которая влияла на все стороны жизни человека, на его духовные ориентиры. В условиях всеобщего упадка культуры в период раннего Средневековья только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы.
В тяжелых и опасных обстоятельствах повседневной жизни христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, его устройстве и действующих в нем силах и законах. Кроме того, дополнительными, притягательными чертами христианства были проповедь общечеловеческой любви, понятные всем нормы и правила жизни, равенство всех людей без исключения, идея об искупительной жертве. Вместе с тем христианство утвердило свою систему ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Бога в качестве вечного и неизменного начала мира. Бог мыслился в христианстве создателем всех вещей и самого человека. В иконографии Бог изображался то в качестве владыки на троне, то Пантократором - главой Вселенной, то Иисусом - богочеловеком, добровольно принявшим смерть во искупление грехов и страданий человеческих.
В соответствии с христианской картиной мира средневековый европеец представлял его себе в виде иерархической системы, напоминающей пирамиду. На вершине ее Бог, ниже идут уровни священных персонажей: сначала апостолы, наиболее приближенные к Богу, затем архангелы, ангелы и тому подобные существа, постепенно удаляющиеся от Бога и приближающиеся к земному уровню. Еще ниже в этой иерархии находятся люди: сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровней и, наконец, простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле размещаются животные, потом растения. В основании пирамиды - полностью неодушевленная земля. А уже дальше, в мире подземном, расположились силы зла во главе с Сатаной - здесь также существует своя иерархия.
придворный досуг и рыцарские турниры, пиры, сцены охоты, путешествия в дальние страны и другие стороны пышной придворной жизни. Битвы и поединки героев также представлены во всех деталях. Необычайно красочно описаны богатое оружие героев, щедрые подарки правителей, драгоценное одеяние, сочетающее красочные, золотые, белые цвета и живо напоминающие средневековую книжную миниатюру.
БИЛЕТ16. Храмовая архитектура Древней руси Символька. Выдающиеся мастера.
· АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ - с древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви.
· Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости и легкости светового решения также символизировавшей единение земного и небесного начал церкви.
Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049 г. и первый Софийский собор в Новгороде - предшественник белокаменной Софии. Историки архитектуры расходятся во мнениях относительно того, какими были взаимоотношения каменной и деревянной архитектуры, какая из них оказывала влияние на развитие другой. Вероятней всего, влияние было двусторонним. Каменная архитектура, особенно храмовая, испытывала определенное влияние деревянного зодчества с его приемами двускатной и четырехскатной кровли и пр., в свою очередь, деревянная архитектура усваивала и осваивала элементы каменного строительства в той мере, в какой они могли бы быть воспроизведены в принципиально ином строительном материале. Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга - сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранялся и в более сложных сооружениях - теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуре Руси вплоть до Нового времени.
Чередование четвериков и восьмериков, особенно характерное для храмового зодчества, создало весьма распространенный на Руси тип двух- и многоярусных шатровых храмов - от небольших, односрубных или одностолпных церквей до многостолпных соборов. Отдельные срубы (столпы) связывались между собой системой галерей, переходов, крылец. Все здания ставились на деревянные или каменные цоколи (подклеты), в которых размещались частично уходящие под землю подвальные помещения и входы в погреба и подземные ходы.
Архитектура Древней Руси Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др.); монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор - мастер Петр. В период раздробленности Руси в различных княжествах и землях складываются самостоятельные архитектурные школы. В Новгороде с сер. XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др.).
Андре́й Рублёв (около 1360[3] — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых. Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. им, скорей всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).
Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. Искусство Феофана Грека внесло на Русь понятие высокой христианской символики. Во фресках Феофана острые пробелы, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни.
Им расписаны:
· Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378); первая известная сохранившаяся работа)
· Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1395) вместе с Семёном Чёрным)
· Архангельский собор Кремля (1399)
· Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)
Им возможно написаны знаменитые иконы:
· Икона Божией Матери Донская (1380?)
· Икона Успение Богородицы (1380?)
· Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.
БИЛЕТ 17. Иконы как вид искусства. Символика. История. Особенности иконописных стилей. Выдающиеся мастера и произведения
1) Иконы-живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери и Святых.
В искусстве иконописи обязательно должна присутствовать образность. В иконописании недопустим полет фантазии. ; Время иконы фиксирует вечность. Икона- искусство каноническое.
Основные функции ИКОНЫ:
1) иллюстрация, пояснение сути представляемого события;
2) напоминание человеку о необходимости молитвенного обращения к тому, кто изображен на ИКОНЕ, т.е. приглашение к молитве;
3) помощь в молитве, осуществляемая через специфические особенности иконографического построения.
Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Она – ткань из подвигов святого. Одна из важных деталей – складки. Характер расположения складок на одеждах святых свидетельствует о времени написания иконы. В VIII – XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия. В XV – XVI веках складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.
Символика в иконах:
· символика жестов · символика вещей · изображение церковных таинств · символика цвета в иконе · прошлое и будущее в иконе · обратная перспектива · небо и земля в иконе · круг в иконописи |
Иконописцы Древней Руси :
· Авраамий Смоленский
· Адриан Пошехонский
· Алипий Печерский
· Григорий Иконописец
· Даниил Чёрный
· Дионисий (игумен Саввино-Сторожевского монастыря)
· Дионисий (иконописец)