Тема 8. Рождение российского и советского кино (8 часов). 3 страница

Дюлак, Жермен (1882-1942) наст. фам. Сессе-Шнайдер – французский кинорежиссер, сценарист и теоретик кино. Начинала в качестве театрального критика и журналиста. С 1915 года стала работать в кино. В ее творческой практике чередовались коммерческие постановки с экспериментальными фильмами. В 1919 году сняла фильм «Испанский праздник» по первому сценарию Л. Деллюка. В дальнейшем стремилась создавать эмоциональную атмосферу и поэтические мотивы посредством свободной и не подчиненной сюжетным задачам ассоциации зрительныхз образов. С точки зрения авангардистского опыта особый интерес представляет ее сюрреалистический фильм «Раковина и священник» (1927) по сценарию поэта Антонена Арто. Выступила сторонником т.н. «интегрального кино», основанного на ритме пластических форм, отвлеченных от конкретного содержания. Снятые в 1929 году фильмы «Пластинка 927» (на музыку Шопена), «Арабески» и «Тема и вариации» (на музыку Дебюсси) представляли собой попытку создать «музыку для глаз». В 1930-40 гг. работала директором кинохроник «Патэ-журнал» и «Франс актюалите». Ввела в обиход термин «авангард» для обозначения экспериментального направления французского кино 1920-х годов. Автор нескольких порнографических фильмов.

Дюшан, Марсель (1887-1968) – французский и американский художник, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма. Его творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Д. считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Родился в семье провинциального нотариуса. В 1904 году приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться живописи, но бросил занятия. В 1909 году на его работы откликнулся в своем обзоре Гийом Аполлинер. Крайне немногочисленная продукция Д. всегда носила провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов. Она постоянно сопровождалась подробными до абсурда заметками автора. В 1920-е годы Д. активно участвовал в коллективных акциях группы «дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов, участвовал в съемках нескольких фильмов. Наибольшую известность из них приобрел сюрреалистический «Антракт» (1924), созданный на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати. Совместно с Маном Рэем Д. снял экспериментальный фильм «Анемик Синема» (1926). Впоследствии Д. практически отошел от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставался влиятельнейшей фигурой художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 жил по большей части в США, в 1955 году принял американское гражданство.

Ермольев, Иосиф Николаевич (1889-1962) – крупный российский кинопредприниматель, работавший также во Франции, Германии, США и Мексике. Будучи студентом юридического факультета Московского университета, был принят на работу младшим техником в московское отделение кинофирмы «Братья Патэ». Уже через год он стал руководителем отдела продаж, а через три – генеральным представителем «Патэ» в России. С 1912 года – совладелец прокатной фирмы «Ермольев, Зархин и Сегель» (в Ростове-на-Дону). В 1915 году Е. основал в Москве собственное киноателье «И. Ермольев», под эгидой которого было выпущено более 120 фильмов. В 1918 году открыл филиал этой кинокомпании в Ялте. В феврале 1920 года Е. и его команда покинули Россию и через Константинополь отправились во Францию. В августе 1920 года они обосновались в Монтройе, предместье Парижа, в бывшей студии Патэ. Е. учредил акционерное общество «La Société Ermolieff-Cinéma» с уставным капиталом в размере миллиона франков, сохранив за собой 70 % акций. В 1920-1922 гг. на этой студии было выпущено 40 фильмов. В середине 1922 года Е. переехал в Германию. Его компаньоны учредили студию «Альбатрос», которая просуществовала до конца 1920-х годов, сыграв важную роль в развитии французского кино. В 1923-1928 гг. Е. занимался прокатом и производством фильмов в Германии, учредив в Мюнхене фирму «Ермольев-Фильм ГмбХ». Приход звука в кино, нормализация отношений с Советским Союзом, рост националистических настроений накануне прихода к власти Гитлера – все это заставило Ермольева покинуть Германию и вернуться во Францию. В 1929-1936 гг. он выступил в качестве исполнительного продюсера шести фильмов. Но лишь один из них пользовался успехом: «Михаил Строгов» (1936). Тем не менее, за заслуги в области французской кинопромышленности Е. был награжден в 1936 году орденом Почетного легиона. В 1937 году он снова покинул Францию и обосновался в Голливуде. На студии United Artists в качестве директора производства он имел отношение к созданию трех фильмов; последний из них был снят в 1943 году в Мексике – очередной римейк «Михаила Строгова». В 1962 году Е. скончался от кровоизлияния в мозг.

Жаров, Михаил Иванович (1899-1981) – русский и советский актер театра и кино, народный артист СССР (1949). Родился в Москве в семье типографского рабочего. Мать происходила из семьи бывших крепостных крестьян. В 1913 году отец устроил Михаила учеником наборщика в типографию, где работал сам. С 1915 года – администратор и помощник режиссера в труппе Оперного театра Зимина. В 1920 году окончил студию при Театре ХПСРО, дебютировал ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в Театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актер был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14—69», 1927), демобилизованный буденовец («Первая Конная», 1929), матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933). Наиболее полно его актерское дарование раскрылось в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара. В кино Ж. дебютировал крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль – красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, - сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех – и отрицательных и положительных героев – общим качеством: все они – великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умели получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлыкали себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет. В 1930-е годы благодаря кино к нему пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссеры. Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами его герои становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последняя кинороль – сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль программная: его Анискин – деревенский философ, проницательный, несуетливый, глубоко вникающий во все. Как режиссер Ж. снял три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппопортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым).

Ильинский, Игорь Владимирович (1901-1987) – актер театра и кино, режиссер, народный артист СССР (1949). Впервые выступил на профессиональной сцене в 1918 году в театре имени В.Ф.Комиссаржевской, затем работал в ряде московских театров, включая МХАТ, театр имени Мейерхольда, Малый театр и Первый государственный театр для детей. Пробуя свои силы в различных жанрах, актер добился наибольших успехов в комедийных ролях. Дебют в кино – сыщик Кравцов в фильме «Аэлита» (1924) Якова Протазанова. Исполнил множество знаменитых комедийных ролей – Митюшин «Папиросница из Мосссельпрома» (1924), Петя Петелькин «Закройщик из Торжка» (1925), мелкий вор Тапиока «Процесс о трех миллионах» (1926), билетер Гога Палкин «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927), бродяга Франц «Праздник святого Йоргена» (1930). Как мастер художественного слова выступал с концертами, начиная с 1920-х годов. В его эстрадном репертуаре большое место занимали произведения Пушкина, Крылова, Щедрина, Чехова.

Кавальканти, Альберто (1897-1982) – кинорежиссер и продюсер бразильского происхождения. Сын выдающегося математика. В возрасте 18 лет отправился в Париж, где изучал архитектуру и дизайн. Обратился к Марселю Л’Эрбье, ведущему режиссеру французского киноавангарда, и получил приглашение к сотрудничеству в качестве художника по интерьерам. Дебютировал в режиссуре фильмом «Ничего, кроме времени» (1926). Затем работал вместе с Вальтером Рутманом в процессе создания знаменитого фильма «Берлин, симфония большого города» (1927). С приходом звука К. покинул французское отделение студии «Парамаунт», которое предложило ему снимать коммерческие ленты. Переехал в Англию и устроился на студию Джона Грирсона (см. разд. I семестр), где выступал в самых разных качествах – от продюсера до звукорежиссера. Однако его имя в большинстве случаев не было упомянуто в титрах. К. перешел на другую английскую студию «Илинг», на которой работал как монтажер, продюсер и режиссер. В 1950 году К. вернулся в Бразилию, где попал в «черные списки», как коммунист. В 1960-1970-х годах К. работал в разных странах, включая ГДР, Францию и Израиль.

Канудо, Риччото (1877-1923) – итальянский и французский писатель, эссеист, музыковед, критик и теоретик киноискусства. С 1902 года жил в Париже. Входил в круги художественного авангарда, в 1911 году опубликовал статью-манифест «Рождение шестого искусства», где назвал кино «пластикой в движении» и «ребенком машины и чувства» (позднее, в 1919 году, он назвал шестым искусством танец, а кино присвоил имя седьмого искусства — этот термин вошел в широкое употребление). Примыкал к футуризму, издавал в Париже литературно-художественный журнал «Монжуа», учредил т.н. «Понедельники журнала», собирая в редакции весь цвет парижского авангарда – на них бывали Аполлинер, Д’Аннунцио, Маринетти, Леже, Онеггер, Стравинский и др. С началом Первой мировой войны отправился на фронт, был ранен, за воинскую доблесть награжден французским Военным крестом и орденом Почетного легиона. В статье «Защитим искусство кино!» (1920) отстаивал независимость киноискусства от давления рынка и коммерческих интересов кинопромышленников. Основал первый в истории «Клуб любителей кино» (1921, распался в 1924), который посещали Кокто, Кавальканти, Эпштейн и Л’Эрбье. Выпустил несколько романов, книг стихов, сборников эссеистики. В настоящее время рассматривается как один из первых теоретиков кино, основателей киноэстетики.

Каралли, Вера Алексеевна (1889-1972) – русская балерина, хореограф и актриса немого кино, работавшая в Европе после эмиграции. Родилась в артистической семье: отец – режиссер ярославского театра, мать - драматическая актриса. В 1906 году окончила театральное училище. Гастролировала за рубежом в составе «Русского балета» Сергея Дягилева в 1909, 1919 и 1920 годах. Солировала в Большом театре, в том числе в балетных постановках «Дочь фараона», «Жизнь за царя», «Лебединое озеро», «Саламбо» и др. В 1914 году дебютировала в кино в драме Петра Чардынина «Ты помнишь ли?», где ее партнерами были сам Чардынин и Иван Мозжухин. Вскоре стала одной из первых русских кинозвезд. В основном снималась у Чардынина и Евгения Бауэра. Была любовницей Великого князя Дмитрия Павловича и, по слухам, участвовала в сокрытии убийства Распутина в декабре 1916 года. Оказалась одной из двух женщин во дворце Феликса Юсупова в эту ночь. Сообщники убийства никогда и никому не рассказали об этих женщинах. После революции 1917 года переехала в Литву, где в Каунасе преподавала искусство танца, работала в Румынии, снималась во Франции и Австрии. В итоге обосновалась в Вене, где давала уроки балетного мастерства.

Кауфман, Михаил Абрамович (1897-1980) наст. имя Моисей Абелевич Кауфман -российский кинооператор и режиссер игрового и документального кино. Родной брат Дзиги Вертова (Давида Кауфмана) и кинооператора Бориса Кауфмана. В кино с 1922 года. Энтузиаст и виртуоз киносъемки, художник и теоретик, долго и плодотворно размышлявший над законами своего искусства, К. вместе с Дзигой Вертовым входил в тот самый «Совет трех» - «мозговой центр» группы киноков, который во многом формировал стиль, метод, масштаб работы группы. Братья были влюблены в поэзию нового мира и в поэзию подлинного, достоверного, антитеатрального, антибутафорского, антипавильонного кадра. Они мечтали развернуть панораму невиданных кадров на экране, сотворить эпос ни на что не похожей действительности, придать запечатленным на пленке мгновениям истории великий смысл, утвердить красоту преображенной революцией повседневности. Они составили шумные, дерзкие, неожиданные, как молодой ветер, манифесты «Кино-Ока», «Кино-Глаза», «Кино-Правды».

К, работал вместе с Дзигой Вертовым на Совкино (Госкино-Центральной студии кинохроники) до 1927 года. Затем – на киностудиях Украины. В 1941-1977 гг. – режиссер киностудии «Мостехфильм-Центрнаучфильм».

Как режиссер К. снял картины «Москва» (совместно с И. Копалиным), «День в яслях» (1927), «Весной» (1929), «Небывалый поход» (1931), «Большая победа» (1933), «Авиамарш» (1936), «Наша Москва», др. Эти фильмы не были равнозначными по своим художественным достоинствам, но ясно одно – К. не «потерялся» на самостоятельной работе, не утратил свое мастерство, а наоборот, обогатил его, заставил засверкать новыми гранями.

Кирсанов, Димитрий (1899-1957) наст. имя Марк Каплан – французский кинорежиссер, выходец из России. Во Франции – с 1923 года. Учился музыке (виолончель), подрабатывал тапером. Стал широко известен после авангардистского фильма «Менильмонтан» (1924-25). Уже в первом своем фильме «Ирония судьбы» (1923), где он сам и сыграл, открыл и затем несколько раз снимал актрису Надю Сибирскую. Помимо «Менильмонтана» из их совместных работ наиболее известен фильм «Осенние туманы» (1929). Они разошлись в 1931 году. В начале 1930-х годов К. выступает против звуковой революции, считая немое кино особым видом искусства, который должен сохраниться и продолжать существовать. Однако он отошел от этих позиций и снял фильм «Похищение» (1933-1934), в котором интересно экспериментировал со звукозрительным контрапунктом, опираясь на специально написанную для него партитуру Артура Онеггера. Финансовые неудачи вынудили К. уйти в коммерческое кино, в котором он создал целый ряд фильмов, не представлявших художественного интереса. Его лучшие работы опирались на идеи фотогении. Внимание режиссера привлекали и вопросы киноритма, который он полагал отчасти идентичным музыкальному. Однако, в отличие от многих своих коллег, Кирсанов искал музыкальность в тишине. В частности, он писал: «Так же как музыка своим невидимым присутствием, так и кино своей тишиной создает впечатление бесконечности». К. уподоблял изображение не слову, а музыкальной ноте, и в своем стремлении создать музыку тишины боролся с любой формой присутствия слова на экране. Даже титры, по мнению режиссера, были способны разрушить молчаливую и гибкую мелодию фильма.

Клер, Рене (1898-1981) наст. фам. Люсьен-Шометт – один из самых значительных французских кинорежиссеров 1920-1930-х годов, писатель, теоретик кино, актер. Принадлежал к семье потомственных торговцев. Однако ни сам, ни его старший брат Анри не стали продолжать эту традицию, видя свое призвание в искусстве. Рене получил образование в лицее Людовика Великого и лицее Монтеня. В школьные годы он проявил склонность к поэзии, пытался сочинять пьесы, увлекался боксом и фехтованием. После начала Первой мировой войны стремился попасть на фронт, но по состоянию здоровья был призван в армию лишь в качестве санитара. В 1918 году его демобилизовали из-за травмы. Война стала очень серьезным потрясением. Во время пребывания на фронте он написал два сборника стихов, оставшихся неопубликованными. По возвращении домой стал сотрудником газеты «Энтрансижан», благодаря чему познакомился с известными представителями мира искусства. В кино его привела Дамия (Мари-Луиза Дамьен), для которой он писал песни. В 1920 году, получив приглашение сняться в фильме «Лилия жизни», взял себе псевдоним Рене Клер. В 1921 году сыграл в фильмах Луи Фейада и Якова Протазанова. Брат актера, Анри Шометт, понакомил его с Жаком де Баронселли, которому К. ассистировал в четырех фильмах. Де Баронселли, в свою очередь, представил К. продюсеру Анри Диаман-Берже. В итоге в 1923 году К. снял свой первый фильм «Париж уснул», эксцентрическую комедию с фантастическим сюжетом. Она вышла на экраны уже после того, как К. снял еще два фильма, и имела шумный успех в среде авангардистов. Короткометражный фильм «Антракт» (1924), созданный по заказу выступавшего в Париже на постоянной «Шведского балета», оценивался критикой по-разному. В большинстве случаев «Антракт» характеризовался критикой именно как авангардистский (дадаистский) эксперимент, создавший Клеру имя в богемных кругах. В дальнейшем Клер не возвращался к фильмам, подобным «Антракту», снимая иронические и лирические комедии. Почти во всех своих работах того периода он использовал актера Альбера Прежана. Наибольший успех у публики имела картина «Соломенная шляпка» (1928) по пьесе Э.Лабиша. Наступление эры звукового кино поначалу привело его в замешательство. Свое видение звукового кино он воплотил в побившей всей рекорды популярности комедии «Под крышами Парижа» (1930), которая считается первым европейским музыкальным фильмом. В 1934 году К. снял антифашистский фильм «Последний миллиардер», который был запрещен в Германии и ряде европейских стран, побудив режиссера перебраться в США. Первый американский фильм К. «Привидение едет на запад» (1936) был принят довольно тепло, чего нельзя сказать о следующих, воспринятых как чересчур «вольные» по голливудским меркам. В 1946 году, после 12-летнего отсутствия, К. ввернулся во Францию, где снял один из самых значительных своих фильмов «Молчание – золото» (1947), лирическую поэму в честь «золотого века» немого кинематографа. Три следующих картины К. создал вместе со своим любимым актером той поры Жераром Филиппом – «Красота дьявола»(1950), «Ночные красавицы» (1952) и «Большие маневры» (1955). Любопытно, что в этих фильмах К. как бы возвращается к школе «поэтического реализма», к которой он не имел никакого отношения во время ее расцвета, поскольку находился за пределами Франции. Проникнутые лирической нежностью картины позднего К. («Порт де Лила», 1957, «Все золото мира», 1960) поэтизировали жизнь парижских окраин и аутсайдеров, не находивщих себе места в мире потребления. К. остается символом самого счастливого для кино Франции периода, когда оно отстояло свою независимость и оригинальность. Первым из деятелей кино он был избран во Французскую Академию (1960).

Кляйн-Рогге, Рудольф (1888-1955) – немецкий актер театра и кино. После окончания школы изучал историю искусств в Берлине и Бонне, беря при этом уроки актерского мастерства. В 1909 году дебютировал на театральной сцене в роли Кассиуса в шекспировском «Юлии Цезаре». В 1918-1924 гг. работал в берлинском театре Lessing. В 1914 году женился на актрисе и писательнице Теа фон Харбоу. В 1921 году они развелись, и Харбоу вышла замуж за Фрица Ланга. Карьера в кино Кляйн-Рогге началась в 1919 году. Вскоре он стал одним из любимых актеров Фрица Ланга («Усталая смерть» (1921), «Доктор Мабузе – игрок» (1922), «Нибелунги» (1922-1924), «Метрополис» (1927) и «Шпионы» (1928)). После отъезда Ланга из Германии, Кляйн-Рогге играл в эпизодических ролях. В 1942 году, попав в немилость к Геббельсу, перестал сниматься в кино. Почти забытый всеми, умер в Австрии.

Козинцев, Григорий Михайлович (1905-1973) – советский режиссер театра и кино, сценарист, педагог, народный артист СССР (1964), лауреат Ленинской премии (1965). Родился в Киеве в семье врача-терапевта. Посещал школу живописи, участвовал вместе с другими учениками в праздничном авангардистском оформлении киевских улиц. Работу в театре начал с участия в росписи декораций к знаменитому спектаклю Константина Марджанова «Фуэнта Овехуна». С помощью Марджанова и вместе с друзьями Сергеем Юткевичем и Алексеем Каплером создал экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочиненной им самим пьесе, а затем кукольный театр и, наконец, осуществил уличное представление по фольклорной пьесе «Царь Максимиллиан». В начале 1920 года уехал в Петроград, где поступил в класс Натана Альтмана в Свободных художественных мастерских (бывш. Академии художеств) и одновременно режиссером в Студию Театра Комической оперы, руководимого Константином Марджановым. В декабре 1921 года совместно с Леонидом Траубергом и Георгием Крыжицким написал «Манифест эксцентрического театра», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году Козинцев и Трауберг организовали Театральную мастерскую «Фабрика эксцентрического актера», и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «Женитьбы» Н. В. Гоголя. За два года они поставили еще 3 спектакля по собственным пьесам, а в 1924 году перенесли свои эксперименты в области эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в Киномастерскую «ФЭКС». Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм Козинцева и Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику с откровенной буффонадой. Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» (1925) снимались уже не эстрадные и цирковые актеры, пришедшие вместе с режиссерами из театра (среди них был Сергей Мартинсон), а ученики киномастерской, в том числе Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Андрей Костричкин. Первый полнометражный фильм Козинцева и Трауберга — романтическая мелодрама «Чертово колесо» (1926) по сценарию Адриана Пиотровского – был уже зрелой работой. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в ней с убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссеров в него вошли кинооператор Андрей Москвин и художник Евгений Еней, работавшие с Козинцевым практически на всех его фильмах. Следующий фильм фэксов «Шинель» (1926), экранизация «Петербургских повестей» Н.Гоголя, стал одним из шедевров советского немого кино. Энергично и организованно работавший коллектив фэксов стремился в каждом фильме вести поиск в новом направлении, и в 1926 году он выпустил современную комедию «Братишка» (1926), а вслед за ней – историческую мелодраму «С. В. Д.» (1927) о восстании декабристов. С первой звуковой картиной «Одна» (1931) в творчестве К. и Трауберга начался новый период. Некоторое время К. работал в театрах, осуществляя постановки «Короля Лира» (1941), «Отелло» (1943) и «Гамлета» (1954). С 1944 года он вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе (с 1960 профессор). В 1965-71 годах – руководил режиссерской мастерской при «Ленфильме». Написал историко-теоретические монографии: «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, в 1973 году).

Крали, Ганс (1884-1950) – немецкий кинодраматург и актер. Постоянный партнер режиссера Эрнста Любича, вместе с которым К. создал 30 фильмов в период 1915-1929 гг. После переезда К. в Голливуд, его сценарии трижды выдвигались на «Оскар» и, наконец, он все-таки получил награду за фильм «Патриот» (1930).

Краус, Вернер (1884-1959) – немецкий актер, прославившийся исполнением ролей в фильмах немецкого экспрессионизма. В 1902 году его отчислили из учительского института в Бреслау из-за выступлений в качестве статиста на сцене местного театра. В итоге Краус стал актером и выступал в провинциальных театрах. В 1913 году он поступил в берлинскую труппу Макса Рейнхардта. С 1916 года, выступая у Рейнхардта лишь в небольших ролях, Краус начал сниматься в кино. Взлет его карьеры начался после Первой мировой войны («Кабинет доктора Калигари», 1919). В 1923-24 гг. Краус находился в Нью-Йорке, где участвовал в постановке пантомимы «Чудо» Макса Рейнхардта . По возвращении домой работал в Государственном театре (1924-1933), Немецком театре (1926-1931) и в Бургтеатре в Вене (1928-1929). С января 1933 года он снова работает в Бургтеатре в Вене. Одна из его ролей – Наполеон в спектакле «Сто дней» по пьесе Бенито Муссолини и Джоваккино Форцано. В результате его принимает сам «дуче». Министр пропаганды Йозеф Геббельс назначает Крауса заместителем президента имперской театральной палаты (1933-1935). Гитлер подчеркивает роль Крауса в качестве важного деятеля культуры Третьего рейха. В сентябре-октябре 1933 года Краус выступает с гастролями в Лондоне со спектаклем «Перед заходом солнца» (на английском языке), а 1935 году отправляется на длительные гастроли в Латинскую Америку. Летом 1937 года он в последний раз работал с Максом Рейнхардтом на фестивале в Зальцбурге. В его постановке «Фауста» Краус сыграл Мефистофеля. В звуковом кино Краус появлялся редко. В момент окончания Второй мировой войны Краус находился в своем доме в Зальцкаммергуте. В августе 1946 года его выслали из Австрии, и он поселился в Штутгарте. В мае 1948 года его отнесли к группе лиц, «запятнанных в незначительной степени» и приговорили к оплате судебных издержек в размере 5000 марок. Краус вернулся в Вену, получил австрийское гражданство и работал в Бургтеатре. 23 октября 1958 во время спектакля «Король Лир» он упал на сцене в обморок и после продолжительной болезни скончался.

Кторов, Анатолий Петрович (1898-1980) – актер театра и кино, Народный артист СССР (1963). В 1919 году окончил студию Театра им. В.Ф.Комиссаржевской (руководитель Ф.Ф.Комиссаржевский). Учителем К., во многом определившим его творческую судьбу, был легендарный Илларион Певцов. Именно он отстоял К., когда его после первого курса пытались отчислить из студии за профессиональную непригодность (в молодости актер немного заикался). К. был оставлен в студии, а с 1917 года, параллельно с учебой, принимал участие и в спектаклях театра им. Комиссаржеской. В 1920 году К. перешел в труппу театра Корша, где играл самые разноплановые роли. Уже в те годы критика отмечала большую одаренность актера, стремление к сложному психологическому рисунку роли и к отточенности формы. В 1925 году К. начал сниматься в кино, и очень скоро стал звездой экрана. В его работах удивительно сочетались утонченное изящество и салонный блеск с ярким комедийным дарованием. Роли, исполненные К. пользовались оглушительным успехом, как в мелодраме, так и в комедии. Ленты «Закройщик из Торжка» (1925), «Шахматная горчка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Праздник святого Йоргена» (1930), в которых блистали К. и Ильинский, стали классикой кинематографа. Вершиной творчества К. в кино в то время стала роль Паратова в фильме Протазанова «Бесприданница». Обаяние и притягательность этого образа превратили К. в эталон мужской красоты. В 1933 году, после закрытия театра Корша, К. перешел в труппу МХАТа, где и работал до конца своей жизни. В 1965-1967 гг. он блистательно сыграл старика Болконского в фильме «Война и мир» (реж. С.Бондарчук). Однако это поистине триумфальное возвращение на экран осталось лишь разовой работой.

Кулешов, Лев Владимирович (1899-1970) – советский кинорежиссер, теоретик кино, доктор искусствоведения, один из пионеров советского и мирового киноискусства, сыгравший большую роль в исследовании его специфики, а также в развитии киноязыка, монтажа, технологии съемок. В кино К. начал работать как художник в 1916 году. Руководил документальными съемками на фронтах Гражданской войны в 1918-1920 гг. Поставил агитфильм «На красном фронте» (1920). Организовал учебную мастерскую в Госкиношколе. Среди его учеников – В. И. Пудовкин и Б. В. Барнет. К числу наиболее значительных фильмов К. относятся: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926, по рассказу Дж. Лондона «Неожиданное»), «Великий утешитель» (1933, по мотивам биографии О’Генри). Для фильмов К. характерна напряженность сюжета, остро очерченный рисунок ролей, высокая изобразительная культура. С 1944 года К. занимался главным образом педагогической работой во ВГИКе (профессор с 1939 года, руководил режиссерской мастерской). К. – автор исследований по теории и практике киноискусства, в том числе книги-учебника «Основы кинорежиссуры» (1941), переведенной на многие языки мира. Последние годы жизни Лев Кулешов и Александра Хохлова провели вместе в небольшой квартире в доме на Ленинском проспекте Москвы.

Ланг, Фриц (1890-1976) полн. имя Фридрих Кристиан Антон Ланг – немецкий кинорежиссер австрийского происхождения. Родился в Вене в семье архитектора. Изучал живопись в местной Академии графических искусств, а с 1911 года – в Мюнхене, посещал школу живописи в Париже.

После начала Первой мировой войны ушел на фронт добровольцем. Был трижды ранен; получил офицерское звание. В 1918 году признан негодным к продолжению воинской службы. Берлинский кинопродюсер Эрих Поммер пригласил его в качестве штатного сценариста на киностудию «Decla». В 1920 году, работая на фирме «May-Film GmbH», Л. познакомился с писательницей и сценаристкой Теа фон Харбоу, с которой сотрудничал до 1933 года. Первые режиссерские работы Л. развивали романтические и экспрессионистские мотивы. При этом он тяготел к развернутым многочасовым постановкам. В 1933 году Л. развелся с фон Харбоу и спустя некоторое время уехал в Париж, откуда отправился в США на студию «Метро-Голдвин-Майер» и через несколько лет получил американское гражданство. В конце 1957 года Л. откликнулся на предложение немецкого продюсера Браунера и снял фильмы «Индийская гробница» (1958) и «Тысяча глаз доктора Мабузе» (1960). Исполнил роль самого себя в фильме Жана-Люка Годара «Презрение» (1963). В 1971 году тайно женился на Лили Латтэ, своей секретарше и ассистентке, с которой он познакомился в начале 1930-х. См. материалы занятия N 21.

Наши рекомендации