Раздел I. Искусство Италии
Тема 1. Общая характеристика искусства эпохи Возрождения.
Происхождение термина «Возрождение». Историко-художественная концепция Вазари. Топография и хронологические границы искусства Возрождения. Проблема «Северного Возрождения». Роль гуманизма и идей «религиозного обновления» в становлении новой европейской культуры. Взаимодействие ренессансной культуры и культуры средних веков. Ренессанс и античность. Ренессанс и искусство Нового времени. Ренессанс как переходный тип культуры.
Тема 2. Возрождение в Италии. Искусство Италии второй пол. XIII-XIV вв.
Италия – родина Возрождения. Периодизация. Причины раннего возникновения в Италии ренессансного искусства. Теория «полицентризма городов». Гуманизм и его значение для итальянской культуры и искусства. Рационализм и научная основа итальянского искусства. Проблема взаимодействия ренессансного искусства Италии и искусства средних веков. Роль античного наследия в формировании новой культуры.Италия второй половины XIII-XIV вв. – сосуществование в этот период разнородных тенденций (время Данте и поэтов «нового сладостного стиля, кризис церкви и идея религиозного обновления, мистика доминиканцев и францисканцев, возникновение гуманизма). Основные художественные центры. Понятие «Проторенессанс». Искусство Проторенессанса в контексте своеобразия готики в Италии. Архитектура Проторенессанса, взаимодействие готического стиля с местной архитектурной традицией. Основные памятники - соборы в Орвьето (н.1290), в Сиене (н. 1230), собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (н.1294, приписывается Арнольфо дель Камбио), церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции (н.1278), церковь Санта-Кроче во Флоренции (н.1294, приписывается Арнольфо ди Камбио), палаццо Веккьо (1290-1300 гг., приписывается Арнольфо дель Камбио) и др. Пизанская школа скульптуры. Никколо Пизано (ок.1220-1278/84) и обращение к классической традиции в свете пластических исканий готики (проблема статуарной формы), эволюция мастера – от классики к готике. Кафедра баптистерия в Пизе (окончена ок.1260), кафедра собора в Сиене (выполнена совместно с учениками, закончена в 1268) и др. Арнольфо ди Камбио (ок.1240-1302) и антикизирующая тенденция в скульптуре Италии. Гробница кардинала Гийома де Брей (церковь Сан-Доменико в Орвьето, 1278), скульптура для фасада флорентийского собора (ок.1300) и др. Готический стиль Джованни Пизано (ок.1250- после1317). Скульптурно-архитектурное решение фасада собора в Сиене, кафедра церкви Сант-Андреа в Пистойе (ок.1301), кафедра собора в Пизе (1302-1310) др. Живопись Проторенессанса и становление нового живописного стиля. Проблемы пластической формы и передачи глубинного пространства. Стимулирующая роль скульптуры. Пьетро Каваллини (ок.1250-ок.1300) и его роль в становлении нового формопонимания, обращение к позднеантичной и раннехристианской живописной традиции. Мозаичный цикл в церкви Санта-Мария ин Трастевере в Риме (1291), фреска (фрагменты) в церкви Санта-Чечилия ин Трастевере в Риме (1293) и др. Сложение флорентийской школы живописи. Чимабуэ (ок.1240-1302), взаимодействие в творчестве мастера традиционных византийских приемов и новых художественных принципов. «Мадонна с младенцем Христом и ангелами» (к.13в., Флоренция, Уффици), фреска в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи, «Мадонна с младенцем Христом и ангелами»(Париж, Лувр) и др. Джотто ди Бондоне (1266/67-1337) - преодоление византийской традиции и создание нового стиля в живописи (наглядность изображения, взаимообусловленность пластически трактованной формы и глубинного пространства и т.д.). Цикл фресок в верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1297-1300), фресковый цикл в капелле дель Арена в Падуе (1308-1310), «Мадонна с младенцем Христом и ангелами» (1310, Флоренция, Уффици), фрески в церкви Санта-Кроче во Флоренции (к.1320-х) др. Традиция Джотто в искусстве Флоренции. Деятельность его учеников (Мазо ди Банко, Таддео Гадди). Отступление в искусстве Флоренции к более традиционным формам во второй половине XIV века (Андреа Орканья). Сиенская школа. Аристократический и мистический характер искусства Сиены. Расцвет школы в конце XIII – первой пол. ХIV века. Дуччо ди Буонисенья (ок.1255-1319) и создание сиенской школы живописи, мистика и иконографические новации в живописи мастера. «Мадонна Руччелаи» (ок.1285, Флоренция, Уффици), «Маэста» (1308-1311, Сиена, Музей собора) и др. Симоне Мартини, соединение в его творчестве сиенской традиции и готической, французской. Аристократизм искусства мастера, куртуазный, рыцарский характер его идеала. Фрески «Маэста» (1315-1316), «Гвидориччи да Фольяно» (1328) в палаццо Публико в Сиене, «Благовещение» (1333, Флоренция, Уффици) и др. Братья Лоренцетти, Пьетро (уп.1320-1348) и Амброджо (уп.1321-1348): слияние сиенской и флорентийской традиций, пространственные искания мастеров. Пьетро Лоренцетти – Полиптих из церкви Санта-Мария делла Пьеве (1320), «Рождество Марии» (1342, Сиена, Музей собора), фрески в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1325-1329 и после 1340) и др. Амброджо Лоренцетти – фрески в «Зале девяти» сиенского палаццо Публико (1337-1339), «Благовещение» (1348, Сиена, Пинакотека) и др.