Прямо- и криволинейные розетки (1—2.2.0), -прямолинейные сетки (1.3.0) 1 страница
1—2.2.0. Прямолинейные и криволинейные розетки.
Мансийские материалы по данному виду орнаментов тесно увязаны друг с другом, прямо- и криволинеймость соединены множеством переходных вариантов, что делает целесообразным не раздельное, а совместное рассмотрение узоров. То есть в основе членения орнаментальных данных остаются лишь симметрические преобразования в мотиве.
1—2.2.0.1. Первая группа имеет в составе розетки с четырехкратным повтором симметричного элемента — 4-tn.
1—2.2.0.1.1. Узоры первой подгруппы, возникшие из птиц и деревьев и характерные для хантыйской вышивки, в мансийском творчестве не проявились.
1—2.2.0.1.2. Вторая подгруппа резоток, напротив, проходит сквозной нитью через хантыйское и мансийское орнаментальное искусство. Ее образцами являются крестообразные фигуры с входящими уголками (рис. 16, /). Знакомы манси и усложненные образцы розеток, в которых уголки принимают вид «заячьих ушей» (рис. 16, 2) или их стороны превращаются в «сухарики». Сходны у обоих этносов и показатели в сфере техники и приложения орнаментов: выскабливание на берестяных крышках для сундуков и спинках дневных колыбелей. В последнем случае само перекрестное расположение накладных перегородок задает крестообразную структуру.
Североманснйские материалы содержат, в себе эквиваленты северохантыйским образцам розеток (рис. 16, 4), более того, они позволяют проследить путь образования подобных фигур от стилизованных изображении. На бересте зафиксирована розетка, конфигурационно схожая с описанными (рис. 27, 3). Она, в свою очередь, очень напоминает стилизованное изображение «медве-
дя», точнее его нижнюю часть (рис. '28, 6—7). И стилизованное изображение, и начало его орнаментального абстрагирования в розетку зафиксированы у обоих этносов на берестяной посуде, а конечная стадия — на мозаичных наволочках из сукна.
1—2.2.0.1.3. Третья подгруппа вобрала в себя значительное количество орнаментов в виде «креста» с перекрестьями (рис. 16, 5). Как и у хаитов, на мансийских изделиях он встречается на игольниках из ткани в технике аппликации. Кроме того, у северных манси узор отмеч-ен на женских сумочках из меха ;как мозаичный и на дне берестяного ковша как выскобленный.
1—2.2.0.1.4. В четвертую подгруппу вошел мансийский орнаментальный- материал, который проливает свет на истоки северохаптыйоких розеток, построенных на основе квадрата с отростками-развилками на сторонах и ромбами на вершинах (рис. 16, 6). Основой здесь, очевидно, послужило стилизованное изображение «медведя» (рис. 28, 6). На эту мысль наталкивает розетка, выскобленная на берестяной чашке" (рис. 27, 4), мотив которой есть не что иное, как верхняя часть упомянутого сюжетного рисунка. С данной розеткой самым тесным образом связаны два варианта узоров: у одного акцент в декоре ставился на от1 ростки, отходящие от сторон квадрата (рис. 27, 5), у второго отростки-развилки смещены к вершинам ромба (рис. 27, 6). Последний вариант получил более широкое распространение в мансийском орнаменте, и развитие розеток здесь шло главным образом .за счет наращивания сложности отростков. С этой целью часто использовались элементы, хорошо знакомые по непрерывным бордюрам (рис. 27, 7). На современных сумочках из меха и сукна бытует орнамент, в котором отростки сливаются во внешний декоративный квадрат, а внутренняя фигура трансформируется в крест. Встречалось и упрощение фигуры, когда квадрат исчезал совсем, а отростки превращались в развилку. С этими упрощенными вариантами, выскобленными на берестяных-ковшах, а также с замысловатыми розетками обоих вариантов, исполненными па мозаичных наволочках, и связана криволинейная манера исполнения розеток. Подавляющее большинство их выскабливалось на берестяной посуде со строгим соблюдением прямолинейности. На двух образцах квадрат был заменен овалом, по в остальном конфигурация демонстрировала прямолинейность.
К сожалению, почти все образцы розеток приведены без названия. Единственное исключение составляет имя «березовая ветвь», и оно, по всей видимости, дано отростку, так как применялось для розетки как с квадратной (рис. 27, 6), так и с овальной серединой. У хантов реки Казым на бересте выскабливаются криволинейные фигуры, которые можно соотнести с мансий-.
сними образцами (ср. рис. 23, 6 и рис. 27, 5; рис. 23, 8 и 27, 4), но у- хантов узоры обладают весьма устойчивой номинативной характеристикой: соответственно «заброшенное селение» и «солнце».
1—2.2.0.2. Вторая группа розеток с симметрией 4-п тождественна хантыйским. Ее составляют крестообразные фигуры из уголков, соединенных перемычками (рис. 17, 7). У манси зафиксировано большое количество подобных розеток на рубеже XIX— XX вв. Они выскабливались шпрококоптурно на берестяных крышках и спинках колыбелей, но, встречалось и контурное исполнение. Вследствие косичкообразного соединения уголков, на-•поминающего мотив непрерывных бордюров (рис. 7, 75—76), и розетка, и бордюр назывались одинаково — «рога оленя». Усложнение розетчатого орнамента шло за счет включения в верхнюю часть мотива фигуры «заячьих ушей», и этот же путь наблюдался л в мозаичных, орнаментах (рис. 7, 77). Другим способом разнообразия берестяных узоров служило заполнение фонового пространства прочерченными бордюрами в виде зигзага, косых крестов. В -обоих случаях название «оленьи рога» сохранялось за всей орнаментальной фигурой.
С учетом симметрии 4-п изредка создавались и новационные образования, например розетка с элементом в виде замысловатой меапдроподобной фигуры или в форме сложнооформленного уголка, знакомого и восточнохантыйскнм мастерицам (рис. 8, 79, 83).
1—2.2.0.3. Третья группа розеток с симметрией 2-т не является традиционной в орнаментальном искусстве манен, так же как и хантов. Здесь нет устоявшихся стереотипов, и орнаментальные формы возникают в процессе творческой переработки хорошо известных канонов. Дальнейшей стилизации и симметричному отражению подвергаются стилизованные изображения — и это составляет основную направленность новацнонных орнаментальных образований [ср. рис. 27, 8, рис. 16, &]. Следует подчеркнуть, что творческая переработка традиционных форм создает в рамках группы наиболее интересные и замысловатые розетчатые орнаменты. Все они имеют прямолинейный характер.
1—2.2,0.4. Четвертую группу розеток наполняют симметричные стилизованные изображения 1 • т, и она является самой представительной у манси. Бесспорным лидером здесь являлась фигура «медведя». Его изображение можно было встретить на берестяных чашках, черпаках, крышках к коробкам, колыбелях, туесах; в меховой мозаике оно исполнялось на тутчанах, а в суконной— на рукавицах для медвежьего праздника и на наволочках. При этом преобладала прямолинейная конфигурация и прочерчивание на бересте в контурной манере, точнее двойного контура с дополнительной прорисовкой. Единственным исключением порой яв-
тялись лишь дугообразно очерченные передние лапы. На мозаич-шх изделиях из меха и сукна, напротив, преобладала криволи-1ейность в исполнении не только линий самого изображения, но i декоративных' отростков. Мансийский облик «медведя»» созвучен хантыйскому, но имел более разнообразные формъг воплоще-шя. Соответственно этому речь пойдет о трех вариантах стилизованных изображений медведя.
Первый вариант был наиболее популярным (рис, 28, /) п :лагался из того же набора изобразительных элементов, что и криволинейные изображения северных хантов: голова в виде двойной развилки, туловище —вытянутый шестиугольник, четыре разведенные в стороны лапы (верхние —дугообразны, а нижние— фямолинейны); развилка-хвост. Усиление ориаментальности шло ?а" счет увеличения числа отростков на лапах и хвосте (рис. 28, 2). Однако при этом подавляющее большинство мастериц в своей фантазии не посягали на структурообразующие основы, и они неуклонно воспроизводились даже на .самых новаторских образ-дах рубежа XIX—XX вв. (рис. 28, 3). Трактовка образа современными мастерицами характеризуется более широким и смелым внедрением в орнаментальный образ бордюрных мотивов, но при этом сохраняется сходство в композиции (рис. 28, 4).
Необходимо оговорить факт неоднозначного осмысления данного изображения: «бобр», «медведь», «выдра» — так и в такой последовательности по частоте встречаемости называют описанную фигуру. С. В. Иванов указал для подобного изображения название «мамонт» (1954). Если исходить из конфигурационных эсобенностей стилизованного изображения, то ему оказываются близкими не только северо- и восточнохантыйские «медведи», но и восточнохантыйские криволинейные мотивы, именовавшиеся «червем» и «лежащей рыбой» (рис. 22, У, 2), В первом случае единственным отступлением от общего правила служит S-образ-ная фигура, лежащая в основе. Таким образом, под разными именами сквозь орнаментацию бересты обских угров проходит единая изобразительная композиция, обладавшая к тому же сходными техническими и стилистическими характеристиками: либо прочерчивание двойного прямолинейного контура с дополнительной прорисовкой, либо ширококонтурное, выскабливание в прямо- н криволинейной манере. Общей чертой также являлось размещение стилизованного изображения па берестяных вместилищах, а именно, на дне черпаков и низких чашек, а также на крышках.
Второй вариант изображения количественно сильно уступает первому, но при этом устойчиво связан с именем «медведя». Отличительной чертой варианта служит конфигурация туловища в виде Т-образной фигуры (рис. 28, 5). Прочие изобразительные
элементы тождественны первому варианту. Его орнаментальная форма, очевидно, послужила основой, на которой развилась новая разновидность стилизации — повторение основной фигуры посредством вращения и создание розетчатой структуры. Это могло произойти путем трансформации нижних отростков у туловища в самостоятельные сюжетные линии. Кроме манси, подобные триединые изображения известны лишь, казымским хап-тан п именуются «медведем, стоящим па звездах» (рис. 24, 2].
Третий вариант «медведя» отличала устойчивая конфигурация, фиксация в виде выскабливания на берестяных сосудах и небольшая численность. Изобразительные характеристики заключались в следующем: треугольное туловище-основа, ромбическая голова, поднятые кверху лапы-отростки со сложным декором, развилки, отходящие от нижних сторон треугольника н два вертикальных отростка у его основания (рис. 28, 6). Символика последних не совсем" ясна: развилки напоминают оформление задних лап у медведей.двух первых вариантов, но при таком осмыслении фигуры остаются непонятными две вертикальные черты. Возможно, их наличие определено иным, антропоморфным осмыслением образа— «половина мужчины». Фигура розетчатого строения, повтор которой близок описанному изображению, правда в усеченном виде, также соотносилась с человеком— «мужики ловят рыбу на Сосьве»;
Дальнейшая орнаментальная судьба изображения восстанавливается с определенной долей условности. Дело в том, что большая часть мансийских стилизованных изображений предстает как ряд последовательных орнаментальных превращений, и начальное звено по своим конфигурационным чертам тесно примыкает к фигуре медведя-человека (рис. 28, 7). .Верхнюю часть декора образовали сросшиеся голова и передние лапы, а появление ромба во внутреннем пространстве, возможно, связано с подчеркиванием животворной силы изображения: контурный ромб как знак живого существа слился с контуром фигуры. Вместе с тем более основательно подкрепить высказанное предположение не представляется возможным, так как представленный образец — единственный в своем роде и к тому же отсутствует его номинативная характеристика, точнее она определяет сферу его приложения — «орнамент для внутренней части берестяного чумана». Вместе с тем именно берестяной сюжет медведя-человека лежит в основе многих орнаментальных мозаичных фигур, выполненных на женских сумочках и па наволочках.
Разновидности исходного мотива_возникали путем декоративного развития угловых отростков, которые срастались; образуя вторичный, внешний ряд внизу фигуры (рис. 28, 8). Иногда информатора: определяли ее как «медведь». Верхняя часть мотива
•
на- многих экземплярах оформлена в классическом медвежьем стиле (рис. 23, 9), однако это не отражено в названиях, и единственное, имя, зафиксированное у подобных орнаментов, звучит как «птица-рыболов». Следует обратить внимание на метаморфозы, произошедшие с внутренним ромбом. Из изобразительного элемента он трансформировался в фоновую часть, сохранив свою конфигурацию. У некоторых образцов, близких рис. 16, 13, квадратные отростки в нижней части заменены па треугольные, и в таком виде фигура становится очень похожей на пальметооб-ра.зные мотивы «хантыйской вышивки» (рис. 10, 3). Внутренние-фоновые части у вышитых орнаментов, также имевшие вид ромба на развилке, назывались «головой медведя». И эта номинативная характеристика, очевидно, служит подтверждением влияния стилизованных изображений на вышитые узоры, Пожалуй, наименование ромбов на треугольном основании — весьма популярного обско-угорского мотива — «головками» у северных и восточных хантов можно поставить в этот же семантический ряд.
На бересте северных манси пальметки приобрели имя «кедровой шишки». Это название оказалось связанным с тем способом разнообразия фигуры человека-медведя, который предполагает внедрение в декоративную отделку мотивов ..непрерывных бордюров, а также с упрощенными разновидностями фигуры в виде треугольника с небольшим количеством отростков на сторонах. На рубеже веков сложная розетка фиксировалась на ров-дужной сумке для рукоделия в технике мозашш. Современные мастерицы наносят подобные мотивы в той же технике на меховые и суконные сумочки. Иллюстративный образец рис. 28, 10 назывался «крестообразная кедровая шишка». Чтобы понять всю значимость данного уточнения, нужно вернуться к бересте хантов реки Казым, на которой также представлены «шишки». Их отличительными признаками на Казыме служат овал и два ромба внутри него —«орешки» (рис. 24, 9). У мансийских «шишек» композиция базируется чаще на треугольнике, а у наиболее сложных экземпляров — на ромбе. Последний возникает в результате декоративной переработки первоначального рисунка, когда вторичный декоративный ряд внизу фигуры принимал треугольное оформление. Ромб присутствует во внутреннем поле фигуры, и это обязательное условие. Изменение внутреннего ромба трансформирует название: крестообразная розетка, возникшая на его месте, оговаривается особо. Фигура, построенная на основе овала и близкая казымским образцам, отмечена у манси на суконной наволочк?.
Значение орпамент-алышх определений «кедровая шишка» п «шишка с орешками», «шишка с рамкой» может оказаться не только отражением народной наблюдательности и показателем
ассоциативной связи, но иметь и более глубинное осмысление. Среди определений, которыми наделялись обско-угорские богатыри, у манси встречается и Богатырь Кедровое Ядрышко как показатель небывалой силы [см.: Чернецов В., 1935]. Следовательно, названия, связанные с «шишкой», впол'не могут свиде-- тельствовать о семантической трансформации образа, имевшего антропоморфную заданность, а семантический дуализм, характерный для начальной стадии изображения «медведя» и «человека», проступает и по мере орнаментальной эволюции фигуры.
Из прочих розетчатых фигур с симметрией I • т следует упомянуть об узорах, вышивавшихся оленьим волосом па ровдужных ягельниках. Их собрано немного, так как к середине XX вв. подобные предметы вышли из употребления. Однако немногочисленные образцы довольно унифицированы в смысле орнамента. Последний предстает в виде крестообразной фигуры с двойными перекрестьями на двух концах. Кроме того, стороны снабжены либо. прямыми отростками, либо наклонными, образующими фигуру, сходную с узором «сорочьей ноги» (рис. 17, /). В данном .случае она воспринималась как «следы куропатки».
1—2.2.0.5. Пятая группа розеток с симметрией /-я немногочисленна у манси. Как и предыдущая группа, данная обнаруживает параллели среди криволинейных фигур хантов реки Казым (2.2.0.3); ее состав образовали изображения птиц, оленя и всадника, поэтому речь пойдет о трех подгруппах.
I—2.2.0.5.1. Первая подгруппа объединила орниго-морфные изображения. Стенки туесов и верхняя часть спинки у дневных колыбелей украшала фигура птииы, аналогичная ка-!_зымским «глухарю»-«тетерке» (рис. 23, 9). К сожалению, изображение не сопровождалось названием. Птица исполнена контурным выскабливанием как в прямо-, так и в криволинейной манере. На берестяных черпаках у манси зафиксирована последняя стадия орнаментального развития стилизованного изображения птицы. Как и у казымских хантов, в основе генезиса лежит совмещение изображения с плоскостью симметрии (рис. 24, 5). Однако у манси отсутствует название узора («безголовый журавль» по-казымски), а к тому же он сохраняет больше сходства гс прототипом, так как голова и хвост у изображения конфигурационно не равнозначны. К своеобразным мансийским орнитоморф-ным фигурам следует отнести «коршуна» {рис. 28, 11], форма ^которого аналогична обско-угорскйм тамгам [см.: Руденко, 1929].
1—2.2.0.5.2. Вторая подгруппа включает в себя изображения оленя. Мансийский образец имеет ту же форму, что п казым-[ский (рис. 23, 14], по отличается красивым разветвленным узором, в который превратились рога животного. Изображение вы-
.303
скоблено на крышке берестяной коробки и обладает орнаментальной ажурностью за счет двойного контура с дополнительным прочерчиванием. .Внутреннее пространство туловища заполнено «линией жизни» — зигзагом с отростками.
1—2.2.0.5.3. Третья подгруппа асимметричных стилизованных изображений запечатлела «всадника на лошади», который мыслится как Мир-сусне-хум, а само изображение—«седлом бога». Этот вид изображений бытовал па жертвенных покрывалах и наволочках и выполнялся в технике мозаики из сукна. Изображение обычно имело криволинейные очертания и обладало весьма канонизированными чертами: профильное изображение лошади и (расовое всадника (всадницы) с поднятыми кверху или разведенными в стороны руками. Эти же черты обнаруживались и на казымских образцах (ср. рис. 24, 7 и 28, 12). Изображение всадника, а отличие от вышеизложенных, хорошо фиксируется и в современных северомансийских материалах. С. В. Иванов (1954) считал более стилизованными изображениями всадника те формы, которые в данной работе представлены как второй и третий варианты стилизованной фигуры «медведя». На мой взгляд, эти формы по своим конфигурационным и номинативным характеристикам, орнаментальному материалу, технике исполнения примыкают к медвежьей тематике, о чем п шла речь выше.
1—2.2.0.6. Шестая группа розеток многочисленна в количественном плане, но единообразна в смысле изобразительном. Мотивом служит «соболь», изъятый из контекста непрерывного бордюра п оформленный по правилам розетки с симметрией 2 • п. Такие же розетки распространены в творчестве северных хантов (рис. 16, 19). Сходна и сфера их приложения: меховые и суконные женские сумочки, украшенные мозаикой. В творчестве манси к этому ряду предметов примыкали и суконные наволочки. Изредка подобные розетки встречались выскобленными на бересте.
На мансийской бересте рубежа веков фиксировались розетки, созданные бордюрами, замкнутыми на круглой поверхности предмета. Они именовались «солнцем» и состояли из зигзага, полос и «сухариков».
1.3.0. Прямолинейные сетки
Прямолинейные сетчатые орнаменты занимают видное место среди мансийских узоров, особенно если речь идет о вышивке, п это придаст декоративному творчеству этноса заметное своеобразие па фоне неразвитости орнаментальных сеток у хантов.
1.3.0.1. Первая группа сеток основана на квадратной системе
узлов. Проявление ее у манси выражено слабо и в тех же формах, что и у хантыйских групп: шахматное чередование темных и светлых квадратиков меха па стенках у женских сумочек (рис. 15, 20). Один раз отмечено исполнение вышивки на платке в виде квадратной сетки с мотивом ступенчатого ромба. На концах полотенец восточные манси вышивали 8-конечные звездчатые фигуры, скомпонованные" по правилам квадратной сетки. Места соединения узлов сетки оформлялись посредством маленьких ромбиков. Техника вышивки — квадратная.
1.3.0.2. На вторую группу, включающую в себя ромбические сетки, приходится основная масса орнаментов.
1.3.0.2.1. Первая подгруппа состоит из ромбических сеток, у которых отсутствуют мотивы в ячейках. Такие сетки изготавливались из бисера нанизыванием или нашиванием фигур по пять бисеринок. Обшлага у рукавов, как правило, декорировались подобным образом. Описанные сетки встречались и на вязаных шерстяных варежках и изредка на женских сумочках, украшенных меховой мозаикой. Ромбические сетки из бисера хорошо знакомы и хантыйским мастерицам (рис. 15, 21).
1.3.0.2.2. Вторая подгруппа ромбических сеток встречалась главным образом на вышитых женских платках, реже —• рубахах. Ее мотивы состоят из удвоенного изображения парных птиц с деревом посередине, т. е. из розетки с симметрией 2-т. Поскольку оси переноса располагаются друг к другу под косым наклоном (aj'b), то полная формула симметрических преобразований в орнаменте принимает вид (alb) :2- т. Следует отмет-ить, что разные способы вышивки сопряжены со стилистическими особенностями в исполнении орнаментов. Так, . при «продернутой вышивке» линии, разграничивающие мотивы, имеют вид зигзага, и сетка в данном случае сохраняет ассоциативную связь с бордюрной организацией орнамента (рис. 29, 7). В этой же технике иногда исполнялись сетки, у которых мотивы размещены в рамке, составленной из ромбов. Последний вариант всецело характерен для «мансийской вышивки» (рис. 29, 2). В данном случае орнамент выступает в форме классической сетки/
1.3.0.2.3. Третья подгруппа ромбических сеток составлена из четырехкратно симметричных мотивов- (4- т), а ячейка сетки возникает при пересечении осей переноса под прямым наклоном (а:а), и в целом формула симметрических преобразований имеет вид (а:а):4-т, т. е. в строгом смысле, речь идет о сетках с квадратной системой узлов. Узоры подгруппы бытовали на вышитых женских рубахах и платках. Вследствие различ-' ной конфигурации мотивов п подгруппе выделяются четыре варианта.
Первый вариант —самый популярный среди вышитых сеток.
20. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 305
В основе его мотивов лежат ступенчатые ромбы, выполненные «продернутым» швом. Аналогичные вышитые орнаменты были известны н южным хантам {рис. 14; 9). Часто внутренняя поверхность ромбов оформлялась с помощью отростков таким образом, что фоновая часть принимала форму креста из крючков. Дальнейшая трансформация данных сеток наблюдается лищь по мансийским материалам и связана с «мансийской вышивкой». Сначала ступенчатые ромбы-были потеснены в их декоративных правах простыми ромбами с элементами из утроенных или учетверенных треугольников под названием «еловые» (рис. 29, 5). Эти элементы, очевидно, производны от ступенчатых ромбов-. В дальнейшем исходные фигуры оказались полностью вытесненными из орнамента: сетка состояла из крестообразно построенных" «еловых» элементов (рис. 29, 3). Иногда акцент делался на ромбе между «еловыми», и в нем размещались- изображения птиц. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в ходе орнаментальной эволюции описываемых сеток их симметрия все отчетливее склонялась к виду (а:а):4-т.
Второй вариант уступает по репрезентативности первому, но обладает весьма устойчивой конфигурацией: звездчатая восьмиконечная фигура вписана в ромбическую рамку (рис, 29, 6). Неизменна и техническая характеристика узора — «мансийская вышивка». Орнаментальный прототип обнаруживается в «продернутой вышивке»: фигура в виде ромба с продленными и загнутыми сторонами. В качестве розетки она была знакома этому же способу хантыйской вышивки (рис. 14, 3), а у манси встречалась и как сетчатый мотив. Элемент розетки — уголок с ромбической вершиной и декоративно загнутыми сторонами — представлен в «продернутой» вышивке хантов и манси как бордюрный мотив (рис. 8, 58). Очевидно, данная орнаментальная категория и является первичной, вторичной — розетка, а сетчатые орнаменты отражают третий шаг- орнамента на пути его развития.
Третий вариант сеток построен на мотиве, элемент которого напоминает стилизованное изображение «медведя» (ср. рис. 24, / и 29, 4). В последующем элемент подвергся дальнейшей стилизации через упрощение, п итоговой фигурой здесь, очевидно, следует признать ступенчатый прямоугольник с ромбами па двух сторонах. Четырехкратный повтор данного элемента хорошо представлен в сетчатых орнаментах вышивки у манси и в бордюрах у южных хантов (рис. S, 69). В рамках варианта бытовала лишь одна- техника исполнения — «мансийская вышивка».
Иногда мастерицы сочетали в одном сетчатом узоре два мотива: птиц и стилизованное изображение медведя; птиц и «еловый» крест; «еловый» крест и медведя. В этом случае мотивы чередовались по правилам симметрии подгруппы (а;а):4-т. Один
раз отмечена сетка с мотивом, аналогичным южнохантыйским розеткам (рис. 14, 5).
Четвертый вариант представлен вязаными изделиями восточных манси. На шерстяных варежках вывязывалась ромбиче-|ская сетка, ячейки которой заполнялись крестом с перекрестьями, крестом из крючков и решетчатыми ромбами.
Необходимо остановиться па двух особенностях сетчатых ор-: наментов мансийской вышивки. Во-первых, они построены таким •образом, что орнамент состоит из частей (мотивов), заполняющих плоскость без промежутков. Во-вторых, мансийские узоры не всегда удается подвести под классические виды симметрии сет-[чатых орнаментов, поскольку симметрия их мотивов иногда от-[клоняется от симметрии заданной системы узлов. Так, мотивы с изображениями птиц (симметрия 2-т) иногда размешаются не п ромбических, а квадратных ячейках (симметрия 4-т). И наоборот, разнообразные мотивы с симметрией 4-т порой располагаются в ромбической ячейке с симметрией 2- т. К этому следует добавить, что ромбические ячейки в мансийской вышивке и бисере настолько близки квадратам, поставленным на угол, что между ними очень часто трудно провести грань визуально. Таким образом, вторая особенность сложных сетчатых .мансийских орнаментов может быть объяснима лишь с учетом происхождения сетчатых узоров из квадратной сетки, расположенной таким образом, что в основе фигуры оказывается прямой угол.
Небольшую группу среди мансийских вышитых орнаментов заняли узоры, возникшие вследствие вертикально разросшихся бордюров из птиц н деревьев. Аналогичные процессы были опи-• саны н в южнохантыйской вышивке (рис. 14, 7).
§ 5. Сравнительный анализ
При сравнении хантыйских и мансийских непрерывных бор-|дюров обнаруживаются следующие закономерности. Во-первых, вес основополагающие мотивы традиционных групп, исключая модернизм девятой, хорошо знакомы исполнительницам узоров у обоих народов (рис. 7, 2, 6, 19, 26, 47, 59, 75, 100, 123). Это позволяет вести речь об устойчивой обско-угорской общности непрерывных бордюров.
Во-вторых, в пределах этой общности заметна особая бли-.зость орнаментальных культур северных хантов и северных манен. Ее черты касаются собственно мотивов: один из вариантов узора «ветка ^ березы» —«рога оленя» (1.1.1.4.2) хорошо представлен у северных групп, по не прослеживается у восточных хантов. Подобная же ситуация —в путях изменения базовых орнаментальных форм: большую роль на севере обско-угорской тер-
ритории играет упрощение мотива (1.1.1.4.1, 1.1.1.6.1, 1.1.1.8.1), в то время как для восточных хантов характерно прежде всего усложнение. Таков же расклад предметных и технических форм реализации узоров: для северных групп хаптов и манси это главным образом меховая мозаика на женской одежде и утвари, а у восточных хантов на первом месте стоит выскабливание, аппликация и раскраска берестяной утвари.
В-третьих, в области непрерывных бордюров весьма ощутимо и своеобразие мансийского этноса. Им выработано гораздо меньше новационных форм орнаментов, при этом часть из них осознается самими исполнительницами как результат заимствования у хантов. Пик развития находится у манси на III разряд, мотивы которого сочетают в себе зигзаговую и прямоугольную композиционные структуры и где наиболее заметна роль.крючкообразного элемента (1.1.1.6—7). Мансийские образцы II! разряда значительно уступают по сложности хантыйским вариантам II и IV разрядов, на которые приходится творческий взлет у последних. И, наконец, в мансийских орнаментах заметную роль играет прямоугольная структура соединения элементов в мотиве. Это нашло выражение в репрезентативности «сухариков» и в том, что эволюция мотивов III разряда шла в сторону усиления прямо-угольности в орнаментальной структуре. Пожалуй, наиболее наглядно это своеобразие оттеняют черемуховые перегородки на берестяных изделиях: у манси здесь вырезались «сухарики», а у хантов —ряд из треугольников. Таким образом, общая обско-угорская основа непрерывных бордюров не получила у манси столь сильного развития и не стала базой для создания сверхсложных мозаичных орнаментов, как у хантов, В эволюционных формах орнаментов здесь гораздо отчетливее проступает не зиг-загово-треугольная, а прямоугольная композиционная основа.