Криволинейные бордюры (2.1.0) 8 страница
непривычные для него сферы. Стены культурных и административных учреждений в Ханты-Мансийске и Салехарде украшены традиционными хантыйскими узорами. Ими же отделаны части внутреннего интерьера подобного рода зданий. Узорное обрамление имеют и некоторые из хантыйских газет — этот важный знак социальной жизни. В местах сосредоточения художественного потенциала народа — кружки по занятию традиционными видами рукоделия в школах, училищах, художественных отделениях культ-просветучилищ, музеях — значительная часть предметного окружения несет на себе следы орнаментальной обработки. Это — папки для бумаг, школьные доски, занавесы, скатерти, накидки на кресла и т. д. В процессе овладения основами традиционного мастерства молодежь стремится не только усвоить художественные каноны, но и творчески переработать их, дополнить.
Сравнительный анализ
Для хантыйского орнаментального искусства нельзя подо
брать единого вещественного символа, поскольку у каждой этни
ческой группы он своеобразен. Творчество южных хантов олице
творяли вышитые женские рубахи из холста, восточную группу
отличает прежде всего обилие берестяной утвари с выскобленны
ми узорами, а северохантыйские мастерицы достигли наивысшей
декоративной выразительности в аппликативных и мозаичных ор
наментах на женских платьях либо шубах и разнообразных су
мочках. Вместе с тем декоративное творчество хантов не есть со
вокупность обособленных единиц этногруппового уровня, и связую
щими его нитями выступают сквозные аналогии как в области соб
ственно мотивов, что будет рассмотрено ниже, так и в технологии
их исполнения, и в орнаментальной избирательности в пользу тех
•или иных предметов. •
Дело в том, что границы отмеченной выше предметной специа
лизации далеко не полностью совпадают с географией расселения
этнических групп, в результате чего ареалы распространения орна
ментированных вещей определенного вида охватывают несколько
крупных этнических групп. Так, центр распространения вышитой
одежды, несомненно, приходился на южных хантов, однако окраи-
ны'включали в себя салымских (восточные), а также среднеоб-
ских и казымских (северные) хантов. Узорная утварь из бересты
богаче всего представлена у восточной группы, но в весьма разви
той форме встречается и на реке Казым. Орнаментированные из
делия из меха показательны для северных хантов, но умением из
готавливать мозаичные орнаменты для женских шуб и сумочек от
личаются и мастерицы с рек Пим и Тромъегап —восточная груп
па этноса, %
94 ;!
Отпочкование от основного ядра и переселение значительной части этнотерриториального объединения, а также тесные культурные контакты на пограничных территориях расселения групп снивелировали орнаментальные различия в культуре хантов, вызванные несхожестью исторических судеб и природного окружения различных крупных этнических групп. Эти более поздние элементы сходства в орнаментации предметов лежат на поверхности, и выявить их не столь сложно. Гораздо труднее добраться до глубинного пласта, что составлял некогда хантыйскую орнаментальную общность, и определить степень его-силы. Для этого необходимо детальное сопоставление конкретных орнаментированных предметов и выявление на этом фоне закономерностей, связующих и разъединяющих хантыйское декоративное искусство. Установление подобных связей, по возможности с учетом1, их историчности, и составило основную цель предлагаемого обобщения. При этом следует учитывать, что орнаментальные материалы по южным хантам в основной своей массе отражают вышивку на одежде, поэтому сопоставление данных применительно к другим категориям вещей базировалось на материалах только по восточным и северным хантам.
Средства передвижения не выделяются у хантов своим декором на фоне других предметов. Особо скупо орнаментировались водные средства передвижения. Наибольшим убранством были отмечены ритуальные весла северных и салымских хантов: трехгранно-выемчатая резьба заполняла лопасть и всю поверхность черена, сочетаясь здесь-с погремушками и профилировкой краев. Скромная отделка восточнохантыйских весел включала в себя лишь последний прием. Резной декор покрывал отдельные детали деревянных лодок, но его характер и местоположение не совпадали у разных групп хантыйского этноса. На Салыме мачты и флюгеры каюков украшались в манере, близкой к весельной, а на Ка-зыме скупые бордюры из простых фигур, например, косых крестов, шли по кормовым доскам. Именно к указанным рекам относятся почти все сведения по орнаментации лодок. Дополняет картину резное сиденье в восточнохантыйской лодке и указание в фольклоре южных хантов на «большую лодку, украшенную изображениями птиц, которую Городской Князь берет с собой в день войны» [Мифы ..., 1990. С. 81]. Следовательно, общий элемент в Декоре водных средств передвижения у хантов составляет орнаментация весел с помощью профилировки краев. На этой основе и получила свое дальнейшее развитие художественная обработка предмета у северных хантов и на реке Салым. Орнаментация лодок была локализована на Казыме и Салыме, и в ней не прослежива-
. общие черты. Относительно водного транспорта на этих двух
реках фиксировался декоративный максимум, а минимум пришелся на восточную группу этноса, естественно, за вычетом салымских хантов, что уже отмечалось в литературе [Лукина Н. В., 1985 а].
Среди оленеводческой атрибутики орнаментированные образцы встречаются не так уж и часто, но здесь обнаруживаются существенные точки соприкосновения восточных и северных хантов. К ним принадлежит ошейник для оленя из черемухового прута. Его поверхность покрывает несложный узор, исполненный в технике глухой резьбы с удалением коры. В настоящее время при изготовлении ошейника у северных хантов наблюдается разнообразие материалов и технических приемов декора: кожаная поверхность предмета орнаментируется посредством раскраски, а на тканую нашиваются аппликативные узоры. У восточных хантов зафиксирован лишь общий вариант.
Виды декорирования поясов для оленя, наоборот, разнообразнее у восточных хантов. Непрерывный бордюр сложного строения, размеры которого совпадают с самим предметом, имеет здесь чаще аппликативный характер, но зафиксирована и редкая техника — мозаика по ровдуге. На северохантыйских поясах встречаются только аппликативные орнаменты, но композиционное решение последних двояко: либо сложный непрерывный бордюр, либо изоляция мотивов в зонах-секциях. Промежуточное положение между восточно- и северохантыйскими поясами занимали жертвенные покрывала для оленя, характерные для реки Казым. Технический прием их орнаментации — мозаика по ткани — служит соединительным звеном между ровдужной мозаикой и аппликацией по ткани, а наличие стилизованных изображений «всадника на лошади», заключенных в зоны-секции,' позволяет понять соединение на северохантыйских поясах двух противоположных композиционных начал: бордюрной непрерывности и композиционной замкнутости. Героический эпос южных, кондинских, хантов расширяет предметные параллели, вовлекая в них «узорные коврики», которые выполняли функцию покрывал для наездника и служили постельным атрибутом: герой «сел на находящиеся за оленями дощатые сани и покрылся пестрым ковриком с изображениями людей» [Мифы... 1990. С. 167]. Вполне вероятно; что покрывала из ткани для сундука и подушек, сохранившиеся у северных хантов на рубеже веков, связаны с упомянутыми ковриками, посколыку предстают в виде ряда из мозаичных квадратов-секций со стилизованными изображениями, в том числе и всадника. По своим техническим и декоративным признакам к этому же ряду предметов примыкает н шаманский коврик казымоких хантов.
Таким образом, в хантыйской орнаментальной культуре существует предметно-декоративная общность, которая связана не толь-
f
ко с оленеводческой атрибутикой, но и обнаруживает свое присутствие в иных сферах: культовой и внутреннем убранстве жилища. Декор здесь предстает в виде прямоугольного орнаментального поля, совпадающего с размерами самого изделия, а его технические характеристики с учетом историчности могут быть представлены как ровдужная мозаика — мозаика из ткани — аппликация из ткани; изобразительную сторону составляют сложные непрерывные бордюры или заключенные в зоны-секции стилизованные изображения, промежуточное положение занимают бордюрные мотивы, изолированные друг от друга квадратно-прямоугольными зонами-секциями.
Началом, цементирующим эту предметно-декоративную общность, служит оленеводческая атрибутика — ведь именно орнаментальное убранство поясов для оленя обнаруживает прямые аналогии у восточных и северных хантов, а косвенные параллели подключают к ним и южных хантов. Вся имеющаяся информация о предметах сакральной сферы — покрывало для наездника, жертвенное покрывало для оленя, шаманский коврик — относится к южным и северным хантам, а среди последних особая роль принадлежит казымской группе. Присутствие предметов внутреннего декора жилища в виде постельных принадлежностей и покрывал для сундука также отмечено лишь у южных и северных хантов. Следовательно, традицию украшения поясов для оленя с помощью непрерывных аппликативных бордюров из ткани следует признать общим орнаментальным знаменателем в культуре восточных и северных хантов. Не лишено' основания предположение о ровдуж-ных мозаичных поясах как о той почве, на которой произросла данная традиция. В пользу этого свидетельствует как пригодность самого материала и красителей, применявшихся для получения мозаичного узора, так и полное соответствие особенностей непрерывных бордюров специфике мозаичной техники.
Если изложенное верно, то наиболее древним орнаментальным отголоском всей предметной общности следует признать мозаичные пояса из ровдуги, сохранившиеся у восточных хантов на реке Юган. Стилизованные изображения, прежде всего всадника, помещенные в квадратно-прямоугольные зоны-секции и выполненные мозаикой по ткани, составляют специфические черты того круга сакральных предметов, что сложился в декоративной культуре южных и северных хантов, и не обнаруживаются у восточных. Влиянием этого мощного семантического ряда на орнаментальное решение северохантыйской оленеводческой атрибутики, очевидно, и объясняются ее декоративные разночтения с восточнохантыйской. Покрывала на сундуки и подушки стали у северных хантов еще
• Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири».
одним путем перехода художественных канонов из культовой сферы в бытовую.
С транспортным оленеводством тесно связаны костяные детали оленьей упряжи. Орнаментальные находки в этой области разнородны как в предметном, так и в хронолохическо-географическом плане. Вместе с тем создается впечатление, что восто-чнохантый-ские костяные детали оленьей упряжи рубежа веков, покрытые контурной и трехгранно-выемчатой резьбой, равно как и современные пряжки для пояса с профилированными краями и северохантыйский крюк со сложной выемчатой резьбой, — все это отголоски существовавшей ранее общности декоративных костяных предметов, входивших в оленью упряжь. Об архаичности данной традиции у восточных и северных хантов свидетельствуют как материал и орнаментальная техника, так и сам характер узоров: точечные и циркульные, зигзаг, учетверенные треугольники, восходящих к глубокой древности. Рассеянное и слабое проявление отголосков столь древнего декоративного стереотипа на этнографическом фоне объясняется именно его возрастом: он стал пройденным этапом для орнаментального творчества конца XIX—XX вв., уступив место иным материалам и формам.
Орнаментированные орудия труда, связанные с мужской сферой деятельности, представлены у восточных хантов эпизодично и не позволяют вести речь о наличии устойчивых традиций в данной предметной области, по крайней мере на протяжении этнографически обозримого отрезка времени. Признание стрельбы из лука как наидостойнейшего мужского занятия отражено в фольклоре. 'Основной характеристикой богатыря здесь выступает поэтическая формула: «Держащий лук в руке, привычной к луку» [Мифы..., 1990. С. 160]. Со стрельбой из лука связан и предмет, который орнаментировали восточные и северные ханты, — костяные пластинки для защиты руки. Способы орнаментации, однако, не совпадали у обеих групп: узоры на изделиях восточной группы создавала-точечная, циркульная и контурная резьба, а северохантыйские пластины покрывались изображениями «медведя», «выдры», «бобра», исполненными контурной резьбой. У восточных хантов зафиксированы орнаментированные экземпляры деревянного колчана для стрел, украшенного трехгранно-выемчатой резьбой, и костяных пряжек с циркульной резьбой, дополнявших ножны. Другим предметом, подлежавшим художественному оформлению, являлись ножны, но их декоративная отделка еще более неоднородна, чем у защитных пластин. Нельзя установить единого канона для северной группы, где контурная резьба по дереву в верхней части предмета бытовала одновременно с гравировкой на сложных ножнах из кости и кожи, не говоря уже об общих параллелях с восточной,
98 . "'.-•••
для которой была показательна как трехгранно-выемчатая резьба на деревянных ножнах, так и сквозная резьба по жести, сочетавшаяся с подкладным фоном на составных экземплярах ножен. Собственно нож, точнее его ручка, у северных хантов инкрустировались оловом.
Если рука мужчины должна была быть привычна к луку, то относительно «дочери-девицы» употреблялся эпитет «держащая иглу и работающая концами пальцев» [Мифы..., 1990. С. 160]. Предметная сфера женского рукоделия, в отличие от мужского, содержит в себе несколько декоративных звеньев, общих для восточных и северных хантов. Во-первых, это — кроильная доска из дерева, верхний конец которой . украшался бордюром в, технике трехгранно-выемчатой или контурной резьбы. Особняком стоят швейки среднеобских хантов, всю нерабочую поверхность которых покрывали узоры, составленные из резных треугольников.
Вторым общим звеном являются игольники круглой или квадратной формы, выполненные из ткани, часто с меховой опушкой по краям. Центральную часть игольника занимает розетка, составленная из треугольников, или косого креста с перекрестьями, причем восточнохантыйские материалы позволяют проследить эволюцию от одной орнаментальной формы к другой. Орнаментальная техника представлена мозаикой или аппликацией. Дополнительное убранство предмета состоит в нашивании пуговиц и бисеринок. Из общего контекста выпадают игольники, зафиксированные У усть-обских хантов. На ромбовидной поверхности предмета исполнялась сложно оформленная розетка. На более ранних экземплярах она наносилась на ровдугу путем раскраски и расшивания оленьим волосом, а более поздние образцы изготовлены из ткани, и узор имеет мозаичный или аппликативный характер. Прикрепляемый к игольнику футляр для наперстка образует третью точку пересечения декоративного творчества восточных и северных хантов. Небольшая квадратная поверхность предмета сплошь по-. крыта орнаментом, нашитым из бисера. Обычно сочетания по пять бисеринок образуют квадратную сетку, но иногда узор принимает и вид косого креста с перекрестьями. J
Все прочие орнаментированные образцы предметов, связанных с женским рукоделием, отмечены лишь у восточной группы хантов. Прежде всего это — костяные миниатюрные пряслица и кре-пилки, сплошь покрытые резным орнаментом с использованием Различных технологических приемов. Местом локализации подобных изделий является река Васюган. Деревянный скребок для обработки шкур обладает насыщенной и законченной орнаментальной композицией, составленной из резных треугольников, но представлен единичным экземпляром конца XIX в. Чаще встречались
выбивалки снега 'из одежды, но декор их был сведен к скупой профилировке краев у ручки. Детали ткацкого станка, отмеченного на Салыме, украшала сквозная и выемчатая резьба.
Внутреннее убранство жилища у восточных и северных хан-тов отличает простота и полное отсутствие предметного излишества. Орнаментальная отделка касается практически лишь циновок. Узоры, состоящие из несложных геометрических фигур, возникают за счет вплетения окрашенных стеблей травы. Атрибуты мебели, которые сведены, главным образом, к низкому столику для еды и полочкам, изредка покрывают резные узоры. Отличием северохантыйского жилища являлось наличие в нем таких декоративно значимых деталей, как яркие накидки из ткани на подушки и сундуки, о чем речь шла выше. Покрытые затейливой резьбой деревянные крюки для колыбелей также отмечены лишь у северной группы этноса.
Несмотря на скупость внутреннего интерьера и его декоративной отделки, внутренний вид традиционного хантыйского жилища не оставляет впечатления эстетически обедненного. Роль декоративной доминанты играют в нем предметы, назначение которых — вместилища для хранения самых разных вещей. Однако реальные формы воплощения этих вместилищ различны у восточных и северных хантов. У первых преобладает орнаментированная берестяная утварь, у вторых — узорные сумочки и мешки из меха. Будучи расставленными на полочки и развешенными на стенах жилища, эти богато украшенные изделия придают внутреннему пространству особый уют и теплоту, в которых так нуждается человек, окруженный суровыми условиями северной природы.
Ведя речь об орнаментированной бересте, следует-иметь в виду, что она зафиксирована у восточных и северных хантов, но у последних далеко не все группы имеют возможность получать из природного окружения 'соответствующий материал: усть-обские и шурышкарские ханты приобретают уже готовые изделия. В сфере орнаментированной бересты наблюдается большое сходство декоративных традиций восточных и северных хантов: форма предметов, орнаментальная композиция, техника изготовления, — все это в основных моментах совпадает у обеих крупных этнических групп. На рубеже веков исследователи нередко фиксировали низкие четырехугольные или округлые вместилища из бересты, называя их чашками, корытцами, коробками, в которых подавались на стол и хранились продукты питания. На всей внутренней поверхности таких чашек выскабливались узоры: на дне помещалось стилизованное изображение, а стенки украшали бордюры. Поверхность дна и стенок окаймляла узорная рамка из двух параллельных полос и несложным орнаментом между ними в виде зигзага или наклон-
ных полос. Сходными композиционной и технической характери
стиками обладали орнаментированные берестяные черпаки хан
тов, исчезнувшие, как и чашки, из декоративного творчества наро
да в XX в. '
Кажущиеся несовпадения в орнаментации кузовков у восточных и северных хантов снимаются восточнохантыйскими заплечными кузовами, на которых встречаются обе композиции: бордюр в виде аппликации по зачерненной бересте, идущий по устью сосуда, что характерно для первых, и розетка, выскобленная в центре широких стенок, что было показательно для северохантыйских кузовков.
Наибольшим композиционным разнообразием, и сложностью узоров отличаются круглые берестяные коробки и сосуды, но и здесь при сравнении севере- и восточнохантыйской традиций превалирует тождественность, а не специфика. В декоре предметов у обеих групп встречаются три основных композиционно-технических решения. Первое состояло в бордюре из треугольников, уголков, полос, расположенном по устью коробки и имевшем вид аппликации с подкладным фоном из ткани. Второе решение предполагало членение стенок у коробки на ярусы, в каждом из которых располагался бордюр из несложных элементов: треугольники, уголки, полосы. У обеих групп композиция реализовывалась через выскабливание, но существовали и технические нюансы: у восточных хантов применялась еще и аппликация с подкладным фоном, а у северных — раскраска. Третий'способ декоративной отделки круглых берестяных коробок сочетает в себе преобладающее выскабливание и резьбу по черемуховой коре как дополнительное техническое средство. Орнаментальная композиция включает основной бордюр, занимающий почти всю поверхность предмета, и несложные окаймляющие бордюры. Последние исполняются на черемуховых обручах, опоясывающих коробки сверху и снизу. Основной бордюр имеет вид как единой орнаментальной полосы, так и секционное строение. Оформление вертикальных перегородок у зон-секций обнаруживает небольшое расхождение: на восточнохан-тыйских коробках выскабливаются несложные бордюры с вертикальным ритмом, а на северохантыйских перегородки выполняются из черемуховой коры с резным орнаментом.
Более существенные отличия, присущие орнаментированным коробкам восточных хантов, состоят, во-первых, в применении аппликации, по зачерненной бересте при исполнении основных и окаймляющих бордюров. Во-вторых, для изготовления круглых коробок сургутские ханты используют пихтовую кору. При этом орнаментальная композиция не выходит за описанные рамки, но
техника нанесения основного узора иная — раскраска; дополнительные бордюры также вырезаются на черемуховой коре.
Низкие чашки, кузовки и кузова, а также круглые коробки сверху покрывались крышками, орнаментация которых у северных и восточных хантов состояла из выскобленных розеток или стилизованных изображений в центре и окаймляющего бордюра по краям. Восточнохантыйской традиции известен еще один способ узорной отделки крышек: аппликация по зачерненной бересте располагалась не на самой поверхности крышки, а на ее стенках, заходящих на сосуд или коробку. У северных хантов зафиксированы костяные ручки для берестяных сосудов. Поверхность ручки украшал резной бордюр.
Специализированными вместилищами являлись миниатюрные берестяные табакерки. Основные композиционно-технические приемы их орнаментации сводились у восточных хантов к следующему: пара контурных линий членила поверхность стенок на ярусы или зоны-секции, внутри которых располагались бордюрные мотивы, нанесенные штампом или выполненные аппликативно с применением подкладного фона. У южных хантов табакерка зафиксирована в единственном числе, и ее орнаментация, за одним исключением, вписывается в восточнохантыйские традиции: место бордюра занято здесь изображением птицы, имеющим двойной контур. Оригинальной декоративной трактовкой отличались северохантыйские табакерки-рожки. Поверхность рожка покрывала циркульная резьба и инкрустация оловом. В последнем случае бордюрные мотивы возникали из комбинаций зубчатой линии. Такой вид берестяной утвари, как солонки, эпизодически отмеченные у восточных хантов, обладали орнаментальной композицией, аналогичной табакеркам.
Коробки, сплетенные из корней кедра, — корневатики — обнаруживаются у восточных (сургутские) и северных (казымские) хантов. Их стенки и крышки покрывают розетки, в роли которых часто выступают стилизованные изображения. Узор возникает за счет вплетения окрашенных корней.
Дневные колыбели фигурируют в литературе как яркий пример этнолокальной специфики, присущей различным группам хантов [Лукина Н. В., 1985 а]. Этот вид изделий разграничивает северных и южных хантов, с одной стороны, и восточную группу, с другой. Специфика проявляется как на уровне материала, так и в декоративном оформлении предмета. Деревянные колыбели восточных хантов лишены каких бы то ни было художественных деталей, в то время как северо- и южнохантыйские берестяные образцы сплошь покрыты орнаментов. Основные композиционные линии на спинке и стенках намечены перегородками из черемуховых
прутьев, покрытых простыми резными узорами. В образованных таким- образом-зонах выскоблены стилизованные изображения, бордюрные мотивы, розетки. Обязательным атрибутом декора, несущим важную семантическую нагрузку, является изображение птицы [см.: Чернецов В. Н., 1948; Иванов С. В., 1954 и др.], которое помещается в верхней части спинки. Очевидно, присутствие орнитоморфного изображения — атрибут древней декоративной традиции, ведь сведения об украшении берестяных колыбелей «но-гастыми зверями», «крылатыми зверями» содержатся в северохантыйских богатырских сказках [Мифы..., 1990].
Подытоживая рассмотрение хантыйской берестяной утвари, следует прежде всего отметить присутствие здесь единых основ орнаментации, представленных на четырехугольных низких сосудах, кузовках и на круглых берестяных коробках. Признаками, на которых базируется хантыйская декоративная традиция в области бересты, являются следующие. Во-первых, приоритетность выскабливания в технике; во-вторых, охват орнаментацией всей поверхности изделия; в-третьих, контурные параллельные линии, простые или включенные в состав несложных бордюров, служащие композиционными ориентирами на поверхности предмета; в-четвертых, бордюрно-секционная организация орнаментальной поверхности; в-пятых, стилизованные изображения, помещаемые в зонах-секциях. Безусловно, каждая из указанных черт в пределах этнической группы приобретает специфический оттенок. Так, у восточных хантов на рубеже веков выскабливание в значительной мере дополнялось аппликацией по зачерненной бересте. У северных и южных хантов композиционные линии на круглых коробках принимают вид планок из черемуховых прутьев с несложными резными узорами. Стилизованные изображения гораздо многочисленнее и разнообразнее у северных хантов, прежде всего казымоких, чем у восточных, для которых было характерно лишь изображение «медведя». Однако несмотря на этнолокальные нюансы, орнаментальная общность хантыйской бересты проявляется весомо и наглядно, что позволяет единичные южнохантыйские находки уверенно увязывать с массовыми северо- и восточнохантыйскими материалами. Устойчивость общехантыйских правил декорирования бересты подтверждается их присутствием даже на предметах с эт-ногрупповой спецификой — колыбелях.
Орнаментальный облик хантыйской бересты прочно связан с выскабливанием. Однако в нем, хотя и слабо, проступают аппли-кативные узоры, образованные из треугольников в их различных сочетаниях. Подобные орнаменты наносились на круглые коробки и табакерки. При этом обязательной деталью являлось использование подкладного фона из зачерненной бересты или ткани. В ком-
позиционном плане аппликативные орнаменты также отличались от выскобленных: для них была неприемлема прямоугольная сек-ционность в организации бордюра и далеко не всегда они заполняли собой всю поверхность берестяного изделия.
В противоположность берестяной деревянная утварь практически не отражена в орнаментальном творчестве хантов. Единичные образцы декоративных изделий зафиксированы, главным образом, у восточной группы. Узоры из ромба и зигзага выполнялись преимущественно контурной резьбой и заполняли собой незначительную часть поверхности предмета: чашки, ступы, черпака. В описанной манере орнаментировались и ручкн у ложек — единственный предмет из дерева, чей декор сближает творчество северной и восточной групп этноса. Стремление украсить такой оригинальный объект, как продукты питания, также свойственно обеим группам. Черемуховые лепешки отделывались оттиском ножа. Хлеб принимал эстетический вид у северных хантов за счет защипов пальцами, а у восточных фигуры прочерчивались ножом.
Степень распространенности женских меховых сумочек у северной группы хантов несравненно больше, чем у восточной, где роль вместилищ играют берестяные коробки. Однако различие в количественных показателях не сопряжено с качественной природой вещей: конструктивные, технические и декоративные характеристики сумочек в своих основных чертах едины у обеих групп, а у восточных хантов они даже разнообразнее. Так, лишь у восточ-нохантыйских женщин зафиксированы плоские сумочки, украшенные мозаичными вертикальными бордюрами из полос и парных треугольников. Основной же формой реализации предмета являются объемные сумочки, материалом изготовления служит мех, а техническим средством декорирования — мозаика.
Из этого правила можно выделить два исключения. Во-первых, у северных хантов наряду с мозаичными узорами активно применяются такие декоративные средства, как длинная ровдуж-ная бахрома и снизки бус, бисера, создающие плотную декоративную завесу, которая скрывает собственно орнамент. Второе исключение касается восточнохантыйских сумок из шкурок оленьих лбов, где отсутствует меховая мозаика.
Орнаментальное убранство широких и узких стенок имеет свои композиционные особенности. Узкие стенки предстают в виде мозаичного бордюра, материалом для которого иногда служит ровдуга. Широкие стенки имеют три варианта орнаментального оформления: квадратную сетку, бордюры в вертикальном ритме и стилизованные изображения. Первый вариант зафиксирован лишь у восточных хантов и относится к редко встречаемым, а межДУ
тем есть основания предполагать его более раннее происхождение
сравнительно с остальными. -
Первым аргументом служит простота составляющих сетку рядов из квадратов и их архаичность для сибирской территории [см.: Иванов С. В., 1961]. Вторым является такая особенность компоновки вертикальных бордюров, как размещение их в квадратно-прямоугольных зонах-секциях, чьи перегородки контрастны по цвету самим изделиям. Принцип шахматного эффекта обязателен для квадратной мозаичной сетки восточных хантов, поскольку .цветовой ритм является здесь основным средством при создании узора, ведь ячейки сетки не содержат мотивов.
В основе композиции из вертикальных бордюров, таким образом, лежит то же композиционное правило, что и у сеток, хотя в данном случае оно не столь обязательно, так как ритм цвета существенно дополняется ритмом формы, причем весьма сложной. К тому же квадратно-прямоугольная конфигурация самих зон-секций близка квадратным ячейкам сетки. Стилизованные изображения также иногда заключаются в декоративную зону с помощью несложного бордюра, правда, здесь она принимает округлые очертания предмета. И последнее обстоятельство. Орнаментация широких стенок у объемных меховых сумочек, свойственная хантам, знакома саамским женщинам и коми. У первых отмечены вертикальные -мозаичные бордюры в прямоугольных зонах-секциях, у вторых — квадратная сетка, обрамленная с боков вертикальными бордюрами [см.: Десять экспедиций..., 1990]. Конфигурация мотивов в обоих случаях тождественна хантыйским образцам. Экземпляр, отмеченный у коми, сочетает в себе особенности двух вариантов орнаментальной композиции на широких стенках объемных сумочек и, очевидно, сможет служить наглядным выражением переходного этапа в эволюции узорной структуры.