К. лопушанский, м. чугунова. 2 страница
атмосферы, должное быть воссозданным на экране. Кинема-
тографист, который явно видит свой замысел и затем, работая
со съемочной группой, умеет довести его до окончательного
и точного воплощения, может быть назван режиссером. Одна-
ко все это еще не выходит за рамки чистой профессиональнос-
ти, за рамки ремесла. В этих рамках заключено многое, без
чего искусство не может осуществить себя, но этих рамок
недостаточно, чтобы режиссер мог быть назван художником.
Художник начинается тогда, когда в его замысле или в
его ленте возникает свой особый образный строй, своя систе-
ма мыслей о реальном мире и режиссер представляет ее на суд
зрителя, делится ею со зрителем как своими самыми завет-
ными мечтами. Только при наличии собственного взгляда на
вещи режиссер становится художником, а кинематограф —
искусством.
В нашей профессии и вокруг нее существует масса пред-
рассудков. Я имею в виду не традиции, а именно предрассуд-
ки, штампы мышления, общие места, которые обычно возни-
кают вокруг традиций и которыми любая традиция постепен-
но обрастает. Но достигнуть чего-либо в области искусства
можно только в том случае, если ты свободен от этих пред-
рассудков. Следует выработать собственную позицию, свою
точку зрения — перед лицом здравого смысла, разумеется, —
и хранить ее во время работы, как зеницу ока.
Очевидно, самое трудное — создать для себя собственную
концепцию, не боясь ее рамок, даже самых жестких, и ей сле-
довать. Проще всего быть эклектичным, следовать шаблонным
образцам, которых достаточно в нашем профессиональном ар-
сенале. И художнику легче, и для зрителя проще. Но здесь
самая страшная опасность — запутаться.
При помощи кинематографа можно ставить самые слож-
ные проблемы современности—-на уровне тех проблем, кото-
рые в течение веков были предметами литературы, музыки,
живописи. Нужно только искать, каждый раз заново искать
тот путь, то русло, которым может идти искусство кинематог-
рафа.
Что же все-таки это такое, замысел? Как, в каких условиях
он возникает, как он фиксируется в сознании автора и как он
потом реализуется в конечном счете в кинофильме? Это уже
более конкретный разговор.
Я вам могу рассказать, скажем, в виде примера о том,
что происходило с «Зеркалом».
В свое время был написан литературный сценарий «Белый,
белый день» Мишариным и мною. Я еще не знал, о чем будет
картина, не знал как сценарно это будет оформлено и какую
роль займет там образ, даже не образ, линия — это точнее,
линия матери. Но я знал только одно, что мне все время снил-
ся один и тот же сон про место, где я родился. Снился дом.
И как будто я туда вхожу, или, вернее, не вхожу, а все время
кручусь вокруг него. Эти сны были страшно реальны, причем
даже в тот момент, когда я знал, что это только снится мне.
Какое-то странное смещение было. И эти сны были всегда ог-
раничены только этой тематикой. Это был буквально один и
тот же сон, потому что всегда это происходило на одном и том
же месте. Мне показалось, что это чувство носит какой-то ма-
териальный смысл, что не может так просто преследовать
человека такой сон. Там что-то есть, что-то очень важное. Мне
казалось, по какой-то начитанности, что, реализовав этот
странный образ, мне удастся освободиться от своих чувств,
потому что это было довольно тяжелое ощущение, нечто нос-
тальгическое. Что-то тянет тебя назад, в прошлое, не оставляя
ничего впереди. Это всегда очень тяжело. Я подумал, что, рас-
сказав об этом, я тем самым от этого освобожусь. Кстати,
и у Пруста я вычитал, что это очень помогает освободиться
от таких вещей, да и у Фрейда об этом написано. Ну, думаю,
давай-ка я напишу рассказ. Однако постепенно все началось
оформляться в фильм. Причем произошла очень странная
вещь. Действительно, я освободился от этих впечатлений, но
эта психотерапия оказалась хуже причины ее необходимости.
Когда я потерял эти ощущения,то мне показалось, что я и
себя в каком-то смысле потерял. Все осложнилось. Чувства
эти пропали, а вместо них не образовалось ничего. Хотя, чест-
но говоря, я где-то предполагал нечто подобное, и даже в сце-
нарии было написано о том, что не надо возвращаться в ста-
рые места, что бы это ни было: дом, место, где ты родился,
или люди, с которыми ты встречался. И хотя это придумано
было умозрительно, в конечном счете оказалось достаточно
справедливым. И самое-то главное — оказалось, что смысл
фильма и идея его вовсе не в том, чтобы освободиться от вос-
поминаний. Это еще раз доказывает, что иногда автор сам не
совсем точно представляет себе, о чем фильм.
Иногда может показаться, что ты делаешь нечто для того,
чтобы выразить себя, чтобы освободиться от каких-то мыслей,
а на самом деле какой бы личной картина не была, она никог-
да не может состояться, если это все только о тебе. Если кар-
тина или книга удается, будьте уверены, что все личное яви-
лось всего-навсего стимулом, толчком для рождения замысла.
Если бы это оставалось в пределах ностальгических, очень
важных только самому автору, то, я думаю; никто бы этого
не понял.
Нам очень трудно было делать эту картину еще и потому,
что она касалась людей конкретных, которые каким-то обра-
зом должны были принять участие в этой картине. Ну, вы
знаете, что отец написал стихи для этого сценария, причем не
столько написал стихи для этого сценария, сколько мы просто
использовали их для этого фильма, потому что они написаны
были в тех местах, о которых рассказывается в картине. Эти
стихи являются не иллюстрацией, а просто стихами, рожден-
ными в то время, о котором рассказывают те или иные эпизо-
ды. К примеру, стихотворение о любви вспоминается героиней
примерно в то же время, когда оно было написано, в 37-м
году. Короче говоря, мне трудно сказать, что это иллюстра-
ция. Эти стихи неотделимы от героини, от персонажей, кото-
рые там живут. С другой стороны, это связано с моей матерью,
которая и снималась даже в картине.
Поначалу предполагалось, что она гораздо больше должна
быть занята в фильме. Предполагалась какая-то киноанкета,
вопросы, на которые она должна была бы ответить перед кино-
камерой (не перед скрытой кинокамерой, а передобыкновен-
ной кинокамерой). Но это все, слава Богу, было отвергнуто
и реализовывалось совершенно иначе.
Кроме того, у меня были какие-то определенные обязатель-
ства, ну, вы понимаете.
Короче говоря, я специально выбрал для нашего разгово-
ра о возникновении замысла картину, которая очень интимна,
которая очень личностна, которая очень связана с моей
жизнью и которую не так просто в общем отделить от меня.
Хотя в данном случае я говорю о какой-то моральной стороне
вопроса, а вовсе не о том, как все было реализовано.
Для того чтобы закончить наш разговор по этому вопросу,
я хочу привести еще один пример.
В сценарии для «Рублева» был один эпизод, который на-
зывался «Куликово поле». Это должно было быть прологом к
первой серии «Рублева». Битва на Куликовом поле, спасения
Димитрия — князя, который чуть не задохнулся, бедняга, под
горой трупов, и прочее. Начальство вычеркнуло у меня этот
эпизод фильма, потому что он был очень дорогим. Впоследст-
вии меня долго ругали за то, что я сделал картину, в которой
нет ни одного такого лобового патриотического эпизода. Я
пытался напомнить о том, как они мне выбросили из сценария
этот эпизод. Ну, ладно. Кстати, прежде чем быть выброшен-
ным, этот эпизод был переделан, и уже была не битва на Кули-
ковом поле, а утро после Куликовской битвы. Меня толкнули
на это чисто материальные соображения. Я переписал этот
эпизод и должен вам сказать, что мне он до сих пор нравится
больше. Затем этот эпизод был точно совершенно перенесен
в фильм «Белый, белый день». Я маниакально хотел снять
этот эпизод. Для меня очень важно было передать какое-то
соединение сегодняшнего дня с тем, что было, то, что теперь
у нас называется традицией, связь времен, культуры. Но
опять-таки мне не удалось его снять. Потому что он снова
очень дорого стоил. Костюмы к «Рублеву» были уже все унич-
тожены, у нас ведь это очень быстро делается, хотя они были
сделаны из настоящей, вывороченной кожи, из замши, из меха.
На них много фильмов можно было бы сделать, используя
или переделывая их, но тем не менее они пропали. Таким об-
разом, не было никакой возможности реализовать этот замы-
сел, без которого мы не представляли себе фильм «Зеркало».
А в результате появились другие эпизоды. Появился эпизод
чтения сыном автора Пушкинского письма, появилась воен-
ная хроника. Но были и другие изменения. К примеру, пред-
полагалось использовать текст из «Рукописи» Леонардо о том,
как следует писать битву. Этот закадровый текст должен был
ложиться на эпизод разрушения церкви в городе Юрьевце
в 38-м году. Потом и этот эпизод «разрушения церкви» выпал.
Вместо него появились некоторые цитаты, чисто изобразитель-
ные. Имеется в виду, скажем, книга Леонардо и фрагмент из
картины Леонардо в эпизоде прихода на побывку отца. Вот
таким странным образом эпизод, который раньше был таким
монолитным, реализовался совершенно иначе. Идея взаимо-
действия настоящего с прошлым раздробилась и вошла как
компонент в отдельные сцены картины. Она не смогла быть
основой для фильма, то есть тем, чем она казалась в тот мо-
мент, когда зарождалась. Видимо, этого было недостаточно,
и потому оно перешло уже в какую-то эмоциональную, я бы
сказал, музыкальную интонацию всего фильма, где говорится
о вещах более конкретных, ясных, концепционных, что ли,
идейных.
Все это мы должны оценивать с точки зрения профессио-
нальной, то есть как реализуется та или другая мысль, идея
автора, его концепция как нечто неуловимо духовное прев-
ращается в реальную материальную деталь, которая вклады-
вается в общую конструкцию фильма.
Есть еще одна проблема колоссальной важности, имеющая
прямое отношение к замыслу и его реализации.
Я не представляю себе, как можно реализовать замысел,
если твоя цель — говорить на языке «доступном». Я не знаю,
что такое доступный язык. Мне кажется, что единственный
способ — это язык искренний.
Когда автор хочет быть доступным, он начинает заигры-
вать со зрителем, старается подмигивать ему, старается все
время смешить его, развлекать, старается заинтересовать!
Именно заинтересовать самым доступным образом. Это никак
не может иметь отношение к искусству. Это может иметь от-
ношение к форме чисто демагогической.
В конечном счете, как бы мы ни старались быть понятнее,
быть доступнее, всегда это видно, всегда это пошло и глупо,
и всегда это связано с потерей чувства собственного достоин-
ства и уважения по отношению к тому, кому это адресовано,
то есть зрителю. Это тоже имеет отношение к реализации за-
мысла. Потому что никто из нас не может вычислить, как Петр
Петрович Иванов или там еще кто-то другой будет реагиро-
вать на наш замысел и на его реализацию. Мы не в состоя-
нии этого вычислить. А когда мы начинаем вычислять, то это
видно, и вам становится очень неловко и стыдно за человека,
который должен был быть искренним.
Я заметил такую вещь, что в какой-то момент художник,
который не очень уверен в себе, начинает защищаться. Он
пытается сохранить себя в том состоянии, в котором он, как
ему казалось, достиг какого-то результата, какой-то вершины.
Не понимая того, что у художника только единственный путь
— прямой. Только прямой путь. И вот начинается следую-
щее — он пытается сделать картину, которая будет не хуже
его предыдущей. И начинает повторять сам себя, и начинает
работать на отработанных уже материалах, на том горючем,
которое давно сгорело. Это трагедия очень многих наших та-
лантливых людей. Они боятся за себя, они не уверены в себе.
Так бывает обидно видеть, что талантливый человек устал
быть самим собой.
Мне всегда очень странно бывает выслушивать упреки в
адрес художников, когда им говорят, что они не современны,
что они отстают от времени, что они не идут в ногу со време-
нем, что они занимаются какими-то вещами, которые явля-
ются всего лишь навсего тупиками и какими-то закоулками
рядом с торной дорогой, с шоссе, по которому должно идти
наше искусство, и так далее. Все это очень странно, потому
что в конечном счете кто, как не каждый из нас, может счи-
тать себя современником того, что происходит сейчас, в наше
время. Просто даже как-то смешно. Никто не свободен от
своего времени, и никто не может сказать, что он оторвался
от своего времени.
Возьмем, к примеру, такую ситуацию в искусстве, как де-
каданс. В конечном счете декаданс выражает свое время. И
если бы не было декаданса, то мы никак не могли бы ощу-
тить, что же это такое конец XIX — начало XX века с точки
зрения духовной и культурной жизни и в социальном аспекте.
Конечно, это тупик, но, с другой стороны, сказать о том, что
тупиковое искусство декаданса существует вне времени, что
это какой-то аппендикс, который не выражаетвремя, было бы
ошибкой.
Позволю себе несколько уклониться от основной темы
нашего разговора и остановиться на тех нравственных аспек-
тах замысла, которые возникают при обращении с историчес-
ким материалом.
Недавно я прочел «Записки Марии Волконской», жены
Сергея Волконского, декабриста, в которых она рассказывает
о своем путешествии в Сибирь, к своему мужу. Удивительные
«Записки». Ну, я уже не говорю о нравственном величии этих
женщин. Это было удивительно.
Они последовали за своими мужьями в Нерчинск, в другие
места с целью разделить их судьбу, несмотря на то, что имели
право лишь через щель в заборе говорить друг с другом два
раза в неделю. И так долгие годы, прежде чем им разрешили
какие-то другие способы общения. Все это невероятно. Уни-
кально. Какие она выводы делает по поводу этих самых тай-
ных обществ, вообще о значении и роли декабристов. Это по-
разительно. Во всяком случае, все, что я читал после этого,
я имею в виду историографические работы, просто повторяют
ее и больше ничего. Только очень болтливо, суетно и бессмыс-
ленно. Как большинство бессмысленных диссертаций на инте-
ресные темы.
Причем как она высказывается по поводу русского народа.
Она сталкивалась с каторжниками, с убийцами, с грабителя-
ми, с которыми вступала в контакт, потому что они ее просили
помочь им.
Удивительны эпизоды проводов ее в Сибирь. В одном из
домов был устроен специальный прощальный вечер. И какой
отзвук это имело в сердцах тех, кто ее провожал. В общем,
на меня пахнуло какой-то удивительной чистотой и граждан-
ственностью. Причем дело не в мужьях даже, тут многое по-
нятно. У мужчин совершенно другое, наверное, предназначе-
ние в жизни, а в этих женщинах, двадцатилетних, девятнад-
цатилетних, молодых женах, которые просто не знают еще,
что такое жизнь.
Я не представляю себе более разительного контраста с
современностью. В их возрасте мы были так неподготовлены
ни к каким перипетиям, мы были так эгоистичны и жестоки.
Мы вообще хотим за все получить сразу чистой монетой, мы
все хотим купить, даже собственные поступки и чувства, мы
хотим, чтобы нам за них заплатили.
На меня эта книга произвела просто поразительное впе-
чатление. Причем самое главное — это отсутствие каких бы
то ни было предрассудков, которые связаны, как правило, с
полуобразованными людьми, полуграмотными. Такая чисто-
та, которая может иметь место только в среде совершенно не-
испорченной.
В общем, к чему я это говорю. Замысел должен возникать
в какой-то особой сфере вашего внутреннего «я». Если вы чув-
ствуете, что замысел возникает в области умозрительной, ко-
торая не задевает вашей совести, вашего отношения к жизни,
то будьте уверены, что это все пустое. Этим не стоит зани-
маться.
Замысел должен быть равен поступку в моральной, нрав-
ственной области. Так же, как книга, — это поступок прежде
всего, факт нравственный, не только художественный. Надеюсь,
вы понимаете, о чем я говорю. Есть литераторы, а есть писа-
тели, и это не одно и то же.
Мне кажется, что замысел должен рождаться так, как рож-
дается поступок. Вот представьте, вы живете, и у вас возни-
кает дилемма: как дальше, так или не так. То есть вы по-
нимаете, что если вы поступите определенным образом, то
3—214 33
вам придется очень многим рисковать, но вы будете на пути
реализации в нравственном смысле. А вот путь, где вам не
нужно, скажем, ничем рисковать, но вы отчетливо понимаете,
что вы в стороне от своей духовной реализации, что это околь-
ный путь, это путь самосохранения.
Реализация и самовыражение — понятия разные. Само-
выражение— это палка о двух концах, это не самое главное.
И вот вы отчетливо знаете, что вы всем рискуете, но зато
не теряете чувства собственного достоинства. Каждый нор-
мальный человек живет такими моментами кризиса, которые
связаны с внутренней депрессией, и так далее, и так далее.
Это с каждым человеком бывает. Мне кажется, что если ваш
замысел совершенно не задевает вас вот с этой стороны, то
лучше будет этим не заниматься. Это ни к чему не приведет.
Этот замысел не является истинным.
В кино процесс реализации замысла есть процесс сохране-
ния замысла, консервации его. Путь от зарождения замысла
до завершения фильма в студии перезаписи, мне кажется
более сложным, чем в других видах искусства. Причем дело
не в технологии. Скажем, построить дом для архитектора дос-
таточно сложно, но мы знаем, что если архитектурный замы-
сел реализуется точно инженером-строителем, то, в общем,
здесь никаких моральных потерь и убытков не будет. Здесь
просто речь идет о тяжелом труде и долгом времени. Вы знае-
те, что архитектурные памятники строились в течение иногда
даже десятилетий. И тем не менее, несмотря на сложность
архитектурного воплощения, нет более страшного и трудного
пути, чем реализация кинематографического замысла. Потому
что она зависит от большого количества людей, вовлеченных
в этот процесс. Если, например, во время работы с актером
режиссер не сумеет сохранить свой первоначальный замысел,
то картина может получить не тот крен и исказиться настоль-
ко, что замысел не будет реализован вообще.
Если оператор не поймет вашего замысла, то картина бу-
дет снята совершенно не так, как бы блестяще она ни была
снята в фотографическом смысле этого слова. Декорации
могут быть блистательно сделаны, но они настолько будут
отличаться от вашего первоначального творческого импульса,
что не будут иметь к нему никакого отношения. И в конечном
счете это будет не реализация, а потеря замысла, если вы
будете снимать свой фильм в этих декорациях. Если ваш ком-
позитор уйдет из-под контроля и напишет что-то не имеющее
отношения к вашему замыслу, но прекрасное, и вы оставите
это в фильме, то вы рискуете потерять свой фильм. То есть
в конечном счете вы находитесь в роли человека, который
является свидетелем того, как сценарист пишет, актер играет,
оператор снимает, художник-декоратор делает декорации, а
монтажер монтирует картину. И вы уже тогда не будете
иметь к этому никакого отношения, хотя вы имели свой замы-
сел поначалу. Поначалу. Прежде, чем начать писать режис-
серский сценарий.
Трудно уберечь свой замысел от того, чтобы не «растащи-
ли» его такие люди, как оператор, художник, актер, компози-
тор и другие. Это очень трудный процесс. Задача режиссе-
ра— сохранить и влить замысел в сосуд, имеющийся в руках
каждого из ваших творческих помощников. Другое дело, если
это будет высказано языком, свойственным вашим коллегам,
которые делают с вами картину.
Конечно, в идеале вы сами должны снимать свою картину
как оператор. Вы должны сами вторгнуться в этот мир, тогда
вы будете ближе всего к вашему замыслу. Но, темне менее,
работа с коллегами имеет в виду сохранение замысла, а не то,
что вы должны «поделиться» замыслом. Иногда мне кажется,
что есть смысл даже его упрятать настолько, чтобы можно
было подтолкнуть вашего помощника к нужному вам реше-
нию. Ибо, зная его, вы можете опасаться того, что он не смо-
жет этот замысел реализовать.
Вот как было у нас с Юсовым. Он прочитал сценарий «Бе-
лый день», то есть то, что потом стало называться «Зерка-
лом», и сказал, что этот сценарий снимать не будет. Он его
раздражает тем, что является биографическим, более того,
автобиографическим. Впрочем, это многие говорили. Кинема-
тографисты, в общем-то, в штыки приняли эту картину, пото-
му что больше всего им не понравилась лирическая интонация,
то, что режиссер посмел говорить о себе. В данном случае
Юсов поступил честно. Тем не менее, когда картина была сня-
та, он сказал: «Как мне ни прискорбно, Андрей, но это твоя
лучшая картина». Мы с ним снимали и «Иваново детство», и
«Рублева», и свою первую дипломную работу снимал с ним,
и «Солярис» мы вместе снимали. И тем не менее я не пред-
ставляю себе, как бы мы работали с Юсовым над этим филь-
мом. Очевидно, зная его, мне бы не надо было говорить, о чем
картина, и вообще, не давать, может быть, ему сценария, а
дать какой-то другой для того, чтобы не отпугнуть его от
своего замысла, а выдать его за что-то другое. Вот таким кос-
венным путем.
Во всяком случае, с актером это сплошь и рядом именно
так и происходит. Как правило, не следует актеру рассказы-
3* 35
вать о своем замысле. Актер человек простодушный, очень
искренний, честный, который старается не мудрствовать лука-
во, а верить. Как только он начинает «копать», философство-
вать по поводу своей профессии, по поводу приложения самого
себя к фильму, к замыслу, он очень многое теряет. Во всяком
случае, у меня, как правило, всегда так происходило.
Вот, например, моя работа в «Солярисе» с Банионисом.
Банионис человек, который ничего не делает просто так. Он
человек, который ничего не делает изнутри. Он выстраивает,
а поскольку это кино, — здесь не очень-то выстроишь. Я ус-
ловно говорю Банионис, имея в виду такой тип актера. Он
знает только свои куски, но он не знает, как будет работать
другой актер между его кусками и какие куски будут стоять
в ткани фильма. Он пытается подменить собой режиссера,
проанализировать пунктир своей работы в будущем фильме.
Но он это не может сделать, ибо не знает, как фильм будет
выглядеть. Хотя он думает, что он знает, потому что у него
в руках сценарий. Вот тут он совершает опаснейшую ошибку.
Таким образом, есть смысл не говорить о замысле, потому
что актер будет играть в таком случае конечный результат.
Он будет играть символ своей роли, он будет играть отноше-
ние к своей роли. Он попытается иллюстрировать замысел, о
котором ему режиссер рассказывал. Короче говоря, он возь-
мет себе в голову этот замысел и все время будет иметь в виду
его, когда ему нужно будет играть конкретную сцену. Одному
актеру это будет мешать, другому это будет помогать, но в
любом случае это будет неправильный подход к роли, как
мне кажется. Поэтому, например, когда мы работали на кар-
тине «Зеркало» с Тереховой, я ей просто не давал сценарий.
Она не знала ни своей роли, ни того, что она будет делать в
следующий день, ничего она не знала, потому что мне не хо-
телось, чтобы она режиссировала собственную роль. Чтобы
она ее выстраивала, чтобы она пыталась взять наш общий
замысел и по кусочкам его разрезать и вставить в каждый
свой кадр или сцену, которую она играет. Мне нужно было
совсем другое. Мне нужно было, чтобы актер растворился в
замысле, и тут есть только один метод и один способ: нужно,
чтобы актер верил, во-первых, режиссеру, с которым он рабо-
тает, а во-вторых, чтобы ему нравилось то, что он делает.
Сколько примеров таких знаю, когда актер идет снимать-
ся и говорит: «Ну, прочел я сценарий, Ну, что, буду снимать-
ся, постараюсь что-нибудь сделать». Это означает, что карти-
ны не будет. Во всяком случае, роли не будет — это точно.
Короче говоря, ничего из этого не родится. Актер не должен
идти сниматься в фильм, о котором он так говорит. Но это, к
сожалению, происходит потому, что актеру надо работать, ак-
теру нужно зарабатывать на жизнь, не так уж много картин,
в которые он может поверить. Тут уже вступает в силу социо-
логия, законы джунглей, законы жизни, и мы тут не можем
существовать в какой-то лаборатории, колбе или каких-то ан-
тисептических обстоятельствах. Короче говоря, я хочу ска-
зать,что замысел такая вещь, что приходится для его сохра-
нения часто заниматься даже обманом.
Вот, например, снимался у нас в «Рублеве» Николай Бур-
ляев, который играл Бориску, сына колокольного мастера.
Для того, чтобы он мог находиться в нужном состоянии, мне
приходилось все время говорить своим ассистентам, чтобы
ему внушали мысль о том, что он очень плохо играет и что я
его буду переснимать. То есть ему нужно все время находиться
в состоянии какой-то катастрофы, чтобы он совершенно ни в
чем не был уверен. Тем не менее, мне не удалось добиться
тех результатов, которых бы хотелось добиться. Чтобы он был
хотя бы на уровне Солоницына или Рауш, которая играет
деревенскую дурочку. Мне бы хотелось, чтобы все актеры в
этом фильме работали, как Солоницын, а они играют замысел,
к сожалению.
Вы смотрели сегодня две картины Бергмана. Одна из них
поставлена в 1961 году и называется «Как в зеркале», хотя
точнее будет «Как сквозь тусклое зеркало». Эта фраза взята
из Писания, по-моему из «Послания к коринфянам». Там го-
ворится, что мы пока видим все как через тусклое стекло,
гадательно, а потом настает момент, когда у нас упадет пеле-
на с глаз и мы все увидим иначе. Это цитата из Писания, поэ-
тому ее следовало бы переводить точно, иначе возникает ощу-
щение, что здесь речь идет о проблеме героини в психопато-
логическом плане, что она является носителем идеи фильма.
Ни в коей мере. Тусклое стекло вовсе не означает тусклый, за-
крытый, искаженный взгляд на мир героини. К замыслу этот
персонаж, в общем, не имеет прямого отношения. То есть здесь
нет такого соотнесения с идеей, как у Шекспира с Гамлетом.
Это первая картина, а вторая называется «Стыд», и она нес-
колько иная. Таким образом, вы можете сравнить работу од-
ного из очень хороших современных кинематографических и
театральных актеров — Макса фон Сюдова, в первой и второй
картине он играет главные роли. Возник такой вопрос: «А как
же быть с перевоплощением, которое вы отрицаете, если вот
Сюдов играет в одной картине так, а в другой картине совер-
шенно иначе?» Ну, конечно, он играет совершенно иначе пото-
му, что обстоятельства совершенно другие. Разные люди, раз-
ные характеры и, конечно же, он играет их по-разному, но ни
о каком перевоплощении речи быть не может.
Повторяю, я не верю в концепцию перевоплощения. Пере-
воплощение означало бы отсутствие собственной концепции,
собственной, я бы сказал, личности, которая не растворяется,
а остается цельной актерской личностью в разных картинах,