Темы для подготовки сообщений
(для студентов дневной формы обучения)
1. Происхождение русского алфавита.
2. Литературное произношение в русском языке.
3. Литературный язык: проблемы существования и развития.
4. Богатство русского языка.
5. Русский язык и другие языки мира.
6. Звучащая речь и её особенности.
7. Звуковые образные средства русского языка.
8. Изобразительные ресурсы русского словообразования.
9. История происхождения слова «искусство».
10. Правильность речи: нормы ударения и грамматики.
11. Проблема чистоты и выразительности речи.
12. Функциональные стили русского языка.
13. Лексические нормы русской речи.
14. Лексический повтор как изобразительное языковое средство.
15. Язык и мировое искусство.
16. Русский язык в международном общении.
17. Иностранные слова в современной речи: за и против.
18. Русская фразеологическая картина мира.
19. Языковой портрет современника.
20. Фразеологизмы со словом «язык» в русской речи.
21. Фразеологизмы, связанные с понятием «искусство».
22. Особенности русского ударения.
23. Изобразительные и выразительные средства языка.
24. Заимствования в русском языке.
25. Синонимическое богатство русского языка.
26. Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры.
27. Морфологические нормы: их отражение и нарушение в языке художественной литературы.
28. Тенденция выбора падежной формы и современное состояние нормы.
29. Синтаксические нормы и коммуникативная эффективность.
30. Нормы формообразования и употребления числительных.
31. Нормы употребления местоимений.
32. Языковая норма, её роль в становлении языка.
33. Причины нарушений языковой нормы.
34. История происхождения некоторых русских имён.
35. Происхождение знакомых слов и выражений.
36. История возникновения знаков препинания.
37. Использование стилистических фигур языка в художественной речи.
38. А. С. Пушкин – основоположник русского литературного языка.
39. Проблемы экологии языка.
40. Слово – великое оружие жизни.
41. Нет магии сильней, чем магия слов.
42. Цитата и её использование в речи.
43. Понимать предложение – значит понимать язык.
44. Язык – это среда, в которой объединяются «Я» и мир.
45. Язык эффективного общения современного человека.
46. Язык XXI века: проблемы и перспективы.
47. Языковые реформы современности.
48. Язык и речь.
49. Язык средств массовой информации.
50. Язык художественной литературы.
51. Философско-культурные аспекты существования языка.
52. Язык и личность.
Методы обучения
По источникам и характеру восприятия информации: словесные методы (беседа); по характеру взаимодействия преподавателя и студентов: пояснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, эвристический.
Методы контроля
Устный, письменный, фронтальный, текущий, итоговый.
Методическое обеспечение
Учебники, учебные пособия, словари, электронные ресурсы.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Валгина Н. С. Современный русский язык : учебник [Электронный ресурс] / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. —М. : Логос, 2002. — 528 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=8015&mode=DocBibRecord
2. Богданова Л. И. Стилистика русского языка и культура речи: Лексикология для речевых действий : учеб. пособ. / Л. И. Богданова. – М. : Флинта : Наука, 2011. – С. 89 – 93, 111 – 126, 147 – 168, 208 – 214, 227 – 231.
3. Голуб И. Б.Русский язык и культура речи : учебное пособие [Электронный ресурс] / И. Б. Голуб. — М. : Логос, 2003. — 432 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=11982&mode=DocBibRecord
4. Нормы русского литературного языка : учеб. пособ. по культуре речи / под. ред. Л. А. Константиновой. – М. : Флинта: Наука, 2010. – С. 17 – 19, 30 – 33, 60 – 63, 42 – 51, 75 – 80, 83 – 84.
5. Розенталь Д. Э.Русский язык : учеб. пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. — М. : Оникс, 2010. — 448 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17360&mode=DocBibRecord
6. Розенталь Д. Э.Русский язык. Орфография. Пунктуация [Электронный ресурс] / Д. Э. Розенталь. — 4-е изд. — М. : Айрис-пресс, 2003. — 384 с. – Режим доступа : http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=17109&mode=DocBibRecord
7. Розенталь Д. Э. Русский язык : учеб. пособ. / Д. Э. Розенталь. – М. : ООО «Изд-во «Оникс» : ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2010. – С. 20 – 21, 22 – 29, 30 – 31, 33 – 34, 37 – 39, 51 – 52, 54 – 55, 57 – 58.
8. Розенталь Д. Э. Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы / Д. Э. Розенталь. – М. : Просвещение, 1990. – С. 7 – 10, 14 – 17, 36 – 38, 46 – 48, 51, 53, 55, 60 – 62, 78, 87 – 89, 91, 97 – 98, 123 – 125, 128 – 133, 136, 139 – 140, 147 – 148, 166 – 167, 170 – 176, 178 – 179, 180 – 182, 189 – 195, 199, 202, 204 – 207, 208 – 210, 212 – 214.
9. Розенталь Д. Э. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. – М. : Махаон, 2005. – С. 25 – 40, 91 – 123, 190 – 191, 197 – 206.
Дополнительная
1. Валгина Н. С. Орфография и пунктуация: справочник : учебник / Валгина Н. С. – М. : Высш. школа, 1996. – 336 с.
2. Селезнева Л. В. Русский язык. Пунктуация : учеб. пособ. / Л. В. Селезнева. – М. : Вентана-Граф, 2007. – 400 с.
3. Селезнева Л. В. Русский язык. Орфография : учеб. пособ. / Л. В. Селезнева. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 400 с.
4. Федосюк М. Ю. Русский язык для студентов-нефилологов : учеб. пособие
/ М. Ю. Федосюк, Т. А. Ладыженская, О. А. Михайлова, Н. А. Николина. – М., 2002. – 256 с.