Тема 8. Рождение российского и советского кино (8 часов). 12 страница

сцен. Ф.В.Мурнау, Роберт Флаэрти, Эдгар Дж. Улмер

опер. Флойд Кросби, Роберт Флаэрти

прод. Роберт Флаэрти, Ф.В.Мурнау

в ролях: Матахи, Анн Шевалье, Хиту, Конг А, Билл Бэмбридж, А Фонг

Снятый на острове Таити, фильм (называемый также «Табу, история Южных морей») повествует о рыбаке, влюбленном в соблазнительную Рери. Однако молодым людям угрожает смерть из-за царящих на острове варварских обычаев. Девушка должна быть отдана правителю одного из островов как избранная. Ей вынесен вердикт: ни один мужчина не должен прикасаться к ней или смотреть на нее с желанием. Юноша спасает Рери и они бегут на соседний остров, где процветает торговля жемчугом и где уже достаточно много белых людей. Здесь рыбак становится знаменитым ныряльщиком за жемчугом, но через некоторое время туземцы приезжают забрать его девушку. И, если она не согласится уехать, то смерть настигнет ее избранника. Название фильма происходит от понятия ТАПУ – одной из форм святости в полинезийской культуре. Мурнау ожидал, что Флаэрти поможет ему понять и достоверно показать самобытность полинезийской деревни. В фильме снимались в основном местные жители, что должно было придать повествованию принципиально новую форму. В цензура изуродовала фильм из-за постоянно попадающих в кадр обнаженных по пояс женщин.

За свою работу оператор Флойд Кросби был удостоен премии «Оскар».

В 1994 году Библиотека Конгресса США занесла фильм в Национальный кинореестр как «культурно, исторически или эстетически значимый».

«Трельяж» («Трехстворчатое зеркало») / La glace a trois faces

1927, Франция, ” Films Jean Epstein”, 45 мин.

реж. Жан Эпштейн

сцен. Жан Эпштейн, по роману «Галантная Европа» Поля Морана

опер. Марсель Эйвингер

в ролях: Жанна Элблинг, Сюзи Пирсон, Ольга Дэй, Раймон Герен-Кателен,

Жан Гара

Рассказ о богатом молодом бизнесмене, последовательно влюбляющемся в англичанку (Дэй), русскую (Пирсон) и наивную девочку из рабочего класса (Элблинг). Подавленный своей слабостью, он старается обойти все обязательства, которые налагают на него любовные интриги. Фильм разделен на три части, каждая из которых состоит из событий, которые пережила одна из обманутых женщин. Здесь присутствуют различные напластования времени, будущее и прошлое, воспоминания и реальность, впоследствии расцененные кинокритиками как источник вдохновения Алена Рене, создавшего под впечатлением от «Трельяжа» свой легендарный фильм «Прошлым летом в Мариенбаде» (1961).

«1812 год»

1912, Россия, «А.Ханжонков и Ко», 32 мин.

реж. Василий Гончаров, Александр Уральский

опер. Луи Форестье, Александр Левицкий, Жозеф-Луи Мюндвийе,

Александр Рийо, Федор Бремер

прод. Александр Ханжонков

в ролях: Павел Кнорр, Василий Сережников, Василий Гончаров, Александра

Гончарова, Андрей Громов, Владимир Гардин

Единственным требованием Императора, финансировавшего эту картину по просье Ханжонкова, стало исключение из фильма сцен с участием Александра I. Ханжонков пришел к выводу, что в одиночку его ателье со столь масштабным проектом не справится и заручился поддержкой московского отделения французской фирмы «Братья Патэ». В итоге фильм вышел не только в России, но и во Франциии. Многие сцены представляли собой по сути экранизации великих живописных полотен – «Наполеон на кремлевской стене», «Военный совет в Филях» и т. д. В фильме присутствовали не только масштабные батальные сцены с участием регулярных частей русской армии, но и очень мрачные новаторские эпизоды – например, зрителям показали, как волки лакомились телами замерзших французских солдат. Для съемок этой сцены использовались чучела, набитые кусками сырого мяса и волки знаменитого дрессировщика Дурова. К сожалению, в версии, дошедшей до наших дней, эта сцена отсутствует. В финале фильма перед зрителями предстали дожившие до 1912 года современники той войны. Раздражение критиков вызвала лишь работа профессионального актера Кнорра, изображавшего Наполеона - он показался им слишком суетливым. Но, в общем и целом критики и зрители были единодушны – настоящий шедевр! В Бородино был организован показ для пяти тысяч сельских старшин.

«Умирающий лебедь»

1916, Россия, «А.Ханжонков и Ко», 49 мин.

реж. Евгений Бауэр

сцен. Зоя Баранцевич

опер. Борис Завельев

прод. Александр Ханжонков

в ролях: Вера Каралли, Александр Херувимов, Витольд Полонский,

Андрей Громов, Иван Перестиани

«Трагическая новелла» . Немая танцовщица Гизелла приобретает известность благодаря танцу «Умирающий лебедь». У озера она знакомится с Виктором и влюбляется в него. Кажется, что Виктор отвечает ей взаимностью, но вскоре Гизелла обнаруживает его с другой. Увидев Гизеллу роли умирающего лебедя, в танцовщицу вллюбляется художник Глинский, стремящийся изобразить в картине смерть. Он использует ее для осуществления своего замысла в надежде запечатлеть саму смерть. Однако Гизелла влюбляется, и в ее глазах начинает светиться жизнь. Художник, не смирившись с утратой натурщицы, душит Гизеллу в той позе, в которой она застывала перед ним прежде.

«Усталая смерть» / Der mude Tod

1921, Германия, ”Decla-Bioscop AG”, 95 мин.

реж. Фриц Ланг

сцен. Фриц Ланг, Теа фон Харбоу

опер. Бруно Монди, Эрих Нитцшман, Герман Заальфранк, Бруно Тимм,

Фриц Арно Вагнер

прод. Эрих Поммер

в ролях: Лиль Даговер, Вальтер Янсен, Бернхард Гетцке, Ганс Штернберг,

Карл Рюккерт, Макс Адальберт, Вильгельм Дигельман, Эрих Пабст

Одна из лучших работ Теа фон Харбоу, супруги и постоянного соавтора сценариев фильмов Фрица Ланга. Сюжет основан на легенде о переселении душ влюбленных и скитаниях во времени и пространстве. Основной темой фильма была неумолимость рока и обреченность всех человеческих усилий изменить судьбу. Позднее Ланг скажет, что этому были посвящены все его фильмы.

Сюжет: двое влюбленных приезжают в маленький городок. В трактире их разлучил незнакомец, который оказался Смертью. Он забрал с собой юношу. Девушка нашла Смерть и попросила вернуть ей любимого. Смерть соглашается отдать ей жениха, но с условием, что она за один час найдет и приведет к нему хотя бы кого-нибудь, кто откажется от остатка своей жизни. Девушка обращается к разным людям, но никто не хочет отдать ей даже секунду и все бегут от нее. Тем времем в больнице начинается пожар. В горящем доме остался новорожденный ребенок и девушка оказывается перед выбором – отдать младенца Смерти в обмен на жизнь своего возлюбленного или спасти малыша. Выбор для нее очевиден. Дитя спасено, но девушка не успевает выбраться из обрушившегося дома. Смерть ведет ее к возлюбленному и со словами «Отдавший жизнь, жизнь обретает» выводит их души за пределы стен в солнечный мир и, исчезнув, оставляет наедине друг с другом.

Фильм был приобретен компанией Дугласа Фэрбенкса, но не выпускался в прокат до тех пор, пока Фэрбенкс не воспроизвел некоторые спецэффекты, присутствовавшие в «Усталой смерти», в своем фильме «Багдадский вор» (1924).

«Уход великого старца»

1912, Россия, «Тиман и Рейнхардт», 31 мин.

реж. Яков Протазанов, Елизавета Тиман

опер. Александр Левицкий, Жозеф-Луи Мюндвийе

прод. Павел Тиман

в ролях: Ольга Петрова-Званцева (Софья Андреевна), Владимир Шатерников

(Лев Толстой), Михаил Тамаров (Владимир Чертков), Елизавета

Тиман (Александра Львовна)

Хроника последнего периода жизни писателя, начиная с его ухода из дома, снятая по свежим следам после смерти писателя, наделала много шума при выходе фильма. В финале есть уникальные документальные кадры: Лев Николаевич на смертном одре. «Протазанов очень стремился к достоверности, - отмечает его биограф М. Арлазоров. – Он выбрал великолепного актера, а отличный грим позволил режиссеру перемежать в фильме игровые эпизоды с документальными кадрами прижизненных съемок писателя. Такого еще никто не делал. Отсюда большой эффект и большое впечатление».

Это первый «полочный» фильм в истории нашего кино, запрещенный для публичных просмотров семьей Л.Н.Толстого.

«Фауст» / Faust

1926, Германия, ”Universum Film” (UFA), 105 мин.

реж. Фридрих Вильгельм Мурнау

сцен. Ганс Кизер

опер. Карл Гоффман

прод. Эрих Поммер

в ролях: Госта Экман, Эмиль Яннингс, Камилла Хорн, Уильям Дитерле

Фильм снят по мотивам легенды о Фаусте, а также одноименной трагедии Гете и пьесы Кристофера Марло «Доктор Фауст». Архангел Михаил и Сатана заключают пари – что сильнее – добро или зло? В качестве доказательства своей правоты Сатана выбирает знаменитого алхимика Фауста (Экман). Когда в город приходит чума, ученый пытается найти лекарство, но безуспешно. В ярости он швыряет свои книги в огонь, но на страницах одной из них проступает заклинание вызова демона. В отчаянии Фауст произносит его, и Мефистофель (Яннингс) появляется. В обмен на душу доктора он наделяет его способностью оживлять мертвых. Фауст воскрешает умершего от чумы, но ничем не может помочь женщине, у которой в руках зажат крест. Дьявольская магия не срабатывает, и разъяренные горожане гонят лекаря прочь. Тогда Мефистофель предлагает Фаусту вечную молодость. Тот соглашается и превращается в юношу. В соборе он встречает Гретхен (Хорн) и влюбляется в нее. Брат девушки пытается помешать им, но Мефистофель убивает его и вынуждает Фауста бежать. Исчезновение любимого делает жизнь Гретхен невыносимой. Услышав ее призыв о помощи, Фауст отказывается от обретенной молодости. В итоге оба они сгорают на костре и возносятся к небесам.

«Человек с кино-аппаратом»

1929, СССР, ВУФКУ, 66 мин.

реж. Дзига Вертов

сцен. Дзига Вертов

опер. Михаил Кауфман

Экспериментальный документальный фильм. Один день из жизни города, увиденный волшебным кинообъективом. Брат Вертова Михаил Кауфман придумал сюжет об операторе, который преобразил мир с помощью кинокамеры. Эта идея была воплощена в фильме, собранном из множества кадров, которые, сочетаясь друг с другом, словно слова в поэзии, создают новый смысл. Вертов экспериментирует с ритмом, то ускоряя, то замедляя движение времени на экране.

Это последний немой фильм режиссера. Замысел картины предполагал демонстрацию всех возможностей человека, вооруженного киноаппаратом. Он находился в самом центре жизни, он вместе с ней дышал, слушал, ловил ритмы города и людей. Камера в руках человека не только лишь средство фиксации жизни, а главный ее участник. Оператор Кауфман, родной брат режиссера, взбирался на самые высокие городские точки (например, на заводскую трубу) и ложился на железнодорожные рельсы. Ставил треногу с аппаратом посредине оживленных улиц и площадей. Неспешно двигался на автомобиле за пролеткой и мчался на пожарной машине. Его дотошный киноглаз бесстрастно следил даже за родами с той точки, с которой привыкли видеть этот процесс лишь врачи.

«Четверо вокруг женщины» / Vier um die Frau

1921, Германия, ”Decla-Bioscop AG”, 81 мин.

реж. Фриц Ланг

сцен. Фриц Ланг, Теа фон Харбоу

опер. Отто Кантурек

прод. Эрих Поммер

в ролях: Герман Беттхер, Антон Эдтхофер, Карола Телле, Роберт Форстер-

Ларринага, Гарри Франк, Людвиг Хартау, Леонхард Хаскель,

Готтфрид Хупперц, Рудольф Кляйн-Рогге, Пауль Морган

Этот фильм был совершенно случайно найден в бразильской киностудии и стал настоящим подарком поклонникам кино, потому что являлся прообразом большей части «Доктора Мабузе» (коррупция в высших слоях общества, шантаж, преступники, социальная напряженность). Превосходно смонтированный, наполненный энергией и эмоциями преступного мира, фильм рассказывал о безответной любви и ревности.

Сюжет: коммерсант Икем покупает своей красавице-жене красивый драгоценный камень в очень своебразном месте, где приобретают краденные драгоценности за фальшивые деньги. Икем замечает человека, с которым, как ему кажется, у его жены был в прошлом роман. Икем пишет ему письмо, подделывая почерк жены. Он приглашает молодого человека на свидание, а сам начинает следить за ним, с целью понять, сохранилось ли еще что-то между этим человеком и его женой.

Карола Телле очень хороша в образе героини, и превосходно передает сомнения, тайные желания и огорчения, которые ей приходится испытывать.

Рудольф Кляйн-Рогге исполняет одну из ролей второго плана, но эта его работа во многом предопределяет образ доктора Мабузе, который он увековечит. Качество работы киностудии “Decla-Bioscop” может быть оценено благодаря планам, которым изобилует картина (поместья, вестибюли, фондовая биржа, и так далее), и, с другой стороны, реалистическому описанию менее благоприятной среды - грязных улиц и трущоб, наполненных соответствующими персонажами. Довольно любопытная деталь: эмблема киностудии неоднократно появляется в кадре, как часть интерьера улицы.

«Шахматная горячка»

1925, СССР, «Межрабпом-Русь» / «Совкино», 28 мин.

реж. Всеволод Пудовкин, Николай Шпиковский

сцен. Николай Шпиковский

опер. Анатолий Головня

в ролях: Владимир Фогель, Анна Земцова, Михаил Жаров, Анатолий Кторов,

Яков Протазанов, Юлий Райзман, Борис Барнет, Сергей Комаров,

Хосе Рауль Капабланка, Карлос Торре и другие участники

шахматного турнира.

Действие фильма разворачивается в Москве в дни проведения международного шахматного турнира. Молодой человек (Фогель) настолько увлекся шахматами, что пропустил свою собственную свадьбу. Невеста (Земцова) пребывает в полном отчаянии – весь город охвачен шахматной лихорадкой. Однако чемпион мира Капабланка спас молодую пару от, казалось бы, неминуемой размолвки. На экране можно увидеть множество мировых шахматных звезд того времени, включая Карлоса Торре, Фрэнка Маршалла, Рихарда Рети и др.

«Шестая часть мира»

1926, СССР, «Совкино», документальный, 74 мин.

реж. Дзига Вертов

сцен. Дзига Вертов

опер. Михаил Кауфман, Иван Беляков, Самуил Бендерский, Яков Толчан

В марте 1925 года Вертову и его группе поручили заказ на киноленту о Госторге, который осуществлял экспорт исконно русских товаров. Понимая рекламный характер работы, Вертов, тем не менее, оценил размах выдвинутых предложений. Съемка фильмов о Госторге велась по всему Советскому Союзу: отстрел пушнины на Крайнем Севере, уборка льна в центральных районах, выращивание овец для выделки каракуля на Кавказе, снятие урожая зерновых в черноземных и южных житницах, погрузка товаров в крупнейших портах. Название картины слабо увязывалось с рекламно-госторговским задачами (не говоря уже о финале фильма с поднимающимися на борьбу народами Востока), оно больше соответстсвовало вертовским планам – рассказать о человеке, вооруженном киноглазовским зрением.

«Это был второй фильм (после «Шагай, Совет!»), снятый Вертовым по заказу. В составе картины: Пробег «Кино-Глаза» по СССР; Экспорт и импорт Госторга СССР. До начала звуковой эры в кино Дзига Вертов предпринимал усилия по монтажу фильма с учетом «озвучания» немых фильмов. Например, в «Шестой части мира» он экспериментировал с ритмическими заменами человеческого голоса. Во время съемок «Шестой части мира» было отснято много материала для фильма «Человек с киноаппаратом» (Михаил Левидов, «Вечерняя Москва», 1926).

«С октября в кино «Малая Дмитровка» при предельно переполненном зале состоялся общественный просмотр ленты «Шестая часть мира». Картина имела такой успех, какой не имела еще ни одна лента на общественном просмотре. Все время она шла под аккомпанемент не столько музыки, сколько дружных аплодисментов. После окончания ленты собравшиеся оглушительно вызывали Дзигу Вертова» («Кино-газета» 1926).

«Шинель»

1926, СССР, «Севзапкино», 63 мин.

реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг

сцен. Юрий Тынянов

опер. Андрей Москвин, Евгений Михайлов

в ролях: Андрей Костричкин, Сергей Герасимов, Антонина Еремеева,

Алексей Каплер, Олег Жаков, Сергей Мартинсон, Янина Жеймо

Эксцентричная трагикомедия, обозначенная авторами как кинопьеса в манере Гоголя. В основу сюжета легли две повести Гоголя: «Невский проспект» и «Шинель», объединенные общим персонажем – Акакием Акакиевичем Башмачкиным (Костричкин). Приехавший в Петербург помещик Птицин, пытается при помощи взятки добиться благосклонного решения своей тяжбы с соседом. При помощи шулера и шантажиста Ярыжки он находит готового взять деньги чиновника. Осторожный Башмачкин, на которого выходит мздоимец, не желает браться за опасное предприятие, хотя и не может устоять под чарами прекрасной незнакомки, встреченной им на Невском проспекте. Башмачкин слишком поздно догадался, что она сообщница мошенников. Опасаясь наказания, напуганный чиновник становится еще более нелюдимым, все более и более отгораживаясь от людей. Спустя годы, уже постаревший и одряхлевший титулярный советник Башмачкин, был вынужден ценой невероятных усилий, экономя последние копейки, сшить на заказ у Петровича новую шинель. Она олицетворяла для него так много, что нельзя было не влюбиться в это произведение портняжного искусства. Старый служака буквально помолодел, когда примерил обновку с теплым меховым воротником. Друзья-чиновники устроили небольшую вечеринку в честь коллеги, но той же ночью бедный Башмачкин был ограблен по дороге с гулянки домой. Он пытался жаловаться и ходил со своей бедой к начальству, но его гнали и не желали слушать, а некоторое время спустя, убитый горем Акакий Акакиевич, тихо скончался, закончив бессмысленной смертью, бессмысленную жизнь.

«Шпионы» / Spione

1928, Германия, ”Fritz Lang-Film” / ”Universum Film” (UFA), 178 мин.

реж. Фриц Ланг

сцен. Теа фон Харбоу

опер. Фриц Арно Вагнер

прод. Эрих Поммер

в ролях: Рудольф Кляйн-Рогге, Герда Маурус, Лиен Дейерс, Луи Ральф,

Герта фон Вальтер, Лупу Пик, Крэйгхолл Шерри, Вилли Фритш

Экранизация одноименного романа Теа фон Харбоу. Мастерски снятый триллер, умело использующий экспрессионистские мотивы.

После ряда похищений государственных секретных документов, иногда среди бела дня, правительственные круги в бешенстве грозят разогнать верхушку правоохранительных органов. Искать пропавшие документы назначают секретного агента № 326 (Фритш). Он понимает, что выступает против самой искушенной агентурной сети Европы, возглавляемой безжалостным банкиром. Используя различные технологии и шантаж, главарь злоумышленников через своих заместителей организовал широкую сеть шпионов, которая включала русскую эмигрантку Соню Баранникову (Маурус). И надо же было такому случиться, что спецагента покорила подосланная к нему шпионка Соня. Девушка тоже влюбилась. В ответ разъяренный главарь шпионской сети попытался запутать спецслужбы и вывести из строя агента № 326, организовав крушение поезда...

После коммерческого провала фильма «Метрополис» (1927) Фриц Ланг был скорее вынужден сделать фильм, сообразуясь с потребностью зрителей (он должен был стать первой картиной его собственной, недавно сформированной кинокомпании). Ланг надеялся повторить успех своего более раннего триллера «Доктор Мабузе – игрок», однако у «Шпионов» есть и существенное отличие: если доктор Мабузе воплощал в себе тирана, который извлекал выгоду из окружавшего его хаоса, то шпион погряз в своих темных делах во имя единственной цели - самого шпионажа. Новый герой стал новым вариантом Мабузе, занятым бессмысленной деятельностью. Выведя его на передний план, Ланг показал психологическое безучастие, преобладавшее в этот период.

«Единственный фильм Ланга 1920-х годов, который удивительным образом не входит в цитатник синефилов, в отличие от «Доктора Мабузе», «Метрополиса», «Нибелунгов» и даже «Женщины на Луне». Между тем это первый фильм, который продюсировал сам Ланг, то есть это его и только его видение мира. Сюжет напоминает даже не «Мабузе» (1922), а авантюрные фельетоны вроде «Пауков» (1921): богатей Хайги (Кляйн-Рогге) руководит из потайной комнаты банка шпионской сетью, похищающей секретные документы, очевидно, чтобы спровоцировать мировую войну. Но Ланг не случайно вернулся к уже тогда устаревшей эстетике. Он откорректировал ее, пересказал бульварный сюжет в стилистике, предвещающей не только лучший в мире фильм о серийном убийце «М» (1931), но и нуары, которые снимет в американской эмиграции…» (Михаил Трофименков).

«Эльдорадо» / Eldorado

1921, Франция, ”Gaumont Serie Pax” / ”Societe des Etablissements L. Gaumont”, 74 мин.

реж. Марсель Л‘Эрбье

сцен. Марсель Л‘Эрбье

опер. Жорж Люкас, Жорж Спехт

в ролях: Ева Фрэнсис, Жак Кателен, Марсель Прадо, Филипп Эриа, Клэр

Прелиа, Эдит Реаль, Макс Дартиньи, Эмиль Сен-Обер

Богатый аристократ соблазнил танцовщицу Сибиллу (Фрэнсис) и бросил ее с ребенком. Желая опозорить любовника, Сибилла использовала против него откровенную провокацию. Нервное потрясение и боязнь потерять положение в обществе свели богача с ума. Его дочь обратилась к Сибилле с просьбой передать ей ребенка на воспитание. Танцовщица согласилась и, не желая стоять на пути сына к счастью и богатству, заколола себя во время танца в кабаре «Эльдорадо».

В этом фильме режиссер попытался создать зрительные ассоциации с живописью Гойи, Веласкеса и Рибейры. В процессе съемок широко применялись вуалированные кадры, оптические деформации, контражур. В то же время многие критики указывали Л'Эрбье на плохую операторскую работу. В пылу дискуссий режиссер бросил крылатую фразу о том, что направление, к которому принадлежит «Эльдорадо», является «авангардом» французского и мирового кино. Так впервые появился термин, вскоре ставший синонимом всех экспериментальных фильмов. «Форма этой картины при условии освобождения ее от манерности, от слишком нарочитой и явной технической виртуозности может положить начало новому «стилю» (Леон Муссинак).

«Энтузиазм: Симфония Донбасса»

1930, СССР, «Украинфильм», документальный, 65 мин.

реж. Дзига Вертов

опер. Борис Цейтлин

комп. Дмитрий Шостакович

в ролях: Добровольные комсомольские бригады

Рассказ о трудовом подвиге комсомольцев, улучшавших производительность труда и бытовые условия в Донбассе. Последний фильм, снятый Вертовым на Украине и первый звуковой документальный фильм. Первые творческие опыты Вертова были связаны с лесопильным заводом, который находился неподалеку от их дачи. Он сотворял своеобразный монтаж из стихов, музыки Скрябина и шумов завода. Через двадцать лет Вертов блестяще реализовал свою детскую идею в фильме «Энтузиазм». Он сделал то, что в 1960-е стало называться «конкретной музыкой», использующей реальные жизненные и промышленные шумы, как составную часть музыкального образа. Киногруппа Вертова не только записала подлинные шумы и звуки, она впервые осуществила серию синхронных съемок – одновременную съемку изображения с записью звука. Режиссер стремился к тому, чтобы его фильмы были не озвученными, а звуковыми. Эта картина проложила дорогу на экран хроникальным звукам, организованным в симфонию. Немецкие газеты писали о цельности художественной композиции «Энтузиазма…», композитор Ганс Эйслер считал, что не только режиссеры – все музыканты мира могут учиться по нему, ибо «Энтузиазм…» - есть самое гениальное из того, что нам дало звуковое кино». Оставил свой восхищенный отзыв и Чарли Чаплин: "Я никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю «Энтузиазм…» одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Дзига Вертов - музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним».

«Ящик Пандоры» / Die Buchse der Pandora

1929, Германия, ”Nero-Film AG”, 130 мин.

реж. Георг Вильгельм Пабст

сцен. Ладислаус Вайда, Г.В.Пабст

опер. Гюнтер Крампф

прод. Хайнц Ландсман, Сеймур Либенцаль

в ролях: Луиза Брукс, Фриц Кортнер, Франц Ледерер, Карл Гетц, Элис

Робертс, Густав Диссл, Михаэль фон Невлински, Дэйзи Д’Ора

Фильм основан на двух пьесах Франка Ведекинда («Гном» и «Ящик Пандоры»). Он рассказывает о женщине-танцовщице, одержимой неутолимой похотью и поисками богатого покровителя. Целый хоровод персонажей обоего пола попадают во влась чар этой роковой красотки. В то же время Лулу разбивает жизнь не только любовников, но и свою собственную. Отправив на тот свет мужа-богача. Она вскоре становится жертвой знаменитого лондонского убийцы Джека Риппера. Верный прежним художественным пристрастиям, Пабст пленился тем, что буйство инстинктивных страстей драматург связывал с внутренним распадом общества. Современники Пабста считали, что картина не получилась. Зрители ожидали морального осуждения героини, однако П. видел зло не в самой женщине, а в тех, кто сремился к обладанию ею. По мнению критиков, главная ошибка режиссера заключалась в переделке пьес в немой фильм – ведь смысл произведений Ведекинда раскрывался главным образом в изощренно построенных диалогах. На самом деле, слабость картины объяснялась не столько невозможностью перевести диалоги в сугубо пластическую область, сколько абстрактной природой ведекиндовских пьес в целом. Она заявляла о себе во многом: герои пьесы не жили собственной жизнью, а служили иллюстрацией нравственных установок. Пабст ошибся в выборе литературного материала еще и потому, что по своему экспрессионистскому духу он был, скорее, детищем «фантастического» послевоенного периода, нежели реалистической поры стабилизации. В результате Пабст снял фильм, который представлял собой «атмосферу, лишенную содержания» (З.Кракауэр). Пабст долго искал актрису на главную роль, пока не увидел Луизу Брукс в фильме «Девушка в каждом порту» (1928) Говарда Хоукса. Пригласив ее к съемкам, режиссер велел актрисе играть саму себя. Удивительно живая, естественная, полная энергии и оптимизма, Луиза Брукс резко отличалась от томных актрис того времени. Она начинала как балерина и фотомодель, побывала в качестве любовницы Чарли Чаплина. Вершиной ее актерской карьеры стал именно этот фильм, хотя она снялась и в следующей картине Пабста «Дневник падшей женщины» (1929).

Термины

Аберрации – ошибки или погрешности изображения, вызываемые отклонением луча от того направления, по которому он должен был бы идти в идеальной оптической системе.

Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление в искусстве, отказавшееся от приближенного к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма – достижение «гармонизации», создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации.

Авторское кино – от франц. термина “theorie d’auteur”. Авторское кино противопоставлено «коллективному» или корпоративному кинематографу. Проблему автора в кино наиболее основательно поставили французские кинокритики, выдвинув теорию, утверждающую в роли творца режиссера. Со временем такая позиция претерпела существенную корректировку, и теперь, говоря об авторском кино, имеют в виду особенную стилистику картины.

Анаморфотная насадка – приспособление, устанавливаемое перед объективом киноаппарата для сжатия или растяжения изображения в горизонтальной плоскости изменением угла наклона падающих на объектив световых лучей относительно его оптической оси.

Анаморфотная оптика – оптика, сжимающая изображение по горизонтали, оставляя практически неизменным его вертикальную составляющую. Применяется в широкоэкранном кино для того, чтобы было возможно размещать на стандартной 35-миллиметровой пленке изображение, в два раза превосходящее по ширине обычное.

Анимация – вид экранного искусства. Технологически его суть сводится к тому, что последовательный ряд неподвижных изображений методом покадровой съемки фиксируется на кинопленке, и проекция этих изображений на экран со скоростью 24 кадра (во времена немого кино – 16 кадров) в секунду создает иллюзию движения. Само слово «анимация» означает «одушевление». В нашей стране этот термин появился в 1980-е годы, сменив прежнее определение «мультипликация» (от латинского слова, означающего «умножение»). И, если старое определение было основано на технологическом принципе, то новое раскрывает истинный смысл происходящего: на наших глазах оживает неживое изображение. Анимационное кино, о котором до тех пор говорили как о «киножанре», по праву стало считаться самостоятельным экранным искусством.

Арт-хаус – первоначально этот термин обозначал предназначенные для премьерных показов шикарные кинодворцы, которыми славился Голливуд. Со временем под арт-хаусом стали понимать фильмы, создаваемые для элитарного зрителя и снятые в традициях авторского кино или фильмы некоммерческого направления.

Б-фильмы – в 1930-е годы владельцы кинотеатров в Америке в целях привлечения зрителей стали практиковать удвоенные сеансы. За ту же плату можно было увидеть два фильма: специально рекламируемый, как правило, среднеметражный (до 80 минут) и полнометражный. Последние считались фильмами категории «Б» и производились студиями без надежды на особую прибыль. Позднее за эти фильмы, закупаемые прокатчиками оптом и по фиксированной цене, взялись небольшие кинокомпании, которых устраивал мизерный доход. В 1940-е годы на производстве Б-фильмов стали специализироваться различные киностудии. Эксплуатируя самые зрелищные жанры в самом дешевом их варианте, они, тем не менее, добились экономической самостоятельности.

Наши рекомендации