Криволинейные бордюры (2.1.0) 23 страница
Придание более нарядного вида малице достигалось за счет апплнкатпвных полое, либо канта из ткани, оттенявших конструктивные швы. Орнаментальная отделка на этом виде одежды присутствует редко и носит новационный характер: мозаичные ленты помещены между концом рукава и рукавицей [Федорова Е. Г., 1992]. Имеется единичное свидетельство начала века о наличии орнаментальной отделки на чехле к малице. Аппликативный зигзаг и полосы из ткани пришиты параллельно краю подола [ГА1Э, ф/ф, № 1705—76].
Сведения о мансийских поясах, дополняющих одежду, обнаруживаются в фольклорном материале. Здесь речь идет о «в лесу и в горах приносящем счастье счастливом поясе», украшенном «тяжелыми пуговицами» и принадлежащем Нум-Торуму [Мифы..., 1990. С. 298, 301]. Подобные пояса из кожи суп мене энтап мало изменились к рубежу XIX—XX вв. Кожа покрывалась ярким сук-; ном, на которое нашивались медные бляхи. К поясу подвешивали нож в ножнах, сумочку для точила и медвежий клык. Проводя сравнительно-исторические параллели с учетом изложенной ин-
формации, можно заключить о бытовании у северных манси коротких кожаных поясов, сплошь зашитых рядами металлических отливок или медных пуговиц и подобных тем, что фиксировались у северных и восточных хантов. Более локальные параллели обнаруживают поясные пряжки из кости, на которые еще в 1930-е гг. обращал внимание В. Н. Чернецов [см.: Иванов С. В., 1963]. Эти изделия имели узорную профилировку краев в виде зигзага или флажкообразных фигур. Сходные пряжки были характерны также и для восточных хантов, точнее пимских и тромъеганских.
Обувь северных манси, вышедшая из употребления, не отличалась орнаментальным убранством. У поршневидной ровдужнон окрашивались взъсмнын клин и верхний и нижний края голенища. Эти же самые места декорировались у северных хаптов с помощью орнаментальной раскраски. Женская летняя обувь из кожи имела в передней части нашивку из бисера в виде треугольника. Эта же композиционная деталь присутствовала па ровдужных чирках южных и северных хантов, но орнаментальным материалом здесь служили бисер и аппликатнвные полосы.
Меховая обувь, сшитая из вертикально вытянутых Полос камуса, которые чередуются по цвету, имеет еще и меховую или из контрастной ткани окантовку швов. Расположение полос на центральном клине выполняет полоразличительную функцию: на женской обуви полосы помещены над взъемом, на мужской1—под коленом, что обусловлено различной длиной меховой одежды. Все сказанное характеризует не только ссверомансийскис традиции, но в полном объеме применимо и ко всем группам хантов. Редкие экземпляры орнаментированных изделий сопоставимы с образцами казымских хантов: сложные узоры меховой мозаики помещаются вдоль конструктивных швов голенища. Сведения о специфичном североманснйском средстве дифференциации камусной обуви на женскую и мужскую: у первой короткие полосы па центральном клине образуют треугольник, у второй — прямоугольник [Федорова Е. Г., 1992] — не согласуются с материалами, собранными Алквистом и Сирелиусом [см.: Vahter Т., 1953]. Согласно последним, треугольное расположение полос' фиксировалось на рубеже веков на мужской обуви.
В роли головного убора у северных манси выступают платок для женщин и капюшон глухой одежды для мужчин. Однако имели хождение и капоры из оленьего меха^ Женская шапка имела короткие ушки, к которым пришивались длинные полосы из ровдуги. На них располагались аипликативные орнаменты из ткани (рис. 25, 3). Три ряда коротких горизонтальных полос делили ровдужпую поверхность на две зоны, в каждой из них располагался сложный вертикальный бордюр. У мужского капора кент длинные ушки отделывались двумя рядами светлых горизонтальных 270
i.-полос из меха, сукна или лентами мозаичного орнамента. Бытовали и мужские шапки, сшитые из утиных головок.
Универсальной прической манси являлись косы, при этом женщины искусственно удлиняли их. В состав мужского наносного украшения входили: украшение из медных пуговиц на затылке, шнурки и ленты, которыми обматывались косы, и цепочка, фиксирующая их положение при движении. Точно такое же убранство волос отмечено у северных хантов. Ложные косы у женщин включали в себя медные цепочки, колокольчики, ленточки, монеты, издававшие при каждом ее движении звон, «словно тройка с бубенцами» [Носилов К. Д., 1904. С. 26]. Металлические отливки, также применявшиеся в качестве подвесок к накосному украшению, чаще имели вид круга со вписанными в него звездчатыми фигурами, крестами в сочетании с ромбом. Антропоморфные сюжеты фиксировались крайне редко. Ложные косы — явление, характерное в различной форме проявления почти для всех групп хантоо п манси, однако северомансийскне образцы ближе'всего примыкают к соответствующим украшениям северных хантов.
На рубеже веков у северных манси фиксировались рукавицы из ткани, реже —ровдуги, всю наружную поверхность которых заполняла мозаичная фигура «медведя» с прямо- или криволинейными очертаниями. По устью рукавицы па тыльной стороне шел мозаичный бордюр. ,В это же время отмечено украшение рукавиц горизонтальными аппликативными бордюрами из ткани, последние также занимали всю наружную часть вещи. Если первый вариант отделки бытовал у северных хантов, то: география второго шире и включает в себя северную и южную группы хантов. В литературе встречается указание на бытование у всех групп манси вязаных рукавиц, однако их декоративные характеристики при этом не приведены [Федорова Е. Г.,1992].
Среди реалий сакральной сферы с точки зрения декора у северных манси наиболее выразительны жертвенные покрывала — улама. Принцип их изготовления в основных чертах совпадает с северохантыйскн.ми, точнее казымскими традициями: контрастные по цвету мозаичные фигуры, расположенные в зонах-секциях. Изображением являлась фигура всадника — Мир-сусне-хума. В отличие от казымских хантов жертвенные покрывала северных манси далеко не всегда имели опушку, а изображения располагались в два ряда [Прытк*ова Н. Ф., 1949]. Количество зон-секций варьировало в пределах 4, 6 п 7 в зависимости от возраста владельца. К прямым углам предмета пришивались кисточки из ткани, оставшейся'после его пошива, колокольчики, бубенчики. К середине одной из узких сторон также прикреплялись полосы материн, символизирующие «хвост» коня-покрывала. .Наблюдаемые На жертвенных покрывалах принципы художественного оформле-
нпя: изображение всадника в технике мозаики и размещение его в зонах-секциях; цветовая контрастная диахромность, кисточки, колокольчики, опушка,— вес это активно проявилось в целой серии культовых предметов. По указанным правилам изготовлена накидка для Мир-сусне-хума, а также «богатырские» принадлежности в виде шлема, шапки и пояса [см.: Гемуев И. Н., 1990].
Из прочей сакральной атрибутики удалось выявить орнаментацию на ритуальных дощечках из дерева, найденных на культовом месте. Дощечки имеют полукруглую форму с зубчатой или флажкообразной профилировкой краев [ОГОИЛМ, № 3494—3]. Информация об оформлении фасада у культового амбара резными зооморфными фигурами из дерева, которые мыслились как особый вид жертвы, завершает рассмотрение предметов соционорма-тивной сферы, отличающихся своей художественной завершенностью.
§ 3. Западная группа
О нормах художественного подхода к вещам у данной группы зтпоса можно судить лишь по косвенным данным, так как в литературных источниках отражен лишь орнамент, изъятый из контекста самой вещи. .Наибольшее количество узо,ров относится к берестяной утвари. Характер узоров и их композиция па дне чу-мана позволяют вести речь о сходстве в декоре указанного вместилища у западных и северных манси, восточных и северных хантов. На сосудах для хранения рыбьего жира выскабливались горизонтальные бордюры, иногда окаймленные сверху более простым узором. Всю поверхность крышек к берестяной утвари занимала крестообразная розетка. Стенки берестяной табакерки художественно оформлены с помощью тиснения: ряды горизонтальных и не совсем правильных бордюров. Указанная техника на других изделиях не отмечена. Стилизованные изображения указаны как узоры для берестяной посуды, очевидно чуманов, и колыбелей. К последним принадлежали и бордюры непрерывного характера. Трудно сказать что-либо определенное о расположении выскобленного орнамента на поверхности колыбели.
Орнаментальная отделка женской распашной одежды из сук-па, мужских рубах и женских платьев из хлопчатобумажных тканей сходна у западной группы с северомансийскими традициями [Федорова Е. Г., 1992]. По-видимому, можно предположить и о сходстве в декоре меховой одежды, так как многие зафиксированные орнаментальные формы отнесены к разряду меховой мозаики.
Сведений о декоративном искусстве южных манси выявить не удалось.
§ 4. Сравнительный анализ
При сопоставлении общих правил декоративного оформления вещей у различных групп манси и хантов следует выделить наиболее существенные моменты общего и особенного. Безусловно, степень проявления сходства восточных и северных манси перекрывается центробежными устремлениями: декоративное искусство первых ближе всего примыкает к традициям южных хантов, а вторых— северных хантов, что уже отмечалось в литературе [Федорова Е. Г., 1988]. Вместе с тем нельзя абсолютизировать ртме-чепную тенденцию. Сходство орнаментальной культуры манси и южных хантов распространялось главным образом на художественную отделку женского костюма: вышитые рубахи; украшенные бисером, бусами, раковинами, отливками воротники-стойки, накосные украшения. Однако сквозь эту же общность проходила с востока на север и общая декоративная параллель в творчестве •манси, ведь художественная отделка женских рубах и дополняющих их жёстких стоячих воротнигщв—то, что сближало восточные и северные группы этноса.
Имело место совпадение художественных канонов у северных Манси и восточных хантов, что наглядно проиллюстрировали прямоугольный воротник к распашной женской одежде, сетеобразнюе украшение из бисера, поясные пряжки из кости и композиционная близость в декоре мужских сумочек для оселка. Все же декоративные аналоги северных групп обских угров проступали в гораздо большем круге предметов. В него входили: украшенные резьбой деревянные предметы, меховая одежда с мозаичными узорами и в дополнение к ней распашная женская одежда из сукна н хлопчатобумажных тканей с аппликативными нашивками; орнаментированные берестяные коробки с черемуховыми перегородками и колыбели; жертвенные покрывала и наволочки со стилизованными изображениями; ровдужные игольники, вышитые оленьим ворсом. В то же время не следует забывать и о том, что к совместным традициям указанных групп также подключалось творчество западных манси и восточных хантов. К этой общности более широкого плана принадлежит прежде всего орнаментированная утварь: чуманы и кузовки с крышками, равно как и наиболее поздний вариант женской нижней одежды — рубахи-платья. Оленеводческую атрибутику (нояса), внутреннее убранство жилища (циновки), мягкую утварь (меховые сумочки, суконные иголь- ' пики) и мужские кожаные пояса я оговариваю в этом ряду особо, поскольку у западных манси не зафиксирована информация об этих предметах.
Для определения характера выявленных декоративных связей хантов и манси следует рассмотреть аналоги в свете историче-
18. Заказ 2006. «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири». 273
ской преемственности художественных традиций, выявленной на более репрезентативном материале по хантыйскому искусству. С другой стороны, это позволит определить обско-угорскую общность орнаментальных традиций.
Набор орнаментированных предметов из дерева и формы реализации резьбы: узоры из трехгранно-выемчатых треугольников на ритуальных веслах и крюках для колыбелей,— эта общая черта у северных групп обских угров является следствием более активного развития навыков художественной обработки дерева. У остальных обских угров данная традиция либо не фиксируется вовсе, либо предстает в более архаичном виде, как, например, профилировка краев у восточнохантыйских весел.
Флажкообразная профилировка краев на костяных деталях у мужских сумочек для оселка и пряжках для оленьего пояса у северных манси прекрасно соотносится с восточнохантыйскими пряжками. С учетом довольно широкой географии проявления у хантов такой древней художественной черты, как орнаментация костяных предметов оленьей упряжи, эту черту можно, с одной стороны, распространить на обских угров, а с другой стороны, вести речь о более широкой предметной общности орнаментированных вещей из кости.
Суконные лояса для оленя, орнаментированные непрерывными бордюрами с помощью мозаичной или аиплнкативной техники,— наглядно проявляющаяся обско-угорская черта. Однако включение их в круг декоративных предметов сакральной сферы и внутреннего обустройства жилища характерно не для всех групп данной этнической общности. У восточных хантов этот круг не выявляется вообще, а у северных манси он достигает наибольших размеров: жертвенные покрывала, накидки для Мир-сусне-хума, «богатырские вещи», подушки-наволочки, даже переработка обско-угор-ского варианта игольника в духе соответствующих эстетических канонов. Стилизованное изображение, обычно всадника, в квадратных мозаичных зонах-секциях составляет суть этих .устойчивых правил.
Орнаментированная береста хантов н манси предстает в виде декоративного сгустка обско-угорских черт. К ним принадлежат композиционные и технические принципы отделки чунанов и черпаков: стилизованное изображение медведя, выскабливаемое в квадратно-прямоугольной раме; круглых коробок: выскабливание основного н окаймляющего бордюров, заполняющих всю стенку; крышек: выскобленная крестообразная розетка или стилизованная фигура по всей поверхности. Особенностями северных групп обских угров являются вертикальные черемуховые перегородки, вносящие изменения в композицию. На фоне мансийского материала обско-угорскую значимость приобретает также орнамента-
ция устья круглых коробок с помощью накладной полосы с рез-ным орнаментом, помещенной поверх подкладного фона. Традиции орнаментального убранства колыбелей были хорошо известны северным группам обских угров, южным хаптам, но полностью отсутствовали у восточных хантов.
Берестяные табакерки, безусловно, относятся к числу предметов с обско-угорской окраской, вместе с тем в их орнаментальном оформлении единства не прослеживается. Это же замечание касается декора деревянных ножон, костяных напальниц, циновок. Возможно, причиной тому служит малое количество зафиксиро-!; ванных экземпляров, а также размытость, ко времени их сбора, правил художественной отделки.
Из предметов, связанных с женским рукоделием, обско-угор-ч скую принадлежность имеет игольник из ткани, чаще сукна, ок-§руглой или квадратной формы. В центре его размещается изображение косого креста с перекрестьями, заключенное в квадратную 4зону-секцию. При орнаментальной отделке используется мозаика или аппликация. Ровдужный игольник ромбовидной формы, отделанный сложной розеткой, которая нашита из белого оленьего волоса, встречается лишь у северных групп хантов и манси.
По разнообразию мужских и женских сумочек ситуация, наблюдавшаяся у северных манси, сопоставима только с восточно-хантыйской. Совпадения, выстраивающиеся в указанном направлении, касаются конкретных изделий: у обеих групп бытовали неорнаментированные женские сумочки, сшитые из определенных частей шкур животных (лебяжьи лапки у тех и других, оленьи лбы у восточных хантов); плоские мужские н женские сумочки, сплошь отделанные непрерывным мозаичным бордюром из меха или сукна; наиболее архаичный вариант орнаментации объемных .женских сумочек в виде квадратной мозаичной сетки; широкое ^использование в отделке мужских сумочек бисера и пуговиц у восточных хантов и ряды из пуговиц и окружающих их бисерных нитей в украшении сумочек для точила у северных манси. На этом фоне слабо выделяется параллель между северными группами хантов п манси, состоящая в ровдужной бахроме и бисерных подвесках на тутчанах. Если исключить отмеченное разнообразие, то оставшаяся часть северомансийского материала приходит в полное соответствие с жестким декоративным упорядочением сквозных ссверо- н восточнохантыйских образцов. Меховые объемные женские сумочки украшаются мозаикой по следующей схеме: непрерывный бордюр в боковой части, а широкие стенки занимает стилизованное изображение или непрерывные вертикальные бор-ДЮры, возможно размещение в зонах-секциях их отдельных мо-тибов, Эта очень яркая орнаментальная черта, однако, не прояв-
ляется на юге расселения обских угров, поэтому ее можно при, числить к указанному уровню лишь с оговоркой.
Пересечение мансийских и хантыйских черт в художественном убранстве одежды, дающее возможность вести речь об обско-угорских канонах, наблюдается исключительно редко и касается несложного декора глухих ее видов: убранства краев нагрудного разреза и рукавов у женских холщовых рубах с помощью металлических отливок или бисера, а также отделки конструктивных швов у малицы аппликативными полосами из ткани. Видимо, пересечение этих двух черт произошло на сравнительно позднем этапе-развития одежды и обусловило совпадение отделки рубах-платьев аппликативными полосами в местах конструктивных швог; у тех групп обских угров, у которых осуществилась указанна,! трансформация рубах: у восточных и северных хантов и у западных и северных манси.
Украшение одежды из ткани аппликациями в виде полос у/ю, выделено в литературе в качестве обско-угорской черты [Федорова Е. Г., 1988]. Однако одной лишь этой констатации явно недостаточно, так как аппликативные полосы на деталях одежды-явление более широкого плана, чем обско-угорская специфика.. Они встречаются, например, и у эвенков Западной Сибири. Этническую специфику придают не столько сами аппликативные полосы, сколько пути их появления в декоративном арсенале народа. Для обских угров вырисовывается следующая картина: прокладка оленьим волосом швов у меховых изделий для усиления сохранности тепла у последних^-замена оленьего волоса прокладкой п., узких полос меха в целях экономии времени при изготовлении одежды—^внедрение в .качестве прокладки узких полос ткани — —э-нашивание полос поверх конструктивных швов. Все стадии описанного процесса выведены не умозрительно, а представлены в конкретном этнографическом материале, причем временные характеристики стадий имеют обратно пропорциональное количественное отражение. Первые три характерны для меховых изделии, последняя • для одежды из ткани.
Не удалось выявить у манси наличие Т-образного хантът-ского оформления уголков на полах распашной женской одежды. Однако причина этого может корениться в недостаточности этнографических данных, особенно по ранним этапам мансийского костюма. На эту мысль наталкивает иллюстрация в работе К. Д- Носило;ва (1904), где изображена вогулка в украшенное бисером кафтане. Орнаментация полностью соответствует южно-хантыйской. Вместе с тем неоднократно давая подробные описания костюма северных'вогулов, автор не указывает на подобны)":. Не фигурирует кафтан с бисерной отделкой и среди других источников, поэтому он был исключен мною из круга анализируемых
материалов. Зато при привлечении мансийского материала ярче заиграла такая декоративная деталь, как орнаментация обшлагов, превратившись в обско-угорский показатель. Ее неброскость у южных хантов и восточных манси объясняется общим обилием вышивки и бисера на одежде, но у всех других групп украшение •обшлагов не только не находится в тени, но порой господствуют безраздельно, например, на кумыше-гусс у восточных и северных хантов. Прочие виды отделки на обско-угорской одежде распадаются на два массива. Одни представлен у южных и северных хантов, западных и северных манси, а другой — у стоящих особняком восточных хантов. Наиболее существенные моменты расхождения состоит в следующем. Разнообразие и пышность декоративного убранства у первых контрастирует со сдержанностью и лаконизмом у вторых: для разных этапов истории восточнохан-тыйского костюма не были характерны ни роскошь вышивки, ни эффект аппликативного обилия, ни масштабные вставки мозаичных полос. Композиционно восточнохантыйский декор согласуется с ношением запахивающейся одежды, а в границах очерченной общности заметно влияние как распашной незапахивающейся одежды, так и туникообразной.
Пояса и опояски разнообразны у хантов и манси с учетом пестрой картины на межгрупповом уровне. И тем не менее эта декоративная вариабельность предоставляет возможность реконструкции общей направленности художественного развития обско-угорских мужских поясов. В качестве единой основы здесь выступают короткие пояса из кожи, отделанные в соответствии с более Е ранними правилами металлическими отливками и окаймляющи-г ми рядами бисерных нитей, а с более поздними— рядами металлических пуговиц или бисером. Металлические отливки, в свою очередь, появились вместо бытовавших ранее нашивок из резных костяных пластин с флажкообразной профилировкой краев. На эту мысль наталкивает существование подобных украшений на поясах для оленя в XX в., а также наличие у обских угров костяных украшений на различного рода предметах, о чем речь шла выше. Однако самую раннюю стадию в убранстве мужских поясов запечатлел фольклор северных манси, в котором содержится следующая информация: богатырь перед боем опоясывается «поясом, дятловыми носами украшенным» [Чернецов ,В., 1935. С. 136]. Убранство предметов частями тела животных, несомненно, теснейшим образом переплетается с мировоззренческими основами охотничьих народов и являет собой ранний этап их декоративного творчества. О том, что этот этап пронизывал различные стороны предметного мира, свидетельствуют, например, женские сумочки из лебяжьих лапок с коготками.
Мансийские материалы проясняют пути орнаментального раз-
вития такого атрибута одежды, как рукавицы, и позволяют подвести хантыйское разнообразие под общий обско-угорский знаменатель/ Наиболее ранним этапом орнаментального генезиса следует признать декор на ровдужной поверхности изделия, выполненный в технике раскраски и мозаики. Описанными способами наносилось стилизованное изображение, скорее всего медведя, так как только этот стилизованный рисунок прослеживается у всех групп обских угров. Кроме того, изображение медведя фиксировалось в конце XIX в. на северомансийских рукавицах. Восточно хантыйская розетка была построена на основе S-образной фигуры, но имела черты весьма заметного сходства со стилизованными формами медведя. Именно у этих двух групп отмечены следы исходного декора рукавиц. Замена ровдуги на ткань, добавление к мозаике аппликации при сохранении стилизованных изображений знаменовали собой следующий этап, отраженный в материалах по северным группам хантов и манси.
В дальнейшем новации коснулись не материала и техники, а самого орнаментального сюжета: стилизованные изображения сменились бордюрами, непрерывными горизонтальными у северных манси, северных и южных хантов и составленными из треугольников, вертикальными у восточных хантов. Вязанные на спицах шерстяные изделия восприняли композиционные и конфигурационные особенности своих матерчатых предшественников. Это произошло в рамках орнаментальной культуры восточных манси и северных хантов. Параллельно с рукавицами на этом этапе развивался декор вязаных шерстяных чулок, а позднее — гольфов. С учетом последних к цепочке орнаментального развития можно добавить и южных хантов. Именно на вязаных изделиях отчетливо проявились композиционные особенности узоров манси — преобладание сетчатой структуры.
Убранство камусной обуви единообразно у всех групп обских угров: чередование темных и светлых полос ,меха при пошиве изделия, а также использование в швах контрастных по цвету узких полос меха или ткани. Сходны и формы проявления полоразличитель-ной информации, закодированной в декоре: узкие горизонтальные полосы меха на взъеме у женщин и под коленом у мужчин. Ров-дужная мансийская обувь укладывается в хантыйскую схему, наполняя ее, таким образом, обско-угорским содержанием: раскраска взъемного клина и верхних краев изделия. На поршневиднон обуви северных манси зафиксирована ранняя декоративная стадия, а пути трансформация этой схемы на чирках оказались близкими с северохантыйскими.
При выявлении обско-угорского единства среди головных уборов можно вести речь лишь об отделке краев больших платков, собственного изготовления или покупных, полосой ткани или кис-
ртями. Единства среди хантыйских и мансийских меховых капоров не наблюдается.
Иной расклад общности и специфики в художественной от-£ делке предметов дают украшения. Мансийские материалы подтверждают предположение о производности налобных повязок от убранства в виде длинной ленты, обвивающей голову и спускающейся на спину и именуемой головным, наспинным украшением
[и лентой для волос. Наиболее архаичное состояние отразили северохантыйские материалы— лента из налимьей кожи с раскраской. Следующая стадия рисуется данными по южным хантам и
'восточным манси и заключается в замене кожи на ткань, а раскраски—на бисерные нити и отливки. Согласно В. Ф. Зуеву, и
. остячки Березовского уезда имели «будто повязку, у коей концы на заде долгие и расшиты разными медными фигурками, как коньками сделанными, рыбками и прочее...» (1947. С. 27). Именно на этой стадии происходит трансформация длинных лент в налобные повязки, перенявшие весь набор орнаментальных черт: материал, технику, композицию. Результаты декоративных превращений обнаруживаются не только у двух вышеназванных групп, но и у восточных хантов. Возможно, причиной произошедших изменений послужило активное внедрение в предметную сферу культуры больших платков. На эту мысль наталкивают два обстоятельства. Платки-шали у обских угров носятся таким же образом, что п декоративные ленты: обвивают голову, а свободные концы спускаются на спину, и это делает излишним само существование лент, по крайней мере как наспинных или накосных украшений. Однако ленты не исчезают совсем, а превращаются в налобные повязки, гармонично вписываясь в' убранство головы, определенное платком. Художественное развитие налобных лент у всех трех перечисленных групп пошло в одном направлении: узорные полосы нанизанного бисера составили основную черту декора.
География бытования ложных кос охватывает почти всю об-ско-угорскую территорию, за исключением восточных хантов. Вместе с тем набор декоративных средств на ложных косах и на-косные украшения восточно.й группы идентичны. Наиболее полный вариант ложных кос сохранился у северных групп обских угров, он предполагал затылочное украшение, зашитое медными пуговицами и бисером, а также жгуты с разного рода подвесками, в том числе и бисерными лентами. У восточных хантов зафиксировано теменное .украшение, на котором присутствовал тот же способ украшения —нашивание пуговиц, бисера. Второй важной составной в убранстве воло.с здесь являлись накосные подвески из бисера. Применение в качестве накосников металлических отливок сближает восточных хантов и северных манси и свидетельствует о более ранних формах декора, нежели косоплетки из би-
серных лент и нитей, широко представленные на рубеже XIX— XX вв. у южных хантов и восточных манен.
Интересные дополнения в историю шейно-натрудных украшений вносит мансийский материал. Он подтверждает основные положения, высказанные при анализе хантыйских данных: отправной точкой здесь послужили съемные жесткие воротники из ткани, отделанные металлическими отливками и рядами бисерных нитей. На смену им пришли украшения из лент нанизанного бисера. При этом выявленное различие в форме воротников у южных и восточных хантов определило и иные приоритеты по части бисерных украшений. Мансийская орнаментальная традиция снимает указанное декоративное противостояние тем, что в лице северных манси вбирает в себя оба варианта воротников: и стоячие, и свисающие. Может быть, по этой причине ни шейные, ни нагрудные украшения не получили здесь должного развития, и бисерное убранство женского костюма вместило в себя всего понемножку, добавив солидную долю бус.
Художественную оригинальность восточных манси па обско-угорском фоне воплотили в себе вышитые полотенца и большие квадратные платки, комплексное бисерное украшение. Декоративная специфика северной группы проявилась в большом разнообразии мужских и женских аксессуаров. Только здесь отмечены орнаментированные вместилища из дерева: табакерки, пороховницы и мужские сумочки для точила, отделанные бисером и медными пуговицами. В ряду северомансийских особенностей находится капор с длинными узорными ушками, а также широкое использование бус в качестве нагрудного украшения. Развитый декоративный комплекс «богатырских вещей» из сакрального арсенала— еще один отличительный штрих в творчестве группы. Подчеркну, что во всех перечисленных случаях специфичными являются не сами приемы художественной отделки, — они встречались и у других групп обских угров,— а приложение их к определенным вещам.
Если теперь, в свете изложенной истории орнаментированных вещей, вновь обратиться к межгрупповым параллелям в культуре хантов и манси, то нетрудно обнаружить следующие закономерности. Во-первых, художественная общность северных групп хантов и манси, восточных хантов и западных манси произросла из обско-угорских компонентов, в состав которых вошли; берестяные вместилища; женские меховые изделия (игольники, сумочки); некоторые виды отделки одежды и ее деталей (обрамление отливками и бисером краев нагрудного разреза и рукавов, аппликативные полосы вдоль конструктивных швов, особое убранство обшлагов, короткие пояса из кожи, ровдужные рукавицы); камусная и ров-дужная обувь (раскраска взъемного клина и верхних краев у по-