Стадиальная теория литературного процесса. Стадиальная теория литературного процесса утверждает, что развитие мировой литературы шло по определённым этапам – стадиям
Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества, которые с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко – в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и – литературы Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением – барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в XX в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм).
В имеющей итоговый характер коллективной статье 1994 г. «Категории поэтики в смене литературных эпох» выделены и охарактеризованы три стадии всемирной литературы.
Первая стадия – это «архаический период», где безусловно влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических штудий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины 1 тысячелетия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики (о ней см. с. 228–229), и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь вдет по преимуществу об европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.
И, наконец, на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма, на авансцену выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание». Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда ранее, «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке»; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей
Волновая теория литературного процесса. Основатели – Кант и Ницше Отсутствие вертикали «хорошо» и «плохо» Духовный потенциал всегда один. Каждый пишет независимо от его предшественников. Эстетический потенциал всегда одинаков. Рост таланта не увеличивается.
Волновая теория утверждает, что смена эпох для литературы не имеет определяющего значения. Талантливый писатель талантлив вне зависимости от того, стоят за ним 10 веков развития литературы или 40. И эстетический потенциал книги, написанной в эпоху зарождения литературу, не меньше потенциала произведения нашего современника, проникнутого глубоким историзмом.
45. Литературные направления и течения.
Направление – это доминанта большого количества художественных миров, связанная с философскими принципами отбора материала для художественного творчества.
Литературное направление возникает тогда, когда группа писателей объединяются на основе определённой творческой программы, и создает свои произведения, основываясь на ее положениях. Знаменитые литературные направления – футуризм, имажинизм
Течение – это ряд творческих индивидуальностей, работающих в рамках одного направления в близкой по нескольким параметрам манере. Таким образом, течение – подэлемент направления. Примеры течений: «Арзамас» (начало 19 века), «Обэриуты» (нач. 20 века)
Литературные манифесты и творческая практика. На примере футуризма. Футуризм возник в начале 20 века. Поэты-футуристы искали оригинальные формы, новые средства художественной выразительности. Они заявляли о вредности каких бы то ни было традиций и своём отказе от них. В основе эстетической программы футуристов лежит утопическая мечта о сверхискусстве, способным преобразить мир. Призывали «сбросить Пушкина, Достоевского с пароходов современности». Один из провозглашённых футуристами (В. Маяковским, Д. Бурлюком и другими) литературных принципов – это слово-новшество. Они считал свою поэзию началом всех новых путей раскрепощения слова. Звук выступал в ранее неведомых комбинациях. Футуризм заставил читателей переживать искусство как проблему, а в этом смысле слова само восприятие искусства становится трудом, сотворчеством. Манифест футуристов – 1910 год, сборник «Садок Судей».
Отрывок из манифеста футуристов «Пощёчина общественному вкусу», 1912 год:
«Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
И если пока еще и в наших строках остались грязные клейма ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то все же на них уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Давид Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников
Москва, 1912. Декабрь»
47. Общая теория ценностной иерархии в литературе.
В основе теории ценностной иерархии – учение о всеобщей эстетической ценности (Я. Мукаржовский, 50-е годы 20 века).
У каждой нации есть всеобщие эстетические ценности. По мнению автора, всеобщие эстетические ценности должны отвечать трём критериям:
1. Должны быть общепризнанными (о широком признании экспертами);
2. Должны быть широко распространены и известны большинству представителей нации;
3. Должны быть Способны наполняться новым смыслом с течением времени.
48. Беллетристика.
Беллетристика-основа литературного процесса. С течением времени некоторые из этих текстов переходят в разряд классики, большая же часть – забывается, устаревает. В отличие от «высокой» литературы, беллетристика не совершает эстетических открытий; она пользуется готовыми решениями. Вторичность – суть беллетристики. Она создает литературный ландшафт, фон.
49. Массовая литература.
В основе массовой литературы – жанрово-тематический канон. Массовая литература удовлетворяет низменные потребности и инстинкты:
1) ужасы, жестокость
2) преступление, интерес к сверхъестественному
3) любовь, секс, порнография
4) интерес к истории
Функции:
1. Интеллектуальный инфантилизм (чтение, которое не заставляет мозг трудиться)
2. Адаптивные (вырабатывает у человека приспособленность к среде)
50. Высокая литература.
«Пик» этой литературы («высокой») составляет классика – та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.
Литературный термин «классический стиль», который связывается с представлением о гармонической цельности и мыслится как своего рода ориентир для каждой национальной литературы (в русской словесности классический стиль наиболее полно воплощён в творчестве Пушкина).
В словосочетании же «художественная (или литературная) классика» (о ней и пойдёт речь) содержится представление о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели-классики – это, по известному выражению Д.С. Мережковского, вечные спутники человечества. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда.
Говорить, что тому или иному современному писателю уготована судьба классика, подобает лишь предположительно, гипотетически. Автор, признанный современниками, - это лишь «кандидат» в классики. Кумиры своего времени – ещё не классики. Вопрос о том, кто достоин репутации классика, как видно, призваны решать не современники писателей, а их потомки.
«Историческая жизнь в классических произведениях есть, в сущности, непрерывный процесс их социально-идеологической переакцентуации». Бытование литературных произведений в большом историческом времени сопряжено с их обогащением. Их смысловой состав способен «расти, досоздаваться далее»: на «новом фоне» классические творения раскрывают «все новые и новые смысловые моменты».
Классику порой характеризуют как канонизированную литературу. Так, имея в виду прославленных русских писателей XVIII – XIX вв., В.Б. Шкловский не без иронии говорил о ряде «литературных святых, которые канонизированы».
Однако репутация писателя – классика не столь создаётся чьими-то решениями, сколько возникает стихийно, формируется интересами и мнениями читающей публики на протяжении длительного времени, её свободным художественным самоопределением.
51. Механизмы современного литературного процесса.
Современный литературный процесс – создание публикации, продвижение, в т.ч. публичное обсуждение новых литературных текстов, функционирование на фоне предшествующих традиций в сопоставлении или противопоставлении ей.
Основные агенты современного литературного процесса:
1) Писатели;
2) Издатели;
3) Критики;
4) Владельцы фондов и капитала;
5) Образовательные круги;
6) Деятели СМИ;
7) Читатель.
Главные формы существования современной литературы:
1) Публикация в толстом литературном журнале (Новый мир, Знамя, Октябрь, Дружба народов, Кованая юность – М.; Звезда, Нева, Арион – СПб.; Урал – Ек-г);
2) Глянцевая литература.
Главная форма признания книги:
1) Выступление известного критика;
2) Премии (Буккера, Антибуккер, Андрея Белошо и др.).