О правильном устройстве всеобщего точного порядка в школе
1) О необходимости пересоздать школы и о том, как произвести это преобразование, я уже выше изложил подробнее. Казалось бы не бесполезным соединить здесь в один итог наши желания и советы. Пусть так и будет.
2) Я желал бы, чтобы метода обучения была доведена до совершенства, чтобы между ныне употребляемой, издавна употреблявшейся и этой новой формой обучения обнаружилось бы такое же различие, какое мы замечаем между прежде употребительным искусством размножения книг посредством пера — и между впоследствии изобретенным и ныне повсеместно употребительным — книгопечатанием. Именно, как искусство книгопечатания, хотя оно труднее, дороже и утомительнее письма, — значительно удобнее для копировки книг — более скорой, верной и красивой: так точно и эта новая метода, хотя вначале она и может поразить различными трудностями, однако дает возможность обучать зараз гораздо большее число учеников и в то же время с более верным успехом и с бо́льшим удовольствием, чем это бывает при обыкновенной безметодности (ἀμεϑοδεια).
3) Можно легко вообразить себе, как мало пригодной могла показаться попытка первого изобретателя шрифта в сравнении с принятым тогда, столь свободным и искусным, употреблением пера; но действительность показала, какие огромные выгоды принесло с собой это изобретение. Ибо, во-первых, два молодых человека с помощью книгопечатного станка могут изготовить в течение известного времени больше экземпляров одной книги, чем, может быть, двести человек напишут в то же время пером. Далее, рукописным способом изготовленные книги всегда различались одна от другой, и по числу листов, и по форме страниц, и по положению линий; печатные же сходны одна с другой до малейшей мелочи, как одно яйцо подобно другому, и притом схожи все экземпляры, — что составляет значительное изящество.В-третьих, правильно ли написаны рукописные книги или нет, остается неизвестным, так как они, ни все вместе, ни каждая отдельно, не проверяются тщательно, не сравниваются с оригиналом и не исправляются, чего невозможно было бы достигнуть без огромнейшего труда и отвращения. В печатных же книгах, если один экземпляр исправлен от ошибок, то и все остальные, хотя бы их было тысячи, стали чрез ту же корректуру безошибочны, что несведущим в искусстве печатания хотя и может показаться невероятным, однако тем не менее вполне справедливо. В-четвертых, для письма годится не всякая бумага, но только более крепкая, на которой бы не расплывались чернила; для печати же пригодна и мягкая, и пропускная — бумага, ткань и т. п. Наконец, с помощью книгопечатания могут прекрасно изготовить книгу также и те, которые не могут хорошо писать, ибо они производят работу не рукой, но посредством нарочно для того искусно приготовленных литер, не знающих уклонений от шрифта.
4) Дело образования не отстало бы от книгопечатания, если бы всё то, что принадлежит к новой всеобщей методе обучения, мы уже имели правильно организованным (ибо я не утверждаю, что эта всеобщая метода уже существует (παμεϑοδειαν), но я только рекомендую ее), — чтобы 1) с меньшим числом учителей было обучаемо гораздо большее число учеников, чем сколько их обучается по ныне принятому способу; 2) чтоб учителя обладали большим образованием; 3) чтобы само обучение было устроено изящно и было полно удовольствия; 4) чтобы к обучению допускались также и те, которые одарены сравнительно слабыми способностями и незначительною восприимчивостью; 5) чтобы, наконец, обучали с успехом и учителя, которых природа не снабдила счастливыми задатками для учительской должности; ибо иной учитель не столько из своей собственной головы почерпает, чему и как обучать, но сообщает и внедряет юношеству организованное обучение, посредством заранее обдуманных и находящихся под руками средств. Ибо, подобно тому, как музыкант свободно играет по нотам какую-нибудь музыкальную пьесу, которую он, может быть, сам не мог бы сочинить, ни даже повторить, голосом или на инструменте, наизусть, — и школьный учитель должен быть в состоянии всему обучать, если только весь учебный материал, со всеми способами для обучения, он будет иметь перед собою изложенным, как на листе нот.
5) Но я хочу сохранить однажды принятое сближение обучения с искусством книгопечатания — и с помощью сравнения подробнее рассмотреть искусный механизм, действующий в этой новой методе, чтоб показать, что внедрение наук в умы совершается почти теми же средствами, которые внешним образом применяются к бумаге. В этом основании, новому искусству обучения, применяясь к слову типография, можно было бы дать название дидакографии[1]. Рассмотрим самый предмет по частям.
6) Искусство книгопечатания имеет свой собственный материал и свои особенные действия производства. Материал состоит преимущественно из бумаги,шрифта, краски и печатного станка; производство работы суть: подготовление бумаги, набирание шрифта по рукописи, покрытие типографской краской, корректирование набора, печатание, сушка и проч. Все эти производства имеют свой способ отправления, которого и следует держаться, чтоб дело подвигалось беспрепятственно.
7) В дидакографии (хотелось бы удержать это выражение) происходит то же самое. Бумага — это ученики, умы которых должны быть отпечатаны письменами наук. Литеры (шрифт) суть учебники и другие для того приготовленные пособия, дабы с помощью их, при более легком труде, учебный материал запечатлевался в умы учащихся. Типографская краска — это живое слово учителя, которое переносит смысл материала из книг в души слушателей. Типографский станок — школьная дисциплина, которая всех направляет и понуждает к восприятию учения.
8) Бумага годится для печати, какого бы качества она ни была; однако чем лучше бумага, тем лучше воспримет она и передаст печать. Так точно, и наша метода найдет доступ во все головы; но более благоприятные успехи будет она иметь у более одаренных.
9) Качество металлических литер имеет с нашими учебниками (каких мы желали бы) прекрасное сходство. Ибо, во-первых, как шрифт должен быть сначала вылит, отполирован и приспособлен для употребления, прежде чем начнется печатание книг; так и в новой методе необходимо, чтобы вспомогательные средства ее были приготовлены прежде, чем начнется самое применение методы.
10) Во-вторых, в печатании необходим такой запас шрифта, чтобы его достало для работ; то же самое требуется в обучении относительно книг и учебных пособий: было бы тяжело, прискорбно и вредно — начать дело, а потом встретить препятствие к дальнейшему ходу, за недостатком вспомогательных средств.
11) В-третьих, полная типография имеет шрифт всех сортов, дабы ничего более не оставалось желать из того, что необходимо. Так точно и наши книги должны исчерпывать всё, что принадлежит к полной культуре духа; дабы то, что необходимо знать, каждый мог найти в этих пособиях.
12) В-четвертых, при печатании шрифт, чтоб быть готовым для всякого употребления, не разбрасывается тут и там, но тщательно раскладывается по кассам и отделениям. Так точно и наши книги — не должны заключать в себе в спутанном виде учебный материал, но всё должны представлять раздельно, распределенным на годовые, месячные, дневные и часовые уроки (pensa).
13) В-пятых, из кассы вынимают только те литеры, которые прямо нужны для настоящей работы; остальные оставляют нетронутыми. Так точно и ученикам должны быть даваемы в руки только те школьные книги, которые им нужны в соответствующем классе, дабы они не отвлекалась другими и через то не спутывались.
14) В-шестых, наконец, — как книгопечатник имеет в своей верстати наборную линейку (шпон), на которой он из литер набирает слова, а из них составляет строки, и как он потом пользуется спускальной доской, на которой строки верстаются в столбцы, дабы что-нибудь не вышло из своего места; так точно и образователю юношества следует дать в руки масштаб, которым бы он измерял свои работы, т. е. для его употребления должны быть составлены руководящие книжки (libelli informatorii), которые напоминали бы ему, на каком месте и каким образом он должен выполнять то или другое, дабы не попасть в деле обучения на кривой путь.
15) Итак, учебники должны быть двоякого рода: реальные — для учеников инаставительные — для учителей, дабы, с помощью последних, учителя разумели применять к делу учебники первого рода.
16) Наставительная типографская краска, сказал я, — слово учителя. Ибо если бы захотели печатать сухим шрифтом, каким он обыкновенно бывает, то на бумаге не осталось бы ничего, кроме слепых следов, которые потом опять исчезли бы; если же шрифт покрыт краской, то образуются совершенно явственные и почти нестираемые оттиски. Таким же образом, насколько преподавание немых учителей — книг, в действительности, немо, темно и несовершенно для учеников, настолько то же преподавание, когда к нему присоединится голос учителя (который всё разъясняет понятным образом, сообразуясь с познавательной силой учащихся, и всё приноравливает к употреблению), становится живым и глубоко запечатлевается во уме, так что, наконец, ученики действительно поймут то, что учат, и постигнут то, что знают. Но как типографская краска различна от чернил, так как приготовляется не из воды, но из масла (желающие иметь для книгопечатания надлежаще приготовленную краску, употребляют тщательно очищенное масло и угольный порошок из грецких орехов), так точно и голос учителя, силой привлекательного и понятного способа обучения, подобно нежному маслу, должен сам, а вместе с ним и преподаваемое, проникать в умы учащихся.
17) Наконец, что в книгопечатнях достигается посредством печатного станка, то в школах достигается единственно посредством дисциплины, настолько твердой, чтобы каждому сообщить образование. Ибо как там вся бумага, которая должна войти в состав книги, должна пройти чрез станок (причем более крепкая бумага нажимается более, мягкая — менее); так точно и тот, кто поступает в школу для получения образования, должен подчиниться общей школьной дисциплине. Эта дисциплина имеет свои ступени. Во-первых, постоянное внимание. Ибо, так как на детскую внимательность и невинность никогда нельзя полагаться с достаточной уверенностью (ведь потомки они Адама); то следует внимательно следить, куда они только ни обратятся. Во-вторых, порицание, — посредством которого ученики, уклонившиеся с колеи, немедленно призываются на путь разума и послушания. Наконец, наказание, применяемое в том случае, когда ученики не захотят подчиниться убеждению или напоминанию; причем, однако, необходимо всё применять с благоразумием, не имея в виду никакой другой цели, кроме той, чтобы все ученики были возбуждены, бодры, все занимались с успехом.
18) Я сказал еще, что необходимы также известные действия и известный способ их выполнения; рассмотрим также вкратце и это условие.
19) Сколько желают иметь экземпляров какой-нибудь книги, столько и листов берут каждый раз, и отпечатывают их все по одному и тому же тексту и одним и и тем же шрифтом; и это число листов удерживается от начала до конца книги, не будучи ни увеличиваемо, ни уменьшаемо; в противном случае — образовались бы неполные экземпляры. Подобным же образом наша учебная метода необходимо требует, чтобы весь класс учеников, который должен быть обучаем одним и тем же предметам, в одно время поступал к учителю, чтобы он мог обучить его последовательно, от начала до конца, и чтобы никто после начала учебного курса не был принимаем, никто до конца его не отпускался. Тогда можно будет утвердительно сказать, что и одного учителя будет достаточно для многочисленной толпы учеников и что все ученики будут равномерно всё учить, без неполноты или пробела. Итак, необходимо, чтобы все общественные школы только однажды в году открывались и закрывались (мои основания говорят больше в пользу того, чтоб это совершалось осенью, а не весной или в другое время); дабы ежегодно сполна проходился курс каждого класса, и дабы, в тоже время, все (если только не помешает этому тупость некоторых учеников), доведенные до цели, в тоже время переводились в следующий класс, подобно тому, как и в книгопечатнях, по отпечатании листа A, переходят к листу B, потом к C, D, E и т. д.
20) Наилучше отпечатанные книги имеют отчетливо выполненные главы, столбцы, отделы, с известными промежутками (будет ли это вследствие надобности, или просто ради общего вида), частью на полях, частью между линиями. Так точно и учебная метода — должна иметь свои периоды труда и покоя, которые должны чередоваться надлежащим образом. Учебная метода должна иметь свои годовые, месячные, дневные и часовые задачи; если последние будут правильно выполнены, то класс пройдет весь курс и, таким образом, достигнет своей годовой дели. Весьма основательно может быть рекомендовано, чтоб ежедневно определялось на публичное обучение в школе не более четырех часов: два перед обедом и столько же после обеда. Если в субботу, как день отдохновения, послеобеденные часы будут освобождены от занятий, и всё воскресенье будет посвящено во славу божью, то в неделю получится 22 учебных часа, в год же (со включением ежегодных каникул) около 1000, в которых — ах! как много может быть преподано и выучено, если только при этом поступать постоянно методически!
21) Когда шрифт набран, берут лист бумаги и расстилают их, чтоб они были под рукой и ничто не задерживало работы. Равным образом, учитель сажает учеников пред собою так, чтоб он всех видел и чтобы все могли постоянно видеть и его самого. (Как это должно сделать, я уже показал в XXI-й главе, в 1 вопросе).
22) Но чтоб сделать бумагу пригоднее для восприятия оттиска, ее намачивают и размягчают. Равным образом и в школе — следует постоянно возбуждать учеников к вниманию, и именно с помощью средств, на которые я указал в том же месте.
23) После того, как это сделано, накатывается краска на набор, дабы выдающаяся часть его явственно отпечаталась; так и учитель разъясняет постоянно изучаемое живым словом, прочитывая, перечитывая и разбирая урок по частям, чтобы всё могло быть явственно воспринято.
24) Потом листы, один за другим, кладутся под пресс станка, чтобы изображение формы отпечаталось на каждом отдельном листе. Так точно и учитель: после разъяснения смысла и показания на нескольких примерах легкости повторения разъясненного урока, он немедленно требует от отдельных учеников, дабы они повторяли то же самое, чтобы сделаться из учащихся знающими.
25) Затем, отпечатанная бумага выставляется для просушки на воздух. В школе также должно производиться проветривание умов посредством повторений,испытаний и соревнований, пока не приобретется уверенность, что приобретенное вполне усвоено.
26) Наконец, после того, как все листы прошли чрез печатный станок, все отпечатанные листы собираются и складываются в порядке, чтоб образовались полные и целые, исправные экземпляры, годные для сброшюровки, рассылки, продажи и для употребления. То же самое должны произвести и публичные испытания по истечении года, когда визитаторами школ испытываются успехи учеников, узнается — прочны ли эти успехи и одинаковы ли они по всем предметам; всё это для той цели, чтоб увериться, что учениками выучено то, что следовало выучить.
27) Вот всё, что следовало высказать здесь вообще; особенное оставим для особенных случаев. Здесь же достаточно высказано, что как чрез изобретение типографского искусства размножены книги, эти орудия для распространения образования; так точно и чрез изобретение дидахографии или памметодики — может быть увеличено число людей образованных, с чем вместе соединилось бы значительное движение к лучшему в отношении человеческого благосостояния, как сказано: «Множество мудрых — спасение миру» (Кн. премудр. VI, 26). И так как я стремлюсь умножить христианское образование, чтобы поселить страх божий, а потом науки и добрые нравы во все посвященные во Христа души, то можно надеяться на то, на что божественное откровение повелевает надеяться: «И будет, что вся земля наполнится ведения господня, как море покрытое водами многими» (Ис. XI, 9).
ГЛАВА XXXIII