Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 7 класс
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
¾ основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
¾ основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
¾ выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;
¾ наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);
¾ значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
¾ применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
¾ анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
¾ ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
¾ восприятия и оценки произведений искусства;
¾ самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Поурочное планирование по изобразительному искусству к учебнику под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 7 класс
№ урока | Наименование раздела, темы, урока | Кол-во ча-сов | Краткое содержание | Практическая работа (опыт творческой деятельности) | Тип урока | Форма урока | Информ. сопрово-жднеие | Дата (план) | Дата (факт) |
Раздел: Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. | |||||||||
Тема: Гармония природы и архитектуры в пейзаже | |||||||||
1. | Виды архитектуры. Ш. Э. ле Корюзье. Тема архитектуры в живописи и графике. | Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Виды архитектуры. Деятельность и творчество Ш. Э. ле Корюзье. Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа. Художественные открытия Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Архитектурный пейзаж в искусстве к. 19 – 20 вв. Пейзажи в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Реалистический пейзаж. Историко-архитектурные виды представителей «Мира Искусства» А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой и др. | - | Урок-беседа | Репродук-ции (слайды), медиа-ресурсы. Учебник (Урок 1-2), репродук-ции (слайды) | ||||
2. | Архитектурный пейзаж (работа на пленэре). Воздушная перспектива. | Воздушная перспектива (тема объясняется учителем в процессе работы на пленэре). | Работа на пленэре (около школы). Изображение городского или сельского пейзажа на темы «Старинные улочки», «Новый проспект» и т.д (материалы по выбору учащихся) | Урок-прак-тикум | |||||
Тема: Предметная среда человека в натюрморте. | |||||||||
3. | Натюрморт в зарубежном искусстве. П. Пикассо. | Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношения человека к окружающей жизни. Натюрморт в истории зарубежного искусства. П. Пикассо. «Скрипка и гитара» и др. | Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти (карандаш, тушь, перо, мелки и и др. – по выбору учащихся) | Учебник (Урок 3), репродук-ции (слайды) | |||||
4. | Натюрморт в русском искусстве. К.С. Петров-Водкин. | Натюрморт в истории отечественного искусства. Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и др. | Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры (акварель или гуашь) | Учебник (Урок 4), репродук-ции (слайды) | |||||
5. | Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. | Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Светотеневые отношения. Учет в натюрморте законом линейной перспективы. | Продолжение работы над натюрмортом. | Учебник (Урок 5), репродук-ции (слайды) | |||||
Тема: Образ взаимоотношений человека и пространства помещения (3 ч.) | |||||||||
6. | Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Дионисий. | Дизайн интерьера и его древние истории. Искусство интерьера сооружений Московского Кремля (Теремный дворец, Успенский собор и др.). Монументальная живопись. Дионисий. | Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов (тушь, карандаш, фломастеры, уголь) | Учебник (Урок 6-7), репродук-ции (слайды) | |||||
7. | Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм) | Росписи интерьера культовой архитектуры 14-16 вв. Рафаэль, Микеланджело. Особенности интерьера в архитектуре барокко и классицизма. | Выполнение эскиза интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы (линия горизонта, точка схода) (бумага, карандаш). Создание эскизов мебели. | Учебник (Урок 6-8), репродук-ции (слайды) | |||||
8. | Интерьер как жанр изобразительного искусства. А. Венецианов. | Интерьер как жанр изобразительного искусства. Интерьер в творчестве зарубежных художников. А. Дюрер «Святой Иероним в келье». В. Ван Гог «Спальня Винсента в Арле» А. Венецианов – родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве. Картины «Гумно», «Комнаты» | Выполнение рисунка интерьера в цвете (акварель, гуашь) | Учебник (Урок 6-8), репродук-ции (слайды) | |||||
Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. | |||||||||
Тема: Русская усадьба как архитектурный ансамбль. | |||||||||
9. | Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И. Баженов. | Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Архитектурный облик дворянской усадьбы. Важнейшие архитектурные элементы зданий, выполненных в стиле классицизма. В. И Баженов. | Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху (тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь) | Учебник (Урок 9), репродук-ции (слайды) | |||||
10. | Интерьер дворянского дома и его отражение в бытовой живописи России. П.А.Федотов. | Интерьер дворянской усадьбы 18-19 века. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты. Интерьер дворянского дома в произведениях живописи 18-19 века. В. Поленов, П.А.Федотов и др. | Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (материалы по выбору учащихся) | Учебник (Урок 10-11), репродук-ции (слайды) | |||||
11. | Линейная перспектива и ее применение в изображении интерьера. | Линейная перспектива в изображении интерьера (обобщение знаний) | Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (продолжение работы) | Учебник (Урок 10-11), репродук-ции (слайды) | |||||
Тема: Одежда и быт русских дворян. | |||||||||
12. | Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов. | Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и костюма. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов «Всадница», «Портрет сестер Шишмаревых», «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини» и др. | Зарисовки элементов одежды дворян (цветные карандаши, фломастеры) | Учебник (Урок 12), репродук-ции (слайды) | |||||
13. | Праздники в дворянском обществе 18-19 вв. | Дворянские праздники в усадьбе, традиции их проведения. Балы, домашний театр. Вертеп. | Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (сюжет и материалы по выбору учащихся) | Учебник (Урок 15-16), репродук-ции (слайды) | |||||
14. | Тема праздника в иконописи, живописи и графике. | Тема праздника в иконописи, живописи и графике. Тема Рождества Христова в творчестве А. Рублева, Джотто, Ботичелли и др. Зимние праздники в живописи и графике. Е. В. Честняков «Коляда». | Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (продолжение | Учебник (Урок 15-16), репродук-ции (слайды) | |||||
Раздел: Народный мастер – носитель национальной культуры | |||||||||
Тема: Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции. | |||||||||
15. | Виды декоративно-прикладного и народного искусства. Вышивка. | Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства | Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (карандаш простой, цветные карандаши, шерстяные нити, клей). | Учебник (Урок 17-18), репродук-ции (слайды) | |||||
16. | Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. | Древние корни народного художественного творчества. Древние образы народной вышивки. Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. | Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (продолжение работы) | Учебник (Урок 17-18), репродук-ции (слайды) | |||||
17. | Орнамент как основа декоративного украшения. Роспись по дереву. | Художестенная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в живописи Древней Руси. | Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. Деревянная заготовка (досочка, матрешка и т.п., гуашь) | Учебник (Урок 18-19), репродук-ции (слайды) | |||||
18. | Особенности орнамента народов России. Городец, Хохлома. | Традиционные промыслы росписи по дереву: Мезенская роспись, Хохлома, Городец. Истоки и современное развитие промыслов. | Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. (продолжение работы) | Учебник (Урок 18-19), таблицы, репродук-ции (слайды) | |||||
19. | Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. | Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. Отличительные черты локальных школ глиняной игрушки разных народов России. | Изготовление и роспись глиняной игрушки (в стиле Дымковской игрушки) (глина, гуашь, кисточки) | Учебник (Урок21 -22), репродук-ции (слайды) | |||||
20. | Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. | Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки. Технология изготовления глиняной игрушки. | Изготовление и роспись глиняной игрушки (продолжение работы) | Учебник (Урок21 -22), таблицы, репродук-ции (слайды) | |||||
21. | Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства. | Различие произведение народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусство, его связь с дизайном. Место и назначение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля. | Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (бисер, бусинки, нитки, фольга и др.) | Учебник (Урок23 -24), репродук-ции (слайды) | |||||
22. | Ювелирное искусство: традиции и современность. | Ювелирное искусство: традиции и современность. Изначальное предназначение ювелирного украшения – функция оберега и амулета. Ростовская финифть. Северная чернь (Великий Устюг). | Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (продолжение работы) | Учебник (Урок23 -24), репродук-ции (слайды) | |||||
Тема: Весенняя ярмарка как праздник народного искусства. | |||||||||
23. | Ярмарка и ее отражение в сюжетах лаковой миниатюры Палеха, Холуя и др. | Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Лаковая миниатюра. Палех, Холуй и др. | Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (материалы по выбору учащихся) | Учебник (Урок 25 -26), репродук-ции (слайды) | |||||
24. | Ярмарка в произведениях русскох живописцев. | Ярмарка в произведениях русскох живописцев. Б. Кустодиев «На ярмарке». К. Ф. Юон «Красный товар». | Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (продолжение работы) | Учебник (Урок 25 -26), репродук-ции (слайды) | |||||
Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. | |||||||||
Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве. | |||||||||
25. | Мечты о полете в творчестве художников. | Идеи летательных аппаратов в эскизах Леонардо да Винчи. Мечта свободного полета в картине В. Васнецова «Ковер-самолет». | Эскизы космических аппаратов будущего (карандаш, тушь, перо) | Учебник (Урок 27), репродук-ции (слайды) | |||||
26. | Космическая тема в творчестве художников. Творчество А. Леонова. | Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова. | Проектирование макета и конструирование космической станции (работа в группах) (бумага, проволока и др.) | Учебник (Урок 28-29), репродук-ции (слайды) | |||||
27. | Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна. | Дизайн и его виды. Промышленный дизайн. Пространственная композиция как объект дизайна. Создание пространственных конструктивных структур. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм. | Проектирование макета и конструирование космической станции (продолжение работы) | Учебник (Урок 28-29), репродук-ции (слайды), дополн. литерату-ра | |||||
28. | Вечные темы и великие исторические события в искусстве. П. Корин. | Тема защитника Отечества – одна из важных тем изобразительного искусства. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа. Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20 вв. П. Корин «Александр Невский» и др. | Работа над композициями на тему защитников Отечества (карандаш, гуашь) | Учебник (Урок 30-31), репродук-ции (слайды) | |||||
29. | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Работы художников и скульпторов, посвященные Великой Отечественной войне. А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский. Мемориальные ансамбли. Мамаев курган. | Работа над композициями на тему защитников Отечества (продолжение) | Учебник (Урок 30 -31), репродук-ции (слайды) | |||||
Тема: Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве. | |||||||||
30. | Изображение участников спортивных состязаний в античном искусстве и в 20 в. | Изображение участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол». Спортивные сюжеты в древнегреческой вазописи. Тема спорта в искусстве 20 в. А. А. Дейнека. | Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта (графические материалы по выбору учащихся) | Учебник (Урок 32 ), репродук-ции (слайды) | |||||
31. | Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. | Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи. Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. | Тематическая композиция на спортивную тему (гуашь или акварель) | Учебник (Урок 33 -34), репродук-ции (слайды) | |||||
Тема: Скульптура и архитектура как виды пластических искусств | |||||||||
32. | Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. | Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Объем – основное средство художественной выразительности в скульптуре. | Лепка композиции из двух фигур (пластилин, проволочный каркас) | Учебник (Урок 13-14), репродук-ции (слайды) | |||||
33. | Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая) | Человек как главный объект скульптуры. Материалы скульптуры, их пластические и образные возможности). Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). | Лепка композиции из двух фигур (продолжение) | Учебник (Урок 13-14), репродук-ции (слайды) | |||||
34. | Знаменитые скульпторы: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина. | Вечные темы и великие исторические собыития как искусства тема скульптуры. Снаменитые скульпторы и их прозведения. Микеланджело Буанаротти. О. Роден. Развитие скульптуры в России 18-20 вв. И. Мартос, Э.-М. Фальконе, С. Коненков, В. Мухина. | Работа в группах. Проектирование на выбор: разворота журнала, страницы сайта, посвященного изобразительному искусству или фирменного стиля для художественных мастерских (например мастерских по производству дымковской игрушки): эмблемы, визитной карточки и т.д. | Репродук-ции, слайды, медиа-ресурсы | |||||
35. | Синтез изобразительного искусства и архитьектуры. | Синтез изобразительного искусства и архитьектуры. Урок-экскурсия Посещение архитектурного заповедниека. (Трифонов монастырь) (возможен выезд в другой город) | Экскур-сия |
Литература:
1. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
2. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.