Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 7 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

¾ основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

¾ основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

¾ выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения;

¾ наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);

¾ значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь

¾ применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

¾ анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

¾ ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

¾ восприятия и оценки произведений искусства;

¾ самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Поурочное планирование по изобразительному искусству к учебнику под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 7 класс

№ урока Наименование раздела, темы, урока Кол-во ча-сов Краткое содержание Практическая работа (опыт творческой деятельности) Тип урока Форма урока Информ. сопрово-жднеие Дата (план) Дата (факт)
Раздел: Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве.            
Тема: Гармония природы и архитектуры в пейзаже            
1. Виды архитектуры. Ш. Э. ле Корюзье. Тема архитектуры в живописи и графике. Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Виды архитектуры. Деятельность и творчество Ш. Э. ле Корюзье. Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа. Художественные открытия Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Архитектурный пейзаж в искусстве к. 19 – 20 вв. Пейзажи в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Реалистический пейзаж. Историко-архитектурные виды представителей «Мира Искусства» А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой и др. -   Урок-беседа Репродук-ции (слайды), медиа-ресурсы. Учебник (Урок 1-2), репродук-ции (слайды)      
2. Архитектурный пейзаж (работа на пленэре). Воздушная перспектива. Воздушная перспектива (тема объясняется учителем в процессе работы на пленэре). Работа на пленэре (около школы). Изображение городского или сельского пейзажа на темы «Старинные улочки», «Новый проспект» и т.д (материалы по выбору учащихся)   Урок-прак-тикум    
Тема: Предметная среда человека в натюрморте.            
3. Натюрморт в зарубежном искусстве. П. Пикассо. Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношения человека к окружающей жизни. Натюрморт в истории зарубежного искусства. П. Пикассо. «Скрипка и гитара» и др. Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти (карандаш, тушь, перо, мелки и и др. – по выбору учащихся)     Учебник (Урок 3), репродук-ции (слайды)  
4. Натюрморт в русском искусстве. К.С. Петров-Водкин. Натюрморт в истории отечественного искусства. Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и др. Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры (акварель или гуашь)     Учебник (Урок 4), репродук-ции (слайды)  
5. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Светотеневые отношения. Учет в натюрморте законом линейной перспективы. Продолжение работы над натюрмортом.     Учебник (Урок 5), репродук-ции (слайды)  
Тема: Образ взаимоотношений человека и пространства помещения (3 ч.)            
6. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Дионисий. Дизайн интерьера и его древние истории. Искусство интерьера сооружений Московского Кремля (Теремный дворец, Успенский собор и др.). Монументальная живопись. Дионисий. Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов (тушь, карандаш, фломастеры, уголь)     Учебник (Урок 6-7), репродук-ции (слайды)  
7. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм) Росписи интерьера культовой архитектуры 14-16 вв. Рафаэль, Микеланджело. Особенности интерьера в архитектуре барокко и классицизма. Выполнение эскиза интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы (линия горизонта, точка схода) (бумага, карандаш). Создание эскизов мебели.     Учебник (Урок 6-8), репродук-ции (слайды)  
8. Интерьер как жанр изобразительного искусства. А. Венецианов. Интерьер как жанр изобразительного искусства. Интерьер в творчестве зарубежных художников. А. Дюрер «Святой Иероним в келье». В. Ван Гог «Спальня Винсента в Арле» А. Венецианов – родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве. Картины «Гумно», «Комнаты» Выполнение рисунка интерьера в цвете (акварель, гуашь)     Учебник (Урок 6-8), репродук-ции (слайды)  
Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве.            
Тема: Русская усадьба как архитектурный ансамбль.            
9. Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И. Баженов. Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Архитектурный облик дворянской усадьбы. Важнейшие архитектурные элементы зданий, выполненных в стиле классицизма. В. И Баженов. Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху (тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь)     Учебник (Урок 9), репродук-ции (слайды)  
10. Интерьер дворянского дома и его отражение в бытовой живописи России. П.А.Федотов. Интерьер дворянской усадьбы 18-19 века. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты. Интерьер дворянского дома в произведениях живописи 18-19 века. В. Поленов, П.А.Федотов и др. Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (материалы по выбору учащихся)     Учебник (Урок 10-11), репродук-ции (слайды)  
11. Линейная перспектива и ее применение в изображении интерьера. Линейная перспектива в изображении интерьера (обобщение знаний) Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (продолжение работы)     Учебник (Урок 10-11), репродук-ции (слайды)  
Тема: Одежда и быт русских дворян.            
12. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов. Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и костюма. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов «Всадница», «Портрет сестер Шишмаревых», «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини» и др. Зарисовки элементов одежды дворян (цветные карандаши, фломастеры)     Учебник (Урок 12), репродук-ции (слайды)  
13. Праздники в дворянском обществе 18-19 вв. Дворянские праздники в усадьбе, традиции их проведения. Балы, домашний театр. Вертеп.   Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (сюжет и материалы по выбору учащихся)     Учебник (Урок 15-16), репродук-ции (слайды)  
14. Тема праздника в иконописи, живописи и графике. Тема праздника в иконописи, живописи и графике. Тема Рождества Христова в творчестве А. Рублева, Джотто, Ботичелли и др. Зимние праздники в живописи и графике. Е. В. Честняков «Коляда». Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (продолжение     Учебник (Урок 15-16), репродук-ции (слайды)  
Раздел: Народный мастер – носитель национальной культуры            
Тема: Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции.
15. Виды декоративно-прикладного и народного искусства. Вышивка. Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (карандаш простой, цветные карандаши, шерстяные нити, клей).     Учебник (Урок 17-18), репродук-ции (слайды)  
16. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Древние корни народного художественного творчества. Древние образы народной вышивки. Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (продолжение работы)     Учебник (Урок 17-18), репродук-ции (слайды)  
17. Орнамент как основа декоративного украшения. Роспись по дереву. Художестенная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в живописи Древней Руси. Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. Деревянная заготовка (досочка, матрешка и т.п., гуашь)     Учебник (Урок 18-19), репродук-ции (слайды)  
18. Особенности орнамента народов России. Городец, Хохлома. Традиционные промыслы росписи по дереву: Мезенская роспись, Хохлома, Городец. Истоки и современное развитие промыслов. Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. (продолжение работы)     Учебник (Урок 18-19), таблицы, репродук-ции (слайды)  
19. Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. Отличительные черты локальных школ глиняной игрушки разных народов России. Изготовление и роспись глиняной игрушки (в стиле Дымковской игрушки) (глина, гуашь, кисточки)     Учебник (Урок21 -22), репродук-ции (слайды)  
20. Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки. Технология изготовления глиняной игрушки. Изготовление и роспись глиняной игрушки (продолжение работы)     Учебник (Урок21 -22), таблицы, репродук-ции (слайды)  
21. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства. Различие произведение народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусство, его связь с дизайном. Место и назначение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля. Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (бисер, бусинки, нитки, фольга и др.)     Учебник (Урок23 -24), репродук-ции (слайды)  
22. Ювелирное искусство: традиции и современность. Ювелирное искусство: традиции и современность. Изначальное предназначение ювелирного украшения – функция оберега и амулета. Ростовская финифть. Северная чернь (Великий Устюг). Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (продолжение работы)     Учебник (Урок23 -24), репродук-ции (слайды)  
Тема: Весенняя ярмарка как праздник народного искусства.            
23. Ярмарка и ее отражение в сюжетах лаковой миниатюры Палеха, Холуя и др. Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Лаковая миниатюра. Палех, Холуй и др. Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (материалы по выбору учащихся)     Учебник (Урок 25 -26), репродук-ции (слайды)  
24. Ярмарка в произведениях русскох живописцев. Ярмарка в произведениях русскох живописцев. Б. Кустодиев «На ярмарке». К. Ф. Юон «Красный товар». Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (продолжение работы)     Учебник (Урок 25 -26), репродук-ции (слайды)  
Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство.            
Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве.            
25. Мечты о полете в творчестве художников. Идеи летательных аппаратов в эскизах Леонардо да Винчи. Мечта свободного полета в картине В. Васнецова «Ковер-самолет». Эскизы космических аппаратов будущего (карандаш, тушь, перо)     Учебник (Урок 27), репродук-ции (слайды)  
26. Космическая тема в творчестве художников. Творчество А. Леонова. Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова. Проектирование макета и конструирование космической станции (работа в группах) (бумага, проволока и др.)     Учебник (Урок 28-29), репродук-ции (слайды)  
27. Дизайн и его виды. весия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм.зия окружаюо, декоративно-прикладное искусствоПространственная композиция как объект дизайна. Дизайн и его виды. Промышленный дизайн. Пространственная композиция как объект дизайна. Создание пространственных конструктивных структур. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм. Проектирование макета и конструирование космической станции (продолжение работы)     Учебник (Урок 28-29), репродук-ции (слайды), дополн. литерату-ра    
28. Вечные темы и великие исторические события в искусстве. П. Корин. Тема защитника Отечества – одна из важных тем изобразительного искусства. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа. Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20 вв. П. Корин «Александр Невский» и др. Работа над композициями на тему защитников Отечества (карандаш, гуашь)     Учебник (Урок 30-31), репродук-ции (слайды)    
29. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Работы художников и скульпторов, посвященные Великой Отечественной войне. А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский. Мемориальные ансамбли. Мамаев курган. Работа над композициями на тему защитников Отечества (продолжение)     Учебник (Урок 30 -31), репродук-ции (слайды)    
Тема: Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве.            
30. Изображение участников спортивных состязаний в античном искусстве и в 20 в. Изображение участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол». Спортивные сюжеты в древнегреческой вазописи. Тема спорта в искусстве 20 в. А. А. Дейнека. Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта (графические материалы по выбору учащихся)     Учебник (Урок 32 ), репродук-ции (слайды)  
31. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи. Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Тематическая композиция на спортивную тему (гуашь или акварель)     Учебник (Урок 33 -34), репродук-ции (слайды)  
Тема: Скульптура и архитектура как виды пластических искусств
32. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры.   Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Объем – основное средство художественной выразительности в скульптуре. Лепка композиции из двух фигур (пластилин, проволочный каркас)     Учебник (Урок 13-14), репродук-ции (слайды)  
33. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая) Человек как главный объект скульптуры. Материалы скульптуры, их пластические и образные возможности). Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Лепка композиции из двух фигур (продолжение)     Учебник (Урок 13-14), репродук-ции (слайды)  
34. Знаменитые скульпторы: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина. Вечные темы и великие исторические собыития как искусства тема скульптуры. Снаменитые скульпторы и их прозведения. Микеланджело Буанаротти. О. Роден. Развитие скульптуры в России 18-20 вв. И. Мартос, Э.-М. Фальконе, С. Коненков, В. Мухина. Работа в группах. Проектирование на выбор: разворота журнала, страницы сайта, посвященного изобразительному искусству или фирменного стиля для художественных мастерских (например мастерских по производству дымковской игрушки): эмблемы, визитной карточки и т.д.     Репродук-ции, слайды, медиа-ресурсы  
35. Синтез изобразительного искусства и архитьектуры.   Синтез изобразительного искусства и архитьектуры. Урок-экскурсия Посещение архитектурного заповедниека. (Трифонов монастырь) (возможен выезд в другой город)     Экскур-сия    

Литература:

1. Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

2. Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191

3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008

4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.

5. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.

Наши рекомендации