Впадины бывают разных типов, да? – поинтересовался я.
Только двух, – ответил дон Хуан. – Это – вогнутость и щель. Каждая производит различный эффект. Вогнутость – временное образование, производящее временный сдвиг, однако щель – это глубокая и постоянная особенность кокона, вызывающая устойчивый сдвиг.
Обычно отвердевший от самоотражения кокон вообще не поддается удару нагуаля. Однако в некоторых случаях человеческий кокон очень податлив, и даже наименьшее усилие образует в нем чашеобразную впадину. Размер впадины может колебаться от крохотного уплощения поверхности до углубления, занимающего треть всего объема кокона. Может также образоваться и щель, которая пересекает весь кокон поперек или вдоль. Вид она имеет такой, словно кокон как бы свернулся внутрь себя.
Некоторые светящиеся оболочки после удара практически мгновенно приобретают исходную форму. На других впадина может сохраняться в течение нескольких часов или даже дней. Но все равно они сами по себе возвращаются в исходное состояние. Есть и такие, на которых деформация фиксируется. Для приведения их в исходное состояние требуется еще один удар нагуаля – по краю углубления. И лишь очень и очень немногие коконы никогда ни при каких обстоятельствах не приобретают снова форму светящегося яйца, каких бы ударов нагуаля по ним не наносили. После первого удара они изменяют форму раз и навсегда.
Далее дон Хуан рассказал, что углубление на коконе действует на первое внимание, смещая свечение осознания. Впадина давит на эманации внутри светящейся оболочки. Видящий может видеть, как первое внимание сдвигает свое выделение (акцент)[20] под воздействием силы этого давления. Впадина, изменяя положение эманаций Орла внутри кокона, заставляет свечение осознания распространиться на эманации, принадлежащие областям, которые обычно недоступны первому вниманию.
Я спросил, видно ли свечение осознания только на поверхности кокона. Дон Хуан ответил не сразу. Казалось, он погрузился в размышление. Прежде, чем он дал ответ, прошло, наверное, минут десять. Он сказал, что обычно свечение осознания видно на поверхности коконов живых существ. Однако после того как человек развивает внимание, светимость его осознания приобретает глубину. Другими словами, свечение осознания передается довольно большому количеству эманаций внутри кокона.
Манипулируя осознанием, древние видящие знали, что делают, – продолжал дон Хуан. – Они отдавали себе отчет в том, что, создавая в поверхности кокона углубление, можно заставить свечение осознания, уже достигшее некоторых эманаций внутри кокона, распространиться на соседние эманации.
Ты говоришь так, словно речь идет о физических телах, – сказал я. – Но как может образоваться впадина в чем-то, что является просто светимостью?
Дело в том, что неким немыслимым образом одна светимость создает впадину в другой, – ответил он. – Ты не можешь отрешиться от рассудочной инвентаризации. Но рассудок не способен рассматривать человека как энергию. Рассудок имеет дело с инструментами, создающими энергию. Однако он никогда всерьез не задумывается над тем, что мы – нечто большее, чем инструменты. Мы – организмы, производящие энергию. Мы – пузыри энергии. Разве есть что-то противоестественное в том, что один пузырь энергии делает впадину в другом?
Свечение осознания, созданное вогнутостью кокона, можно с полным правом назвать временно повышенным вниманием. Ведь эманации, которые оно выделяет и усиливает, расположены настолько близко к повседневно используемым эманациям, что изменение минимально. В то же время наблюдается значительное усиление способности понимать и сосредотачиваться, равно как впрочем и способности забывать. Я бы даже сказал, что способность забывать усиливается заметнее всех прочих. Видящие очень точно знали, как можно использовать такое изменение качества внимания. Они видели, что после удара нагуаля резко увеличивается яркость только тех эманаций, которые расположены в непосредственной близости от задействованных в повседневной жизни. Более удаленные остаются нетронутыми. Это означает, что, находясь в состоянии повышенного осознания, человечек способен функционировать так же как в повседневной жизни. Потребность в нагуале мужчине и нагуале женщине стала для них первостепенной, потому что это состояние длится так долго, как долго сохраняется впадина, после чего все испытанное немедленно забывается.