Знаменитый Эн-но Гёдзя — основатель сюгендо 3 страница
Те деятели боевого искусства, которые были пионерами в осуществлении перехода от жестких видов борьбы к методам самосовершенствования, ныне стали уже легендарными. Дзигоро Кано (дзюдо), Морихей Уесиба (айкидо) и Гитин Фунакоси (каратэ) восхищали народ островов своими своеобразными, безопасными, ясно классифицированными и понятными трансформациями некогда жестоких, бескомпромиссных методов борьбы, в которых несчастные случаи в ходе тренировки были в порядке вещей. Часто подчеркивалось, что эти «новые боевые искусства» являются преобразованиями отживших, бессмысленных сего дня методов борьбы в «цивилизованные формы».
Не все великие мастера были согласны с этими преобразованиями. Многие из старых бойцов предупреждали об излишней поспешности и опрометчивости в решении таких вопросов в стране с древнейшими традициями. Однако их предупреждения в подавляющем большинстве случаев не были услышаны, и с наступлением XX века они становились все реже. Одним из таких людей был мастер Такакагэ Мацутаро Иситани, чья семья еще 300 лет назад занимала высокие посты Тюнин в Ига-рю ниндзя Хаттори Хансо. Будучи 26-м великим мастером нин-дзютсу школы Куки-Синдэн-рю-Хаппо Хи-Кэн («Тайное искусство владения оружием») —системы, которая в свое время была развита еще Ицумо Канеа Йоситеру, он категорически отказывался «опошлить» свои методы, чтобы таким образом приспособиться к происходящему.
Необходимость скрыться вынудила Иситани поступить на работу ночным сторожем на спичечную фабрику семьи Такаматсу в г. Кобэ. Это давало ему лучшую возможность тренировок в своих секретных упражнениях, которые родились в далеком и темном прошлом. Без учеников и додзе великий мастер решил провести остаток своего земного существования живым анахронизмом. Как и другие учителя-ниндзя до него, он был готов перед своей смертью уничтожить все записи и оружие, чтобы никакие узурпаторы ими не воспользовались (и, если не будет достойного наследника, он возьмет свое завещание в'могилу).
Его работа на фабрике Такаматсу свела его с юным сыном хозяина. Между ними сложились своеобразные отношения, и однажды Такакагэ Матугаро Иситани понял, что он нашел горячо желаемого наследника: это был юный Тосицугу Такаматсу. Последний уже был учеником Кото-рю Коппо-дзютсу и Синдэн-Фудо-рю Дакентай-дзютсу, —двух искусств, которые он изучал у своего дедушки Синрюкен Масамитсу то да.
Юный Такаматсу был в восторге от счастья изучить теперь еще и особенности Куки-Синдэн-рю у своего нового учителя Иситани. В то время у них сложились прекрасные отношения учителя и ученика. Вначале Иситани учил Тосицугу Такаматсу методам «Хаппо» (8 разделов). Они включали следующие искусства:
1. Тай-дзютсу (ближний бой без оружия),Хихо-дзютсу (техника прыжков),Наванагэ (метание веревки).
2. Коппо-дзютсу (техника переламывания костей),Дзютай-дзютсу («мягкая» техника).
3. Йари-дзютсу (приемы с копьем),Нагината-дзютсу (приемы с алебардами).
4. Бо-дзютсу (техника с шестом), Йо-дзютсу (приемы с посохом), Ханбо-дзютсу (бой с метровой палкой).
5. Сэнбаннагэ (метание цепи),Токэн-дзютсу (метание лезвий).
6. Ка-дзютсу (огневые и взрывчатые вещества),Суй-дзютсу(использование воды).
7. Хику Йо Ганряку Хэйхо (военная тактика, строительство укреплений и проникновение во вражеские замки).
8. Онсин-дзютсу (искусство становиться невидимым) иХэн-со-дзютсу (переодевания).
После всего этого он научил юного Такаматсу методам Хикэн (тайные приемы с мечом), технике Куки-Синдэн-рю с Кэн (мечом), Кодати (коротким клинком) и Дзюттэ (металлическим стилетом для защиты от меча).
Тосицугу Такаматсу не жалел себя; он самозабвенно учился, пока не овладел всеми приемами и после этого унаследовал все письмена, оружие и звание 27-го великого мастера традиции Куки-Синдэн-рю.
Ребенком Тосицугу Такаматсу отсылался от одной приемной матери к другой. В общем он поменял девять воспитательниц. О счастливом детстве не могло быть и речи, что означает слово «безопасность» ребенок так и не узнал. Такаматсу вырастал жестким подростком, с твердым характером. Это подтверждает одна старая газетная статья из Кобэ. В ней описывалось, как четырнадцатилетний мальчик однажды без посторонней помощи «отделал» целую группу напавших на него старших по возрасту подростков.
Юный Такаматсу мог положиться только на своих дедушку и бабушку, они были единственными, к кому он мог обратиться за помощью. Синрюкен Массамитсу Тода, дедушка Тосицугу Такаматсу, был в свое время инструктором в школе обучения владению мечом. Менее известен тот факт, что Тода был 32 членом цепочки Соке Тогакурэ-рю нин-дзютсу. После того как он обучил своего внука методам Кото-рю и Синдэнфудо-рю, он обучал его тайным искусством воинов Тогакурэ: лазанью, подползанию, бегству с оружием и без него. В этих приемах Такаматсу был натренирован с детства
В возрасте двадцати одного года из-за лопнувших барабанных перепонок (это ранение было следствием бесчисленных стычек в юности) он был признан непригодным к военной службе. Такаматсу решил найти свою собственную дорогу. Мысль о карьере на спичечной фабрике не шла ни в какое сравнение с теми приключениями, которые ждали его за морем, в Китае. Это была страна, которая тогда считалась жизненно важной для будущего Японии. Такаматсу пересекает морской простор с Севера на Юг и при этом получает большое число поводов показать свое боевое искусство для защиты собственной жизни. После бурных лет в Китае и некоторого времени, проведенного в диких горах Японии в 1919 году он возвращается домой, чтобы учиться«Микке» (тайному учению)Тендай-рю.
В возрасте тридцати лет Тосицугу Такаматсу познал мир воина, мир духовных сил, он стал признанным мастером в этих сферах. От своих друзей Такаматсу получил прозвище «Монгольский тигр», что полностью соответствовало духу этого человека —человека с добрым сердцем и руками тигра. В городе Нара он имел свой зал, который воистину был «додзе» —«Местом, где постигают Путь», а не просто помещением для тренировок. Такаматсу, как и его учитель Иситани, также выступал против тенденций осовременить традиционные боевые искусства и поставить их на коммерческую основу. Он вполне справедливо считал, что в таком случае они превратятся в обычные школы рукопашного боя, с большей или меньшей долей экзотики для рекламы.
Такаматсу, испытанный ветеран, уже давно перешагнул за шестидесятилетний возраст, когда впервые встретил юношу, который должен был стать его последователем и следующим носителем традиции Тогакурэ-рю нин-дзютсу. Для Такаматсу эта встреча была своего рода «свиданием со старым другом». В стихотворении, написанном для этого юноши, он писал:
«...Долгое время я был великим бойцом коппо-дзютсу, Мужественным и горячим, как пламя, Даже в борьбе с хищным зверем. Мое сердце было подобно дикому луговому цветку, Справедливо и прямолинейно, подобно бамбуку. Даже десять тысяч врагов не заставили бы Меня бежать с поля битвы... Есть ли, однако, кто-нибудь в мире, кто бы Держался за жизнь ради сердца бойца? Но вот ТЫ пришел! Ты, который будто бы послан богами ко мне. Я тебя ждал всегда...» |
Этим юношей былМасааки Хатсуми — величайшая личность в современной истории нин-дзютсу и боевых искусств вообще, ныне 34-й патриарх школы Тогакурэ, мастер 9-го дана по восьми видам Будо (каратэ, дзюдо, айкидо, кобудо, кэндо и др.), врач традиционной восточной и классической медицины, талантливый художник и каллиграф, поэт, большой знаток театрального искусства —человек, подаривший нам все те знания, которыми сегодня мы располагаем в теории и практике искусства воинов-теней.
Будущий великий мастер родился 2 декабря 1931 года в небольшом японском городке Нода префектуры Тиба. Он начал заниматься боевыми искусствами в связи с ситуацией в семье — дело в том, что его отец пил. И хотя человеком он был в общем-то неплохим, он, возвращаясь домой пьяным, становился агрессивным и частенько хватался за нож. Единственное, что мог сделать маленький Хатсуми, —это убежать или спрятаться. В конце концов мальчику надоело все время прятаться, и он решил изучить искусство самозащиты. Так в 1944 году, на тринадцатом году жизни, он пришел в группу дзюдо, где эта дисциплина осваивалась более широко, чем в школе.
Вспоминая впоследствии в книгах о своем детстве, Хатсуми пишет, что именно отец оказался тем человеком, который, сам того не подозревая, направил его на Путь постижения боевых искусств. Он же способствовал своим недостойным поведением в семье формированию обостренного чувства опасности у сына, сохранившегося у него на всю жизнь. Это качество, выработанное годами напряженного ожидания и страха, впоследствии значительно облегчило ему постижение основ нин-дзютсу. Выяснилось, что потомственные ниндзя специально растят своих детей в условиях смоделированных ситуаций, которые ребенок воспринимает как угрожающие. У Хатсуми эти ситуации носили естественный характер.
После школы Масааки поступает в один из наиболее престижных университетов Японии —Мэйдзи, на факультет искусствоведения. Это тоже важно для понимания его личности. Можно представить, что означает профессиональная искусствоведческая подготовка в такой стране, как Япония, где даже выпускник школы может различать 1500 цветов и их оттенков! Тем более, что Хатсуми приобрел довольно широкую известность также в качестве художника и каллиграфа.
Параллельно с искусствоведением он изучал еще медицину, как современную западную, так и традиционную восточную. Получив медицинское образование, Хатсуми занялся врачебной практикой. В возрасте двадцати семи лет он уже возглавлял частную клинику, специализировавшуюся на лечении заболеваний внутренних органов.
Кажется, всего этого более чем достаточно, чтобы забыть о самом понятии свободного времени. Впрочем, расхожие истины хороши лишь для обычных людей. Трудно сказать, где искал резервы времени Хатсуми, но он их находил. Ежедневная практика боевых искусств сделала его к 1958 году обладателем 6-го дана в каратэ Сито-рю, 4-го дана в дзюдо, первого и второго данов в нескольких стилях кобу-дзютсу (упражнения с оружием).
Оказалось, однако, что все это было только прелюдией. Неудовлетворенность своими занятиями зародилась в душе Хатсуми давно, с тех пор, как он с ужасом обнаружил, насколько быстро и жадно овладевают американские солдаты из находившихся в ту пору в Японии оккупационных войск приемами дзюдо. Внушительное телосложение и естественные атлетические задатки позволяли им осваивать в течение месяцев то, на что у японцев уходили годы. К чему осваивать подобные системы, если другие просто могут превзойти тебя с помощью силы своего тела? Юный мастер боевых искусств раздумывал над тем, что где-то должен существовать настоящий вид борьбы, который мог бы позволить победоносно выйти из любой ситуации.
Его учитель по кобудо в конце концов поведал ему о мастере по фамилии Такаматсу из городка Касивабара на Западе местности Ига. В надежде наконец найти мастера, который бы научил его живому боевому искусству, а не какому-то виду спорта для укрепления тела или застывшей системе ката, юный Хатсуми отправляется через остров Хонсю к этому учителю.
Встретив Учителя в первый раз, Хатсуми испытал сильнейшее потрясение —настолько мощным был дух этого человека. Выразить словами то, что он тогда пережил, практически невозможно. Великий мастер вспоминал впоследствии, что в детстве ему предсказали смерть в возрасте двадцати семи лет. И действительно, в 1958 году прежний Масааки Хатсуми умер. А вместо него появился другой человек, по имени Бяку-рю (Белый дракон). Этот боевой псевдоним он получил от Тосицугу Такаматсу, человека, перевернувшего всю его жизнь.
Хатсуми вспоминает отчетливое ощущение того, что прежний человек исчез в нем безвозвратно. Осталась лишь телесная оболочка, а вместо души —пустота. Тогда же в нем пробудилась генетическая память, благодаря которой он смог вспомнить боевой опыт своих предков-самураев. Их было немало в роду, насчитывающем более 900 лет! Это заложило основу новой личности. Остальное сделал Учитель. Ученичество Хатсуми продолжалось пятнадцать лет, вплоть до смерти Учителя в 1973 году на девятом
десятке жизни.
Все эти годы каждую неделю Хатсуми из Токио приезжал в Нара, откуда, прозанимавшись день или два, вновь отправлялся в столицу, к открытию клиники, где он практиковал. Занятия проходили не только в додзе Такаматсу, но и в буддийских храмах как в местах концентрации духовной энергии, а также в окрестных лесах и полях. Занятия с ним ничем не походили на столь знакомые нам «тренировки по каратэ», проходящие в теплых, уютных помещениях. Все было по-настоящему, без всякой бутафории и условностей. Все было новым и непривычным.
Хатсуми не раз испытывал глубокую досаду от того, что при всей своей квалификации в боевых искусствах не мог сколь-ни-будь удовлетворительно повторить то, что показывал ему старый мастер. Приходилось делать множество фотографий и зарисовок, чтобы потом дома, в Токио, раскладывать по элементам изучаемую технику. Но даже сейчас, когда со смерти учителя прошло двадцать два года, заполненных неустанной практикой, Хатсуми кажется, что многое он так и не сумел постичь.
Свое имя «Белый Дракон» Хатсуми получил от учителя не только для того, чтобы обозначить начало новой жизни. Гораздо важнее был образ этого мифического существа. На Дальнем Востоке его считают настолько ужасным и могучим созданием, что изображают просто квадратом, без всяких деталей. Несмотря на столь общую характеристику (а может быть, именно благодаря ее неопределенности), Хатсуми должен был как можно глубже вжиться в этот образ. Иначе говоря, требовалось в самом деле ощущать себя Белым драконом'
Еще задолго до окончания обучения Такаматсу присвоил Хатсуми титул «Соке» — «Верховного наставника». Такая практика нередко применяется в японских школах боевых искусств, когда продвинувшемуся ученику присваивается более высокий ранг, чем он заслуживает. Это необходимо для того, чтобы ученик, осознавая свое несоответствие столь высокому званию, как бы обрел второе дыхание в своем стремлении к совершенству и сделал все возможное и невозможное, чтобы оправдать надежды, возлагаемые на него. Такаматсу сказал своему ученику: «Ты никогда не станешь Мэйдзин («достигший совершенства, мастер»); в лучшем случае ты навсегда останешься Тацудзин («продвигающийся к совершенству, знаток»)». Вначале Хатсуми был огорчен этими словами, потому что воспринял их как «ты никогда не станешь мастером». И только потом он уразумел их истинный смысл: «не достигнуть вершины — это значит никогда не дойти до той точки, после которой начинается упадок». Примерно за год до своей смерти Такаматсу решил, что обучил Хатсуми всем техническим приемам, которыми владел сам. Он официально провозгласил его своим преемником, тридцать четвертым патриархом школы Тогакурэ-рю и еще восьми боевых Рю, наследником и учителем которых он был. Тосипугу Такаматсу, 33-й патриарх нин-дзютсу-рю ушел из жизни в 1973 году, оставив нам своего наследника и духовное завещание, отрывок из которого мне хотелось бы здесь привести. Он может способствовать не только лучшему пониманию личности Такаматсу, но и духовной сущности искусства ниндзя вообще:
«...Для того чтобы победить, ниндзя сливается с окружающим миром, он руководствуется интуитивным чувством, позволяющим предугадывать будущее, он находится в единении с небесным провидением и законами природы. Обладая ясным и чистым сознанием, ниндзя приобретает внутренний опыт, который позволяет ему выжить в самых трудных условиях.
Вселенная вмещает все, что мы называем хорошим и плохим, и содержит ответ на все вопросы и парадоксы, которые существуют в этом мире. Открывая свои глаза, свой ум, свое сердце, ниндзя мгновенно приспосабливается к малейшим изменениям, исходящим свыше. Для него существует лишь один закон — спонтанно реагировать, адаптируясь к любым условиям таким образом, что само понятие«Неожиданность» перестает для него существовать...
...Если ум и сердце воина не будут открыты для высшего духовного откровения, техника нин-дзютсу не принесет ему ничего, кроме вреда».
Похоронив Учителя, Масааки Хатсуми стал склоняться к мысли, что настало время познакомить с искусством нин-дзютсу всех желающих. В самой Японии это никакого бума не вызвало Первое время у него не было даже своего додзе, и тренировки проходилив тех залах, где преподавали его ученики, каждый из которых имел достаточно высокий ранг в каком-либо виде боевых искусств. Только через несколько лет школа Хатсуми расположилась в собственном помещении, которое носит название«Бусинкан до-дзе», названном так в честь почившего мастера (это же название получила Всемирная организация нин-дзютсу, образованная несколько позже).
Ближайшими помощниками Хатсуми стали его самые первые и самые преданные ученики: Тосиро Нагато, Юкио Ногути, Коити Огури, Исаму Сираиси. Среди учеников Хатсуми есть немало и неяпонцев. Первым неяпонцем, ставшим «утидэси» («личным учеником в доме наставника») стал израильтянин Дорон Навон, вторым —американец Стивен К. Хайес (получивший от Хатсуми боевой псевдоним «Кин-рю» —«Золотой дракон»).
Он пришел к Хатсуми в 1975 году, и после ряда лет достаточно серьезных занятий в Японии, вернулся в США, где организовал первую школу нин-дзютсу (в прессе его прозвали «Первым американским ниндзя»). Так же первым среди неяпонцев Хайес получил звание «сидоси» («Учителя боевого искусства на пути к просветлению», соответствующего 5-му дану). В 1977 г. он создает организацию «Тени Ига», объединяющую в своих рядах последователей нин-дзютсу всего англоязычного мира.
Его центр расположен под Огайо, куда каждое лето стекаются десятки современных ниндзя со всего мира. Перу Стивена К. Хай-еса принадлежит целая серия книг по искусству ниндзя («Ниндзя и их секретное боевое искусство», «Мистическое искусство ниндзя», «Дух Воинов-теней», «Боевые пути к просветлению», «Наследие ниндзя», «Военная тропа из Тогакурэ» и др.), которые немало способствовали распространению нин-дзютсу во всем мире.
Именно с этого человека в США и других странах мира началась так называемая «ниндзямания», докатившаяся в последние годы и до нашей страны. Немало способствовала этому процессу нашумевшая поездка Масааки Хатсуми по территории США в 1982 году, когда он произвел настоящий фурор тем, что демонст рировал не только и не столько рукопашный бой, сколько технику шпионажа и диверсий.
С 1983 года ежегодно проводятся съезды (Тайкай) ниндзя всего мира, проходящие в заранее выбранной стране, в которой имеется филиал «Бусинкан додзе». «Мое тело говорит на международном языке», — утверждает Масааки Хатсуми. Приверженцев нин-дзютсу Австрии и Германии объединяет организация «Буд-зинкан Инаг», президентом которой является Штефен Г. Фреи-лиш (сидоси, 8 дан). Членом этой организации, имеющим личную переписку с сидоси Фрейлишем, является и автор этой книги.
Во Франции также имеется филиал «Бусинкан додзе», называющийся «Тэнгу додзе». Возглавляет его Сильван Гинтар, который, помимо высокой степени мастерства в искусстве «ночных воинов», имеет посвящение в тайные знания сюгэндо, практикуемые современными ямабуси. Он начал свой долгий путь к Знанию в совсем юном возрасте и в настоящее время является одним из признанных специалистов в теории и практике воинов-мистиков.
Многие из учеников Хатсуми, прошедших обучение в японском центре «Бусинкан», также имеют свои додзе практически по всему миру. К ним относятся Б. Мюнце (Швеция), С. Мак-Карти (Англия) и многие другие. Во всех развитых странах мира —Японии, США, Австралии, Англии, Швеции, Германии и Австрии, Франции, Израиле, ЮАР и т. д. имеются филиалы, проводятся семинары, издаются учебные пособия.
29 сентября 1986 года (или 61 года эрыСева по японскому календарю) Масааки Хатсуми в сопровождении группы учеников посетил могилу своего Учителя. Там он дал клятву посвятить всю оставшуюся жизнь исключительно сохранению и распространению нин-дзютсу школы Тогакурэ-рю. В знак вступления в новый период жизни он принял имя Торацугу, составленное из двух слов: Тора, что означает «тигр», и цугу — окончание имени Учителя. Бяку-рю — «Белый Дракон» перестал существовать. «Я буду с честью нести это имя и связанную с ним миссию, а не играть роль», —сказал Хатсуми.
УЧЕНИЕ КИ-АЙ —ЗНАНИЯ НИНДЗЯ О САМИХ СЕБЕ И ОБО ВСЕМ МИРЕ
Знай, что небеса были созданы, Чтобы пять элементов создать. Каждый из них —лишь отражение прочих. И все равны они, Все. Каждая часть —маленькая вселенная. Земля, Вода, Огонь, Воздух И сила Пустоты Великой Содержатся во всем. Знать порядок Вселенной — Значит понять своеобразие природы И наклонности людей... |
Одной из важнейших целей при изучении Нин-дзютсу является изучение Ки-ай, или, другими словами, учения о том, как приходить в согласие с ходом вещей в природе. Проще говоря: изучающий Нин-дзютсу должен прийти к единству, осознав себя частью природы. Это учение основывается на мистическом мировоззрении воинственных ямабуси, горных монахов, которые уже за столетия до возникновения Нин-дзютсу опирались на это учение. Аскетические воины — сенин и гедзя, жившие на полуострове Кии, позднее переименовали его и положили в основу возникшего позже боевого искусства.
Мистическое учение ниндзя не содержит ничего причудливого, невозможного или фантастического. Мистицизм в нем служит для изучения методов, необходимых для использования законов природы или прямого познания Вселенной, для достижения своих целей. Когда человек наблюдает природу в ее первозданном виде, он может понять весь мир и собственное в нем место —и использовать это знание непосредственно для своих нужд.
Ведущая свою историю из древнего тибетского тантрическо-го учения, тайная система знаний Миккё учит, что все физические аспекты имеют единую первооснову и объединяются в одно целое из пяти основных свойств первоэлементов:
Ку —«Пустота», или «Источник» —проявление субатомарной энергии, ничто, из которого происходит форма всех «объектов»,
Фу —«Воздух», или газообразный элемент,
Ка —«Огонь» или элемент, содержащий энергию,
Суй —«Вода» или текучий элемент,
Ти —«Земля», или скрепляющий элемент.
Сотворение Вселенной можно представить себе на основе этих элементов таким образом: в Ку, пустоте, или источнике, существуют различные поляризации, которые приводят к сильному электромагнитному взаимодействию и сцеплению. Эти образования превращаются затем в атомы и переходят в газообразное состояние —Фу. При взаимодействии различных газов между собой образуется Кй-субстанция, Яя-уровень. Затем отдельные молекулы конденсируются в Суй-субстанцию, жидкость. Позднее они крепко соединяются между собой, образуя Ти-состояние, или землю.
Изучая телесные, чувственные, интеллектуальные или духовные свойства человека, мы можем найти способ сопоставить те или иные свойства с различными элементарными свойствами первоэлементов. Можно начать классификацию и наоборот, с Ти-сту-пени как самой первой и самой прочной.
Часто молекулы и атомы в них представляют в виде Вселенных с собственными галактиками и солнечными системами. В любом цельном виде искусства и Знания человек может найти модель всей Вселенной, Ниндзя, изучая взаимоотношения между основными первоэлементами природы, таким образом постигает самого себя. Он приближается к познанию своей собственной природы, приближается к равновесию и познает свои собственные силы, находя ответы на вопросы, поставленные жизнью.
В организме человека элемент Земли — Ти — представлен костями, зубами, мускулами и другими плотными органами. Суй, вода, представлена текущими в теле жидкостями и составляет гибкие, подвижные свойства тела. Яд, огонь, составляет метаболизм; он ощущается теплом, выделяемым телом. Фу, воздух, представлен дыханием, и связан с циклом дыхания, вдохом и выдохом, с движением воздуха вовнутрь тела и обратно, а также с другими внутренними процессами, связанными с дыханием. Ку, пустота, или «источник», проявляется в голосе, речи и способности понимать других людей.
Со смертью означенные элементы покидают тело в обратном порядке. Прежде всего в человеке пропадает способность воспринимать и общаться с другими людьми. После этого пропадает способность к дыханию. Вместе с потерей мертвым телом тепла покидает тело субстанция Ка, огонь, и вместе с высыханием покидает тело жидкость, или Суй. И, наконец, в теле остается только самый прочный элемент, Ти, земля, которая сохраняется дольше всего.
Эти пять элементов кроме материального выражения имеют и отражение в нашем сознании, в духовном состоянии человека, которое наглядно проявляется в нашем самоощущении. Эти выражения могут уменьшаться или увеличиваться в нашем сознании, сами мы можем оценивать их сочетание как «расположение
духа».
На ступени элемента Земли, низшего из пяти элементов, мы ощущаем крепость нашего собственного тела и собственную стабильность. Любое изменение или движение кажется ненужным, и надо всем преобладает мысль оставить дела и положение вещей такими, как они есть. Лучшим примером этой категории является скала: она не сдвигается, не изменяется без влияния со стороны других элементов. Когда наша личность подвержена влиянию этого принципа, мы стремимся определить свое собственное место для каждой вещи. Ти, элемент Земли, находится в основании позвоночника; он находит свое проявление в красном цвете.
На уровне элемента Воды, следующем по рангу после элемента Земли, чувства человека и его телесные свойства становятся текучими и изменчивыми. Реакция на физические изменения и хорошая приспособляемость характеризуют эту ступень. Лучшим примером, демонстрирующим этот уровень, являются растения:
они растут и могут при необходимости отклоняться, реагировать на внешнее влияние, и тем не менее они стабильны, не перемещаются, оставаясь на одном месте.
Когда наша личность находится под влиянием элемента Воды, мы реагируем на все окружающее и находимся в меланхолическом настроении. Элемент Воды расположен в верхней части живота и проявляет свою эмоциональную природу оранжевым цветом.
Элемент Огня, третий в иерархии пяти Первоэлементов, связывается с нашей агрессивностью Агрессивность в этом случае означает активную, динамическую, экспансивную энергию и не носит отрицательного, насильственного оттенка, которым обычно наделяют это понятие. При влиянии этого элемента на наше мироощущение мы чувствуем тепло и дружелюбие, появляется желание подчинить себе все окружающее.
Элементом Огня характеризуются дикие животные: они помнят, обладают способностью думать, устраивать свою жизнь самостоятельно и ищут счастья и радости. Когда наша личность находится под влиянием элемента Огня, мы полны самоощущения динамической силы и духовного потенциала. Ка, элемент Огня, расположен в подреберье, и его агрессивный, экспансивный характер связывается с желтым цветом.
Следующая ступень, элемент Воздуха, является четвертой среди элементов, она заставляет нас чувствовать наш интеллект и доброжелательность. Следствием его являются мудрость и любовь. Лучшим проявлением этой ступени является человек: он может предусматривать, размышлять и любить. Когда наша личность
находится под влиянием элемента Воздуха, мы чувствуем сострадание и понимание окружающих нас людей, и очень сильно проявляется социальная природа человека. Фу, элемент Воздуха, расположении средней части грудной клетки; его человеческая природа сконцентрирована в зеленом цвете.
Высшим и наиболее могущественным среди элементов является элемент Ку-называемый«Великая Пустота». Раньше эта пустота называлась в восточных учениях термином «эфирная субстанция», теперь же ее называют скорее «субатомарной структурой». Из невидимых энергетических частиц состоят атомы, которые, связываясь друг с другом, составляют весь материальный мир объектов В личности человека этот элемент повышает способности и движущие силы, а также возможности, даваемые каждым из других элементов. Ку, ключевой элемент, расположен в шее; его движущая сила связана с голубым цветом
Следующие примеры помогут понять влияние различных элементов на мироощущение человека:
ПРИМЕР 1
Вы находитесь на заполненном людьми стадионе или в людном парке. На некотором расстоянии от вас —группа подвыпивших людей, которые по своей всегдашней привычке чему-то громко радуются, никого, однако, не задевая. Реакция на это событие может быть различной —в зависимости от того, какая стихия в данный момент влияет на ваше мировосприятие.
Вот типичные реакции:
Земля. Вы ожидаете развития событий. Вы несколько раз обращаете внимание на подвыпившую компанию, но вытесняете ее из вашего сознания и не придаете ей значения. Вас особо не задевает эта компания, они не мешают вам.
Вода. Вы реагируете. Вы чувствуете негодование по отношению к этим выпивохам и чувствуете, что в этом чувстве вы не одиноки. Вы вызываете полицию или же встаете и уходите куда-нибудь подальше. Это событие надолго расстраивает вас.