Вы -- полуоткрытые ворота, у которых ждут могильщики. И
Вот ваша действительность: "Все стоит того, чтобы
Погибнуть".
Ах, вот стоите вы предо мной с торчащими ребрами! И многие
Из вас хорошо понимали это и сами.
И они говорили: "Кажется, Бог, пока спал я, что-то отнял у
Меня? Поистине, достаточно, чтобы сделать из этого самку!
Удивительна скудость ребер моих!" -- так говорили уже
Многие из людей настоящего.
Да, смех вызываете вы во мне, вы, современники! И в
Особенности когда вы удивляетесь сами себе!
И горе мне, если бы не мог я смеяться над вашим удивлением
И должен был глотать все, что есть противного в ваших мисках!
Но я хочу отнестись к вам легче, ибо нечто тяжелое
Должен нести я; и что мне за дело, если жуки и летучие гады
Сядут на мою ношу!
Поистине, не станет же она от того тяжелее! И не от вас,
вы, современники, должна прийти ко мне великая усталость. --
Ах, куда же еще подняться мне с моей тоской! Со всех гор
Высматриваю я страны отцов и матерей.
Но родины не нашел я нигде: тревожно мне во всех городах и
Рвусь я прочь из всех ворот.
Чужды мне и смешны современники; к ним еще недавно влекло
Меня сердце; и изгнан я из стран отцов и матерей.
Так что люблю я еще только страну детей моих ,
Неоткрытую, лежащую в самых далеких морях; и пусть ищут и ищут
Ее мои корабли.
Своими детьми хочу я искупить то, что я сын своих отцов; и
всем будущим -- это настоящее! --
Так говорил Заратустра.
О непорочном познании
Когда вчера взошел месяц, я думал, что он хочет родить
Солнце: так широко, как роженица, лежал он на горизонте.
Но он обманул меня своей беременностью; и скорее еще я
Поверю, что месяц -- мужчина, чем что он -- женщина.
Конечно, мало похож на мужчину этот застенчивый
Полуночник. Поистине, с нечистой совестью бродит он по крышам.
Ибо полон он похоти и ревности, этот монах в месяце, падок
Он до земли и всех радостей влюбленных.
Нет, я не люблю его, этого кота на крышах! Противны мне
Все, кто подкрадывается к полузакрытым окнам!
Набожно и молча бродит он по звездным коврам; но я не
Люблю мужских ног, ступающих тихо, на которых не звенят даже
Шпоры.
Праведна поступь любого правдивца; но кошка ходит по
Земле, крадучись. Взгляни, по-кошачьи восходит луна и нечестно.
--
Это сравнение прилагаю я к вам, чувствительные лицемеры, к
Вам, ищущим "чистого познания"! Вас называю я -- сластолюбцами!
Вы также любите землю и земное -- я хорошо разгадал нас!
Но стыд в вашей любви и нечистая совесть, -- вы похожи на
Луну!
В презрении к земному убежден ваш дух, но не ваше нутро; а
Оно сильнейшее в вас!
И теперь стыдится ваш дух, что он угождает вашему нутру, и
Крадется путями лжи и обмана, чтобы не встретиться со своим
Собственным стыдом.
Quot;Для меня было бы высшим счастьем -- так говорит себе ваш
Пролгавшийся дух, -- смотреть на жизнь без вожделений, а не как
собака, с высунутым языком;
Быть счастливым в созерцании, с умершей волею, без
приступов и алчности себялюбия, -- холодным и серым всем телом,
Но с пьяными глазами месяца!
Для меня было бы лучшей долею -- так соблазняет самого
Себя соблазненный, -- любить землю, как любит ее месяц, и
Только одними глазами прикасаться к красоте ее.
И я называю непорочным познание всех вещей, когда я
Ничего не хочу от них, как только лежать перед ними, подобно
зеркалу с сотнею глаз". --
О вы, чувствительные лицемеры, вы, сластолюбцы! Вам
Недостает невинности в вожделении; и вот почему клевещете вы на
Вожделение!
Поистине, не как созидающие, производящие и радующиеся
Становлению любите вы землю!
Где есть невинность? Там, где есть воля к зачатию. И кто
Хочет созидать дальше себя, у того для меня самая чистая воля.
Где есть красота? Там, где я должен хотеть всею
Волею; где хочу я любить и погибнуть, чтобы образ не остался
Только образом.
Любить и погибнуть -- это согласуется от вечности. Хотеть
любви -- это значит хотеть также смерти. Так говорю я вам,
Малодушные!