Глава 6. оценка эффективности труда менеджеров
И СПЕЦИАЛИСТОВ……………………………………………………………………………….73
6.1.Оценка производительности труда………………………………………………………….....73
6.2.Оценка качества работы………………………………………………………………………..75
6.3.Определение эффективности системы управления…………………………………………….76
Контрольные вопросы………………………………………………………………………..……78
ГЛАВА 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА………………………………………….…..79
Государственное управление культурой и искусством………………………………………...79
Культурная политика в России и перспективные направления ее развития………………….86
Управление интеллектуальной собственностью в сфере культуры и искусства……………...91
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………...98
ГЛАВА 8. МЕНЕДЖМЕНТ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА………………………………………………………....99
Особенности развития музейного дела в условиях рыночной экономики…………………....99
Организация деятельности современного музея……………………………………………...106
Направления развития музейного менеджмента……………………………………………...120
Контрольные вопросы…………………………………………………………………………….127
ГЛАВА 9. НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО…………………………………………..129
Развитие производства промышленно-художественных товаров……………………………129
Менеджмент в производстве и реализации промышленно-художественных товаров…….140
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………..146
ГЛАВА 10. МЕНЕДЖМЕНТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ……………………………………………………………………………………………….147
10.1. Возрождение бизнеса в сфере изобразительного искусства………………………………...147
Взаимоотношения профессиональных участников арт-рынка……………………………..150
Перспективы развития арт-бизнеса в России………………………………………………..152
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………..153
ГЛАВА 11. МЕНЕДЖМЕНТ ШОУ-БИЗНЕСА…………………………………………………………….154
Понятие и структура шоу-бизнеса…………………………………………………………...154
Организация производства в шоу-бизнесе…………………………………………………...157
Этика менеджмента в шоу-бизнесе ………………………………………………………….160
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………..163
ГЛАВА 12. МЕНЕДЖМЕНТ В КИНЕМАТОГРАФИИ…………………………………………………………164
Этапы развития российской киноиндустрии………………………………………………...164
Менеджмент кинобизнеса……………………………………………………………………167
Глобальные информационные технологии в кинобизнесе…………………………………...170
Менеджмент кинопроекта……………………………………………………………………172
Контрольные вопросы……………………………………………………………………………..176
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………………………………177
Основные показатели культуры в Тульской области………………………………………………177
Яснополянское Соглашение……………………………………………………………………….186
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………188
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ……………………………………………………………………………………………...191
ПРЕДИСЛОВИЕ
В условиях развития рыночной модели российской экономики произошло становление сферы культуры и искусства как самостоятельной отрасли национальной экономики, функционирование которой направлено на удовлетворение культурных и духовных запросов граждан России.
Управление долговременными и текущими культуротворческими процессами, направленными на реализацию указанных целей, представляет собой комплекс оперативных действий по решению задач существующих и вновь создаваемых культуропроизводящих институтов, призванных обеспечить расширенное воспроизводство на новом уровне качества интеллектуальной продукции и культурно-просветительских услуг в пределах финансовых средств, творческих кадров, существующего инструментария и инновационных технологий. С этим связаны разработка управленческой стратегии и тактики в области культуры и искусства и многоуровневый подход к регуляции социокультурных процессов в России.
Культурная политика как стратегия должна, во-первых, быть неотъемлемой частью всех направлений государственной социально-экономической политики в целом и отражать ее духовно-ценностный и социально-нормативный аспекты; во-вторых, являться важнейшей составляющей социальной политики, которая в современных условиях может быть лишь комплексной и системной, отображать и регулировать социальные, культурные, образовательные и здравоохранительные процессы общества; в-третьих, проявляться как особое направление государственной и регулируемой государством и обществом деятельности по стимулированию социально приемлемых и предпочитаемых личностных духовных ценностей, социокультурных нормативов проявлений человека в обществе.
Важнейшие приоритетные цели культурной политики в России могут быть определены следующим образом:
- развитие комплексной системы социально-культурных ценностных ориентации человека и общества, построение новой модели жизни человека в соотношении исторического социального опыта, национального культурного наследия и задач социокультурной модернизации общества;
- приобщение людей к знаниям и интересам, ко всему многообразию мировой культуры человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через эти знания и интересы, воспитание запросов и потребностей в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной, социальной и политической отчужденности;
- моделирование основных направлений социально-культурной эволюции человека и общества, характерных черт многонациональной российской цивилизации;
- прогнозирование наиболее вероятных черт и параметров нового образа жизни с учетом складывающихся в России социально-экономических, государственно-политических, духовных и иных факторов и условий;
- совершенствование законодательной базы в области культуры и социокультурной политики и др.
Даже не полный перечень целей и задач, решаемых в сфере культуры и искусства, свидетельствует о значении современного менеджмента в управлении процессами стратегического, тактического и оперативного развития интеллектуально-творческой и культурно-просветительской деятельности.
Отсутствие специально подготовленных учебников и учебных пособий, направленных на формирование системных научных знаний и практических навыков по управлению организациями культуры и искусства, обусловило необходимость написания учебного пособия «Менеджмент в сфере культуры и искусства» для подготовки бакалавров по направлению 522 800 — «Искусства и гуманитарные науки». При написании учебного пособия и подготовки его к изданию авторами — доктором экономических наук, профессором, заслуженным работником высшей школы РФ М.П. Переверзевым и кандидатом экономических наук, доцентом Т.В. Косцовым, использован опыт преподавания дисциплины «Менеджмент в сфере культуры и искусства» федерального блока Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для подготовки бакалавров по направлению «Искусства и гуманитарные науки» в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого. Главы 1—6 и 9 написаны М.П. Переверзевым, главы 8, 10-12 — Т.В. Косцовым, глава 7 написана совместно М.П. Переверзевым и Т.В. Косцовым.
Замечания и пожелания просим направлять в издательство «ИНФРЛ-М» и ЦПУ им. Л.Н. Толстого (300026, г. Тула, просп. Ленина, 125).